лучшие районы петербурга для проживания с детьми
Топ-10 районов Петербурга для комфортной жизни
Выбирать место для покупки квартиры нужно, исходя из множества факторов. Основные – транспортная доступность, социальная и торговая инфраструктура, пробки и цены на недвижимость. Мы составили свой рейтинг районов Петербурга по этим показателям.
В наш рейтинг вошли районы как с элитным, так и с бюджетным жильем. Мы старались оценивать их по совокупности плюсов и минусов. Читателю мы предоставляем возможность выбрать для себя подходящий район.
Московский район
Московский район оказался лучшим по всем параметрам. Эта одна из старейших и красивейших частей города со сталинской застройкой, просторными улицами и огромным Парком Победы. Застройщики возводят здесь жилые комплексы комфорт-класса, экстремально бюджетных высоток в районе не встретить.
Транспортная доступность
Официально в районе шесть станций метро: «Московские ворота», «Электросила», «Парк Победы», «Московская», «Звёздная», «Купчино». Однако по факту в непосредственной близости находятся еще две станции – «Фрунзенская» и «Технологический институт». Наземный транспорт по Московскому проспекту курсирует самый разнообразный.
На автомобиле помимо центральной магистрали удобно пользоваться КАД и ЗСД. Пробки в здесь бывают, но не криминальные. Из Московского района удобно добираться и в центр города, и в аэропорт.
Инфраструктура
Московский район – развитая во всех смыслах локация. Здесь можно найти кафе, рестораны, магазины на любой вкус и кошелек. Школы и детские сады есть в каждом квартале. Медицинские учреждения работают как частные, так и государственные.
Экология
Помимо Парка Победы в Московском есть Парк героев-пожарных, Пулковский парк и множество скверов. Зелень компенсирует загазованность района от Московского проспекта.
Цены на квартиры
Новостройки в Московском районе возводят в основном в окрестностях метро «Звездная» по Пулковскому шоссе. Средняя цена за квадратный метр квартиры на первичном рынке – 116 тысяч рублей. Найдите для себя подходящий жилой комплекс в нашей подборке.
Вторичный рынок Московского района в основном представлен просторными квартирами в сталинках, которые были построены в середине прошлого века. При этом вторичка заметно дороже – 143 тысячи за квадратный метр.
Выборгский район
Это еще один старый район Петербурга, который сегодня активно осваивают застройщики. Вторая жизнь Выборгской стороны начинается с ее исторических промзон, которые сегодня преображаются в кварталы новых жилых домов. Кроме того активно застраиваются окраины города.
Транспортная инфраструктура
В Выборгском районе 6 станций метро, которые дают пешеходам возможность добираться в любую точку города. Он пронизан дорогами и магистралями, по которым удобно доехать в центр и на окраины.
Инфраструктура
В локации построено несколько торгово-развлекательных центров. У Большой Невки работают бизнес-центры. В Выборгском районе более 60 школ и детских садов. Кроме того малышей ждут дома творчества, спортзалы и клубы. Также в районе действует несколько крупных медицинских учреждений и вузов.
Экология
Главный минус района – не самая благоприятная экологическая обстановка. Еще сто лет назад он представлял собой сплошную промзону. Сейчас заводы перевозят за город, на их территории идет реновация. Однако почва хранит следы вредных производств.
При этом в Выборгском районе около 50 скверов и парков, что делает общую экологическую ситуацию приемлемой.
Цены на квартиры
Новостройки в районе в основном строятся у метро «Парнас» и «Гражданский проспект». Средняя цена квадратного метра на первичном рынке здесь составляет 117 тысяч рублей. Студию в строящемся доме можно купить за 2,2 млн рублей. Убедитесь в нашей подборке жилых комплексов Выборгского района в нашей подборке. На вторичном рынке цена квадратного метра примерно та же, 119 тысяч рублей.
Приморский район
Самый густонаселенный район города. С открытием метро «Беговая» и строительством «Лахта-центра» его популярность вышла на новый виток.
Транспортная доступность
С открытием метро «Беговая» транспортная доступность Приморского района серьезно улучшилась. Эта станция стала 5-й в Приморском районе. Гораздо удобнее добираться сюда стало с открытием КАД и ЗСД, особенно с запуском центрального участка последнего. В 2017 году открылся Яхтенный мост, который соединил Крестовский остров с парком 300-летия Петербурга.
Инфраструктура
В районе работает несколько десятков торгово-развлекательных центров. Нет недостатка в спортивных клубах, кафе и ресторанах. А вот социальных объектов местами не хватает, особенно в кварталах с новостройками. Однако в проектах последних лет застройщики сами проектируют и строят детские сады и школы при поддержке городских властей.
