лучшие радиоволны для авто
ТОП—7. Лучшие автомобильные рации для дальнобойщиков. Рейтинг 2020 года!
Здравствуйте! Обзор будет посвящен лучшим рациям для водителей, которые позволят получать информацию о дорожных ситуациях. Я составил ТОП, основываясь на многочисленных отзывах водителей и экспертов, куда включил 7 устройств от разных производителей, об особенностях которых сейчас вам и расскажу.
MegaJet MJ-300
Рация MegaJet MJ-300 имеет компактные габариты. Продольный размер ее корпуса составляет всего 125 миллиметров, что позволяет разместить такую рацию в ограниченном пространстве любой приборной панели автомобиля. Управление устройством очень простое и интуитивно понятное. На передней панели имеется дисплей, на котором отображается номер канала и индикатор уровня сигналов RX/TX. Экран оснащен подсветкой, так что с такой рацией будет удобно работать даже в темное время суток. Функционал устройства небольшой, но есть все необходимое, что требуется водителю. Например, есть функция поддержания стандартов разбиений 40/120, быстрое переключение в аварийный канал, удвоенная мощность передатчика и функция сканирования каналов, которая пригодится в незнакомой местности. Также стоит отметить, что электрическая схема этой рации дополнена отдельным синтезатором частот с внешним цифровым управлением. Это не только расширяет частотный диапазон, но и повышает стабильность рабочих параметров.
Optim 778
Следующая героиня нашего ТОПа — Optim 778. Очень популярная модель, которая постоянно модернизируется. Она может похвастаться низким уровнем нелинейных искажений и высокой выходной мощностью передатчика, что значительно увеличивает радиус действия. Из особенностей устройства стоит отметить:
А еще эта рация примечательна голосовым фильтром «Эхо», который позволит вашим собеседникам слышать ваш сигнал с эхо-эффектом. Также стоит отметить в этой радиостанции большой информативный экран с подсветкой, на котором отображается вся актуальная информация о рабочем состоянии радиостанции — рабочий канал или частота, индикатор уровня приёма-передачи сигнала, установленная модуляция и другие активные функции.
Midland Alan100 Plus
Продолжает наш ТОП — Midland Alan100 Plus. Как говорят эксперты, она отлично подойдет для обеспечения связи автомобилей в колонне. Функционал у нее небольшой, но для кого-то это будет даже плюсом. Радиостанция имеет 40 каналов Европейской и 40 каналов Российской сетки частот, FM и AM модуляцию. В ней есть поддержка 9-го и 19-го каналов Московской городской службой спасения. Можно будет узнать ситуацию о пробках на МКАДе и обратится за помощью, если находитесь рядом со столицей. Качество связи у нее отличное. Как заявляет производитель, на трассе с антенной на крыше высотой в 2 метра удается устанавливать связь на расстоянии до 10 километров между автомобилями. Также высокое качество передачи звука обеспечивается благодаря использованию в устройстве конденсаторного микрофона, на котором еще и есть кнопки выбора каналов. А еще, в комплекте с устройством идет переходник для прикуривателя, который пригодится для временной радиофикации автомобиля. Управление рацией очень простое. На передней панели есть регулятор громкости, кнопки переключения каналов и модуляции, а также быстрый доступ к 9-му и 19-м каналам. Средств индикации тоже не много. Для отображения канала присутствует светодиодный дисплей, а для индикации режима работы два светодиода, зеленый на прием, и красный на передачу. И все. В общем, если вы не хотите переплачивать за лишний функционал, то стоит обратить внимание на эту рацию.
