лучшие прыгуны с трамплина на лыжах

Прыжки на лыжах с трамплина. Кубок мира. Результаты

Кубок мира по прыжкам на лыжах с трамплина — это крупнейшие соревнования среди сильнейших лыжников-прыгунов планеты, которые проводятся каждый год традиционно с ноября по март и разделены на этапы КМ, где, как правило, каждый этап проходит в различных странах, преимущественно Европы. Главным организатором соревнований выступает Международная федерация лыжного спорта.

За каждый старт на КМ спортсмену-участнику по системе FIS начисляются очки относительно его итогового результата в финишном протоколе. Набранные спортсменом очки по итогам всех выступлений суммируются, в итоге у кого будет больше всего очков к концу заключительного старта на финальном этапе FIS Ski Jumping World Cup, тот прыгун и будет победителем общего зачета, т.е. обладателем Кубка мира в текущем сезоне. Главным призом этого глобального розыгрыша является Большой Хрустальный Глобус, его обладатель должен набрать максимальное число очков по итогам всех стартов в сезоне, идущих в личном зачет. Чтобы завоевать БХГ, за зимний период атлеты проведут около четырех десятков стартов, включающие в себя индивидуальные и командные дисциплины. В программе World Cup также разыгрывается и Малый Хрустальный Глобус, который спортсмен может завоевать за победу в полетном зачете.

Стоит отдельно отметить проводимый в рамках КМ розыгрыш «Турне четырёх трамплинов», это престижные статусные соревнования, проводящиеся по особым правилам в праздничные дни нового года, аналогично известнейшему турниру «Тур де Ски» в лыжных гонках. Текущий лидер общего зачёта «Турне четырёх трамплинов» выступает в синей майке, а лидера общего зачёта WC — в жёлтой майке.

На этой странице представлен всегда актуальный календарь Кубка мира с подробным расписанием на все этапы и точным временем следующих стартов. Онлайн рейтинг лучших прыгунов с трамплина и общий зачет КМ. Подробные таблицы с онлайн результатами всех мужских и женских соревнований у летающих лыжников, прошедших на данный момент.

Российские прыгуны крайне редко попадают на пьедестал мирового Кубка. Но если это все же произойдет, для удобства восприятия в таблицах мы обязательно выделим красным цветом этап, на котором российские летающие лыжники завоевали медали.

Чтобы открыть полную таблицу с подробной информацией и результатами всех участников соревнований по конкретной дисциплине, нажмите на ссылку-название нужного старта в календаре. В таблицах с подробными результатами спортсмены сборной России также выделены ярким цветом.

Кроме всего прочего на данной странице можно узнать итоги и достижения в мужских и женских прыжках на КМ за последнее десятилетие, как в личных, так и в командных дисциплинах. Для этого в выпадающем списке достаточно выбрать нужный вам сезон мирового розыгрыша. Чтобы посмотреть достижения представительниц слабого пола на этом турнире, выберите пункт «женщины» в выпадающем меню, находящемся в начале страницы.

Источник

ПРЫЖКИ С ТРАМПЛИНА

В статье «Прыжки с трамплина» мы расскажем Вам про удивительный спорт, про спорт свободного полета. Какие бывают трамплины и почему лыжник словно «парит» в воздухе.

%D0%9F%D1%80%D1%8B%D0%B6%D0%BA%D0%B8 %D1%81 %D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0 Прыжки с трамплина

Человеку не дано летать. Мечта о крыльях отраженная в мифе об Икаре так и осталась мечтой. Но, жители норвежской губернии Телемарк наверняка думали по-другому, иначе они вряд ли бы придумали прыжки с трамплина.

Уже в 1840 году жители этой провинции построили специальные трамплины, на которых регулярно проводились соревнования лыжников.

Не удивительно, что когда этот спорт приобрел всемирную популярность и вошел в программу Олимпийских игр, чемпионами становились исключительно норвежцы. Только в 1954 году норвежцев потеснили финские спортсмены, предложившие более современную методику прыжка.

