лучшие рассказы серебряного века

Как понять Серебряный век?

Десять мемуаров, которые помогут понять эпоху Блока и Дягилева лучше, чем сто литературоведческих статей

Владислав Ходасевич. «Некрополь»

content hodasevic

Мемуары Владислава Ходасевича «Некрополь» как нельзя лучше подходят для первого ознакомления с культурой Серебряного века. Выверенный баланс между выбранными персонажами, событийной логикой, четкостью наблюдений и честность изложения позволяют назвать их своеобразным учебником по эпохе начала ХХ века. Вместе с тем Владислава Ходасевича справедливо называют очень желчным человеком: жесткие характеристики, на которые он не скупится, сперва потрясают («Из жизни своей она [Нина Петровская] воистину сделала бесконечный трепет, из творчества — ничего»; «Он [Брюсов] не любил людей, потому что прежде всего не уважал их»; «Только с началом войны, когда Муни уехал, я стал понемногу освобождаться из-под его тирании»; «История Есенина есть история заблуждений» и так далее), но к концу эссе становится очевидно, что сложно найти более точное определение для жизни этих героев, чем в «Некрополе».

В главе о Горьком Ходасевич вспоминает диалог, состоявшийся после прочтения эссе о Брюсове:

«Жестоко вы написали, но — превосходно. Когда я помру, напишите, пожалуйста, обо мне.
— Хорошо, Алексей Максимович.
— Не забудете?
​— Не забуду».

Этот эпизод мог бы быть эпиграфом ко всей книге Ходасевича в целом. Его героями стали не просто центральные фигуры русского модернизма, но личности сильные, по-своему противоречивые и, конечно, трагические: Брюсов, Блок, Гумилев, Сологуб, Горький и другие. Собранные вместе, они показывают, какую трагедию пережила русская культура с уходом их и их эпохи.

Георгий Иванов. «Петербургские зимы», «Китайские тени»

content 12345678909876543

Когда разворачивались основные события Серебряного века, Георгий Иванов, молодой поэт, пробующий свой талант в разных литературных школах, был мало заметен. Уехав после революции в эмиграцию и написав там свои «Петербургские зимы», Иванов, как полагала Ахматова, отомстил своим прежним обидчикам, а заодно и прошлым друзьям (Осипу Мандельштаму, Михаилу Кузмину, Всеволоду Шилейко, Игорю Северянину, Борису Пронину и другим). История и быт легендарного артистического кабаре «Бродячая собака», например, у Иванова описаны следующим образом:

«„Собака“ — был маленький подвал, устроенный на медные гроши — двадцатипятирублевки, собранные по знакомым. В нем становилось тесно, если собиралось человек сорок, и нельзя было повернуться, если приходило шестьдесят. Программы не было — Пронин устраивал все на авось. — „Федя (т. е. Шаляпин) обещал прийти и спеть. “ Если же Шаляпин не придет, то. заставим Мушку (дворняжку Пронина) танцевать кадриль. вообще, „наворотим“ чего-нибудь. — В главной зале стояли колченогие столы и соломенные табуретки, прислуги не было — за едой и вином посетители сами отправлялись в буфет. Словом, в „Собаке“ Вере Александровне делать было нечего. Попытав­шись неудачно ввести какие-то элегантные новшества, перессорившись со всеми, кто носил почетное звание „друга Бродячей собаки“, и поскучав в слишком скромной для себя и своих парижских туалетов роли, она, по выражению Пронина, решила „скрутить шею собачке“».

Воспоминания Иванова — большая проблема: с одной стороны, принимая во внимание большое количество исторических несоответствий (не раз становившихся темами чуть ли не отдельных конференций), стоит с досадой изгнать их из списка достойного чтения о Серебряном веке, с другой — именно эти несносные воспоминания настолько органично вписались в круг чтения как их современников, так и наших, что, вопреки всему сказанному, они имеют полное право быть упомянутыми и здесь. Прочитать их надо уже только затем, чтобы потом с чувством полной ответственности можно было закатывать глаза и произносить с ахматовской интонацией: «Эти смрадные „мемуары“ Георгия Иванова!» Если же постараться быть еще более объективным, то стоит также заметить, что не так в этих мемуарах все и плохо. Например, сама атмосфера эпохи умело передана автором.

