лучшие распевки для вокалистов
Правильно проводим распевку перед пением
Распевка для вокалистов — обязательный этап при подготовке к уроку вокала или выступлению. Как спортсмен, не совершивший разминку, может получить травму во время соревнования, так и вокалист без распевки подвергается риску повредить голосовые связки при исполнении сложных фрагментов музыкального произведения. Такая неосмотрительность может привести к полной потере голоса. Но и сами вокальные распевки нужно выполнять правильно и аккуратно, не стоит переусердствовать, иначе голос может устать, тогда сил на успешное исполнение не останется, да и голосовые связки можно повредить.
Подбирать распевки нужно учитывая специфику тембра, особенности вокалиста, исполнительского направления, а также задач, на решение которых направлены упражнения. Так распевки для взрослых мужчин или женщин будут полностью отличаться от детский. А распевки для баритонов будут будут проходить совершенно в другой тональности, нежели у сопрано.
Зачем нужна распевка для голоса?
Распевка нужна не только для того, чтобы подготовить голос для исполнения сложного музыкального произведения. Распевки являются зарядкой для голоса, помогают отрабатывать новые техники и сложные приемы. На начальных этапах вокалист учится на распевках правильно дышать, так как это основная составляющая исполнения. Без правильного дыхания никакие голосовые данные не помогут.
Распевки положительно сказываются на технике вокалиста, с каждым разом голос будет становиться всё более податливым, вокалист учится брать полный контроль над своим голосом. После распевки исполнять сложные элементы произведений, а также брать высокие и низкие ноты становится проще.
Составляющие распевки
На заметку: не нужно ограничивать себя временными рамками во время дыхательной гимнастики. Нужно потратить на неё столько времени, сколько необходимо для полного расслабления, чтобы голосовые связки могли работать на полную мощь.
Основные правила и нюансы для начинающих вокалистов
Распевки тоже нужно проводить правильно, иначе можно повредить голосовые связки и так и не приступить к исполнению произведению или уроку по вокалу, поэтому важно запомнить несколько простых правил:
Главное — даже опытным исполнителям нельзя пренебрегать музыкальными распевками, так как никто не защищен от травм голосовых связок.
Упражнения для распевки
Во время распевки можно сделать массу упражнений, всё зависит от желания и возможностей вокалиста. Начинающим исполнителям можно выполнить следующие виды распевок.
Пение с закрытым ртом
Преподаватели вокала советуют начинать разминку с пения с закрытым ртом. Зубы должны быть разжаты, а звуковые вибрации направлены на губы. Звук нужно повышать на полтона с каждым извлечением.
«Ми, мэ, ма, мо, му»
После упражнений для разогрева с закрытым ртом можно плавно перейти на извлечение звуков «ми, мэ, ма, мо, му». Следует начать с самых низких нот и дойти до собственного предела, после возвратившись к исходной точке.
Извлечение звука губами
Данное упражнение для распевки голоса помогает правильно направлять звук и тренировать дыхание. Выполнение напоминает имитацию звуков автомобиля ребёнком. Губы нужно расслабить, а рот закрыть, чтобы пропускать звук через губы.
Глиссандо
Это упражнение называют также скольжением. При этом исполняются не отдельные звуки, один звук плавно переходит в другой. Нужно дойти до максимально возможной ноты, чтобы потом вернуться обратно.
Распевка в нос
Данное упражнение лучше начать с нот второй октавы, с ми или ре. Каждый следующий звук должен быть ниже предыдущего. Особенность в том, что звук нужно выводить не через рот, а через нос.
Вьени
В итальянском языке есть слово «вьени», которое нужно произносить с разными гласными посередине, то есть «вьени, вьини, вьяни». Упражнение для разогрева голоса рассчитано на развитие артикуляции. Каждый звук ниже предыдущего. Звук должен распространяться в вертикальной плоскости.
Стаккато
Здесь совершенно неважно, на каком звуке воспроизводится упражнение, главное — звуки должны быть отрывистыми. Можно использовать слог «ля», упражнение выполняется на понижении звуков. Нужно следить за отрывистостью.