В наше время, когда техника прыжков и конструкции трамплинов доведены до совершенства, общепризнанного лидера в прыжках с трамплина нет. Хотя, спортсмены из Норвегии и Финляндии по-прежнему считаются одними из лучших.

%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA %D0%B2 %D0%BF%D1%80%D1%8B%D0%B6%D0%BA%D0%B0%D1%85 %D1%81 %D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0 Телемарк в прыжках с трамплина

Длительное время на Олимпийских играх в дисциплине по прыжкам с трамплина соревновались только мужчины. Но, на Олимпиаде в России (Сочи, 2014 год) восстановилась справедливость и на старт Олимпийского трамплина вышли сильнейшие прыгуньи мира.

Многое в прыжках с трамплина напоминает о его родине. Так, например, поза, которую должен принять прыгун после приземления называется телемарк. Она названа в честь той самой провинции, в которой лыжники впервые бросили вызов птицам.

Правильно выполненный телемарк добавляет спортсмену очков, которые выставляет строгое жюри. Но оценивается не только элегантность приземления.

В прыжках с трамплина действуют четкие правила, которые позволяют судьям максимально объективно оценивать прыжок спортсмена. Результат прыжка оценивается по двум категориям: 1) Дальность, и 2) Техника выполнения.

Причем оценки за дальность выставляются на основе специальных математических формул, добавляющие балы за превышение установленной дистанции и отнимающие, за так называемый недолет. Победителем объявляется тот спортсмен, который набрал максимальную сумму баллов.

Вначале в программу Олимпийских игр входили прыжки с трамплина высотой 70 метров, но в 1964 году были интегрирован и 90-то метровый трамплин.

За свою полуторавековую историю прыжки с трамплина прошли огромный путь. Первый официальный рекорд был зарегистрирован в 1868 году и составлял он 19 метров. Последний на сегодня рекорд был поставлен в 2017 году, когда австриец Штефан Крафт буквально улетел на 253 метра. Согласитесь, разница просто фантастическая.

Эта разница не в последнюю очередь обусловлена конструкцией современных трамплинов, созданных на основе точнейших расчетов с учетом законов физики.

%D0%9E%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 %D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0 Описание трамплина

Трамплин состоит из нескольких частей, каждая из которых имеет собственную функцию.

На «Стартовой площадке» спортсмены готовятся к прыжку. На «Горе разгона» набирают необходимую скорость.

«Стол отрыва» придает им необходимое направление вперед и немного вверх, что увеличивает дальность прыжка.

«Гора приземления» построена таким образом, чтоб обеспечить спортсмену максимально комфортное приземление, а «Площадка остановки» дает ему возможность плавно сбросить скорость.

Трамплины разделяются по расчетной длине стандартного прыжка, для которого они предназначены. Эту длину принято называть мощностью трамплина.

%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B %D0%B4%D0%BB%D1%8F %D0%BF%D1%80%D1%8B%D0%B6%D0%BA%D0%BE%D0%B2 %D0%BD%D0%B0 %D0%BB%D1%8B%D0%B6%D0%B0%D1%85 Трамплины для прыжков на лыжах

Трамплины мощностью до 20-ти метров считаются учебными, до 45-ти малыми. Трамплины от 75 до 99 метров являются стандартными, от 100 до 130 метров – большими. И наконец, «Гиганты» с расчетной длиной до 185 метров называются трамплинами для полетов.

На сегодняшний день в мире насчитывается всего 5-ть полетных трамплинов.

Секрет успешных прыжков, конечно же, кроется не только в конструкции трамплинов, большую роль играет и снаряжение спортсменов. А главную роль тут играет особые прыжковые лыжи. Они изготовлены из дерева, покрытого пластиковой оболочкой.