MEGAJET MJ-600 Turbo
MegaJet MJ-600 Turbo — надежная и компактная автомобильная радиостанция с выходной мощностью в 20 Ватт. На данный момент это одна из самых популярных и востребованных раций на российском рынке. Несмотря на свои небольшие размеры, она оснащена всеми необходимыми функциями, которые могут потребоваться дальнобойщику: поддержкой 240 частотных каналов европейского диапазона, синтезатором частоты, собранным на отдельной микросхеме, ручным пороговым и автоматическим спектральным шумоподавителем, режимом сканирования и функцией прослушивания двух выбранных каналов. Также в ней имеется экстренная выбор 9 и 19 каналов. А еще, она обладает энергонезависимой памятью, позволяющая всегда хранить пользовательские настройки. При необходимости к этой радиостанции можно подключить внешний громкоговоритель. Вся необходимая информация отображается на большом дисплее. Он показывает выбранный канал, частоту, индикаторы RF и MIC сигналов. Углы обзора у дисплея широкие, так что информацию с него будет видно из любого положения. Также, дисплей обладает яркой подсветкой, что будет актуально в ночных поездках. Регуляторы и кнопки у рации большие, что облегчает управление устройством. Также стоит отметить, что для удобства пользователя в рации MJ-600 Turbo реализовано звуковое подтверждение нажатия клавиш, функция памяти предыдущего канала и сигнал окончания передачи. В общем, если вам нужна многофункциональная и удобная в использовании рация, то стоит обратить внимание на эту модель.
Optim Voyager
Далее в нашем ТОПе идет рация Optim Voyager. Она может похвастаться широким функционалом и уверенным сигналом. У рации простое управление и большой цветной информативный экран с крупными цифрами, на котором, к тому же, отображается КСВ, что позволит вам в любой момент проконтролировать состояние антенны. Яркость дисплея может регулируется в широких пределах. Кроме того, дисплей имеет два режима отображения — день и ночь, а при неиспользовании рации на нем отображаются часы с датой. Радиостанция построена на современной элементной базе, которая обеспечивает высокую надёжность и долговечность работы. Она обеспечивает низкий уровень нелинейных искажений в приёмном тракте, что положительно сказывается на качестве принимаемого сигнала и обеспечивает максимальную дальность радиосвязи. Что касается функционала рации, то она имеет 3 уровня мощности, режим сканирования с возможностью добавления и удаления каналов. Есть функция подавления импульсных помех и высоких частот. Можно выбрать сигнал окончания передачи, установить громкость, ограничение времени передачи. Также в ней предусмотрено наличие автоматического спектрального и ручного порогового шумоподавителей, незаменимых, при эксплуатации в городе и открытой местности. А еще, в ней есть защита от подключения к источнику питания обратной полярности, клавиши быстрого перехода в “общий вызывной автоканал” и “канал вызова экстренной помощи”. В общем, такая радиостанция сможет удовлетворить запросы даже самых требовательных покупателей.
TurboSky CB-1
Продолжает наш ТОП — TurboSky CB-1. Это компактная радиостанция с частотной и амплитудной модуляцией, обеспечивающая уверенный радиобмен в гражданском диапазоне СИ-БИ. При довольно компактных размерах она может похвастаться выходной мощностью в 20 Ватт, что позволит вам быть на связи на довольно большом расстоянии. Она оснащена отдельным синтезатором частоты и опцией сканирования, что значительно облегчает поиск необходимой частоты. В функционале этой рации предусмотрена энергонезависимая память, автоматический пороговый шумоподавитель, возможность прослушивания одновременно двух выбранных каналов и подключение внешнего громкоговорителя. У рации большой дисплей с подсветкой, информация с которого хорошо читается под любым углом. Управление очень простое. Разобраться в нем не составит труда. Предусмотрена кнопка приоритетной связи, позволяющая быстро переключиться на 9 и 19 аварийные каналы. Есть функция звукового подтверждения нажатия клавиш и функция сигнала окончания передачи. Кроме того, клавиши имеют подсветку, что будет актуально в ночных рейсах. А еще, приятным дополнением является опция блокировки органов управления: после нажатия на кнопку LOCK. Данная функция помогает предотвратить непредусмотренные нажатия на кнопки.