Ирина Одоевцева. «На берегах Невы»

content ber

Как-то у Одоевцевой, уже вернувшейся из эмиграции (92‑летняя вдова Георгия Иванова приехала в Ленинград в 1987 году, за три года до смерти), спросили, чего она хочет больше всего. «Славы!» — почти сразу же ответила поэтесса. Дилогия «На берегах Невы» и «На берегах Сены» была признана читателями и принесла ей больше славы, чем все стихи. Она начинает свой рассказ уже с излета Серебряного века, с последних «сумерек свободы». Здесь Одоевцева, молодая ученица Гумилева (что она неоднократно подчеркивает), почти ежедневно и в самых неожиданных ситуациях становится неожиданной собеседницей мэтров Серебряного века или свидетельницей значимых его событий: при ней Мандельштам сочиняет «Я слово позабыл, что я хотел сказать. », Гумилев прячет деньги (видимо, присланные ему тайной антисоветской организацией), а на скамейке Летнего сада Андрей Белый раскрывает ей свою душу:

Бенедикт Лившиц. «Полутораглазый стрелец»

content 1

Лившиц — кубофутурист, основатель футуристического общества «Гилея», соратник Бурлюков, Хлебникова и Маяковского и один из самых проницательных свидетелей беспокойного периода становления русского авангарда. Выступления футуристов, выставки «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста», их непримири­мая борьба с другими течениями в мемуарах Лившица складываются в настоящий мир — яркий, но весьма упорядоченный. Автор излагает историю нового искус­ства не в виде непрерывной череды анекдотов из жизни футуристов, но остроумного и серьезного рассказа о том динамичном периоде «бури и натиска», который пришлось пережить почти всем представителям русского авангарда в борьбе за новое слово.

«. Как объяснить этим наивным позитивистам, прочно усевшимся в седле своего „сегодня“, что новизна — понятие относительное, что холсты, поражающие глаз необычностью красок и линий, через четверть века войдут во всеобщий зрительный обиход, утратят всякую странность, как это случилось с „Олимпией“ Мане, в которой мы тщетно стали бы искать признаков „левизны“, возмущавшей ее современников?».

Парадоксально, но сам Лившиц писал стихи совсем не футуристические, скорее по-французски эстетские. Переводами французских символистов и парнасцев он и прославился в 1930-е. Лившиц был расстрелян 21 сентября 1938 года по ленинградскому «писательскому делу».

Александр Бенуа. «Мои воспоминания»

content 123456

В «Полутораглазом стрельце» Лившиц упоминает Бенуа среди эстетов, травящих новое авангардное творчество. Но «Мои воспоминания» Александра Бенуа ярко описывают жизнь другого художественного лагеря Серебряного века — художников объединения «Мир искусства». Во многом благодаря Бенуа, Баксту, Добужинскому, Дягилеву, Лансере, Рериху, Сомову, Философову в России сформировалась именно та необходимая база, на которой культура Серебряного века могла взрасти и развиться. Журнал «Мир искусства» был одним из первых среди модернистских толстых журналов; художественные выставки мирискусников, хоть и не производили столь больших скандалов, как позже у футуристов, но одними из первых заявляли о модернистских формах в искусстве (в противовес академизму и передвижникам); дягилевские балетные сезоны прославили Россию на весь мир. О том, как формировалась эта артистическая среда, пишет Бенуа, один из главных организаторов и идеологов этого художественного объединения.