На обратной стороне лыж сделаны специальные желобки, которые обеспечивают плавность и устойчивость во время разгона и приземления. Длина лыж высчитывается по формуле, она должна составлять точно 146% от роста самого спортсмена.

Lлыж = 1,46 * Рост спортсмена

Другими словами, длина лыж в 1,5 раза больше лыжника. А в крепление лыж для прыжков входит система экстренного раскрывания.

При угрозе падения крепление, которое соединяет лыжу с ботинком, раскрывается, отсоединяя лыжу. Это предохраняет спортсменов от переломов. Еще одним очень важным элементом безопасности является легкий и прочный шлем прыгуна. Но, основным залогом успеха спортсмена является его мастерство.

Техника современного прыжка соединяет в себе опыт предыдущих поколений прыгунов и строгий научный расчет. Именно благодаря ему, падение с высоты волшебным образом превращается у прыгуна с трамплина в стремительный полет.

Конечно же, никакого волшебства в полете лыжника нет, зато есть четкое понимание законов аэродинамики, раздела физики изучающего взаимодействие газообразной среды с движущимися в ней твердыми телами. Таким твердым, летящим в воздухе телом является и лыжник.

Чтобы понять, как именно используется законы аэродинамики, необходимо сначала посмотреть, как прыгали спортсмены раньше и как сейчас.

%D0%9F%D1%80%D1%8B%D0%B6%D0%BA%D0%B8 %D1%81 %D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0 %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%8F %D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0 Прыжки с трамплина старая школа

Вплоть до середины 50-х годов прошлого века популярной была норвежская парашютирующая школа прыжка. Спортсмен взлетал, оттолкнувшись от стола отрыва вращая в воздухе руками, а затем словно ложился на воздух. При этом его тело играло роль парашюта, замедляя падение.

Читайте также:  лучшие зарубежные бесплатные сайты знакомств

В 50-х годах эту технику усовершенствовали, решили не просто затормозить падение, но и использовать встречный напор потока воздуха для создания подъемной силы, той самой, благодаря которой летают самолеты.

Для этого они немного увеличили угол атаки (наклона спортсмена), которая образует лыжи и тело лыжника с направлением встречного потока воздуха. Задача стояла не простая, ведь слишком большой угол атаки сводит на нет подъемную силу.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%8F %D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0 %D0%BF%D1%80%D1%8B%D0%B6%D0%BA%D0%BE%D0%B2 Старая школа прыжков

%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0 %D0%BF%D1%80%D1%8B%D0%B6%D0%BA%D0%BE%D0%B2 Современная школа прыжков

С помощью многочисленных экспериментов финны нашли необходимый угол, и теперь прыжок стал выглядеть по-современному. Благодаря новой методике, финны сумели одержать множество побед.

%D0%9F%D1%80%D1%8B%D0%B6%D0%BA%D0%B8 %D1%81 %D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0 %D1%84%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F %D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F Прыжки с трамплина финская технология

Финский способ использовался до середины 80-х годов прошлого столетия, пока шведский прыгун Ян Боклев не изобрел новый способ прыжка, при котором носки лыж разводятся в стороны, а задние концы соприкасаются. Этот способ мгновенно дал выигрыш в целые 10 метров.

%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0 %D0%BF%D1%80%D1%8B%D0%B6%D0%BA%D0%B0 %D0%AF%D0%BD%D0%B0 %D0%91%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0 Техника прыжка Яна Боклева

Причина успеха кроется в той же самой аэродинамике. Раньше тело лыжника находилось непосредственно над лыжами, и поэтому не вся его поверхность могла использоваться в качестве крыла, создавая подъемную силу.

Теперь же тело прыгуна полностью открыто встречному потоку, что соответственно увеличивает подъемную силу. В наши дни, все профессиональные спортсмены используют во время прыжка такое V-образное положение лыж.