Motorola DM1400
Завершает наш ТОП — Motorola DM1400. Эта радиостанция проста в использовании и обеспечивает связь без шумов и помех, способствуя максимальной эффективности вашей работы. Она работает в диапазоне от 136 до 174 МГц или от 403 до 470 МГц и обладает выходной мощностью в 20 Ватт. Главным преимуществом Motorola DM1400 является возможность работы в аналоговом режиме, а при активации программного ключа перейти в аналого-цифровой режим. Поэтому, такая рация обеспечивает высокий уровень защищенности от прослушивания. И при ее использовании нет необходимости в дополнительном скремблировании. На дисплее радиостанции в доступном виде отображается вся необходимая информация. Благодаря яркой подсветке данные видны в любое время суток. А предусмотренная в ней функция голосовой активации позволит вызывать абонента, не нажимая на кнопку PTT. Кроме того, пользователь этой радиостанции всегда заранее сможет узнать о невозможности связи: в случае выхода из зоны действия ретранслятора или других раций его предупредит об этом функция ARTS. Также в этой рации есть возможность отправки текстовых сообщений. В общем, если вам нужна многофункциональная рация с возможностью шифрования, то стоит обратить внимание на эту модель.
Радиосвязь для начинающих. F.A.Q. по радиосвязи в авто.
В связи с участившимися вопросами в сфере радиосвязи (особенно в группе «Радиосвязь и радиолюбители»), желанием всё-таки помочь и отсутствием желания каждый раз расписывать одно и то же, было решено подготовить свой небольшой F.A.Q. по этому поводу. Здесь в основном будут рассмотрены безлицензионные диапазоны, наибольший уклон произведён к наиболее популярному среди автолюбителей диапазону Си-Би.
Хочу заметить, что я не считаю себя профессионалом в этой области и вряд ли им являюсь. В основном эта запись основана на собственном и чужом опыте, а так же на теоретических знаниях. Со временем список вопросов-ответов будет дополняться и корректироваться по мере необходимости. Аргументированная критика статьи не возбраняется.
1. Что такое CB (Си-Би), LPD, PMR, N-метровый диапазон?
Си-Би – это диапазон радиочастот около 27 МГц. В некоторых случаях может подразумеваться достаточно широкий диапазон: примерно от 25 до 30 МГц.
LPD – диапазон частот 433-434 МГц.
PMR – диапазон частот около 446 МГц.
Подробного описания этих диапазонов предостаточно в интернете. Поэтому здесь просто не вижу смысла много объяснять.
N-метровый диапазон – в данном случае подразумевают диапазон с соответственной длиной волны. Для определения частоты можно пользоваться приближённой формулой:
Частота [МГц] = 300 / Длина_волны [м]
Таким образом, для 2-метрового диапазона получим: Частота = 300 / 2 = 150 (МГц).
2. Что такое модуляция и какие они бывают?
По сути – наложение полезной информации на какую-то несущую частоту. Про всю физическую составляющую вы можете почитать на просторах интернета, здесь же рассмотрим только с точки зрения потребителя.
При радиообмене на частотах Си-Би диапазона (см. вопрос №1) используются в основном следующие виды модуляции:
1) Амплитудная модуляция (АМ)
2) Частотная модуляция (FM, ЧМ)
3) Однополосная амплитудная модуляция (SSB), которая в свою очередь делится на USB (верхняя полоса) и LSB (нижняя полоса).
Здесь хочу сказать только одно: нормального радиообмена при разных типах модуляции никогда не будет. Да, можно разбирать друг друга при АМ у одного и ЧМ у другого, но при одинаковой модуляции вы будете слышать друг друга на гораздо большее расстояние. К примеру, два среднестатистических дальнобойщика могут различать друг друга в разных модуляциях на расстоянии от 50 до 500 м, далее они становятся неразличимыми друг для друга.
3. На какой частоте общаются на дороге, какая частота у дальнобойщиков?
