лучшие рассказы брэдбери читать

10 рассказов Рэя Брэдбери, которые заставят тебя переосмыслить свои жизненные ценности

brodude.ru 14.03.2019 XbSmdCfwyzDYt

Но отдельное внимание стоит уделить его коротким рассказам, в которых Брэдбери размышляет о главных ценностях человечества, его страхах, безграничных возможностях и ошибках.

В общем, мы собрали лучшие рассказы писателя, которые можно прочесть за 5–10 минут, но которым под силу изменить всю твою жизнь или хотя бы отношение к ней.

1. «Ржавчина»

Его стремление к миру во всем мире остается непонятым; кто-то и вовсе считает, что сержант просто сошел с ума.

2. «Улыбка»

В двух словах: Люди разучились видеть прекрасное.

Рассказ повествует о печальном конце одного из величайших шедевров живописи. В будущем люди признали его уродливым и даже пришли к выводу, что он, как пережиток прошлого, достоин уничтожения.

В своем желании избавиться от всего, что напоминало бы о прошлой «ограниченной» цивилизации, люди дошли до безумия, лишив себя элементарных ценностей и постепенно начав превращаться в варваров.

Из всей огромной толпы, собравшейся на площади, лишь один маленький мальчик был восхищен улыбкой таинственного лица с картины. Чья же улыбка произвела на детскую душу неизгладимое впечатление?

3. «Чудесный костюм цвета сливочного мороженого»

В двух словах: Один костюм переворачивает сразу 6 жизней.

Один из самых мощных рассказов Брэдбери. Шестеро друзей покупают красивый костюм цвета сливочного мороженого. Этот костюм они носят по очереди, стараясь относиться к нему как к сокровищу, и с удовольствием отмечают то, как он меняет их судьбы к лучшему.

Но в конце рассказа встает вопрос: так ли важен хороший костюм, чтобы тебя любили и уважали, или дело все-таки совершенно в другом? Может, костюм имел значение лишь для самих друзей, а вовсе не для окружающих?

4. «Ревун»

В двух словах: У одиночества есть звук.

Представь маяк возле мыса, который по ночам издает протяжный рев. Смотритель делится с рассказчиком поразительной историей: оказывается, каждый год к маяку приплывает огромный динозавр, живущий в морских глубинах уже миллионы лет.

Это чудище ревет вместе с маяком, и в его зове слышно все накопившееся отчаяние: динозавр — последний из своего рода и обречен на вечное одиночество.

В одну из ночей динозавр разрушает маяк, видимо осознав, что он не живое существо. Чудище решает уничтожить то, что давало ему надежду, чтобы прекратить свои мучения.

Рассказ пропитан философскими размышлениями о человеческом одиночестве, помогая осознать силу такого прекрасного и одновременно разрушающего чувства, как любовь.

5. «Электрическое тело пою!»

В двух словах: Дети помнят, как родилась их бабушка.

Будущее для Брэдбери представлялось именно таким — роботизированным и автоматизированным везде, где это возможно. Вот и в своем рассказе «Электрическое тело пою!» писатель решает показать влияние прогресса на примере обыкновенной семьи.

Отец семейства решает приобрести экспериментальный «агрегат» — электронную бабушку, которая создана для заботы о маленьких детях. Тем более одна из корпораций сильно продвинулась в создании очеловеченных машин.

В этой прекрасной истории о дружбе человека и машины есть только одно «но»: дети растут и даже стареют, снова становясь беспомощными, а бабушка — нет.

В общем, одна из главных идей рассказа — безграничные возможности человека, которые нужно направлять в правильное русло. Ну и превосходство изобретений над изобретателем, во всех смыслах.

6. «Будет ласковый дождь»

В двух словах: Робот читает стихи, но слушать их уже некому.

Один из самых известных научно-фантастических рассказов. История о последствиях катастрофы: город был уничтожен ядерным смерчем, но в уцелевшем доме «жизнь» продолжается. Умный дом заправляет постели, моет посуду, готовит обеды, обращается к хозяевам, не подозревая, что от них ничего не осталось.

Это отличная зарисовка возможного сценария гибели человечества, если люди всерьез не задумаются о том, что творят.

7. «Калейдоскоп»

В двух словах: О чем вспомнить, когда жить осталось несколько часов.