Прыжки с трамплина позволяют человеку испытать удивительное ощущение свободного полета. Если и вам хочется ощутить это необыкновенное чувство, смело записывайтесь в секцию и Ваша мечта сбудется. Правда, на большой трамплин Вас пустят далеко не сразу, ведь прыжки требуют разнообразных умений. Тут и прекрасное чувство равновесия, без которого и нечего думать об успехе, и отличная координация движений, и абсолютное владение лыжами.

%D0%97%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B5 %D0%BF%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%B8%D0%B5 %D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0 Летнее покрытие трамплина

Поэтому прыгуны с трамплина изучают множество других дисциплин, обычные лыжные гонки, горные лыжи, акробатика и многое, многое другое. Кроме того, в различных дисциплинах есть свои возрастные ограничения. Например, прыжкам с трамплина редко допускают ребят младше 11 лет.

Тренировки в секции идут круглый год, не прекращаясь даже жарким летом. На большинстве трамплинов существует специальное летнее покрытие из влажного длинного ворса, которое по своим качествам приближается к снегу.

Конечно, не каждому дано стать Олимпийским чемпионом, но это и не важно, ведь спорт это, прежде всего, здоровье, сила и прекрасное настроение.

Прыжки на лыжах с трамплина

Источник

Итоги летнего Гран-при по прыжкам с трамплина

В минувшую субботу завершился заключительный этап летнего Гран-при по прыжкам с трамплина. Конечно, летние соревнования можно расценивать как проверку результатов подготовки к зимнему сезону, но приравнивать эти старты к Кубку мира, как делает это FIS, пожалуй, не стоит. Если в лыжном двоеборье летний Гран-при никак не влияет на получение спортсменами олимпийских лицензий и права на участие в Кубке мира, то в прыжках с трамплина практикуется именно такая система. Однако многие сильные спортсмены не придают значения летнему турниру и ездят только на те этапы, которые по каким-либо причинам нужны им при подготовке к зиме. Отсюда вытекает то обстоятельство, что на многих стартах не набирается и сорока участников, а в этих условиях войти в топ-30 может практически любой. На рядовом этапе Кубка мира такой спортсмен, скорее всего, не прошел бы и квалификационный раунд, а приехав, к примеру, в Щучинск, легко набирает очки, получая путевку в Пекин.

Календарь летнего Гран-при значительно отличался от расписания Кубка мира. Первый этап проходил в польской Висле, а затем спортсменам предлагалось отправиться в турне по странам, где прыжки с трамплина – отнюдь не самый популярный вид спорта. В итоге Франция, Казахстан и Россия свои этапы провели, а вот Румыния от соревнований в Рышнове отказалась. Предпоследним в календаре стоял Хинценбах, но и результаты австрийского этапа ни о чем не говорят: соревнования проходили на 85-метровом трамплине, а к такому формату современные прыгуны почти не готовятся. И лишь последний этап в Клингентале мог считаться настоящей проверкой сил.

Общий зачет летнего Гран-при выиграл Хальвор Гранеруд. Норвежец съездил в Россию и Казахстан, где без труда одержал три победы. Этого уже хватало для общего успеха, но Гранеруд решил выступить и в Клингентале. Там норвежец стал вторым, проиграв более двадцати (!) баллов Рею Кобаяси. Японец, в свою очередь, за победу в общем зачете не боролся, выступив лишь на двух последних стартах. Тройку на этом этапе замкнул Йоханн-Андре Форфанг, отличавшейся крайней нестабильностью на всех стартах, где он выступал.

В общем зачете Гран-при вторым стал Давид Кубацки, тройку замкнул Ян Херль. Оба спортсмена выступали лишь на четырех стартах.

Спустя полгода после страшного падения в Планице Даниэль-Андре Танде вернулся к соревнованиям. Выступил норвежец, занявший 12-е место, неплохо, и ни о каком страхе при выполнении попыток говорить не приходится.