«Мои воспоминания» также примечательны и тем, что, помимо рассказа о событиях эпохи, мемуары художника иногда рисуют чрезвычайно живописные петербургские пейзажи:

«. Вспоминая наши тогдашние блуждания по соседним кварталам, я не могу не остановиться с умилением на всем том, что эти кварталы Коломны содержали в себе замечательного — начиная с чудесного собора Николы Морского, золотые маковки которого в белой ночи так торжественно блистали на фоне лиловатого востока, а высокая стройная колокольня тянулась в опрокинутом виде в тихо колеблющихся водах. Я подолгу мог любоваться, как это отражение колышется, плавно извивается, выпрямляется или дробится и распадается. Большой театр в это время уже не существовал (вернее, его ломали, и на месте этого „Храма Аполлона“ воздвигалось уродливое здание Консерватории), но продолжал стоять нетронутым Мариинский театр, каким его построил дед. А как живописны были наши оба рынка: Литовский и Никольский с их бесчисленными аркадами, сводчатыми переходами и высокими красными крышами. Два из девяти мостов в нашем квартале, перекинутые через каналы — Крюковский, Екатерининский и Фонтанку, — все еще были украшены гранитными обелисками. Весной вся наша довольно пустынная и чуть провинциальная Коломна насыщалась дивно-горьковатым запахом только что распустившихся берез Никольского сада, а летом сладким, дурманящим ароматом цветущей липы».

Андрей Белый. «На рубеже двух столетий» (воспоминания в трех книгах)

content 12345

Чтобы окунуться в эпоху, желательно не только знать действующих лиц, основные события, расстановку сил, реалии, но и погрузиться в мироощущение века и его язык, проникнуться духом времени. Все это в избытке содержится в мемуарах символиста и мистика Андрея Белого. Они очень близки к его лирической прозе, и поэтому часто место достоверных портретов и запротоколированных событий занимают их авторские мистические или поэтические воплощения, так что многое из рассказанного Белым лучше проверять. Но в целом можно быть уверенным в том, что дух Серебряного века — эпохи жизнетворцев, мечтателей и разочаровавшихся идеалистов — тонко передан автором. И, конечно, можно наслаждаться поэтической прозой Белого:

«. Эти влияния — газообразные выделения химического процесса, возникавшего от пересечения, столкновения и сочетания людей, отплывших каждый на собственной шлюпке от старого материка, охваченного землетрясением и выброшенных на берег неизвестной земли для решения вопроса, Индия она иль. Америка; жизнь вместе этих колонистов, подчас вынужденная, провела черту в биографии каждого; каждый из нас — человек с двойной жизнью; жизнь „до“ и жизнь „после“ отплытия имеет разную судьбу. »

Владимир Пяст. «Встречи»

content 34

Имя Владимира Пяста (Пестовского) не слишком известно широкому читателю, однако в филологических кругах его воспоминания очень ценятся. Пяст — поэт-символист, многие годы читал публичные лекции о современной поэзии, являлся одним из конфидентов Блока, завсегдатаем «Бродячей собаки», состоял в «Академии стиха», первом «Цехе поэтов» и вместе с ними был послан к черту футуристами. Событий он описал достаточно, но особенно подкупает ответственность, с которой Пяст подходит к делу мемуариста, и то живое и немного наивное негодование, которое автор испытывает даже два десятилетия спустя:

«Кстати: когда футуристы выпустили к приезду Маринетти брошюрку, в которой гостеприимно облаяли гостя, своего духовного, так сказать, отца, они мимоходом лягнули и поэтов, примыкавших к „Аполлону“, назвавши их, помнится, „Адамами в манишках“. Это прозвание было бы метким, если бы тут были перечислены не те имена: а то вот и автор этих строк попал в этот список футуристической листовки, а между тем он не примыкал к „Аполлону“, был слабоват насчет манишек и никогда не претендовал на имя Адама».

«Встречи» в 1997 году переиздал и замечательно откомментировал Роман Тименчик, что еще лучше помогает понять атмосферу эпохи.