О чем думают люди в последние минуты своей жизни, о чем жалеют, о чем безумно хотят поговорить? Этот поразительный рассказ шокирует, но вместе с тем заставляет задуматься о жизни и своих ценностях.

8. «Икар Монгольфье Райт»

В двух словах: Люди научились летать.

Рассказ о пилоте ракеты, который решил поспать перед своей первой экспедицией на Луну. Во снах он видит все значимые полеты за всю историю человечества. Люди обуздали стихию и научились летать, как мечтали об этом еще с легенд об Икаре.

Эта зарисовка Брэдбери получилась немного абстрактной, но в этом ее плюс. Главная мысль рассказа: человеческие возможности безграничны, и, если ты действительно чего-то хочешь, тебя не в силах удержать даже земное притяжение.

9. «И грянул гром»

В двух словах: Герой раздавил бабочку в прошлом, изменив свое настоящее.

Рассказ, послуживший основой для фильма «Эффект бабочки». О том, как одна-единственная мелочь может изменить весь ход истории.

10. «Я никогда вас не увижу»

В двух словах: Они поняли свои чувства в тот момент, когда попрощались навсегда.

Приветливая, но строгая хозяйка и вежливый жилец. Они такие разные, но провели под одной крышей так много времени, что успели друг к другу привыкнуть. Но в тот момент, когда полицейские привели мистера Рамиреса для того, чтобы он собрал свои вещи и отправился обратно в Мексику, герои начинают осознавать, что больше никогда не увидятся.

История о том, как грустно осознавать свою любовь к кому-то, когда вам не суждено больше быть рядом.

Источник

Рассказы — Рэй Брэдбери

И грянул гром

Объ­яв­ле­ние на стене рас­плы­лось, словно его затя­нуло плен­кой сколь­зя­щей теп­лой воды; Экельс почув­ство­вал, как веки, смы­ка­ясь, на долю секунды при­крыли зрачки, но и в мгно­вен­ном мраке горели буквы:

А/О САФАРИ ВО ВРЕМЕНИ
ОРГАНИЗУЕМ САФАРИ В ЛЮБОЙ ГОД ПРОШЛОГО
ВЫ ВЫБИРАЕТЕ ДОБЫЧУ
МЫ ДОСТАВЛЯЕМ ВАС НА МЕСТО
ВЫ УБИВАЕТЕ ЕЕ

В глотке Экельса ско­пи­лась теп­лая слизь; он судо­рожно глот­нул. Мускулы вокруг рта рас­тя­нули губы в улыбку, когда он мед­ленно под­нял руку, в кото­рой пока­чи­вался чек на десять тысяч дол­ла­ров, пред­на­зна­чен­ный для чело­века за конторкой.

— Вы гаран­ти­ру­ете, что я вер­нусь из сафари живым?

— Мы ничего не гаран­ти­руем, — отве­тил слу­жа­щий, — кроме дино­зав­ров. — Он повер­нулся. — Вот мистер Тре­вис, он будет вашим про­вод­ни­ком в Про­шлое. Он ска­жет вам, где и когда стре­лять. Если ска­жет «не стре­лять», зна­чит — не стре­лять. Не выпол­ните его рас­по­ря­же­ния, по воз­вра­ще­нии запла­тите штраф — еще десять тысяч, кроме того, ждите непри­ят­но­стей от правительства.

Читайте также:  лучшие замки калининградской области

В даль­нем конце огром­ного поме­ще­ния кон­торы Экельс видел нечто при­чуд­ли­вое и неопре­де­лен­ное, изви­ва­ю­ще­еся и гудя­щее, пере­пле­те­ние про­во­дов и сталь­ных кожу­хов, пере­ли­ва­ю­щийся яркий ореол — то оран­же­вый, то сереб­ри­стый, то голу­бой. Гул был такой, словно само Время горело на могу­чем костре, словно все годы, все даты лето­пи­сей, все дни сва­лили в одну кучу и подожгли.

— Черт возьми, — выдох­нул Экельс; на его худом лице мель­кали блики света от Машины — Насто­я­щая Машина вре­мени! — Он пока­чал голо­вой. — Поду­мать только. Закон­чись выборы вчера иначе, и я сего­дня, быть может, при­шел бы сюда спа­саться бег­ством. Слава Богу, что побе­дил Кейт. В Соеди­нен­ных Шта­тах будет хоро­ший президент.