Диапазон
Для начала стоит брать звуки в диапазоне терции, резко переключаясь с одного на другой. После диапазон нужно постепенно увеличивать. Через несколько занятий нужно добраться до октавы, чтобы смело выполнять перепады звуков без «въезжания».
«Бри-брэ-бра-бро-бру»
Это упражнение выполняется на одной ноте. Чем быстрее получается разборчиво произнести все звуки, тем лучше. Желательно выполнять его на удобной ноте, так как здесь прорабатывается не диапазон, а дикция.
Скороговорки
Это уже не совсем распевка, но проговорить скороговорки очень важно, так как это хорошо развивает дикцию и артикуляцию, которые очень важны в пении и обязательно изучаются на курсе вокала.
Завершающий совет
Важно приложить усилия на распевке, но не выкладываться на полную и приберечь силы для предстоящего выступления или урока. Если переусердствовать, то можно лишиться сил, необходимых для пения.
Совершенствуйте голос с помощью вокальных распевок
От того, насколько чисто и уверенно певец исполняет музыкальные произведения, зависит его успех перед публикой. Профессионалы знают, что распевки для вокалистов важны как перед выступлением на сцене, так и в процессе ежедневных занятий.
Бережное отношение к певческому органу помогает наращивать мастерство, исполнять сложные партии профессионально. Вокальные распевки не только делают голосовые складки эластичными, но и увеличивают приток крови к гортани, легким, губам, языку. Стремление к повышению профессиональных навыков обязывает исполнителя проводить системную работу с хрупким голосовым инструментом.
Ключевые задачи ежедневных тренировок
Спортсмены перед состязаниями тренируют мышцы для их подвижности и эластичности, вокальные распевки выполняют такую же роль. Подготовленные голосовые складки послушны, ими легче управлять, защитить мышцы и связки от травм.
Распевки для голоса необходимы для достижения определенных целей:
Многие достигают больших высот в творчестве, исполняя вокальные распевки ежедневно.
Общие правила упражнений для голоса
Неопытным исполнителям трудно овладеть широким диапазоном, поэтому к занятию приступают, используя вокальные распевки на одной ноте. Постепенно увеличивают интервал до квинты, и только в конце разминки переходят на выполнение октавного диапазона и более.
Определенный цикл, длительность занятий определяется задачами, поставленными перед исполнителем, и первое время упражнения отнимают больше времени.
Что нужно знать неопытным вокалистам
Ни один педагог не станет рекомендовать новичкам интенсивно исполнять вокальные распевки, добиваться успеха в решении сложных и подчас невыполнимых задач. Вначале им предлагают упражнения для двух‒трех нот, расположенных рядом. Добиться хорошей техники исполнения можно лишь последовательными, грамотно организованными уроками.
Все вокальные распевки объединяются по одному общему принципу. Выбирается тональность, соответствующая возможностям тембра голоса ученика. Каждый раз поднимают короткую музыкальную фразу на полтона выше до тех пор, пока не наступит предел возможностей, после чего исполняют вокальные распевки по хроматизму в обратном порядке.
Разминки для вокалистов с высоким и низким голосом практически не отличаются. Во всех случаях разогрев начинают со средних нот диапазона исполнителя. Для колоратурного сопрано подбирают вокальные распевки, направленные на тренировку подвижности, легкости звучания. Для низкого диапазона — медленный темп с упором на кантилену.
Как работать с детьми
Бережное отношение к певческому аппарату в детском возрасте — главная задача педагогов. Развивающиеся органы легко травмировать, они требуют особого внимания, а в пересмотре цикла занятий нуждаются подростки во время ломки голоса.
Но вокальные распевки не отличаются от работы взрослых, а чтобы удержать внимание детей, им предлагают шуточные тексты, применяют другие развлекательные приемы.
Научиться правильно дышать
Для новичков вокальные распевки не обходятся без тренировки дыхания. Важная ступень в стремлении к певческому мастерству для некоторых исполнителей поначалу кажется забавным моментом.