В нашей стране (и не только) обмен информацией на дорогах в основном происходит на частотах Си-Би диапазона (см. вопрос №1). Большинство автоканалов работают именно в этом частотном диапазоне (есть правда и исключения).
Дальнобойщики работают на частоте 27.135 МГц, амплитудная модуляция (вопрос №2).
4. Какую радиостанцию Си-Би диапазона купить в авто новичку, а какие самые крутые? Есть ли носимые станции?
Для начала обязательно определитесь с кем хотите общаться. Если вы хотите общаться с автоканалом в вашем городе, а он по какой-то причине находится ниже 26 МГц, да там ещё и SSB(вопрос №2), то здесь уже самая простая р/с не подойдёт и нужно выбирать, исходя из требований. Для общения же с дальнобойщиками подойдёт практически любая р/с. Требования к ней можно найти в вопросе №3.
Не забудьте посмотреть вопрос №5! Там рассказано что разрешено к использованию на территории РФ без получения лицензии.
И всё же, для новичков советую рассматривать к покупке линейку MegaJet-ов (хорошее соотношение цена-качество-функционал): MJ-300, MJ-100 и другие. В основном их покупка обойдётся вам в 70-100$. Иногда очень удобным бывает переключение каналов с тангенты (это та штука, в которую нужно говорить) и автоматический шумоподавитель.
В некоторых случаях не удаётся выполнить монтаж полноразмерной р/с в автомобиле. В таких случаях вам могут приглянуться MegaJet MJ-50 (пожалуй, это самая миниатюрная р/с среди всей линейки автомобильных станций), MJ-555, MJ-550, AnyTone Apollo и Yosan CB 250. У MJ-555, AnyTone Apollo и Yosan CB 250 управление полностью вынесено на тангенту, у MJ-550 – на миниатюрную панельку. У обоих MegaJet есть минус: плохое соединение основного и управляющего блока. Лечится заменой разъёма, при самостоятельной переделке обойдётся в пределах 200-300 руб. AnyTone Apollo готова к применению из коробки. То есть у неё нет необходимости доработок, в отличии от MJ-555.
Если хотите что-то более навороченное, то присмотритесь к MJ-600, MJ-3031.
Совсем крутое – Optim-778. Но для открытия полного функционала нужна программная разлочка.
Существуют так же носимые Си-Би радиостанции. Впрочем это не мешает их устанавливать в авто на время поездки. Наиболее популярная из них – это Midland (Alan) 42. Правда со штатной антенной работает практически никудышно. Лечится заменой антенны на что-то более продвинутое.
5. Какие документы нужны для пользования радиостанцией? Что будет, если р/с не попадает в безлицензионный диапазон?
Для пользования р/с в безлицензионном диапазоне в принципе никаких документов не требуется. Можете возить с собой товарный чек на покупку и краткое описание (будет не лишним в случае возникновения споров).
В РФ, с учётом последних изменений, разрешено без получения лицензии работать в следующих диапазонах:
1) 26.960-27.410 МГц с мощностью передатчика в АМ/ЧМ не более 4 Вт и в SSB(вопрос №2) не более 12 Вт. Запрещается так же использование направленных антенн и антенн, усиление которых больше усиления четвертьволнового штыря.
Здесь поясню, что практически всех автомобильных антенн этот закон не касается (т.к. они не направленные и усиление на них меньше). Кроме того, вышеописанное постановление относится к «сухопутным подвижным РЭС», и по идее, правила эксплуатации стационарных р/с остались прежними: не более 10 Вт АМ/ЧМ.
2) 433.075 МГц — 434.775 МГц с шагом в 0.025 МГц и мощностью передатчика не более 10 мВт
3) 446,000—446,100 МГц и мощностью передатчика не более 0.5 Вт
Этот список не полный, но здесь уделено внимание всем основным диапазонам.