— Tyrannosaurus rex. Гро­мо­глас­ный Ящер, отвра­ти­тель­ней­шее чудо­вище в исто­рии пла­неты. Под­пи­шите вот это. Что бы с вами ни про­изо­шло, мы не отве­чаем. У этих дино­зав­ров звер­ский аппетит.

Экельс вспых­нул от возмущения.

— Вы пыта­е­тесь испу­гать меня?

— По чести говоря, да. Мы вовсе не желаем отправ­лять в про­шлое таких, что при пер­вом же выстреле уда­ря­ются в панику. В том году погибло шесть руко­во­ди­те­лей и дюжина охот­ни­ков. Мы предо­став­ляем вам слу­чай испы­тать самое чер­тов­ское при­клю­че­ние, о каком только может меч­тать насто­я­щий охот­ник. Путе­ше­ствие на шесть­де­сят мил­ли­о­нов лет назад и вели­чай­шая добыча всех вре­мен! Вот ваш чек. Порвите его.

Мистер Экельс долго, смот­рел на чек. Пальцы его дрожали.

— Ни пуха, ни пера, — ска­зал чело­век за кон­тор­кой. Мистер Тре­вис, зай­ми­тесь клиентом.

Неся ружья в руках, они молча про­шли через ком­нату к Машине, к сереб­ри­стому металлу и роко­чу­щему свету.

Сперва день, затем ночь, опять день, опять ночь; потом день — ночь, день — ночь, день. Неделя, месяц, год, деся­ти­ле­тие! 2055 год. 2019, 1999! 1957! Мимо! Машина ревела.

Они надели кис­ло­род­ные шлемы, про­ве­рили наушники.

— Если верно попа­дешь, — отве­тил в науш­ни­ках Тре­вис. — У неко­то­рых дино­зав­ров два мозга: один в голове, дру­гой ниже по позво­ноч­нику. Таких мы не тро­гаем. Лучше не зло­упо­треб­лять своей счаст­ли­вой звез­дой. Пер­вые две пули в глаза, если суме­ете, конечно. Осле­пили, тогда бейте в мозг.

Машина взвыла. Время было словно кино­лента, пущен­ная обрат­ным ходом. Солнца летели вспять, за ними мча­лись десятки мил­ли­о­нов лун.

— Гос­поди, — про­из­нес Экельс. — Все охот­ники, когда-либо жив­шие на свете, поза­ви­до­вали бы нам сего­дня. Тут тебе сама Африка пока­жется Иллинойсом.

Машина замед­лила ход, вой сме­нился ров­ным гулом. Машина остановилась.

Солнце оста­но­ви­лось на небе.

— Хри­стос еще не родился, — ска­зал Тре­вис. — Мои­сей не ходил еще на гору бесе­до­вать с Богом. Пира­миды лежат в земле, камни для них еще не обте­саны и не сло­жены. Помните об этом. Алек­сандр, Цезарь, Напо­леон, Гит­лер — никого из них нет.

— Вот, — мистер Тре­вис ука­зал паль­цем, — вот джунгли за шесть­де­сят мил­ли­о­нов две тысячи пять­де­сят пять лет до пре­зи­дента Кейта.

Он пока­зал на метал­ли­че­скую тропу, кото­рая через рас­па­рен­ное болото ухо­дила в зеле­ные заросли, изви­ва­ясь между огром­ными папо­рот­ни­ками и пальмами.

— А это, — объ­яс­нил он, — Тропа, про­ло­жен­ная здесь для охот­ни­ков Ком­па­нией. Она парит над зем­лей на высоте шести дюй­мов. Не заде­вает ни одного дерева, ни одного цветка, ни одной тра­винки. Сде­лана из анти­гра­ви­та­ци­он­ного металла. Ее назна­че­ние — изо­ли­ро­вать вас от этого мира про­шлого, чтобы вы ничего не кос­ну­лись. Дер­жи­тесь Тропы. Не схо­дите с нее. Повто­ряю: не схо­дите с нее. Ни при каких обсто­я­тель­ствах! Если сва­ли­тесь с нее — штраф. И не стре­ляйте ничего без нашего разрешения.

— Почему? — спро­сил Экельс.