Читайте также:  когда лучше садить саженцы малины и смородины

Маргарита Волошина-Сабашникова. «Зеленая змея»

content Screen Shot 2015 07 02 at 14.47.26

В Серебряном веке создавались не только новые формы искусства, но и общественного и бытового поведения. Тройственные союзы стали нормой жизни для артистической богемы: супруги Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский жили с Дмитрием Философовым, Любовь Менделеева от Блока несколько раз уходила к Андрею Белому, Маяковский и чета Бриков также делили совместный быт. О еще одном союзе, замешанном на чрезвычайно модной в то время густой антропософской закваске, рассказывается в мемуарах «Зеленая змея». Его участники — поэт-философ Вячеслав Иванов, его жена, писательница Лидия Зиновьева-Аннибал, и молодая художница-штейнерианка, жена Максимилиана Волошина, Маргарита Сабашникова. Те же отношения послужили материалом и для первого русского лесбийского романа «Тридцать три урода» (автор — Зиновьева-Аннибал), но и эти воспоминания читаются как увлекательный любовный (и философский!) роман:

«Вскоре я осознала, что Вячеслав любит меня. Я сказала это Лидии и добавила: „Я должна уйти“. Она же, давно уже знавшая об этом, возразила мне: „Ты вошла в нашу жизнь и принадлежишь нам. Если ты уйдешь, между нами навсегда останется что-то мертвое. Мы оба не можем потерять тебя“. Потом мы говорили втроем. У них была странная идея: если два человека, как они оба, стали настолько единым целым, они могут любить третьего. Такая любовь является началом новой общности людей, даже новой церкви, в которой эрос претворяется в плоть и кровь. Так вот каким было их новое учение! „А Макс?“ — спросила я. „Ты должна выбрать, — сказала Лидия, — ты любишь Вячеслава, а не его“. Да, я любила Вячеслава, но не понимала, почему моя любовь к нему исключала Макса».

Нина Петровская. «Разбитое зеркало»

content nina

Каждый мало-мальски уважающий себя представитель культурной богемы начала прошлого века должен был пройти и сквозь школу мистицизма, оккультизма и спиритизма. Об опытах проникновения в запредельное рассказывает Нина Петровская — поэтесса, переводчица, любовница Бальмонта, Белого и Брюсова. Последний в своем мистическом романе на темы из средневековой жизни вывел Петровскую под именем одержимой духом Ренаты (в других персонажах узнаются и Белый, и сам Брюсов). И в своих мемуарах писательница подробно описывает спиритические сеансы, свидетельницей которых она становилась:

Корней Чуковский. «Современники. Портреты и этюды»

content 1

Имя Чуковского знакомо всем с юных лет, но не многие знают, что автор «Мухи-цокотухи» и «Айболита» был собеседником важнейших деятелей Серебряного века и активным участником тех событий. Чуковский один из немногих умел поддерживать отношения с самыми разными, порой враждующими людьми, поэтому герои его мемуаров — это и главные фигуры русского модернизма: Блок, Ахматова, Маяковский, Пастернак, Сологуб, Саша Черный, Тынянов — и, например, литераторы-марксисты: Макаренко, Луначарский, Горький. Чуковский сумел подметить забавные черты своих героев, благодаря чему они выглядят не фотографиями, а живыми людьми: здесь Куприн красит зеленой краской голову бывшего смотрителя тюрьмы, Луначарский обсуждает декрет о введении в России многоженства, а Маяковский неожиданно оказывается тонким ценителем иностранной литературы. К такому эффекту мемуарист стремился сознательно:

«Я боюсь, что у меня получится слишком пресный и постный образ елейного праведника, вместилища всех добродетелей — не портрет, а скорее икона. Спешу заверить, что Анатолий Федорович не имел ничего общего с этой утомительной и скучной породой людей».

