лучшие психологические хорроры игры
Лучшие психологические хорроры на ПК
Неоднозначные герои, медленно теряющие рассудок, готические особняки, лавкрафтовские ужасы и мрачные визуальные новеллы в подборке лучших психологических хорроров на ПК.
Outlast 2
Год: 2017 | Жанр: психологический хоррор, мясо, экшен
Phasmophobia
Год: 2020 | Жанр: хоррор, кооператив, сверхъестественное
Инди-феномен, долгое время занимавший высокие позиции в чартах Steam. Игроки наконец-то получили тот кооперативный ужастик, о котором они так давно мечтали: тонкий, атмосферный, без нелепых скримеров и клише, но с набором свежих механик. Команда исследователей паранормальщины попадает в какую-нибудь жуткую локацию и принимается фиксировать чертовщину на аудио и видео. В этом игрокам помогают специальные приборы – от камер и датчиков до голосового чата с привидениями. И хотя здесь минимум кровищи и ноль экшена, игра легко напугает даже самую веселую дружескую пати.
Doki Doki Literature Club!
Год: 2017 | Жанр: психологический хоррор, аниме
Визуальная новелла в жанрах психологического хоррора и симулятора свиданий. В управление игрока попадает штампованный школьник-интроверт, за которого сражаются четверо девчонок из литературного клуба – ну прямо типичный «гаремник. Сперва кажется, что, кроме неловких сценок, Doki Doki Literature Club! не предложит ничего оригинального. Но всем аниме-хейтерам стоит перетерпеть пролог, ведь дальше начинается настоящая чертовщина: игра сломает жанровые конвенции, начнет путать сюжет намеренными багами и нокаутировать неожиданными поворотами.
Fran Bow
Год: 2015 | Жанр: психологический хоррор, глубокий сюжет
Мрачный психологический хоррор-квест, который понравится любителям American Mcgee’s Alice. Fran Bow расскажет трагическую историю девочки по имени Фрэн. Ее родители погибли, а сама героиня попала в психиатрическую больницу. На дворе сороковые года, так что лечебница, врачи и их методы получились ожидаемо устрашающими. Вдобавок Фрэн заставляют выпить экспериментальное лекарство, в результате девочка попадает в другую реальность. Здесь она погрузится в ночные кошмары, повстречает монстров и сразится с собственными страхами – все, чтобы отыскать любимого кота.
Silent Hill 2
Год: 2001 | Жанр: психологический хоррор, выживание
Образцовый хоррор и идеальный сиквел, который, по мнению множества фанатов, превосходит первую часть. Silent Hill 2 примечательна не только тем, что здесь дебютировал монстр Пирамидоголовый, а Сайлент-Хилл с его культистами, жуткими тварями, параллельными мирами и ржавыми, индустриальными локациями стал еще более проработанным. Главная гордость игры в том, что это первый серьезный и глубокий сюжет в жанре психологического хоррора для игровой индустрии. Все ужасы на пути героев так или иначе рассказывают об их травмах и ошибках, чувстве вины и утраченной любви.
Amnesia: The Dark Descent
Год: 2010 | Жанр: хоррор, атмосфера
Layers of Fear
Год: 2016 | Жанр: психологический хоррор, атмосфера
Layers of Fear — психологический хоррор с готической атмосферой. Игра расскажет вам о художнике, который бродит по мрачному особняку, сталкивается с паранормальными явлениями и медленно сходит с ума. Большую часть геймплея займет неспешное исследование локаций – герой ищет предметы, изучает письма, проводит много времени за живописью в мастерской и нехотя раскрывает трагическую историю своей семьи. Даже при свете дня Layers of Fear постоянно заставляет чувствовать себя неуютно за счет постоянно меняющейся архитектуры пространства и жутких, искаженных полотен.
Visage
Год: 2020 | Жанр: психологический хоррор
Еще один мрачный симулятор ходьбы, который вслед за Layers of Fear вдохновился так и не ставшей настоящей частью Silent Hill демкой P.T. от Хидео Кодзимы. Как и в названных выше проектах, все действие игры происходит в одной-единственной локации – мрачном полупустом особняке. Каждая глава повествует об отдельном персонаже, но, в конце концов, их поиски тайн складываются в цельную историю о семейных трагедиях, не упокоенных призраках. Visage – идеальный пример хоррора, в котором хватает и интриги, и удачных скримеров, и тягучего саспенса, и запутанных головоломок.