Экология
Экологическая обстановка в районе неоднозначная. С одной стороны ¼ часть района занимают зеленые зоны, рядом Финский залив. С другой – почва в районе метро «Комендантский проспект» загрязнена, в кварталах с новостройками не хватает скверов и парков. Общую ситуацию с озеленением должно улучшить открытие территории «Лахта-центра» с крупномерными деревьями.
Цены на квартиры
Центральный район
Самый престижный и красивый район Петербурга. Здесь сосредоточена деловая и туристическая активность города. При этом в Центральном районе есть все для комфортной жизни.
Транспортная доступность
В районе 11 станций метро на каждой из существующих веток. Дорогам сложно справляться с высоким трафиком, поэтому в часы-пик на них скапливаются пробки. Пешеходная доступность района прекрасная, по центру приятно гулять, любуясь памятниками архитектуры. Только Невский проспект практически круглосуточно забит туристами.
Экология
Район довольно сильно загазован из-за плотного автомобильного трафика. Деревьев в исторической застройке почти нет, зелень сконцентрирована в парках центра города.
Цены на недвижимость
В Центральном районе преобладает историческая застройка. Новых домов очень мало, и цены на них довольно высокие. В основном это клубные дома и ЖК бизнес-класса. При этом с элитными жилыми комплексами соседствуют старые особняки с коммуналками, которые до сих пор не расселили.
Цены на новостройки здесь начинаются с 189 тысяч рублей за квадрат. Посмотрите, какие есть варианты, в нашей подборке ЖК Центрального района. Вторичка стоит значительно дешевле – 161 тысяч за квадратный метр. Но в основном это старый фонд, квартиры в котором требуют ремонта.
Петроградский район
Один из старейших районов Петербурга, престижный и уютный. Историческая застройка перемежается небольшим количеством новостроек.
Транспортная доступность
Семь островов Петроградки связаны пятью станциями метро. Внутренние магистрали района перегружены, часто бывают пробки. По району удобно перемещаться пешком.
Инфраструктура
Петроградский район – один из самых комфортных для жизни. Здесь есть вузы, школы, детские сады, новоселу с ребенком будет из чего выбрать. Вся Петроградка наполнена кофейнями, пекарнями, ресторанами и кафе. Крупные магазины находятся на выезде из района.
Экология
Третью часть Петроградского района занимают зеленые насаждения, поэтому с экологией здесь неплохо. Действующих предприятий в локации почти не осталось, воздух портят только выхлопные газы от автомобилей.
Цены на недвижимость
Петроградский район считается престижным. Новых ЖК здесь пока не так много, но в будущем продолжат застраиваться промзоны со стороны «Чкаловской». Цена квадратного метра на первичном рынке здесь даже выше, чем в центре – 196 тысяч. Посмотрите на ассортимент жилых комплексов Петроградского района в нашей подборке.
Вторичное жилье здесь продается за 174 тысячи квадратный метр. В основном это старый фонд и бывшие коммунальные квартиры.
Адмиралтейский район
Это один из старейших и красивейших районов Петербурга, который остается самым престижным для жизни.
Транспортная доступность
В районе девять станций метро, пешеходам удобно добираться из района в любую точку города. Автомобилистам приходится часто стоять в пробках. Кроме того в районе серьезные проблемы с парковкой – на многих участках городские власти пытаются ввести за нее плату. Пока не слишком успешно.
Инфраструктура
В районе есть все необходимое для комфортной жизни. Здесь в достатке больниц, школ и детских садов. Гипермаркетов практически нет, зато много небольших магазинов у станций метро. Кафе и рестораны – на каждом шагу. Однако есть участки вроде Коломны, где точки притяжения сильно разрежены.
Экология
В районе почти нет парков, лишь небольшие скверы. Зеленых дворов здесь тоже не встретишь, в основном классические «колодцы». При этом чувствуется загазованность от городских магистралей.
Цены на недвижимость
Новостроек в районе очень мало, в основном это элитное жилье. Его средняя стоимость 142 тысячи за квадратный метр. Посмотрите, как выглядят ЖК в Адмиралтейском районе в нашей подборке.
На вторичном рынке много как убитых бывших коммуналок, так и квартир с хорошим ремонтом в восстановленном историческом доме. Средняя цена квадратного метра 138 тысяч рублей.
Петродворцовый район
Район в 30 км от центра Петербурга включает три города – Ломоносов, Петергоф и Стрельну. Новостроек здесь немного, преобладает историческая застройка.
Транспортная доступность
Главный недостаток района – отсутствие метро и каких-либо перспектив по его строительству. Зато в город ездят электрички, на которых доехать до Балтийского вокзала можно за 20 минут. Постоянно курсируют автобусы и маршрутные такси.
Инфраструктура
В районе находится 20 школ и 30 детских садов. Вокруг красоты исторической застройки, магазины и кафе. Крупные супермаркеты находятся на некотором удалении, в районе «Балтийской жемчужины».