Источник

Лучшие рассказы серебряного века

Воспоминания о Серебряном веке / Сост., предисл. и коммент. В. Крейда. М.: Республика, 1993

Читайте также:  когда лучше посадить саженец вишни

VospominaniyaПогружение в эпоху невозможно без чтения воспоминаний ее современников. Книга, составленная Вадимом Крейдом в далеком 1993 году, воссоздает атмосферу Серебряного века. «Мемуарная литература, не заменяя историко-литературных трудов, имеет перед ними свои преимущества. В рассказах очевидцев, участников и творцов эпохи отражается постижение не в терминах науки, а в живом свете личной памяти. Мемуары — окно в прошлое, и порой среди них встречаются такие, которые открывают форточку в этом окне, и мы словно вдыхаем озон отдаленных дней», — пишет Крейд в предисловии. В антологию вошли воспоминания Зинаиды Гиппиус, Осипа Дымова, Тэффи, Константина Бальмонта и многих других.

Людмила Тихвинская. Повседневная жизнь театральной богемы Серебряного века. Кабаре и театр миниатюр в России. 1908–1917. М.: Молодая гвардия, 2005

Lyudmila Tihvinskaya Povsednevnaya zhizn teatralnoj bogemy Serebryanogo veka. KСерия «Повседневная жизнь» издательства «Молодая гвардия» рассчитана на широкую читательскую аудиторию, поэтому книжка Людмилы Тихвинской, несмотря на специфическую тему, вполне подходит для начинающего читателя. Речь в ней идет о русских кабаре и театрах миниатюр, одной из ярких страниц истории Серебряного века. Возникшие на рубеже 1910-х годов, театры малых форм быстро распространились по всей России. Они часто упоминаются в различных мемуарах: о знаменитой «Бродячей собаке» писали В. Пяст («Встречи»), Б. Лившиц («Полутораглазый стрелец»), А. Мгебров («Жизнь в театре»), В. Веригина («Воспоминания»), Т. Карсавина («Театральная улица»). «Бродячая собака» — один из символов эпохи, но это место не было единственным: в 1912 году только в Москве и Петербурге насчитывалось около 125 кабаре и театров миниатюр. Публика открыла для себя новых кумиров: «их фотографиями она увешивала стены своих квартир, их голоса на граммофонных пластинках зазвучали во всех домах», — пишет Тихвинская. В книге три части: первая отведена кабаре, две другие — театрам миниатюр. Артистические кабаре, место встреч художественной богемы, постепенно профессионализировались как особый вид искусства и превратились в разновидность публичного театра. Книжку Тихвинская написала для того, чтобы «попытаться восстановить утраченное, попробовать — в меру сил — реконструировать историю забытых театров, понять законы их искусства, определить их место в русской культуре того десятилетия, которое, кажется, только вчера полагалось именовать позорным и которое теперь все яснее предстает перед нами во всем своем блеске и значении».

Олег Лекманов. Ключи к «Серебряному веку». М.: Rosebud Publishing, 2017

1021444942Сборник расшифрованных лекций известного российского литературоведа, в основу которого лег курс, прочитанный в 2017 году для образовательного проекта «Магистерия». Как пишет сам автор в предисловии, «Главная задача курса состояла в том, чтобы попытаться вооружить слушателей ключами к нескольким хрестоматийным произведениям русских поэтов и прозаиков 1900–1910-х годов». Курс посвящен основным фигурам Серебряного века и открывается лекциями о двух реалистах, Бунине и Горьком, затем следуют три лекции о символистах (В. Брюсове, А. Блоке, И. Анненском), акмеистах (Н. Гумилеве, ранних О. Мандельштаме и А. Ахматовой), три — о футуристах (В. Хлебникове, раннем В. Маяковском, раннем Б. Пастернаке), три — о модернистах, не вписывающихся в направления (Есенин, ранняя Цветаева, Ходасевич). На закуску разбирается одно стихотворение Александра Введенского. Язык книги живой и ясный, она не вызовет затруднений даже у тех, кто только начал приобщаться к литературоведению. Каждая лекция строится как разбор произведения одного из перечисленных литераторов — таким образом выводится общая «формула творчества» того или иного автора. Лекманов уточняет: «Разумеется, сводя сложнейшие многогранные творческие миры русских писателей начала ХХ столетия к кратким формулам, мы эти миры очень сильно упрощаем. В ряде случаев предложенные формулы работают лишь на ограниченном пространстве определенного периода творчества поэта. Однако ничто не мешает слушателю и/или читателю самостоятельно проделать обратную операцию и усложнить предложенную простую формулу до того уровня, который будет для него удобен и доступен».