0T2A3719Даниэль-Андре Танде на этапе в Клингентале Skijumping.pl

Как было сказано выше, один из этапов Гран-при проходил в Чайковском. Популярным он не стал, многие команды не прислали в Россию даже вторые составы, и, если бы не норвежцы, приехавшие к нам почти лучшим составом, соревнования напоминали бы открытый чемпионат России. Поэтому серебро Евгения Климова нельзя считать большим успехом. На трамплине, где спортсмен знает каждый сантиметр, меньшего нельзя было и ожидать, и ни о каком прорыве российских прыжков это достижение, к сожалению, говорить не может. Тем более что все остальные представители мужской сборной России даже в условиях низкой конкуренции не смогли подняться на пьедестал почета на домашнем старте.

11 150726 DSC 5449Евгений Климов Skijumping.pl Этапом ранее Данил Садреев стал третьим в Шучинске, но и те соревнования по составу участников ничем не отличались от российских. NILG5353Данил Садреев Skijumping.pl

Неубедительными оказались результаты россиян и для руководства Пермского края. В 2023 году Пермь отметит трехсотлетний юбилей, и в условиях экономии при подготовке к празднованию было принято решение не проводить в 2022 году в Чайковском этап Гран-при.

Точки над «i» в результатах россиян расставил заключительный этап: Данил Садреев выступил хорошо, заняв 13-е место, в тридцатку лучших попал и Роман Трофимов. В день квалификации Михаил Назаров не прошел контроль экипировки и, следовательно, не попал в число участников основных соревнований, а Евгений Климов выступил совсем слабо, не долетев шести метров до отметки «K-point» и остановившись на 36-й позиции.

Что касается летнего Гран-при у девушек, то эти соревнования заслуживают большего внимания. Победительница турнира, словенка Урша Богатай, выступала на всех семи стартах, четыре из которых выиграла. Второе место заняла Сара Таканаси, пропускавшая этап в Чайковском, тройку замкнула самая яркая спортсменка прошлого сезона, австрийка Марита Крамер.

0T2A1644Урша Богатай Skijumping.pl

Россиянки в общем выступили довольно слабо, на своем уровне находилась лишь Ирина Аввакумова, выигравшая старт в Чайковском. Софья Тихонова неплохо смотрелась на домашнем этапе, но зарубежные поездки иногда оканчивались для нее на стадии первой попытки.

DSC 6260Ирина Аввакумова Skijumping.pl

И отдельно хочется сказать о положении дел в команде будущих хозяев Олимпиады. Китайская команда всегда считалась аутсайдером соревнований по прыжкам с трамплина, но домашние игры иногда делают чудеса. Среди девушек есть несколько спортсменок из Китая, поднявшихся на совершенно иной уровень готовности. Особенно стоит выделить Пэн Циньгуэ и Дун Бин. Первая в свои 16 лет имеет в активе призовое место на этапе Континентального кубка, вторая более опытна и стабильна. Эти девушки вряд ли выиграют медали, но в тридцатке лучших в Пекине они точно могут быть. Что касается мужской сборной Китая, то здесь стоит выделить Суна Циу. Начав международную карьеру лишь этим летом, китаец уже успел продемонстрировать полет в район 130-метровой отметки на этапе в Чайковском.

Читайте также:  лучшие гонки на андроид без интернета игры

Источник

Технологии спорта. Прыжки с трамплина

Сегодня получится слегка объемный пост, посвящен он передаче «Технологии спорта», в которой перед началом сезона рассказали о прыжках с трамплина: интересна как для болельщиков-любителей, так и со стажем.

ТЕХНОЛОГИИ СПОРТА. ПРЫЖКИ С ТРАМПЛИНА

2011год. В Норвегии проходит один из этапов Кубка мира по прыжкам на лыжах с трамплина (имеется в виду Викерсунд – прим.), весь спортивный мир замер в ожидании чуда: уже шесть лет не было ни одного мирового рекорда. Возможно, на этот раз болельщикам повезет, ведь соревнования проходят на только что построенном полетном трамплине мощностью 225 метров.