Экология
Район очень зеленый, дома утопают в деревьях и цветах. Кроме того, 30% территории занимают парки и скверы. Сказывается и близость Финского залива. Экология в Петродворцовом районе – одна из лучших в городе.
Цены на недвижимость
Новостройки в районе строятся в основном малоэтажные и на окраинах. При этом цены на первичное жилье – одни из самых низких в городе. Квадратный метр стоит около 75 тысяч рублей. Студию в строящемся доме можно купить за 1,4 млн. Убедитесь в нашей подборке жилых комплексов в Петродворцовом районе. Вторичка в районе стоит дороже новостроек. Цена квадратного метра – около 92 тысяч рублей.
Курортный район
Курортный район расположен на берегу Финского залива. Главная рекреационная зона Петербурга с огромным количеством санаториев и домов отдыха. Район включает два города и девять поселков.
Транспортная доступность
Метро Курортному району в ближайшее десятилетие не светит. Однако ситуацию спасает электричка и многочисленный наземный транспорт. В среднем дорога из Петербурга, например, в Сестрорецк занимает около часа на общественном транспорте и сорок минут на автомобиле.
Инфраструктура
Развлекательная инфраструктура в Курортном районе развита отлично. Здесь нет недостатка в ресторанах и кафе по всему побережью Финского залива. Однако цены говорят о том, что нацелены они скорее на туристов, чем на местных жителей. Школы и детские сады сосредоточены в основном в Сестрорецке. Но застройщики обязательно включают в свои проекты социальные объекты.
Цены на недвижимость
Курортный район считается самым престижным из пригородов Петербурга. Новостройки здесь взлетели в цене с середины лета с 76 до 97 тысяч за квадратный метр. Сыграл свою роль выход на рынок новых элитных проектов. Посмотрите нашу подборку ЖК в Курортном районе. Вторичка более стабильна в цене и стоит 111 тысяч за квадрат.
Невский район
Невский район – единственный, расположенный на двух берегах Невы. Основной его жилой фонд составляет вторичная недвижимость – панельки и хрущевки. Однако на окраинах ведется активное новое строительство.
Транспортная доступность
В районе семь станций метро. В целом они позволяют жителям Невского свободно перемещаться по Петербургу. На территории района три моста через Неву, один из них железнодорожный. Пробки бывают на Октябрьской набережной и на Дальневосточном проспекте.
Инфраструктура
Невский – старый развитой район со всей необходимой инфраструктурой. Здесь достаточно школ, детских садов и поликлиник. Нет недостатка и в ТРЦ, которые работают почти на каждой станции метро.
Экология
Недостаток Невского района – его экология. В локации остались действующие предприятия, плюс проходят серьезные транспортные потоки. Садов и парков при этом локации явно не хватает.
Цены на недвижимость
Новостройки в районе возводят в основном в Рыбацком и на Октябрьской набережной. Цена на первичном рынке держится на отметке 106 тысяч за квадратный метр. Квартиру здесь можно купить от 2,3 млн в строящемся доме. Оцените жилые комплексы Невского района в нашей подборке. Вторичная недвижимость стоит дороже. Квадратный метр обойдется в 116 тысяч рублей.
Районы Петербурга: от худшего к лучшему
Что хорошего в Рыбацком, так ли плохо на Парнасе, комфортно ли жить в центре и куда ехать за пасторалью и природой: разбираемся в районах Петербурга и выбираем лучшие и худшие места для жизни, отдыха и занятий.
Дисклеймер: текст не охватывает ближайших пригородов Петербурга и районов, административно принадлежащих Ленобласти, — поэтому в материале отсутствуют Парголово, Мурино, Кудрово и другие окрестности города.
По каким критериям происходит ранжирование: близость к метро, качество жилья, городская инфраструктура, рекреационные зоны — все оценивается в комплексе.
Парнас
Район на севере Петербурга рядом с одноименной промзоной. Двести лет назад сюда наведывалась Екатерина II и назвала насыпанный холм в честь одноименной горы. Тридцать лет назад здесь были совхозные поля. Десять лет назад петербургские девелоперы их начали застраивать многоэтажными домами.
Парнас — страшный сон Ильи Варламова, один из первых «человейников» Петербурга, вобравший в себя все детские болезни (читай — худшие качества) подобных районов. Минимум зелени, максимум асфальта, проблемы с парковкой, минимум рекреационных пространств, отсутствие рабочих мест и неразвитость социальной инфраструктуры: проблемы со школами, садами, нет взрослой поликлиники и больницы. Бонус — некомфортное соседство с промзоной, где расположены предприятия пищевой промышленности.
На Парнасе неприятно находиться, не то что жить: район залит бетоном и асфальтом, здания стоят впритык друг к другу. Район завешан объявлениями с женскими именами и номерами телефонов, немногочисленные зеленые участки не ухожены.