Зара Минц. Поэтика русского символизма. СПб.: Искусство, 2004

1954690Зара Минц — одна из крупнейших исследовательниц творчества Александра Блока и литературы Серебряного века в целом. В этой книге собраны работы, посвященные поэтике символа и символизма, его истории и генезису. Довольно давно написанные труды Минц — опорная точка для многих современных исследователей, они совершенно не устаревают. В советские годы, когда отнюдь не всякий литератор прошлого мог стать героем научной статьи, Минц проделала колоссальную работу для того, чтобы круг известных читателю авторов был значительно расширен. Николай Богомолов пишет в предисловии к ее книге: «Можно было написать статью „Блок и имярек” или втиснуть в примечания множество данных, свидетельствующих не столько о Блоке, сколько тех, кто в его жизни и творчестве прошел малозаметной тенью». Среди героев Минц — Мережковский, Сологуб, Вячеслав Иванов, Владимир Соловьев и многие другие.

Роман Тименчик. Подземные классики. Иннокентий Анненский. Николай Гумилев. М.: Мосты культуры, 2017

detailed picture 1Роман Тименчик — классик отечественной филологии, наметивший новые пути изучения литературной репутации. Автор использует интереснейший материал, который под его пером превращается в настоящий филологический детектив.

Тименчика интересует история литературы как история читателей. В результате применения такой оптики к биографии или творчеству поэта обнаруживается несколько точек зрения на его наследие — автор называет это «враждой читательских школ». Они будут отличаться друг от друга или, наоборот, в каких-то моментах значительно пересекаться. Подобный подход предполагает выделение нескольких читательских страт (это могут быть гендер, национальность, возраст и т. д.). «Культ писателя» может проявляться в самых разнообразных формах: моделирование своей жизни по образцу любимого поэта, «почитание» его книг и т. д. История читательской рецепции — постоянная тема работ Тименчика. В книгу «Подземные классики» вошли статьи, посвященные Иннокентию Анненскому и Николаю Гумилеву: «Из немалого количества моих статей, посвященных этим авторам, я отобрал те, которые мне показались особо актуальными в свете нынешних дискуссий в литературоведческом сообществе».

Напоминаем про предыдущие выпуски рубрики «От простого к сложному»:

Источник

Серебряный век: литература периода катастроф

Для этого периода русской культуры характерны мистические образы и настроения упадничества.

«Дети страшных лет России»

Конец 19-го века ознаменовался радикальными переменами в сознании людей. Биологическая теория Чарльза Дарвина и философские труды Фридриха Ницше поставили под сомнение существование бога. Выставка импрессионистов во Франции в 1874 году перевернула представления масс о том, как должно выглядеть искусство. Научный прогресс также изменил окружающую людей реальность.

Стало очевидно, что литература, которая всегда откликалась на происходящие в мире явления, примет другую форму и уже никогда не будет прежней. Так и произошло.

В Российской империи период литературных экспериментов, начавшихся в конце 19-го столетия, называют Серебряным веком. Эта эпоха ознаменовалась уходом от старых традиций. Само название Серебряный век противопоставляется классическому Золотому веку. Серебряный век отличается от Золотого настроениями упадничества и мистикой в текстах писателей, декадансом, делением на поэтические группы.