Они сидели среди древ­них заро­с­лей. Ветер нес дале­кие крики птиц, нес запах смолы и древ­него соле­ного моря, запах влаж­ной травы и кро­ваво-крас­ных цветов.

— Я что-то не пони­маю, — ска­зал Экельс.

— Ну так слу­шайте, — про­дол­жал Тре­вис. — Допу­стим, мы слу­чайно убили здесь мышь. Это зна­чит, что всех буду­щих потом­ков этой мыши уже не будет — верно?

— Не будет потом­ков от потом­ков от всех ее потом­ков! Зна­чит, неосто­рожно сту­пив ногой, вы уни­что­жа­ете не одну, и не деся­ток, и не тысячу, а мил­лион — мил­ли­ард мышей!

— Хорошо, они сдохли, — согла­сился Экельс. — Ну и что?

— Пони­маю, — ска­зал Экельс. — Но тогда, выхо­дит, опасно касаться даже травы?

— Совер­шенно верно. Нельзя пред­ска­зать, к чему при­ве­дет гибель того или иного рас­те­ния. Малей­шее откло­не­ние сей­час неиз­ме­римо воз­рас­тет за шесть­де­сят мил­ли­о­нов лет. Разу­ме­ется, не исклю­чено, что наша тео­рия оши­бочна. Быть может, мы не в состо­я­нии повли­ять на Время. А если и в состо­я­нии — то очень незна­чи­тельно. Ска­жем, мерт­вая мышь ведет к неболь­шому откло­не­нию в мире насе­ко­мых, дальше — к угне­те­нию вида, еще дальше — к неуро­жаю, депрес­сии, голоду, нако­нец, к изме­не­ниям соци­аль­ным. А может быть, итог будет совсем неза­мет­ным — лег­кое дуно­ве­ние, шепот, воло­сок, пылинка в воз­духе, такое, что сразу не уви­дишь. Кто знает? Кто возь­мется преду­га­дать? Мы не знаем — только гадаем. И покуда нам не известно совер­шенно точно, что наши вылазки во Вре­мени для исто­рии — гром или лег­кий шорох, надо быть чер­тов­ски осто­рож­ным. Эта Машина, эта Тропа, ваша одежда, вы сами, как вам известно, — все обез­за­ра­жено. И назна­че­ние этих кис­ло­род­ных шле­мов — поме­шать нам вне­сти в древ­ний воз­дух наши бактерии.

— Но откуда мы знаем, каких зве­рей убивать?

— Они поме­чены крас­ной крас­кой, — отве­тил Тре­вис. Сего­дня, перед нашей отправ­кой, мы послали сюда на Машине Лес­пе­ранса. Он побы­вал как раз в этом вре­мени и про­сле­дил за неко­то­рыми животными.

— Но если вы утром побы­вали здесь, — взвол­но­ванно заго­во­рил Экельс, — то должны были встре­тить нас, нашу экс­пе­ди­цию! Как она про­шла? Успешно? Все оста­лись живы?

Тре­вис и Лес­пе­ранс переглянулись.

— Это был бы пара­докс, — ска­зал Лес­пе­ранс. — Такой пута­ницы, чтобы чело­век встре­тил самого себя, Время не допус­кает. Если воз­ни­кает такая опас­ность. Время делает шаг в сто­рону. Вроде того, как само­лет про­ва­ли­ва­ется в воз­душ­ную яму. Вы заме­тили, как Машину трях­нуло перед самой нашей оста­нов­кой? Это мы мино­вали самих себя по пути обратно в Буду­щее. Но мы не видели ничего. Поэтому невоз­можно ска­зать, уда­лась ли наша экс­пе­ди­ция, уло­жили ли мы зверя, вер­ну­лись ли мы — вер­нее, вы, мистер Экельс, обратно живые.

Читайте также:  кто лучше в майнкрафте нуб или про

Экельс бледно улыбнулся.

— Ну, все, — отре­зал Тре­вис. — Встали!

Пора было выхо­дить из Машины.

Джунгли были высо­кие, и джунгли были широ­кие, и джунгли были навеки всем миром. Воз­дух напол­няли звуки, словно музыка, словно паруса бились в воз­духе — это летели, будто испо­лин­ские лету­чие мыши из кош­мара, из бреда, махая огром­ными, как пещер­ный свод, серыми кры­льями, пте­ро­дак­тили. Экельс, стоя на узкой Тропе, шутя прицелился.