Работа без соответствующих разрешений вне этих диапазонов – по сути нарушение закона. Я не призываю вас к нарушениям законодательства. Но на практике случаев наказания за это встречал крайне мало, большинство ограничивалось предупреждениями, в особых случаях – конфискацией аппаратуры. Здесь очень хорошо действует правило «сам живи и другим не мешай». Если вы не мешаете радиолюбителям, сотрудникам спецслужб и другим, то вами скорее всего не заинтересуются. Кроме того, последняя поправка запретила использование р/с Си-Би диапазона с выходной мощностью в АМ/ЧМ более 4 Вт, но у многих к этому времени уже были закуплены трансиверы с мощностью до 8 Вт. Не менять же их все на 4 Вт, согласитесь?
6. На какое расстояние можно связываться, имея Си-Би радиостанции?
Здесь нельзя ответить однозначно. Всё зависит от многих параметров: радиостанции, антенны и даже погоды на улице!
Среднестатистический комплект дальнобойщика обеспечивает им связь друг с другом на расстояние около 5 км. И ещё пока что жива тема «Опрос (рация, антенна, ксв, дальность, прием)».
7. Какие у вас аппараты?
Лично обладаю не такой большой коллекцией: MegaJet MJ-300, Kenwood TH-K4AT, JOKER TH-UVF1.
И ещё пока что жива тема «Опрос (рация, антенна, ксв, дальность, прием)».
8. Можно ли покупать б/у радиостанцию? Что проверить при покупке?
Да можно конечно. Проверять следует по максимуму. Для нормальной проверки вам понадобится антенна (хотя бы короткая на магните) и напарник с заведомо рабочей р/с и антенной. Вам лучше всего находиться стационарно, а ваш напарник будет постепенно увеличивать расстояние. Начинать следует примерно с 10 м (на некоторых р/с проявляются «затыки» на малых расстояниях) и закончить на расстоянии в несколько (2-5) км (встречаются р/с с вышедшим из строя выходным каскадом, которые будут слышны на несколько десятком метров максимум). Проверьте все диапазоны частот, все виды модуляции.
Покупка без этих проверок всегда 50/50. Толкнуть вам полностью работоспособную на вид р/с со спалённым выходным каскадом или ещё хуже с проблемным процессором могут очень легко.
9. Как правильно запитать радиостанцию?
Лучше всего плюсовой провод пробросить напрямую от аккумулятора. Минусовой – в ближайшем месте закрепить к кузову. Питание по такой схеме наиболее предпочтительно, т.к. собирает меньше помех из бортовой сети. Нет смысла использовать музыкальные или какие-либо другие специализированные провода, т.к. никаких высокочастотных сигналов на питании нет.
Помехи могут вызывать импульсные преобразователи (зарядки для телефонов, навигаторов, видеорегистраторов), вентиляторы, системы зажигания и розжига ксенона.
В таких случаях для избавления от помех используют различного рода фильтры по питанию: от ферритовых колец на провод до маленьких ящичков с конденсаторами и катушками. Различных схем в интернете огромное количество.
10. У меня сломалась радиостанция, что делать?
Если вы уверены, что причиной поломки является именно заводской брак, а не нарушение условий эксплуатации, то обратитесь в гарантийный ремонт. Во всех остальных случаях (в т.ч. при истёкшей гарантии) можно обратиться к специалистам (найти их можно на радиорынках) или попробовать устранить неисправность самому.
Наиболее типовые неисправности:
1) не включается р/с : проверьте питание, предохранители, полярность
2) меня перестали слышать: вполне возможно, что сгорел выходной каскад радиостанции (наиболее часто такое случается при работе без антенны или с неправильно настроенной антенной). Обычно замене подлежат транзисторы.
3) я ничего не слышу: возможно у вас перестала работать антенна (например перетёрся коаксиальный кабель), либо шумоподавитель стоит на максимуме, либо внутри р/с от динамика по какой-то причине отлетел провод.
По схемотехнической части р/с я точно не специалист, поэтому по таким вопросам советую обращаться на специализированные форумы.