О том, когда же в России начался Серебряный век, литературоведы спорят до сих пор. Одни считают, что статья Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», написанная в 1892 году, послужила началом для зарождения символизма в России. Другие уверяют, что брошюры Валерия Брюсова и других московских поэтов под названием «Русские символисты» — первый реальный опыт написания стихотворений в новом литературном стиле. Обе версии имеют основания, однако ясно одно: представители поэтических течений конца 19-го столетия хотели отойти от традиционных творческих методов создания художественных произведений.

Читайте также:  лучше недобдеть чем перебдеть что значит

762daed4ce43e830563e7ab1c1042034

Также русский Серебряный век стал реакцией на происходившие в стране потрясения 20-го столетия: поражение в Русско-японской войне, Первая русская революция, вызванная Кровавым воскресеньем, Первая мировая война, два переворота 1917 года и Гражданская война. Все эти события нашли отражение в минорном звучании стихотворений большинства поэтов того периода.

Когда началась Первая мировая, поэт Александр Блок написал строки, отразившие трагедию всего поколения Серебряного века:

«Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего…»

Время экспериментов

Серебряный век стал эпохой формирования поэтических направлений. Определенный стиль собирал вокруг себя поэтов, создававших творческие объединения. У каждого литературного течения были свои особенности и отличия.

Символизм можно назвать первым направлением художественной литературы русского Серебряного века, зародившимся в 1890-е годы. Поэты-символисты создавали мистические и абстрактные образы в своих текстах. Это связано с активным распространением сект в Российской империи на рубеже столетий; многие творцы вдохновлялись, посещая подобные места. Также символизм можно назвать наиболее декадентским направлением в русской литературе. Настроения упадничества и предчувствия скорой катастрофы наиболее ярко отражены в текстах поэтов-символистов. Как отмечают многие литературоведы, символизм стал вершиной русской поэзии с точки зрения музыкальности звучания произведений. Чёткая композиция, плавный ритм и контрастные цвета — вот залог той самой музыкальности стихотворений, которую выделяют филологи. В 1910-е годы из-за творческого застоя происходит кризис символизма, появляются новые поэтические течения, становящиеся популярными. Однако основные поэты-символисты продолжали развиваться в рамках родного для себя стиля.

Философ, литературный критик и писатель Дмитрий Мережковский оказал большое влияние на развитие символизма в России. Многие филологи считают именно его отцом русского символизма. Окончив историко-филологический факультет Петербургского университета, Мережковский написал несколько художественных произведений, основанных на исторических событиях. Трилогии «Царство зверя» («Павел l», «Александр l» и «14 декабря») и «Христос и Антихрист» («Смерть богов. Юлиан Отступник», «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» и «Антихрист. Пётр и Алексей») — это примеры произведений, относящихся к открытому Мережковским историко-философскому литературному жанру. В этих книгах автор сочетает реальные события с религиозными мыслями, присущими поэтам Серебряного века. Не приняв Октябрьский переворот, Мережковский уехал в Европу. Там писатель смог создать философские биографии Наполеона Бонапарта и Данте Алигьери, которые по достоинству оценивают профессиональные историки.

Валерий Брюсов тоже может претендовать на звание первого в России символиста. Вдохновившись такими французскими символистами, как Верлен и Бодлер, Брюсов решил перенести настроение упадничества в собственные стихи. Поэт выпустил несколько сборников под названием «Русские символисты», куда вошли многие его поэтические произведения, вышедшие под разными псевдонимами. Вдохновившись поэзией Брюсова, многие молодые люди примкнули к направлению символизма.

bf635499ec4686b858f6ab3f83af244c

Одним из таких молодых людей был Александр Блок, ставший иконой не только символизма, но и всего русского Серебряного века. «Стихи о Прекрасной Даме», «Возмездие», «Снежная маска» — эти и другие сборники Блока можно назвать идеальными примерами поэзии символистов. В них есть и мистика, и подтексты, и музыкальное звучание. Поэма «Двенадцать» считается творческим пиком Блока. Это произведение поэт написал под сильным впечатлением от Октябрьского переворота, воспринятого им с энтузиазмом и опасениями. Однако совсем скоро у Блока начался творческий кризис, из которого у творца уже не получилось выйти до конца жизни. В 1919 году автор «Двенадцати» оставил в своем дневнике запись, определившую его отношение к новой власти: «Чего нельзя отнять у большевиков — это их исключительной способности вытравлять быт и уничтожать отдельных людей».