Не все понимают вначале, что от правильного дыхания зависит успех исполнителя. Многие делают ошибку, когда тренировку голоса для его постановки базируют на грудном дыхании. Такое исполнение приводит к завершению карьеры певца, едва начавшись.
Существуют не только распевки для начинающих, но и специальные упражнения для дыхания. Одно из них выполняется при ровной осанке, с опущенными плечами.
Стандартные упражнения
Нередко задают вопрос, отличается ли распевка для хора от индивидуальной тренировки голоса. Профессионалы используют одинаковые задания для разогрева с единственным различием — при работе с коллективом выполняются шаблонные правила, а частные уроки проводят с учетом конкретных целей.
Типовое упражнение
Педагоги нередко приступают с разминки, сомкнув губы. Извлекают звук по полутонам, похожий на мычание, но зубы при этом должны быть разжаты. Упражнение продолжают выполнять, проговаривая «ма, мэ, ми, мо, му» до максимальной высоты. После чего повторяют, удерживая дыхание на одной тональности, затем на полтона выше и так до предела, продолжают в обратном порядке. Чередование слогов полезно менять (ми, мэ, ма, мо, му).
Упражнение «Метро»
При плавном скольжении вверх по хроматическому звукоряду и обратно поют «до-о-о, де-е-е, ди-и-и, до-о-о, ду-у-у-у» и «бра, бре, бри, бро, бру». Методический прием помогает расширению диапазона исполнителя.
Прием «стаккато»
Прерывистое пение на слог «лё-о-о-о» выполняют от I ступени звукоряда к V вверх и в обратном порядке, каждый раз повышая тональность на полтона. Упражнение напоминает заразительно смеющегося человека.
Нередко педагоги в процессе занятий применяют вокальные распевки, объединенные с определенными телесными движениями. Такие методы позволяют освободить голосовой аппарат, освоить координацию, необходимую при исполнении вокальных номеров.
Существует много пособий, где подобраны результативные методики прошлых лет, новые интересные разработки для преодоления профессиональных трудностей. Покорение вершин мастерства с использованием многовекового опыта предшественников является главным условием творческого успеха!
Вокальные распевки
В данном разделе вы найдете аудио и видео материалы для самостоятельной работы. Это упражнения для работы с голосом как для начинающих, так и для обладающих базой вокалистов.
Внимание! В процессе и после тренировок у вас не должно возникать неприятных ощущений в горле, напряжения, усталости и охриплости голоса. Это сигнал того, что вы что-то делаете неправильно. Неправильная постановка голоса чревата ухудшением его звучания, также возникновению заболеваний голосового аппарата.
1. Упражнения Сета Риггса
Если вы знакомы хотя бы с какими-то названиями вокальных методик, среди них с большой долей вероятности окажется и «Пение в речевой позиции» американского педагога Сета Риггса. В нашей стране она стала известна после выхода книги «Как стать звездой». Более 20 лет назад. Однако, кажется, все еще не потеряла своей актуальности.
Сама книга небольшая, около 100 страниц. Но к ней прикреплены 30 практических упражнений с объяснениями автора и переводом. Именно они и представлены ниже на странице сайта. С адаптированными для удобства названиями треков.
В книге есть примеры нот для каждого упражнения (в тональности до-мажор / С dur). Однако здесь на сайте, они представлены дополнительно — на фото. В каждом треке указан номер мелодии.
Несмотря на то, что сам Риггс позиционирует эту программу, как курсы по вокалу для начинающих, они скорее подойдут для тех вокалистов, у которых уже имеются базовые знания. Т.к. большинство мелодий сложны для интонирования (попадания в ноты) и исполняются в быстром темпе.
2. Видео мелодии под метроном
Две мелодии, записанные Marge под метроном для самостоятельной вокальной распевки. Звук, на котором тренируется упражнение (например, вибрация губ, жужжание или набор гласных) можно выбирать произвольно.
Вокал. Распевки
Уроки Jhony Mitcell подойдут тем, кто хочет познакомиться с джазовой импровизацией.