11. Какими способами можно установить антенну на авто? Какой способ лучше?
Сейчас основное распространение получили 3 варианта установки антенн на транспортные средства:
1) так называемая «врезка»: в металлической части кузова просверливается отверстие диаметром около 10 мм, при необходимости устанавливаются дополнительные пластины для жесткости (при достаточно большой длине антенны и не очень толстом месте установки), далее в этом месте просто собирается антенна. При правильной установке этим способом будет обеспечена наилучшая связь в обе стороны.
Самые предпочтительные места установки: центр крыши, остальная крыша, экспедиционный багажник, крылья, металлический бампер. В общем случае — чем выше, тем лучше. Поэтому установка на бампер скорее всего значительно проиграет установки на крышу.
2) установка на кронштейне: кронштейн, выполненный из металла, устанавливается на металлическую деталь (деталь обязательно должна иметь надёжную электрическую связь с кузовом). Место установки кронштейна рекомендуется зачистить до металла.
Самые предпочтительные места установки: экспедиционный багажник, рейлинги, водостоки, крышка багажника, верхние части дверей, на внедорожниках и грузовых — металлические крепления бокового зеркала. Причём установка на крышке багажника универсала более плохой вариант, чем на крышке багажника седана (из-за принципов распространения волн). Связь обычно сравнима или немного уступает врезному варианту. Кронштейны требуют периодического обслуживания (такого как их чистка, протяжка и т.п.)
3) установка на магнитное основание: антенна устанавливается на подставку с магнитом диаметром от нескольких сантиметров. Плюсы такой установки очевидны: антенну можно быстро снять и спрятать, переставить с одного авто на другой. Минусы же здесь не так очевидны: во-первых дальность приёма-передачи меньше, чем у вышестоящих вариантов; во-вторых на скорости и от препятствий магнитное основание в лучшем случае может съехать и оставить царапинки на лакокрасочном покрытии, в худшем — свалиться и разбить окно; в-третьих кабель обычно пропускают через окно или между дверью и кузовом, вследствие чего он быстро перетирается и становится негодным; в-четвёртых такая антенна больше всех собирает помехи.
Типичные места установки: центр крыши, крышка багажника на седанах.
Что хотелось бы отметить: по сути скрытой установки антенн на авто не бывает. При попытке спрятать часть антенны в крыле или обрезать штырь на пол метра, или установить антенну полностью в салоне можете в лучшем случае получить отвратительную связь, в худшем — сломанную радиостанцию(вопрос №10). Тем не менее, в интернете проскакивают варианты установки антенны на заднее стекло, но такая антенна сложна в изготовлении и её поведение очень сложно предугадать.
12. Какую антенну посоветуете приобрести?
Автомобильная антенна Lemm AT-2001 Turbo — очень популярная среди владельцев радиостанций Си-Би диапазона в основном из-за соотношения цена-качество. Высота штыря — 2 м. Из минусов — не всегда надёжный кронштейн, требует периодического обслуживания.
Sirio Performer 5000 — высота чуть-чуть не доходит до 2 м. Вполне нормальная антенна для повседневной эксплуатации.
© notAmonster, 2014. При использовании статьи ссылка на первоисточник обязательна.
Выбираем радиостанцию под конкретные задачи: автомобильные, портативные, авиационные, речные и морские.
Радиостанции используют для передачи коротких сообщений. Быстро и бесплатно. Устройство пригодится профессионалам и любителям. Лично наблюдали, как в торговом центре семейная пара координировала свое движение при помощи 2 раций.
Здесь мы помогаем выбрать правильную радиостанцию. Разобрали их типы, рассказали о диапазонах и что влияет на дальность радиосвязи. Часто ими пользуются не в теплых домашних условиях, поэтому обратили внимание на надежность конструкции.
Радиостанции бывают портативные и стационарные. Хотите носить с собой — берите портативную. Она легкая, компактная и со встроенным аккумулятором. Стационарную радиостанцию кладут на стол или в салон автомобиля. Вдали от розетки от нее нет толка, потому что требует питание.