Год: 2015 | Жанр: глубокий сюжет, атмосфера, хоррор
Философское рассуждение о жизни и смерти от разработчиков Amnesia и Penumbra, поданное в форме гнетущего, клаустрофобного хоррора. События SOMA происходят на заброшенной научной станции, бесконечно дрейфующей под водой, пока на суше всё человечество погибло после падения метеорита. Главный герой – это перенесенная в андроида копия личности парня по имени Саймон, который попал в автокатастрофу и согласился на эксперимент за 100 лет до событий игры. Теперь Саймону предстоит встретиться с монстрами, ответить на вечные философские вопросы и сделать тяжелые моральные выборы.
Pathologic 2
Год: 2019 | Жанр: глубокий сюжет, хоррор, выживание
Ремейк культовой игры «Мор. Утопия» от главных экспериментаторов российского геймдева. Картинку обновили, управление поправили, добавили пару новых сцен, но в остальном игра по-прежнему настолько же таинственная, искаженная и отвратительная, как фантазия Дэвида Линча. Вы сыграете за врача, который приезжает в охваченный хаосом и чумой город. Остановить эпидемию вряд ли получится. Так что будем выживать, отбирать еду у крыс, рыться в помойках, отбиваться от солдат и мародеров, наслаждаться арт-дизайном и считать дни до неминуемой катастрофы.
Call of Cthulhu
Год: 2018 | Жанр: психологический хоррор, Лавкрафт
Мало кто назовет адаптацию Лавкрафта образца 2018 года пугающей, но в ней есть все, за что мы любим классику ужасов. Грязный морской городок с неприветливыми, грубыми жителями-пьянчугами. Культы, путешествия в сюрреалистичный мир кошмаров, мифические темные божества и сходящий с ума главный герой. Разработанный с нуля, но верный традициям мир раскрывается через детективную историю и здесь Call of Cthulhu отлично работает сначала как RPG, а затем как квест. Поверх накладывается небольшая нелинейность и механики безумия ГГ, что заслуживает отдельной похвалы.
Tiny Bunny
Год: 2021 | Жанр: визуальная новелла, хоррор
Визуальная хоррор-новелла, первый эпизод которой выпустила небольшая команда российских разработчиков. Tiny Bunny (или «Зайчик») перенесет вас в холодный таёжный посёлок конца 90-х годов. В центре сюжета – 12 летний мальчик Антон и его семья, недавно переехавший в деревню из города. Семья, как водится, находится на грани распада, одноклассник Антона бесследно попадает, а в лесу творится какая-то чертовщина. И хотя до разгадки тайны еще далеко, уже сейчас «Зайчик» привлекает проработанными героями, провинциальным колоритом, потрясающей рисовкой и вниманием к деталям.
The Medium
Год: 2021 | Жанр: приключения, хоррор, насилие
The Medium — не столько хоррор, сколько мистический детектив о девушке-медиуме и ее внутренних демонах. Пожалуй, главная заслуга игры в том, как она пользуется темой сверхъестественного. Призраки здесь чаще всего не примитивные скримеры, а живые персонажи, которые не прочь поделиться внутренним миром, попросту жаждут упокоиться, а иногда и вовсе не осознают себя мертвецами. При всем этом The Medium отлично нагнетает интригу: в отеле «Нива» трагические истории множества людей переплетаются самым увлекательным образом.
Those Who Remain
Год: 2020 | Жанр: психологический хоррор, исследования
Главный герой Those Who Remain — сломленный парень на грани самоубийства получает приглашение в отель, где моментально сталкивается с паранормальной чертовщиной. Казалось бы, типичная завязка не обещает ничего оригинального. Но нет, Those Who Remain найдет, чем вас удивить. Эдварду (так зовут героя) выпадет роль своего рода судьи, которому сверхъестественные силы поручат разбираться в смерти девочки Анники и решать судьбы других жителей города. Кроме того, ему предстоит играть в прятки с монстрами и решать множество задачек, перемещаясь в параллельных мирах.