Говорят, что этот гигант – воплощение самых передовых научных технологий. Действительно, уже в первом квалификационном раунде норвежец Юхан Ремен Эвенсен устанавливает новый мировой рекорд – летающий лыжник преодолевает отметку в 246,5 метров. Еще семеро спортсменов бьют собственные рекорды. Радости болельщиков нет предела. Похоже, в прыжках на лыжах с трамплина наступила новая эра – эра рекордов и новых спортивных технологий.

Чтобы узнать, какие именно технологии реанимировали этот вид спорта, мы отправились в Финляндию в город Лахти, здесь проходит один из этапов Кубка мира по прыжкам на лыжах с трамплина.

Перед началом соревнований спортсмены разминаются и отрабатывают отдельные элементы прыжка на земле. Все движения должны быть доведены до автоматизма, ведь спортсменам предстоит прыгать с одного из самых уникальных трамплинов мира. По мощности он, конечно, уступает норвежскому собрату: всего 130 метров вместо 225; но по технологиям – ничуть.

Как и все подобные сооружения, трамплин в Лахти состоит из стартовой площадки, гора разгона, стола отрыва, горы приземления и зоны выката. Этот исполин из бетона и стали построен в строгом соответствии с международными стандартами. Однако его конструкцию обычной не назовешь. Трамплин установлен не в профиль естественной горы, а на искусственном бетонном возвышении.

Вальтер Хофер, рейс-директор Кубка мира: «Больше, чем 100 метров над землей, пойдемте наверх».

На стартовую вышку ведет скоростной лифт. Представьте, что вы поднимаетесь на крышу 30-этажной башни. Еще одна особенность трамплина в Лахти – искусственная гора разгона. Отсюда спортсмены начинают свой полет.

Вальтер Хофер: «Угол наклона горы разгона 37 градусов, и спортсмены развивают скорость от 0 до 100 км/ч меньше чем за пять секунд».

Оптимальный угол горы разгона – 30-37 градусов, такое значение позволяет спортсмену набрать хорошую скорость. Если гора будет слишком пологая, то скорость разгона снизится, и лыжник не сможет показать хороший результат. Если спуск окажется слишком крутым, спортсмена под воздействием центробежной силы сильно прижмет к горе. Ему будет сложно оттолкнуться и занять в воздухе безопасное положение.

Поскольку от скорости разгона зависит длина прыжка, то немаловажную роль играет сама лыжня – ее нарезает специальная машина. Ширина должна составлять примерно 13 см, что соответствует ширине самой лыжи. Глубина – 3 см, она рассчитывается из соображений безопасности, чтобы лыжи во время спуска с горы не вылетали из углублений.

Лыжня разгона сделана из искусственного снега или льда. Под ней находится специальное охлаждающее устройство. Это обязательное условие. Чтобы все спортсмены выступали в равных условиях, снег не должен таять.

Торгейр Нордбю, техделегат: «Мы не используем никаких химических реагентов, препятствующих плавлению снега. Мы только поддерживаем нужную температуру с помощью холодильных установок».

Перед соревнованиями лыжню раскатывают прыгуны, которые не участвуют в чемпионате. И только потом на старт уходят профессионалы.

Первая зачетная попытка. На подготовку каждому спортсмену дается 10-15 секунд. Атлет занимает место на площадке. Сигналом к старту служит зеленый светофор, однако неожиданно загорается красный. Это значит, что прыжок отменен из-за погодных условий: усилился ветер, прыгать опасно.

Скорость и направление ветра контролируют специальные приборы. Вдоль всего трамплина установлены чувствительные датчики: они фиксируют параметры ветра и передают их в информационный центр.

Вальтер Хофер: «Здесь вы можете увидеть что-то вроде коридора, так как поток ветра никогда не бывает линейным, он всегда волнообразный. Мы делаем коридор, чтобы на верхней и нижней стороне скорость ветра была около 2,5 м/с».