Успехов вам в ваших начинаниях!
Вокал. Распевки запись закреплена
Друзья, присоединяйтесь к нашему телеграмм каналу! Здесь вы найдёте советы, лайф-хаки, вокальные истории и многое другое
Вокал. Распевки запись закреплена
Владислав Объещенко запись закреплена
Данил Антонов запись закреплена
Глеб Звезда запись закреплена
Александр Балушкин запись закреплена
ДРУЗЬЯ. Хочу поделиться с вами еще одной музыкальной работой. Новый трек группы «Исповедь» с интересным названием «Танго со смертью», слушаем, оцениваем и комментируем.
В работе принимали участие:
Так же предлагаю к прослушиванию два немного доработанных предыдущих трека.
Сергей Хмелёв запись закреплена
Иван Чураев запись закреплена
Вокал. Распевки запись закреплена
Анна Малолетнева запись закреплена
Вокал. Распевки запись закреплена
Вокал. Распевки запись закреплена
Вокальный инструктор CVT Катерина Браун
Пение требует энергии
Показать полностью.
Важно понимать, что независимо от вокального режима или стиля музыки, безопасное для здоровья пение требует энергии. Миф о том, что ВСЁ в вашем теле должно быть расслаблено и свободно, когда вы поете, причинил уже достаточно вреда вокалистам. Как показывает практика, гораздо больше проблем с голосом возникает из-за недостаточной физической энергии, чем от избыточной.
Когда у новичков возникают сложности с высокими нотами, это часто происходит потому, что они не используют достаточно физической силы. Либо её у них просто не хватает либо они боятся лишний раз перенапрячься,тк НЕВЕРНО считают пение расслабленным процессом, потому что им так сказали другие педагоги. Но как только начинающие вокалисты учатся прилагать больше усилий и “потеть” во время пения, многие проблемы исчезают.
Ошибочно полагать, что пение — это только расслабленный процесс.
Пение требует много физической силы! Например, пение в жесткой, резкой и мощной манере требует еще больше силы и иногда даже хорошей физической подготовки. Важно что бы тело было в тонусе и могло дать необходимую энергию для достижения желаемого звука, особенно когда мы работаем с вокальными эффектами.
Соблюдайте баланс
Внешний вид VS Физическая сила
Для удовлетворения современных коммерческих требований к привлекательности от девушек-вокалисток часто ожидается неестественная стройность. Многие из них проводят всю жизнь с непроходящим чувством голода, что противоречит требованиям хорошей физической формы для пения. Мужчины обычно не испытывают подобных проблем, поскольку для них модно быть в хорошей физической форме.
Другая проблема заключается в том, что многие певицы не используют свою физическую силу во время пения, потому что считают, что они должны выглядеть хрупкими и звучать женственно. Когда вы просите их перестать пытаться соответствовать только требованиям к хрупкости женской роли или образа, они оказываются способными извлекать совсем другой, более уверенный звук.
Пение ВСЕГДА должно быть комфортным.
Техника должна незамедлительно обеспечивать необходимый эффект, а если этого не происходит, значит, вы выполняете ее неправильно.
Если упражнение причиняет боль, дискомфорт, излишнее перенапряжение или кажется неправильным, значит, оно выполняется НЕПРАВИЛЬНО. Только вы знаете, что вы ощущаете, поэтому доверяйте своим чувствам.
А что вы думаете по этому поводу? Встречались ли подобные наблюдения в вашей практике?
Скорее делитесь в комментариях
Вокал. Распевки запись закреплена
Вокальный инструктор CVT Катерина Браун
Обычно диапазон человеческого голоса делят на пять частей (регистров). Некоторые делят диапазон на 2, 3, 4 или 7 частей. Каждая часть диапазона имеет свое название.
Чтобы избежать путаницы, которая так долго была в головах у исполнителей, CVT не использует слово «регистр», а используют «высота звука», имея в виду фактическое значение этого термина.
Листай в карусельке.