Писатели-символисты Андрей Белый, Леонид Андреев и Фёдор Сологуб не стали столь же известными массам, как Александр Блок, однако их проза ещё современниками оценивалась высоко.

Ещё одним направлением Серебряного века стал акмеизм, возникший в 1910-е годы в противовес символизму. Литературовед Виктор Жирмунский называл акмеистов «преодолевшими символизм».

Николай Гумилёв, основавший акмеизм, вернул в поэзию чёткость образов, отсылки к древним эпохам, простоту языка и любовь к жизни. Гумилёв прожил удивительную жизнь: поэт принимал участие в африканских экспедициях, добровольно отправился на фронт Первой мировой войны, где за успешные боевые и разведывательные действия получил несколько наград, был расстрелян чекистами за подозрения в сговоре против советской власти. [Сборник: Николай Гумилев]

Однако в историю Гумилёв вошел в первую очередь как поэт. Почувствовав кризис символизма, Гумилёв основал «Цех поэтов», в который вошли поэты-акмеисты. Также Гумилёв сам выпустил несколько сборников стихотворений, которые начали активно издаваться после перестройки.

9cb09177a13109643b1e8c6b3d232505

Осип Мандельштам был одним из участников «Цеха поэтов». Молодого Мандельштама высоко оценивали Блок и Гумилёв. В свои стихи поэт перенёс мотивы Гомера и Овидия. [Сборник: Осип Мандельштам]

В 1933 году Мандельштам написал смелую эпиграмму, посвященную Сталину. «Мы живём, под собою не чуя страны, / Наши речи за десять шагов не слышны, / Только слышно кремлевского горца — / Душегубца и мужикоборца…», — за эти строки через год поэта арестовали, а в 1938 году Мандельштам скончался в лагере от тифа.

3a984a12a55cd66e9ca2da3e3fbeeb4d

Движение авангардистов под названием футуризм привлекло молодых поэтов, вдохновившихся творчеством Маринетти. Основные черты этого стиля заключаются в окончательном уходе от старых литературных традиций, экспериментах с русским языком и формой стихотворений.

Давид Бурлюк смог одним из первых перенести творческие особенности футуризма в русскую культуру. В 1910-е он создал поэтическую группу «Гилея», которая издала манифест «Пощёчина общественному вкусу». В документе были видны революционные идеи футуристов: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности…». Под манифестом подписи оставили Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, сам Бурлюк и другие футуристы.

Игорь Северянин творил в направлении эгофутуризма. Поэт совмещал эксперименты над формой стиха с гиперболизацией своего «я» в произведениях: «Я, гений Игорь-Северянин, / Своей победой упоён…». Во время выступлений Северянин любил блеснуть своим необычным умением петь строки стихотворений. «А голос у него был концертный — стены дрожали!», — вспоминал о Северянине его знакомый эстонский поэт.

dc17f1acc1e3cbde46d471a6e9245b05

Борис Пастернак стал одним из крупнейших русских поэтов Серебряного века. Творческий путь Пастернака уникален тем, что он смог эволюционировать из футуриста в символиста. [Сборник: Борис Пастернак]

От сложных форм Пастернак перешёл к религиозным и философским текстам, где внутренний смысл стал гораздо важнее поэтических конструкций. В 1958 году за лирику и роман «Доктор Живаго» Пастернак получил Нобелевскую премию.

Источник

Adblock
detector