Плюсы, впрочем, тоже есть — но их можно по пальцам подсчитать: под боком — Шуваловский парк, куда можно сбежать от асфальта, бетона, промзон и машин. В районе есть станция метро «Парнас», до которой идти максимум пятнадцать минут: еще полчаса — и вы в центре. Еще один плюс Парнаса перед Кудровом и Мурином — местные жители имеют питерскую прописку.
Новые кварталы на севере Приморского района
Приморский район — самый быстрорастущий в Петербурге: спасибо новым кварталам, которые вымахали за несколько лет в конце улицы Парашютной и проспекта Королева. Стоит ли говорить о комфортной среде в данном случае? Совершенно точно нет: районы новые, а проблемы все те же— негде гулять, парковаться и лечиться, мало рабочих мест, некомфортная городская среда. С транспортной доступностью тоже все не очень хорошо: станцию «Парашютная» откроют в лучшем случае после 2030 года, а до ближайших «Пионерской» и «Комендантского проспекта» добираться не меньше пятнадцати-двадцати минут на транспорте. Кстати, район продолжает застраиваться, бонусом к стройке — горы мусора и злые собаки.
Канонерский остров и окрестности
До 1983 года остров на западе Петербурга был полузакрытым. Добраться сюда можно было только вплавь, пока не проложили тоннель, соединивший Канонеру с материком. Оказалось, что на острове есть не только судоремонтный завод, а еще и живописный вид на Финский залив, закаты и корюшка — правда, ловят ее в основном местные жители, и мы не советуем кормить ей даже кошек ваших врагов.
Впрочем, на этом плюсы жизни и досуга здесь заканчиваются. Что такое Канонерский остров? Долгая дорога — двадцать минут от метро «Балтийская» минимум. Слаборазвитая городская и социальная инфраструктура: здесь нет примерно ничего — ни поликлиники, ни больницы, ни даже «Булочной Вольчека». Отдельная проблема — Западный скоростной диаметр, построенный буквально над домами канонерцев, из‑за чего здесь стало больше шума, грязи, пыли и копоти. Кроме того, многие здания на Канонерском и соседнем Гутуевском острове находятся в неудовлетворительном и даже аварийном состоянии.
Гугл-карты, кстати, сообщают о наличии здесь парка. Но парком это назвать сложно: это заросший пустырь, с пляжем, заваленным мусором, — отдыхать мы здесь точно не советуем.
Проспект Просвещения и окрестности
Север города стал массово застраиваться в 1970-е годы: так возник целый район, в котором есть типовые брежневки — и, в общем-то, больше ничего.
«Просвет» — пожалуй, самый непримечательный и серый среди всех советских спальников города. Из архитектуры преобладает в основном 504-я серия домов — по сути дела, девятиэтажная модификация хрущевок: узкие кухни, маленькие комнаты, тонкие перекрытия.
В районе пугающе мало зелени — на большой район здесь, по сути, два сквера и один небольшой Муринский парк (есть еще «Сосновка», но до нее идти далеко). С транспортом здесь тоже не то чтобы хорошо: если в западной части проспекта есть одноименная станция, а на востоке — метро «Гражданский проспект», то жителям условного проспекта Культуры приходится пятнадцать-двадцать минут добираться только до метрополитена.
Кировский завод и окрестности
Рабочая окраина на юго-западе города при раннем Союзе стала главным местом силы архитектурного авангарда, оставив кучу памятников эпохи. Дом Советов Нарвского района, Ушаковские бани, ДК Горького, Дом технической учебы — и это неполный список. Впрочем, к югу от Кировского завода маховик истории отматывается уже на пару десятилетий вперед: район Автово окружен зданиями в духе сталинского неоклассицизма. Пройдя еще дальше, вы можете увидеть хрущевки.
Стоит ли здесь жить? Территория Кировского завода — одна из самых крупных промзон Петербурга со всеми вытекающими. Во всяком случае, инфраструктурных благ здесь довольно мало — хотя с транспортной доступностью все в порядке.
Пороховые и Ржевка
«Если хочешь быть в живых — уезжай с Пороховых» — так гласила байка из 1990-х, намекающая на криминогенный характер района на востоке Петербурга. Это преувеличение: Красногвардейский район, куда входят Пороховые, даже не в пятерке самых опасных районов города.
В XVIII веке здесь располагались пороховые склады — отсюда и название района, массово застроенного в 1970–1980-е годы панельками тех лет. У Пороховых есть один серьезный недостаток: метро здесь нет и вряд ли в ближайшее время появится: в местной почве нашли плывун (насыщенный водой грунт), сильно мешающий строительству станций. Зато до ближайшей «Ладожской» ходит шустрый и комфортный «Чижик» — первый частный трамвай в Петербурге.