— Эй, бросьте! — ско­ман­до­вал Тре­вис. — Даже в шутку не цель­тесь, черт бы вас побрал! Вдруг выстрелит…

— Где же наш Tyrannosaurus rex?

Лес­пе­ранс взгля­нул на свои часы.

— На под­ходе. Мы встре­тимся ровно через шесть­де­сят секунд. И ради Бога — не про­зе­вайте крас­ное пятно. Пока не ска­жем, не стре­лять. И не схо­дите с Тропы. Не схо­дите с тропы!

Они шли навстречу утрен­нему ветерку.

— Странно, — про­бор­мо­тал Экельс. — Перед нами шесть­де­сят мил­ли­о­нов лет. Выборы про­шли. Кейт стал пре­зи­ден­том. Все празд­нуют победу. А мы — здесь, все эти мил­ли­оны лет словно вет­ром сдуло, их нет. Всего того, что забо­тило нас на про­тя­же­нии нашей жизни, еще нет и в помине, даже в проекте.

— При­го­то­виться! — ско­ман­до­вал Тре­вис. — Пер­вый выстрел ваш, Экельс. Бил­лингс — вто­рой номер. За ним — Кремер.

— Я охо­тился на тиг­ров, каба­нов, буй­во­лов, сло­нов, но видит Бог — это совсем дру­гое дело, — про­из­нес Экельс. — Я дрожу, как мальчишка.

— Тихо, — ска­зал Тревис.

Тре­вис под­нял руку.

— Впе­реди, — про­шеп­тал он. — В тумане. Он там. Встре­чайте Его Коро­лев­ское Величество.

Без­бреж­ные джунгли были полны щебета, шороха, бор­мо­та­нья, вздохов.

Вдруг все смолкло, точно кто-то затво­рил дверь.

Из мглы ярдах в ста впе­реди появился Tyrannosaurus rex.

— Силы небес­ные, — про­ле­пе­тал Экельс.

Оно шло на огром­ных, лос­ня­щихся, пру­жи­ня­щих, мягко сту­па­ю­щих ногах.

Оно за трид­цать футов воз­вы­ша­лось над лесом — вели­кий бог зла, при­жав­ший хруп­кие руки часов­щика к мас­ля­ни­стой груди реп­ти­лии. Ноги — могу­чие поршни, тысяча фун­тов белой кости, опле­тен­ные тугими кана­лами мышц под бле­стя­щей мор­щи­ни­стой кожей, подоб­ной коль­чуге гроз­ного воина. Каж­дое бедро тонна мяса, сло­но­вой кости и коль­чуж­ной стали. А из гро­мад­ной взды­ма­ю­щейся груд­ной клетки тор­чали две тон­кие руки, руки с паль­цами, кото­рые могли подо­брать и иссле­до­вать чело­века, будто игрушку. Изви­ва­ю­ща­яся зме­и­ная шея легко взды­мала к небу тыся­че­ки­ло­грам­мо­вый камен­ный моно­лит головы. Раз­вер­стая пасть обна­жала часто­кол зубов-кин­жа­лов. Вра­ща­лись глаза — стра­у­со­вые яйца, не выра­жая ничего, кроме голода. Оно сомкнуло челю­сти в зло­ве­щем оскале. Оно побе­жало, и зад­ние ноги смяли кусты и дере­вья, и когти вспо­роли сырую землю, остав­ляя следы шести­дюй­мо­вой глу­бины. Оно бежало сколь­зя­щим балет­ным шагом, неправ­до­по­добно уве­ренно и легко для деся­ти­тон­ной махины. Оно насто­ро­женно вышло на зали­тую солн­цем про­га­лину и пощу­пало воз­дух сво­ими кра­си­выми чешуй­ча­тыми руками.

— Гос­поди! — Губы Экельса дро­жали. — Да оно, если вытя­нется, луну достать может.

— Тсс! — сер­дито заши­пел Тре­вис. — Он еще не заме­тил нас.

— Мол­чать! — рявк­нул Тревис.

— Кру-гом! — ско­ман­до­вал Тре­вис. — Спо­койно воз­вра­щай­тесь в Машину. Поло­вина суммы будет вам возвращена.