Если ветер выходит за пределы коридора и дует сильнее, прыжок останавливают. Ведь любое дуновение ветра может сбить спортсмена с траектории. Система автоматически переключает зеленый сигнал светофора на красный, и спортсмен должен покинуть стартовую вышку.

Вальтер Хофер: «Это очень удобная система. Можно представить, сколько рук и ног, не говоря уже о жизнях, она спасла».

Ветер может быть очень опасен. На случай, если надежная электроника все же выйдет из строя, вдоль каждой стороны трамплина стоит восемь ветровых флажков и указателей направления ветра. По ним также можно судить о характере стихии.

А вот от сильного бокового ветра трамплин защищен металлической сеткой. Вальтер Хофер: «Эта сетка защищает гору разгона. Когда скорость ветра достигает 10 метров в секунду, то сетка ее уменьшает».

Наконец загорелся зеленый свет, и спортсмен может совершить прыжок. Летающий лыжник показал хороший результат – он преодолел отметку в 132 метра. Однако службе контроля необходимо удостовериться: не нарушил ли спортсмен правил экипировки.

Лыжника приглашают пройти повторный контроль. На эту процедуру может выйти любой выступающий: незначительное изменение в размере костюма или в длине лыж может дать спортсмену преимущество.

Зепп Гратцер, контролер экипировки: «Сейчас мы будем измерять длину лыж, максимальная длина (для конкретного прыгуна – прим.) – 2,64 м. Эти лыжи – 2,63 м, нормально».

Лыжи должны соответствовать росту и весу атлета, максимальная длина может составлять 145% от роста спортсмена. Чем больше лыжи, тем больше площадь несущей поверхности, а, значит, и дальность полета. Если лыжи окажутся большего положенного размера, спортсмена ждет дисквалификация.

Зепп Гратцер, контролер экипировки: «Сейчас я проверяю размер костюма. Вытащите перчатки, пожалуйста… Этот размер в порядке».

По правилам, костюм может отставать от тела не больше чем на 6 см. Такой запас необходим для того, чтобы лыжнику было легче планировать в воздухе. Надев костюм большего размера, спортсмен получает незаконное преимущество, увеличивая за счет лишних сантиметров площадь несущей поверхности.

Еще один важный параметр – воздухопроницаемость материала. Чем она меньше, тем плотнее ткань, и тем лучше костюм держит спортсмена в воздухе.

Зепп Гратцер: «Воздухопроницаемость и толщину костюма я буду проверять с помощью специального прибора в разных частях костюма. Минимальная воздухопроницаемость – 40 литров. У этого костюма она равна 45,4, нормально».

Получается, этот костюм практически непродуваем. Это достигается за счет многослойности костюма: два слоя поролона и специальная ламинированная пленка между ними. Чем она плотнее, тем продуваемость ниже. Все три слоя склеиваются между собой и покрываются цветной тканью.

Комбинезон шьется по индивидуальным лекалам, ширина шва не должна превышать 12 мм. Это необходимо для того, чтобы контроллер смог определить, из каких материалов сделаны все части костюма. Размер воротника тоже строго регламентирован.

Вольфганг Меинингер, директор компании по производству костюмов: «И тут у нас есть ограничения, не больше 8 см. Воротник комбинезона не должен растягиваться, чтобы во время полета воздух не проникал под его верхнюю часть. В противном случае создается эффект парашюта, что дает спортсмену преимущество».

Соревнования вновь приостановлены. Неужели организаторы отменят выступления из-за нелетной погоды? Но судьи принимают решение снизить уровень стартовой площадки.

Стартовая площадка представляет собой скамейку, закрепленную на подвижной железной конструкции. Перенос площадки на метр выше или ниже позволяет обойти неблагоприятные погодные условия.

Вальтер Хофер: «Стартовые площадки должны двигаться, так как мы регулируем скорость разгона и расстояние. Иногда ветер встречный, тогда скорость должна быть меньше. Иногда ветер попутный, и скорость должна быть выше, чтобы достичь того же расстояния. Вот почему нам приходиться подстраиваться под условия ветра».