Погулять здесь есть где: можно пройтись по парку «Малиновка» или заглянуть в Ржевский лесопарк. Вдоль Рябовского шоссе сохранились садоводства с одноэтажными домами. С инфраструктурными благами в районе все в порядке: есть несколько ТЦ, а также легендарный «Народный» — самый дешевый универсам в Петербурге, куда съезжаются с котомками со всего города. Правда, он вырос в сеть универсамов с толпами малоимущих и драками за товары на распродажах.
Веселый поселок
Почему район на юго-востоке Петербурга так называется, доподлинно неизвестно: то ли виноваты гостившие здесь цыганские таборы, то ли название досталось в наследство от местной немецкой колонии XIX века, ныне утраченной. В конце 1960-х Веселый поселок застроили брежневками.
Знаменитые ужасы подвалов Дыбенко из одноименного фильма про разрушительную жизнь местных наркопотребителей сделали плохую рекламу району на годы вперед. Были причины: в 1990-е Правобережный рынок был огромным хабом наркотрафика, потому и привлекал соответствующий контингент. Сейчас Веселый поселок — обычный питерский спальник. Из плюсов — неплохая транспортная инфраструктура (две станции метро), Ледовый дворец (можно сходить на хоккей и большие концерты), «Мега» в пятнадцати — двадцати пяти минутах езды, несколько парков и Нева. Из минусов — крайне неказистые и не самые комфортные дома 602-й серии и близлежащий «человейник» Кудрово, формально принадлежащий ЛО, но паразитирующий на местной инфраструктуре.
Левый берег Невского района
Промзоны, заводы, хрущевки, сталинки, немного дореволюционной архитектуры и первые здания в стиле конструктивизма — вот краткое описание левобережной части Невского района. Пожалуй, это самая неоднородная в архитектурном смысле часть города. В районе метро «Ломоносовская» стоят помпезные сталинки, а к югу от нее расположились хрущевки. Вдоль Невы красуются здания в духе модерна начала XX века. В десяти минутах от «Пролетарской» на Троицком Поле расположился памятник авангарда — жилмассив для рабочих Обуховского завода. Рядом с метро «Обухово» и вовсе спряталось небольшое садоводство.
Район довольно неплохо оснащен общественным транспортом (четыре станции метро, много автобусов и трамваи), есть пара больших парков («Куракина Дача» и парк имени Бабушкина), а также набережная Невы в районе речного вокзала для прогулок, но пресловутый «серый пояс» занимает значительную часть района и оставляет свой негативный отпечаток: окрестности левого берега Невы традиционно считаются малопривлекательными для жизни.
Купчино
Купчино, как и окрестности улицы Дыбенко, было дачным поселком, который попал под массовое панельное строительство в 1960-х, а в 1990-е приобрел криминальный флер, не совсем актуальный ныне.
В былые годы Купчино обязательно было бы ниже в подобном рейтинге, но минувшее десятилетие решило многолетний вопрос с транспортом: теперь в районе аж пять станций метро. Что еще тут есть? Пожалуй, ничего особенного — парки Интернационалистов и Героев-пожарных, пара скверов, несколько ТЦ. Еще один бонус — можно дойти до ближайшей станции электрички и уже через двадцать минут очутиться в Пушкине или Павловске.
Метро «Балтийская» и окрестности
Вероятно, самый контрастный район Петербурга. С одной стороны — заброшенный завод «Красный треугольник», самые дешевые коммуналки в Петербурге в смурных и зачастую аварийных домах начала XX века и промзона. С другой — элитное жилье, строящееся на месте обветшавшего. Инфраструктурой район тоже не то чтобы богат: зеленых зон мало, ТЦ практически нет, отдохнуть тоже особо негде. Зато можно взять электричку на Балтийском вокзале — и умчать в Гатчину!
Дачное и окрестности
В XVIII веке здесь располагались дачи приближенных к царскому двору, позднее — пригородный поселок (который был разрушен во время войны). В 1960–1970-е годы Дачное начало застраиваиться хрущевками и брежневками, а также обзавелось одноименной станцией метро — впоследствии она была закрыта, а на ее смену были построены «Проспект Ветеранов» и — севернее — «Ленинский проспект».
Петербуржцу, приехавшему в Дачное и его окрестности из другого района, может показаться, что он находится в другом городе. Все из‑за архитектуры: панельные дома серий 528 и ГИ широко распространены в основном здесь. По сравнению с другими районами Дачное (и близлежащие территории) может похвастать обилием зеленых зон: Воронцовский сквер, бульвар Новаторов, парк «Александрино». В районе улицы Танкиста Хрустицкого прямо посреди панелек течет речка Дачная. Кстати, свое название район в некотором смысле оправдывает до сих пор: буквально в десяти минутах от метро «Проспект Ветеранов» находится садоводство «Кировец-1», где можно укрыться от городского шума и побродить среди одноэтажных домов.