— Я не ждал, что оно ока­жется таким огром­ным, — ска­зал Экельс. — Одним сло­вом, про­счи­тался. Нет, я участ­во­вать не буду.

— Вон крас­ное пятно на груди!

Гро­мо­глас­ный Ящер выпря­мился. Его бро­ни­ро­ван­ная плоть свер­кала, словно тысяча зеле­ных монет. Монеты покры­вала жар­кая слизь. В слизи копо­ши­лись мел­кие козявки, и все тело пере­ли­ва­лось, будто по нему про­бе­гали волны, даже когда чудо­вище сто­яло непо­движно. Оно глухо дох­нуло. Над поля­ной повис запах сырого мяса.

— Помо­гите мне уйти, — ска­зал Экельс. — Раньше все было иначе. Я все­гда знал, что оста­нусь жив. Были надеж­ные про­вод­ники, удач­ные сафари, ника­кой опас­но­сти. На сей раз я про­счи­тался. Это мне не по силам. При­зна­юсь. Оре­шек мне не по зубам.

— Не бегите, — ска­зал Лес­пе­ранс. — Повер­ни­тесь кру­гом. Спрячь­тесь в Машине.

— Да. — Каза­лось, Экельс ока­ме­нел. Он погля­дел на свои ноги, словно пытался заста­вить их дви­гаться. Он засто­нал от бессилия.

Он сде­лал шаг — дру­гой, зажму­рив­шись, волоча ноги.

Едва он дви­нулся с места, как чудо­вище с ужа­са­ю­щим воем рину­лось впе­ред. Сто ярдов оно покрыло за четыре секунды. Ружья взмет­ну­лись вверх и дали залп. Из пасти зверя вырвался ура­ган, обдав людей запа­хом слизи и крови. Чудо­вище взре­вело, его зубы свер­кали на солнце.

Снова затре­щали ружья. Выстрелы пото­нули в гро­мо­вом реве ящера. Могу­чий хвост реп­ти­лии дер­нулся, точно кон­чик бича, и дере­вья взо­рва­лись обла­ками листьев и веток. Чудо­вище про­тя­нуло вниз свои руки юве­лира — погла­дить людей, разо­рвать их попо­лам, раз­да­вить, как ягоды, и сунуть в пасть, в реву­щую глотку! Глыбы глаз очу­ти­лись возле людей. Они уви­дели свое отра­же­ние. Они открыли огонь по метал­ли­че­ским векам и пыла­ю­щим чер­ным зрачкам.

Словно камен­ный идол, словно гор­ный обвал, рух­нул. Tyrannosaurus rex.

Рыча, он цеп­лялся за дере­вья и валил их. Заце­пил и смял метал­ли­че­скую Тропу. Люди бро­си­лись назад, отсту­пая. Десять тонн холод­ного мяса, как утес, грох­ну­лись оземь. Ружья дали еще залп. Чудо­вище уда­рило бро­ни­ро­ван­ным хво­стом, щелк­нуло зме­и­ными челю­стями и затихло. Из горла фон­та­ном била кровь. Где-то внутри лоп­нул бур­дюк с жид­ко­стью, и зло­вон­ный поток захлест­нул охот­ни­ков. Они сто­яли непо­движно, обли­тые чем-то бле­стя­щим, красным.

В джун­глях воца­ри­лась тишина. После обвала — зеле­ный покой. После кош­мара — утро.

Бил­лингс и Кре­мер сидели на Тропе; им было плохо. Тре­вис и Лес­пе­ранс сто­яли рядом, держа дымя­щи­еся ружья и чертыхаясь.

Экельс, весь дрожа, лежал нич­ком в Машине Вре­мени. Каким-то обра­зом он выбрался обратно на Тропу и добрел до Машины.

Подо­шел Тре­вис, гля­нул на Экельса, достал из ящика марлю и вер­нулся к тем, что сидели на Тропе.

Они стерли со шле­мов кровь. И тоже при­ня­лись чер­ты­хаться. Чудо­вище лежало непо­движно. Гора мяса, из недр кото­рой доно­си­лось буль­ка­нье, вздохи — это уми­рали клетки, органы пере­ста­вали дей­ство­вать, и соки послед­ний раз текли по своим ходам, все отклю­ча­лось, навсе­гда выходя из строя. Точно вы сто­яли возле раз­би­того паро­воза или закон­чив­шего рабо­чий день паро­вого катка — все кла­паны открыты или плотно зажаты. Затре­щали кости: вес мышц, ничем не управ­ля­е­мый — мерт­вый вес, — раз­да­вил тон­кие руки, при­тис­ну­тые к земле. Колы­ха­ясь, оно при­няло покой­ное положение.