Moons of Madness
Год: 2019 | Жанр: Лавкрафт, хоррор, космос
Moons of Madness – марсианский хоррор, создатели которого явно вдохновлялись Dead Space и творчеством Лавкрафта. От первой здесь жуткие приключения инженера на заброшенных инопланетных станциях, от второго – встреча с комическим ужасом, искаженная грань между сном и реальностью и постепенно слетающий с катушек разум героя. Товарищи по экспедиции исчезают, мрут как мухи и оставляют после себя множество загадок. Что касается геймплея, то Moons of Madness – это смесь симулятора ходьбы с элементами выживания, исследования и множеством сюрреалистичных эпизодов.
Самые жуткие хорроры в игровой индустрии
Содержание
Содержание
Страх объединяет человека с другими представителями животного мира. Он ломает психику, дает выброс адреналина в нужные участки мозга и заставляет чувствовать себя живым. Нейробиологи связывают это с миндалевидным телом, которое отвечает за выработку гормона стресса и активизацию моторных функций организма, чтобы он был наготове перед возможной опасностью.
Почему многие из нас так любят триллеры? Мы боимся, и иногда нам это нравится. Правильный саспенс, нужная атмофера, которая угнетает и давит на психику — это только часть приемов. За свою историю игровая индустрия может похвастаться неплохим списком подобных игр. О таких проектах и пойдет речь в этой статье.
Серия Amnesia
Frictional Games никогда не претендовали на создание ААА-проектов. Маленькая студия из четырех человек (на момент создания Penumbra), в которой сделали свое видение того, как должны пугать игры.
И если трилогия игр Penumbra стала чем-то вроде пробы пера и возможностью отточить навыки разработки, то следующий проект Amnesia принес компании известность.
За что геймеры любят этот проект? За правильную и размеренную атмосферу, которая в чем-то повторяет произведения Говарда Лавкрафта, а также за хороший сюжетный хук в самом начале игры, за которым следует умеренное и точное нагнетание обстановки.
За дизайн немногочисленных монстров — отдельная похвала Frictional Games.
Здесь практически нет врагов, но это не делает «Амнезию» легкой игрой. Наоборот, страх наткнуться на недоброжелателей может преследовать игроков в любом темном углу. Потому что правильно работает игра света и тени, и потому что грамотный саунд-дизайн только располагает к этому.
Фонарь станет неотъемлемым атрибутом главного героя на протяжении всей игры.
Чем «дальше в лес», тем тяжелее становится играть. Давления больше, а развязка только усугубляет неприятные ощущения, которые прследуют геймеров по ходу сюжета, но так задумано специально. И с такой концепцией Frictional Games не прогадали.
Кстати, недавно разработчики анонсировали новую часть серии, которая получила название Amnesia: Rebirth. Выход игры должен состояться до конца 2020 года.
Серия Outlast
В роли главного героя — журналист по имени Майлз Апшер, который вынужден провести расследование на территории клиники, где происходят незаконные эксперименты. Довольно незамысловатая завязка, но достаточная для того, чтобы задать правильное настроение геймерам. Сильным местом Outlast является отнюдь не сюжет, а умение разработчиков сделать из главного героя беспомощную жертвую.
Враги вызывали чувство мерзости и отвращения с первых минут игры, что в рамках сеттинга Outlast пошло только на пользу.
Как подобает канонам жанра, вокруг героя начинает твориться какая-то ересь уже с первых минут пребывания в больнице. Добавляет проблем и камера, которая постоянно разряжается, поэтому Майлз вынужден обшаривать все кабинеты и укромные места в поисках заветных аккумуляторов. Нет аккумуляторов — нет возможности просто посмотреть, что находится перед твоим носом. А там может находиться всякое, вплоть до двухметровых голых громил, которые с удовольствием готовы прикончить главного героя.
Наткнуться на такие прекрасные лица в надежде найти выход, когда у тебя садятся батарейки на камере — обычное дело
Воевать в Outlast нельзя. Только прятаться, поэтому стэлс-механики здесь всячески поощряются. Иногда это единственная возможность выжить. Игра сразу же нашла армию поклонников. Высокая популярность сделала Outlast финансово успешным проектом, поэтому разработчики начали незамедлительно работать над продолжением. На текущий момент вышло три части во вселенной франшизы.