Метро «Академическая» и окрестности
В народе шутили: Муринский ручей делит район Гражданки на ГДР (Гражданка дальше ручья) и ФРГ (фешенебельный район Гражданки). В данном случае речь пойдет о ФРГ. Что в ней такого фешенебельного? В районе много зеленых зон: «Сосновка», Пискаревский парк, прилегающий к одноименному кладбищу, парк рядом с Политехническим университетом. Застройка в основном добрежневская и кирпичная: в частности, много красивых сталинок рядом с метро «Лесная».
Метро «Черная речка» и окрестности
На юго-востоке Приморского района расположился негромкий (основные магистрали) район, вписавший в XIX веке мрачную страницу в историю: именно здесь, тогда еще на глухой петербургской окраине, смертельную пулю от Дантеса получил Пушкин. В 1960-е район был застроен кирпичными пятиэтажками, а за последние десять лет здесь выросло много новых жилых комплексов. Зелени здесь относительно немного: есть Строгановский парк и одноименный сад, небольшие скверы на Торжковской и Сердобольской улицах. Если поехать к западу в сторону «Старой Деревни» или к северу до «Пионерской», можно наткнуться на кучу ТРК вокруг.
Удельная
В первую очередь Удельная — это знаменитый блошиный рынок, на который по выходным приезжает чуть ли не половина города. Во вторую — тихие зеленые улочки, на которых расположились невысокие сталинки, разбавленные редкими новостройками. А еще здесь есть одноименная станция электрички: важный транспортный хаб для тех, кто хочет уехать к заливу или в Выборг. К югу от станции расположен огромный Удельный парк: там тренируются футболисты «Зенита» и гуляет половина восточной части Приморского района. Также стоит отметить, что в невысоких сталинках (многие из них не выше трех этажей) на Удельной страшно дорогое жилье.
Красносельский район
Хейтеры скажут: ни одной станции метро на район, пробки по утрам и длинная дорога. Мы ответим: плюсов больше. На юго-западе Петербурга находится тихий и зеленый район: здесь одних парков только четыре. А еще есть три реки, два канала и, конечно, Финский залив. Впрочем, по прибрежной территории плачет благоустройство: дикий пляж завален мусором — не в последнюю очередь спасибо девелоперам, развернувшим рядом строительство со всеми вытекающими.
Северо-запад района полон контрастов: в 2010-е здесь было построено много «человейников», большая часть из которых — социальное жилье со всеми вытекающими. Инфраструктура по этим кварталам тоже плачет. С другой стороны, чуть южнее, через приснопамятный мост Кадырова, начинается «Балтийская жемчужина», считающаяся одним из лучших микрорайонов в Петербурге: это жилой комплекс с торговым и офисным центрами, заведениями общепита и красивым видом на Матисов канал.
Московский район
Неслучившийся центр города (в построенный в 1941 году Дом Советов должна была переехать администрация Ленинграда — но проект не был реализован), выставка достижений сталинского ампира, здание Российской национальной библиотеки, парк Победы и маленькая Москва в Петербурге — магистральный Московский проспект поражает своей помпезностью и величием. Цены на квартиры, впрочем, поражают тоже — квартира в сталинке обойдется дорого.
Правда, стоит отойти, например, к западу, на Новоизмайловский проспект, или на северо-восток, к Благодатной улице, — и район выглядит уже куда скромнее: вместо памятников ампира — скромные общежития, многие из которых нуждаются в капремонте и хрущевки, терпеливо дожидающиеся реновации.
Московский район особо примечателен своей транспортной доступностью: аэропорт буквально в получасе езды, метро есть буквально везде, а до центра можно доехать на автобусе.
Остров Голодай
Остров Голодай (он же — Декабристов) попал под многоэтажную застройку в 1960–1980-е годы и до конца 2000-х в подобном рейтинге располагался бы куда выше: здесь был огромный пляж и, вероятно, лучший вид на залив в городе. Теперь вместо большого пляжа и залива жители домов на Морской набережной ежедневно наблюдают автомагистраль ЗСД, новый морской вокзал и двадцатиэтажки, построенные на намывной территории. Прямо сейчас на берегу залива достраивается ЖК — хочется верить, что за ним последует благоустройство набережной. Сейчас же на намывных территориях нет ни приемлемой инфраструктуры, ни даже нормальных магазинов.
Район Приморской — один из самых близких к городу спальников: две станции метро — и вы в центре, пятнадцать минут пешком — и вы на Васильевском острове. Рекреационных зон тут очень мало (буквально ноль парков!), но близость к заливу с одной стороны и к центру с другой перекрывает этот недостаток.
Рыбацкое
Незаслуженно стигматизированный район Петербурга: во многом потому, что находится за КАД, — впрочем, и до строительства кольцевой бытовало мнение, что здесь живет довольно опасный контингент.