Читайте также:  л тироксин или левотироксин что лучше

Вдруг снова гро­хот. Высоко над ними сло­мался испо­лин­ский сук. С гулом он обру­шился на без­жиз­нен­ное чудо­вище, как бы окон­ча­тельно утвер­ждая его гибель.

— Мы не можем уво­зить добычу в Буду­щее. Туша должна лежать здесь, на своем месте, чтобы ею могли питаться насе­ко­мые, птицы, бак­те­рии. Рав­но­ве­сие нару­шать нельзя. Поэтому добычу остав­ляют. Но мы можем сфо­то­гра­фи­ро­вать вас возле нее.

Охот­ники сде­лали над собой уси­лие, пыта­ясь думать, но сда­лись, тряся головой.

Они послушно дали отве­сти себя в Машину. Устало опу­сти­лись на сиде­нья. Тупо огля­ну­лись на повер­жен­ное чудо­вище — немой кур­ган. На осты­ва­ю­щей броне уже копо­ши­лись золо­ти­стые насе­ко­мые, сидели при­чуд­ли­вые птицеящеры.

Вне­зап­ный шум заста­вил охот­ни­ков оце­пе­неть: на полу Машины, дрожа, сидел Экельс.

— Про­стите меня, — ска­зал он.

— Встаньте! — рявк­нул Тревис.

Лес­пе­ранс пере­хва­тил руку Тревиса.

— А ты не суйся! — Тре­вис стрях­нул его руку. — Из-за этого подонка мы все чуть не погибли. Но глав­ное даже не это. Нет, черт возьми, ты погляди на его баш­маки! Гляди! Он соско­чил с Тропы. Пони­ма­ешь, чем это нам гро­зит? Один Бог знает, какой штраф нам при­ле­пят! Десятки тысяч дол­ла­ров! Мы гаран­ти­руем, что никто не сой­дет с Тропы. Он сошел. Идиот чер­тов! Я обя­зан доло­жить пра­ви­тель­ству. И нас могут лишить кон­цес­сии на эти сафари. А какие послед­ствия будут для Вре­мени, для Истории?!

— Успо­койся, он набрал на подошвы немного грязи — только и всего.

Экельс полез в карман.

— Я заплачу сколько угодно. Сто тысяч дол­ла­ров! Тре­вис поко­сился на чеко­вую книжку и плюнул.

— Сту­пайте! Чудо­вище лежит возле Тропы. Суньте ему руки по локоть в пасть. Потом можете вер­нуться к нам.

Джунгли опять про­бу­ди­лись к жизни и напол­ни­лись древними шоро­хами, пти­чьими голо­сами. Экельс мед­ленно повер­нулся и оста­но­вил взгляд на дои­сто­ри­че­ской падали, глыбе кош­ма­ров и ужа­сов. Нако­нец, словно луна­тик, побрел по Тропе.

Пять минут спу­стя он, дрожа всем телом, вер­нулся к Машине, его руки были по локоть красны от крови.

Он про­тя­нул впе­ред обе ладони. На них бле­стели сталь­ные пули. Потом он упал. Он лежал там, где упал недвижимый.

— Напрасно ты его заста­вил это делать, — ска­зал Лесперанс.

— Напрасно! Об этом рано судить. — Тре­вис толк­нул непо­движ­ное тело. — Не помрет. Больше его не потя­нет за такой добы­чей. А теперь, — он сде­лал вялый жест рукой, вклю­чай. Дви­га­емся домой.

1492. 1776. 1812

Они умыли лицо и руки. Они сняли заско­руз­лые от крови рубахи, брюки и надели все чистое. Экельс при­шел в себя, но сидел молча. Тре­вис доб­рых десять минут в упор смот­рел на него.

— Не гля­дите на меня, — вырва­лось у Экельса. — Я ничего не сделал.

— Я только соско­чил с Тропы и выма­зал баш­маки гли­ной. Чего вы от меня хотите? Чтобы я вас на коле­нях умолял?