Некоторые рации специализированные:
— Автомобильные;
— Авиационные;
— Речные;
— Морские.
Автомобильный тип выбирают все водители, дальнобойщики. Корпус помещается в место под магнитолу 1DIN. Авиационная устанавливается в приборную панель, есть выход для авиагарнитуры. У речной и морской свой разъем. Метод установки не важен, портативная станция тоже может быть специализированной. Главное — поддержка нужного диапазона.
В России разрешены гражданские диапазоны CB, LPD и PMR. Для общения в других диапазонах придется получить лицензию. Многие рации, при должной настройке, поймают любую частоту. В эфир выходить не стоит, пусть работает только на прием.
Диапазоны VHF и UHF заняли коммерческие и государственные организации, такие как МВД и МЧС. У UHF часть частот разрешена: LPD и PMR. Выбирайте портативную радиостанцию с диапазонами LPD и PMR. В городе дальность выше у UHF диапазона, а в лесу — VHF. Если выберете двухдиапазонную рацию, то сможете общаться в 2 диапазонах одновременно.
Водители, те же дальнобойщики, покупают станцию с диапазоном CB. В городе с многоэтажной застройкой она не так хорошо справляется с препятствиями. Лучше всего работает в чистом поле, на трассе.
Авиационная радиостанция работает в диапазоне 108–136 мГц. Морская — от 156 до 163 мГц. Речная — 300 и 336 мГц.
Дальность радиосвязи зависит от мощности, но больше от окружения. Препятствия на пути радиоволн нивелируют в ноль самую мощную рацию. Рация обычно имеет мощность 4–5 Вт, выбирайте минимум 2 Вт. Наращивать мощность сверх меры нет смысла. Чтобы повысить дальность связи вдвое, мощность придется увеличить вчетверо. Только радиостанция, не рассчитанная на высокую мощность, умрет раньше срока. Лучше установите длинную антенну.
Заряд аккумулятора тоже влияет на дальность. Она снижается вслед за утекающими процентами заряда батареи. Лучший аккумулятор — литий-полимерный (Li-pol), потому что хорошо переносит минусовые температуры. Также хорош литий-ионный (Li-ion), потому что не имеет эффекта памяти. Лучше не брать аппарат с никель-кадмиевой (NiCd) батареей, она быстро потеряет свой ресурс. Выбирайте рацию с литий-полимерным аккумулятором или литий-ионным, они лишены этих недостатков.
Качество связи зависит от типа рации. У цифровой радиостанции оно выше. Также у цифрового аппарата меньше фонового шума, помех, лучше качество звука. Связь шифруется, и вы сможете создать конференцию на одном канале. Аналоговая радиостанция этих преимуществ лишена, зато она дешевле.
Класс радиостанции можно определить по ее корпусу. Если производитель не ищет компромиссы, то внутренности аппарата будут надежно защищены.
Корпус должен быть крепким и рельефным, а внутри — металлическое шасси. Чтобы лучше сцеплялся с рукой, а если упал, то не разбился. Вот некоторые отличия защиты раций разных классов:
Бюджетная — без защиты, один пластик.
Средняя — защита от ударов, брызг воды и пыли IP54.
Профессиональная — натовский противоударный стандарт MIL-STD 810, защита от искр, взрывов. Выдержит 30-минутное погружение в воду на 1 метр IP7.
Рация может быть с экраном и клавиатурой или без них. Они нужны для прямого ввода частоты: не придется выбирать из заранее заданных каналов. Наличие клавиатуры не всегда значит, что есть прямой ввод частоты. Иногда она только переключает каналы. Если клавиатуры нет, канал переключают вращая регулятор.
Звук передается по нажатию кнопки. Жать кнопку не обязательно, если есть функция VOX. С ней рация выходит в эфир, как только слышит голос. Голос пропал — прекращает вещать.