История Рыбацкого началась аж в XVIII веке, когда еще Петр I переселил рыбаков в юго-восточную местность между речками Мурзинской и Славянкой. В следующем столетии Рыбацкое разрослось до села и сохранило пасторальный быт аж до конца 1980-х, пока его не уничтожил советский бульдозер. Сейчас Рыбацкое — это небольшой и негромкий спальник, заселенный панельными домами 137-й и 606-й серий. На вопрос, где здесь отдыхать, местные ответят: на Неве — летом здесь купаются, отдыхают и устраивают пикники, а зимой катаются на лыжах и ватрушках. Ехать до центра, кстати, недолго: под боком находится метро — ехать на нем полчаса.
Долгое озеро и окрестности
Территория рядом с Долгим озером попала в зону массового жилищного строительства в конце 1970-х. За двадцать с лишним лет она разрослась до огромного спальника на северо-западе города, с огромным пассажиропотоком которого пришлось справляться станции метро «Пионерская»: бывалые люди рассказывали о жутких очередях на вход в метро в 1990-х. Ситуацию спасло строительство «Старой деревни» и «Комендантского проспекта» — впрочем, пугающие темпы роста многоэтажек на Парашютной, похоже, скоро приведут к возвращению былых времен.
С точки зрения инфраструктуры, район Комендантского проспекта — один из лучших спальников в городе: супермаркетов, ТЦ, школ, детсадов, социальных учреждений и заведений общепита здесь более чем хватает. Главное место отдыха — уютный и благоустроенный парк рядом с Долгим озером.
Коломна
Центр, но как бы и не совсем: вроде здесь и Мариинский театр, Никольский собор, Новая Голландия и другие обязательные чекпойнты для туристов — но попробуй доберись до них! Ближайшее метро от той же Мариинки — минимум в двадцати минутах ходьбы. На общественном транспорте от условного Гостиного Двора, кстати, примерно столько же.
Коломна — это тот самый Петербург Достоевского: город пышный, но уже не парадный, мрачный, с потрескавшейся облицовкой и дворами-колодцами. Этот район пленит гостей города невысокими ценами на комнаты в коммуналках, но вряд ли здесь остаются снимать жилье надолго.
Васильевский остров
Архитектура XIX века, куча исторических памятников, несколько вузов, креативные пространства «К-30» и «Севкабель», фуд-маркет «Василеостровский рынок», выход к заливу и много набережных. Отдыхать здесь хорошо, а жить? Вопрос дискуссионный: критики посетуют на старый фонд и коммуналки — и будут правы. Тусовщики посетуют на разводные мосты и невозможность (окей, есть ЗСД, но это окольный путь) попасть на остров по ночам в летнее время — и тоже будут правы. Автомобилисты расскажут про сложную дорогу и проблемы с парковкой — и тоже будут правы. Поэтому Васильевский остров в рейтинге — ниже, чем бы многим хотелось.
Метро «Беговая» и окрестности
Стадион на Крестовском острове добавил жителям улицы Савушкина и прилегающих к ней мест головной боли в виде запаркованных дворов и пьяных компаний в дни матчей. С другой стороны, его открытие к ЧМ-2018 также форсировало здесь и строительство станции метро — вместе с пешеходным мостом на тот же Крестовский.
Новый стадион, парк 300-летия Санкт-Петербурга, Крестовский и Елагин острова под боком, залив, станция метро и относительно молодая архитектура — неудивительно, что за последние пять лет цены на квартиры здесь взлетели до небес.
Центр
Про исторический центр Петербурга за последние примерно три столетия написано столько текстов, стихов и песен, что добавить и нечего — не говорить же чужими словами! Но если плюсы очевидны и изображены примерно на всех туристических плакатах про город, самое время поговорить про минусы! Вот список вещей, с которыми у вас могут возникнуть проблемы в центре (если вы вдруг задумаете тут жить): снять двушку недорого, купить квартиру в старом фонде и не нарваться на соседство с коммуналками, быстро припарковаться, найти, где погулять с ребенком рядом с домом, найти строительный магазин, дом быта или гипермаркет в двух шагах от дома.
Если бы критерием ранжирования в этом тексте было качество и удобство жизни, то центр однозначно находился на последних местах. Это и пробки, которые удушают основные магистрали. Это и отсутствие придомовых пространств, где можно комфортно выгулять домашнего питомца. Это проблема с магазинами товаров первой необходимости: разыскать их среди кофеен и бутиков — трудная задача. Это коммуналки, контингент которых не позволяет называть центр безопасным местом для жизни и отдыха. Это старый фонд и сопутствующие ему проблемы ЖКХ. Это дворы-колодцы, из‑за которых окна не видят свет. Короче, если вы надумали искать жилье в центре города — подумайте дважды!