Серия Silent Hill
Одна из самых узнаваемых серий для геймеров, со своим лором, законами, а главное, атмосферой. Первая часть появилась еще в эпоху PlayStation 1 и сразу же получила признание геймеров. За что? За умение разработчиков не стесняться выходить за рамки фантазии. Как раз с фантазией у японцев все хорошо. И это заметно по тому бестиарию, который присутствует в игре. Призраки младенцев, ходячие куски плоти, враги с торчащими пиками и лезвиями.
Свет является важнейшей частью в построении нужной атмосферы.
Разработчики не стеснялись создавать подобных врагов.
Не последнюю роль в создании такой замогильной атмосферы сыграла музыка. Аутентичная, мрачная, местами ужасная, но все-таки чертовски красивая. Темные композиции в стиле Noise и Dark Ambient гармонично вписались в общую концепцию Silent Hill и стали показательным примером того, как можно пугать не только картинкой, но и правильным набором звуков.
Саундтрек Акиры проникает в самое нутро, где зарождаются ощущение безысходности и неподдельной тоски. Прекрасный OST, который можно легко слушать отдельно от игры.
В случае с Silent Hill к созданию саундтрека приложил руку сам Акира Ямаока, выдающийся композитор, слава о котором вышла за рамки игровой индустрии.
Серия The Evil Within
Еще на стадии анонса игра давала геймерам надежду на то, что разработчики смогут выпустить качественный хоррор. Дело в том, что продюссером проекта выступил Синдзи Миками —небезызвестный гейм-дизайнер, создавший вселенную Resident Evil.
Миками не подвел, и геймеры получили достаточно самобытный, интересный, а главное, страшный survival-horror. В роли главного героя выступает детектив Себастьян Кастелланос, который вынужден расследовать массовое убийство, совершенное на территории психатрической больницы.
Чем дальше по сюжету, тем большую волю фантазий дают себе разработчики по части дизайна врагов.
Естественно, пациентами с поломанной психикой здесь дело не ограничится, и уже в течение первых часов геймплея игроки столкнутся с жуткими тварями, полным ощущением беспомощности и безысходности. Высокая сложность в случае с The Evil Within вынуждала геймеров прибегать к укрытиям и аккуратному прохождению игры.
На корточках придется провести чуть ли не половину игры.
Здесь заметен дух первых частей Resident Evil, это касается как геймплейных механик, так и умением Миками задать нужный тон повествованию, и в случае с Evil Within это можно назвать сильными сторонами проекта.
Ко второй части разработчики провели неплохую работу над ошибками. The Evil Within 2 стала интересней, были доработаны игровые механики, что послужило поводом для отличных оценок прессы (в среднем 80 баллов из 100).
Resident Evil 7
Многие геймеры могут считают серию RE одной из лучшей в сегменте хорроров, и частично они будут правы. Игры из линейки Resident Evil можно назвать атмосферными, проработанными и уникальными. Но будет не очень уместно назвать их страшными. В данном случае можно употребить фразу «психологический триллер», но точно не хоррор. Но в любой серии есть исключения, и в данном случае им является Resident Evil 7.
Геймплейно RE7 представляет собой микс из таких жанров, как action от первого лица, стэлс и survival horror. Прятаться придется, и довольно часто. Как и в Amnesia, постоянный саспенс станет одной из путеводных эмоций во время всего прохождения.
Resident Evil 7 — еще и очень кинематографичная игра.
С первых минут геймплея игрок вынужден осваиваться методом тыка — мы не знаем, где мы находимся, что делать и куда бежать. Мы находимся во враждебной, отвратительной обстановке, но покинуть ее никак не можем. Это тоже давит на психику, что делает RE7 достаточно эмоциональной игрой.
Ближе ко второй половине игры у главного героя появляется арсенал, с помощью которого можно дать отпор недоброжелателям, в проекте появляется больше динамики, и это не делает RE7 скучным и однообразным. Смена подачи геймплея происходит очень вовремя.
И снова внешний вид врагов заслуживает отдельной похвалы.