Кстати, на видео, мы слышим как меняемся звук от низкого к высокому, мы видим как работают голосовые складки(связки), как меняется смыкание, характер звука, громкость и количество метала и режим, что как раз провоцирует небольшой срыв «брейк» или переход!
Enjoy и не забывай комментировать.
А вы используете понятие «вокальные регистры».
Чтобы исполнять ноты в этой части диапазона, не требуется сильно растягивать голосовые связки. В этой части голоса создается резонанс в грудине. Вы можете почувствовать небольшое гудение, если положите руку на грудь во время пения. Голосовые связки при этом короткие, широкие, расслабленные и колеблются на «всю ширину» в замкнутом цикле.
* Вместо «смешанный регистр» или «микст» мы используем понятие «средняя часть голосового диапазона»
В этой части голосового диапазона связки растягиваются, чтобы достать более высокие ноты, а резонанс постепенно уходит из грудины в голову.
Вы можете почувствовать, как резонанс в груди уменьшается, когда вы поете ноты в этой части диапазона, которая также называется французским термином «voix mixte» или «микст». При этом голосовые связки растягиваются, становятся тоньше и больше не колеблются на всю ширину в замкнутом цикле.
* Вместо «головной регистр» или «фальцет» мы используем понятие «верхняя часть голосового диапазона» а вместо «верхний регистр» или «высокий фальцет» мы используем понятие «предельно верхняя часть голосового диапазона».
В этой части голосового диапазона связки растягиваются еще больше. В верхней части диапазона резонанс в груди полностью заменяется резонансом в голове. Его нельзя почувствовать так же отчетливо, как резонанс в груди, но в определенных случаях можно ощутить «гудение в унисон». Многие преподаватели вокала называют это пением «между глаз». Голосовые связки растягиваются и становятся тоньше.
А вы используете термины «грудь, голова микст»?
Делитесь в комментариях
Лучшие распевки для вокалистов
— Если вы хотите дышать правильно, Вы должны отдавать дыхание удержание, посылать его дозированно, вести бережно, и это должно быть Вашим основным принципом в пении. Конечно, мышцам необходимо к этому привыкнуть. Это можно хорошо сделать, если вы дышите так (показывает дыхание нижнее, брюшное). Выгода подобного дыхания состоит в том, что участвует вся группа мышц живота. В таком случае я могу хорошо открыть рот и посылать дыхание очень медленно, удержанно. Я его хорошо контролирую, так как посыл дыхания, повторяю, осуществляется всей группой мышц.
— Надо дышать вниз и в спину, тогда хорошо заполняется нижняя часть легких.
— Если мы хотим получить голос, одинаково окрашенный на всем протяжении, то должны использовать и грудной, и головной резонаторы в равной степени на всем диапазоне, от самой низкой ноты до самой высокой.
— Горло открывается широко, когда гортань хорошо опущена, и это дает возможность больше расширить звук. Надо хорошо открывать рот, хорошо артикулировать губами при произношении различных гласных. Для этого надо очень хорошо двигать губами, но не горлом, которое всегда должно быть опущено.
— Очень плохо, когда дикция страдает и публика не понимает слов. Вот, например, некоторые сопрано на определенной высоте звуков уже не произносят ясно слова, поют на каком-то одном звуке типа «У-У». Тогда ничего разобрать нельзя, и это большая ошибка.
— Когда я на самой низкой ноте держу позицию, которую надо иметь, чтобы брать верхние звуки, то, делая упражнение на две октавы вверз, я не чувствую никакого перехода (между регистрами). Голос звучит ровно, и нет того знаменитого перехода, который так волнует многих певцов. Следовательно, беря нижние звуки, надо мысленно думать, что это высокие, и тогда ничего специального при переходных тонах делать не следует. Надо начинать с нижних нот, которые уже направлены «в голову».
— Весь голос должен быть замиксован. Смешение голоса ведет к ровности его звучание, исчезает всякое различие между высокими и низкими звуками, он становится как бы единорегистровым. Я думаю, что секрет хорошего пения именно в этом.
Сесто Брускантини.
«Солисты Ла-Скала о вокальном искусстве».