Охта и окрестности
На северо-востоке города расположен тихий, зеленый и уютный район. Его (имеется в виду северная и основная часть) ругают риелторы: метро здесь в ближайшие годы ждать не стоит, а до ближайших «Площади Ленина» и «Новочеркасской» ехать минимум пятнадцать минут. И в то же время хвалят: благоустроенная набережная Невы с велодорожками и видом на центр, сад Нева, Полюстровский парк, малоэтажные уютные сталинки и кооперативные панельки: считается, что дома, построенные кооперативами, лучше, чем результаты работы домостроительных комбинатов: ЖСК в отличие от ДСК управляли сами люди, активно участвуя в строительстве жилья.
На Охте практически нет высотного жилья. Район равноудален от центра и соседних Калининского и Невского районов. Здесь практически нет шума и суеты магистралей — как, впрочем, и вредных предприятий. Есть что посмотреть: например, Большеохтинский мост, пожарную башню на Большеохтинском проспекте, казармы Новочеркасского полка, старообрядческое кладбище, библиотеку Гоголя на Среднеохтинском, общественные бани 1902 года. Отдельно стоит выделить парк рядом с офисом «Яндекса»: если вы вдруг захотели найти по-московски благоустроенный парк и посмотреть на лебедей на пруду — вам сюда!
Петроградская сторона и острова
Идеальный баланс между удобством и эстетикой. Про Заячий остров и Петропавловскую крепость вы совершенно точно читали в учебниках истории. Петроградский остров начал активно застраиваться на рубеже XIX–XX веков зданиями в духе модерна и эклектики — в основном это были доходные дома, квартиры в них сейчас едва ли не самые дорогие в Петербурге! К западу от Петроградского острова начинается промышленная часть района, отсылающая уже к архитектуре конструктивизма. К северу от Петроградского расположены три острова — Каменный, Елагин и Крестовский. Последний уже упоминался — здесь расположена «Газпром-арена», Приморский парк Победы, а восточная часть острова застроена элитными коттеджами. На Елагином острове расположен Центральный парк культуры и отдыха, где можно летом покормить белок и покататься на катамаране. На Каменном острове находится несколько примечательных зданий XIX и начала XX века.
Петроградская сторона — это памятники архитектуры и культуры разных эпох: БСА «Юбилейный», Князь-Владимирский собор, здание бывшей трикотажной фабрики «Красное знамя». Куда еще можно сходить? Например, в планетарий или Ботанический сад. Минусы Петроградка делит с центром и Васильевским островом: мало супермаркетов, жилье старого фонда со всеми вытекающими, проблемы с парковкой.
Коломяги, Озерки, Шувалово
В Петербурге мало финноязычных топонимов. Коломяги (от финского Kolomäki — «овраг с горой») — один из редких примеров. Дачный поселок и его окрестности удивительным образом не попали под советскую программу массовой застройки жилья (виноваты сложный ландшафт и перестройка) и сохранили пасторальный уклад до наших дней — многоэтажками застроили лишь бывшие совхозные поля.
Несмотря на то что старые дома замещаются коттеджами (спорными с эстетической точки зрения), Коломяги, Озерки и Шувалово — уникальный для Петербурга район с преимущественно одноэтажной застройкой. Здесь располагаются старинные дачи, здание усадьбы Орловых-Денисовых — особняк XIX века, дом Граббе — памятник модерна, Шуваловский вокзал и детская железная дорога, на которой можно прокатиться летом. В округе есть целых три озера: зимой там можно покататься на ватрушке, а летом позаниматься кайтсерфингом, посмотреть закат и просто отдохнуть. Также можно прогуляться пешком до Новоорловского лесопарка.
Коломяги, Шувалово и Озерки — идеальное место для того, чтобы спрятаться от всего плохого, что есть в городе, и окунуться в практически деревенский быт, не уезжая из Петербурга. Зимой тут можно почуять запах свеженатопленной бани, а летом увидеть пасущихся коз и услышать крик петуха с соседнего участка. Это, вероятно, самый тихий район в городе — за исключением магистрали на улице Вербной в городской части Коломяг, большие потоки машин здесь не встречаются — идеальные условия для велосипедистов и любителей пробежек. Несмотря на то, что коттеджное строительство потихоньку замещает одноэтажные домики, в районе до сих пор сохранились здания первой половины XX века, выполненные в духе деревянного модерна. Отдельно стоит отметить Шуваловский вокзал, построенный в 1898 году финским архитектором Бруно Гранхольмом — он сохранил свои первоначальные интерьеры и часто используется для съемок исторических сцен в кино. Попасть туда может любой желающий — вокзал открыт с утра до вечера.
Из минусов района — низкая транспортная доступность (из Озерков и Шувалово лучше на электричке) и закономерное отсутствие городской инфраструктуры в сельской части района. Ну и снег здесь тает чуть дольше.