Попытка отойти от устоявшихся канонов вполне удачна. Графически Resident Evil 7 можно назвать чуть ли не эталоном хорроров, к тому же разработчики заручились качественной оптимизацией.
Изначально P.T была презентацией нового проекта во вселенной Silent Hill, над которым должен был работать сам Хидео Кодзима (серия Metal Gear Solid, Death Stranding). Похоже, что геймдизайнеру не удалось договориться с Konami, из-за чего проект пришлось закрыть.
Игра также могла похвастаться потрясающей игрой света и тени, с которой может сравниться разве что Resident Evil 7.
Но даже в том виде, в котором был создан P.T (демоверсия длительностью в 30-40 минут), проект давал фору большей части хороров. Причины просты — свежий взгляд Хидео на понимание сути страха и то, как игрокам можно преподнести игровые ситуации, которые этот страх вызовут. Грустно, что после закрытия проекта Sony также закрыли доступ и к самой демоверсии — P.T просто пропал из PS Store.
В одной из комнат главный герой находит в раковине существо, похожее на эмбрион.
Жанр хоррора в играх — страшнее, чем в кино
Содержание
Содержание
Хоррор-игры активнее щекочут нервы, чем фильмы ужасов. Главная причина в том, что вы участвуете в процессе, а не наблюдаете за страстями со стороны. Сегодня поговорим о жанре хоррора в играх: о его чертах, ответвлениях и ярких представителях.
Особенности
Игры-страшилки берут начало и черпают вдохновение в литературе и кинематографе ужасов. Особенно часто разработчики обращаются к творчеству Говарда Филлипса Лавкрафта, внедряя детективные и «космические» мотивы. Из свежего на ум приходят Dream Cycle, The Sinking City, Transient, Chronicle of Innsmouth: Mountains of Madness, Cultist Simulator, Stygian: Reign of the Old Ones.
Что до фильмов, то в популярных играх вы встретите отсылки к «Рассвету мертвецов» (1978), «Чужому» (1979), «Пятница, 13-е» (1980). Ну или прямое использование бренда, как в случае недавней Friday the 13th: The Game.
Известные хоррор-игры появились на рубеже 1980–1990-х годов. Речь о Splatterhouse и Alone in the Dark. Splatterhouse — аркадный beat ’em up, где герой в маске смачно разделывается с противниками.
Alone in the Dark — вдумчивая адвенчура. Вы исследуете старый особняк. Хотя враги медленные, герой почти не в состоянии дать многим из них отпор. Напряжение создают фиксированные ракурсы камеры.
Хоррор в играх даже на ранних порах не ограничивался аркадами и квестами. Шутеры Doom (1993) и System Shock (1994) тоже содержат элементы хорроров на примере декораций и монстров.
Сильное развитие жанр получил в Японии. В 1995 году на SNES вышла Clock Tower, навеянная картинами о маньяках. В ней беспомощная и безоружная героиня улепетывала от карлика с гигантскими ножницами. В D (1995) авторы дошли до крайностей — демонстрации каннибализма. В D-2 (2000) та же студия Warp и геймдизайнер Кэндзи Эно выбрались из тесноты госпиталя на просторы канадской глуши и совместили длинные сюжетные сцены, как в кино, со случайными битвами из RPG, оформленными под стать аркадному тиру.
Исторически японские хорроры тяготели к неизведанному и непостижимому, а западные — к более конкретным образам и сценариям. Поэтому японцы охотнее обращаются к странным сюжетам вроде «упал метеорит — расплодились мутанты», а американцы и европейцы все-таки стараются объяснить, что вообще происходит в кадре.
Поджанры
Во второй половине 1990-х годов, после релиза Resident Evil, хорроры стали массовым и хорошо продаваемым жанром. Где большая аудитория — там и эксперименты. В итоге имеем несколько ответвлений с серьезными отличиями в геймплее.
Survival horror. Это словосочетание в индустрию привнесла Resident Evil (1996). Вы оказывались в мрачном особняке, вас ограничивали в сохранениях и ресурсах, предлагали решать головоломки и всячески мешали расправляться с зомби — то из-за «вязкого» управления, то из-за хитрых ракурсов камеры. В итоге геймер утрачивал контроль над происходящим. А малое количество встреченных персонажей создавало иллюзию одиночества.