— Я не вино­ват. Я ничего не сделал.

1999. 2000. 2055.

— Выхо­дите, — ско­ман­до­вал Тревис.

Ком­ната была такая же, как прежде. Хотя нет, не совсем такая же. Тот же чело­век сидел за той же кон­тор­кой. Нет, не совсем тот же чело­век, и кон­торка не та же.

Тре­вис быстро обвел поме­ще­ние взглядом.

— Все в порядке? — бурк­нул он.

— Конечно. С бла­го­по­луч­ным возвращением!

Но насто­ро­жен­ность не поки­дала Тре­виса. Каза­лось, он про­ве­ряет каж­дый атом воз­духа, при­дир­чиво иссле­дует свет солнца, пада­ю­щий из высо­кого окна.

— О’кей, Экельс, выхо­дите. И больше нико­гда не попа­дай­тесь мне на глаза.

Экельс будто окаменел.

— Ну? — пото­ро­пил его Тре­вис. — Что вы там такое увидели?

Экельс мед­ленно вды­хал воз­дух — с воз­ду­хом что-то про­изо­шло, какое-то хими­че­ское изме­не­ние, настолько незна­чи­тель­ное, неуло­ви­мое, что лишь сла­бый голос под­со­зна­ния гово­рил Экельсу о пере­мене. И краски — белая, серая, синяя, оран­же­вая, на сте­нах, мебели, в небе за окном — они… они… да: что с ними слу­чи­лось? А тут еще это ощу­ще­ние. По коже бегали мурашки. Руки дер­га­лись. Всеми порами тела он улав­ли­вал нечто стран­ное, чуже­род­ное. Будто где-то кто-то свист­нул в сви­сток, кото­рый слы­шат только собаки. И его тело без­звучно отклик­ну­лось. За окном, за сте­нами этого поме­ще­ния, за спи­ной чело­века (кото­рый был не тем чело­ве­ком) у пере­го­родки (кото­рая была не той пере­го­род­кой) — целый мир улиц и людей. Но как отсюда опре­де­лить, что это за мир теперь, что за люди? Он бук­вально чув­ство­вал, как они дви­жутся там, за сте­нами, словно шах­мат­ные фигурки, вле­ко­мые сухим ветром…

Зато сразу бро­са­лось в глаза объ­яв­ле­ние на стене, объ­яв­ле­ние, кото­рое он уже читал сего­дня, когда впер­вые вошел сюда.

Что-то в нем было не так.

Экельс почув­ство­вал, что опус­ка­ется на стул. Он стал лихо­ра­дочно скре­сти грязь на баш­ма­ках. Его дро­жа­щая рука под­няла лип­кий ком.

— Нет, не может быть! Из-за такой мало­сти… Нет!

На комке было отли­ва­ю­щее зеле­нью, золо­том и чер­нью пятно — бабочка, очень кра­си­вая… мертвая.

— Из-за такой мало­сти! Из-за бабочки! — закри­чал Экельс.

Она упала на пол — изящ­ное малень­кое созда­ние, спо­соб­ное нару­шить рав­но­ве­сие, пова­ли­лись малень­кие костяшки домино… боль­шие костяшки… огром­ные костяшки, соеди­нен­ные цепью неис­чис­ли­мых лет, состав­ля­ю­щих Время. Мысли Экельса сме­ща­лись. Не может быть, чтобы она что-то изме­нила. Мерт­вая бабочка — и такие послед­ствия? Невозможно!

Его лицо похо­ло­дело Непо­слуш­ными губами он вымолвил:

— Кто… кто вчера побе­дил на выборах?

Чело­век за кон­тор­кой хихикнул.

— Шутите? Будто не зна­ете! Дой­чер, разу­ме­ется! Кто же еще? Уж не этот ли хлю­пик Кейт? Теперь у вла­сти желез­ный чело­век! — Слу­жа­щий опе­шил. — Что это с вами?

Экельс засто­нал. Он упал на колени. Дро­жа­щие пальцы про­тя­ну­лись к золо­ти­стой бабочке.

— Неужели нельзя, — молил он весь мир, себя, слу­жа­щего, Машину, — вер­нуть ее туда, ожи­вить ее? Неужели нельзя начать все сна­чала? Может быть…

Источник

Adblock
detector