Особняком стоят Silent Hill (1999) и Eternal Darkness: Sanity’s Requiem (2002). Их иногда выделяют в отдельный поджанр, так называемый «психологический хоррор». Silent Hill, в отличие от RE и Alone in the Dark, была выполнена в полном 3D. Меланхоличный туман из первой части впоследствии превратился в визитную карточку серии. В Eternal Darkness: Sanity’s Requiem (2002) же разработчики ввели «шкалу здравомыслия». Если она исчерпана, может произойти что-нибудь сверхъестественное — игра сымитирует выключение телевизора, удаление сохранения, понизит звук.
Хоррор-шутеры. Помните серию The House of the Dead? Это веселый рельсовый шутер про отстрел весьма подвижных зомби. Серия сошла на нет с упадком индустрии аркадных автоматов.
Более взрослый подход опробовала Resident Evil 4 (2005). Тут Capcom перевесила камеру за плечо Леона Кеннеди и перестала экономить на патронах и противниках. Подобный подход использовали пятая и шестая части. В конце концов RE попросту разучилась пугать, пока Capcom в очередной раз не развернула геймплей на 180 градусов.
Знамя хоррор-шутеров также защищали серии F.E.A.R. и Dead Space. В 2010 году компанию им составила Alan Wake. В нынешнем октябре Remedy выпустила Alan Wake Remastered и пригласила молодое поколение ознакомиться с историей сурового писателя.
Хоррор-аркады. Тон задала Limbo (2010). За ней устремились Inside (2016), World of One (2017), Little Nightmares (2017), DARQ (2019). Общие черты: неясный сюжет, вид сбоку, обилие головоломок и доходчивая демонстрация смерти персонажа.
«Выживалки». Мы имеем в виду не все survival-игры в принципе, а лишь те, что в сеттинге хоррора. Под описание подходит The Forest (2018). Герой вместе с сыном попадает в авиакатастрофу, причем самолет ухает наземь в нецивилизованной местности, населенной людоедами. Теперь нужно не только сына найти, но и позаботиться о том, чтобы желудок не опустел.
Интерактивные фильмы. Поджанр популяризовала Supermassive Games. Она запустила хоррор-антологию The Dark Pictures и в ее рамках делает короткие проекты на разные сюжеты: про корабль-призрак, город-призрак и так далее. В центре истории всегда группа персонажей, дают управлять всеми, причем любой может погибнуть. Геймплей состоит в блуждании по помещениям и выполнении QTE. Еще приходится выбирать ответы в диалогах, что отражается на отношении героев друг к другу.
Мультиплеерные экшены. Что роднит Dead by Daylight (2016) и Friday the 13th: The Game (2017)? Асимметричный мультиплеер: несколько жертв противостоят убийце. Создатели Dead by Daylight часто проводят акции с другими брендами. К примеру, они подготовили дополнение по мотивам «Очень странных дел» — геймеры получили карту «Подземный комплекс» (с лабораториями из сериала), Демогоргоном в качестве маньяка и Стивом Харрингтоном и Нэнси Уилер — в роли жертв.
Классификация неидеальная, какие-то проекты в нее не вписываются. Допустим, адвенчуры Amnesia: The Dark Descent (2010) и Outlast (2013), где самая действенная тактика — прятаться и убегать, Deadly Premonition (2010) — детектив с открытым миром, плюс Manhunt (2003) — «чернушный» стелс-экшен от авторов GTA.
Хиты последних лет
Жанр прекрасно себя чувствует в последние годы. Не «золотой век», как в конце 1990-х — начале 2000-х годов, но локальные прорывы случаются регулярно.
В октябре 2021 нервный почин Alan Wake Remastered поддержат Resident Evil 4 VR, The Dark Pictures: House of Ashes и переиздание Fatal Frame: Maiden of Black Water. Далее на горизонте маячат Scorn, Sons of the Forest, Five Nights at Freddy’s: Security Breach, Paranoid, Abandoned, Daymare 1994: Sandcastle и ремейк Dead Space — поклонникам жанра скучать будет некогда.