Читайте также:  куда лучше спать головой на запад или восток

Кроме направлений ветра, на уровень стартовой площадки влияет температура воздуха. Например, если поверхность станет мокрой, скорость разгона замедлится. В этом случае площадку поднимают. Если лыжню подмораживает, скорость разгона увеличивается, тогда площадку опускают.

Судьи следят за тем, чтобы на горе разгона сохранялась одинаковая скорость для всех спортсменов.

Вальтер Хофер: «Это очень важно, мы не можем допустить, чтобы у кого-то было обидное преимущество. Что противоречит принципу этого вида спорта (видимо, съемка была, когда поправок на ветер и ворота не было – прим.)».

Наконец, стартовая площадка установлена. Спортсмен совершает прыжок, но результат далек от победного. Прыгуну необходимо собраться и подготовить лыжи ко второй попытке. Спортсмен отдает их мастеру на обработку.

Франц Фишер, сервисер: «Всем необходимо, чтобы лыжи были быстрыми на горе разгона и чтобы прыжок был хорошим и длинным».

В каждой команде подготовкой лыж занимается специальный человек, в его мастерской сотни коробочек с воском и пудрой, специальные щеточки и полировочные машины. Перед каждым прыжком мастер натирает лыжи специальным составом, в него входят воск, парафин, канифоль, смолы и жиры. В мази, предназначенной для повышенной температуры, содержание парафина увеличивается. Благодаря его водоотталкивающим свойствам, скольжение по лыжне в теплую погоду становится идеальным.

Франц Фишер: «Мы знаем, какая сейчас температура, проводили специальные исследования. Теперь мы знаем, какой воск необходим для подготовки лыж. Вот сейчас закончена одна лыжа. Когда будет готова вторая, можно идти на выступление».

В отличие от беговых, прыжковые лыжи в два раза шире и тяжелее. Благодаря своей массе они обеспечивают хорошую скорость при разгоне и безопасность во время приземления. Таким большим и увесистым лыжам наверняка полагаются очень надежные крепления. Ведь от того, насколько крепко сидит ботинок в креплении, порой зависит жизнь спортсмена.

Илья Росляков, член сборной России: «Вставляем ботинок, застегиваем носок. Лыжи свободно ходят, что чревато падением, поэтому сзади есть штырек и клипса, которые вставляются в заднюю часть ботинка. Теперь лыжа зафиксирована, то есть в полете я ее уже контролирую».

Для обеспечения максимальной безопасности лыжные крепления очень прочные, однако в случае падения крепление, связывающее лыжу с ботинком, отсоединяется, чтобы прыгун не переломал себе ноги. Ботинки имеют очень высокий подъем, что позволяет им сильно наклоняться вперед во время прыжка.

Проверим, насколько на самом деле надежны крепления. Для этого мы пригласили акробата. Кто, как не он, умеет профессионально висеть вниз головой. Но на этот раз перед акробатом стоит непростая задача. Необходимо испытать на прочность лыжные крепления своим весом (75 кг – прим.). Акробат должен провисеть на лыжах вниз головой в течение 30 секунд. Посмотрим, выдержат ли эти на первый взгляд хлипкие железки такую нагрузку.

Что же, крепления справились. Усложним задачу и попросим акробата сделать несколько отжиманий, тем самым увеличим нагрузку. И на этот раз все в порядке. Не опасаясь за надежность креплений, на этих лыжах смело можно разгоняться до 100 км/ч.

Поскольку прыжковые лыжи в два раза больше и шире беговых, можно предположить, что за счет своей площади они вездеходные и вполне могут состязаться с беговыми. Проверим нашу гипотезу на деле.

Но увы, наши предположения не подтвердились. В результате забега первым к финишу пришел спортсмен на беговых лыжах. Спортсмен на прыжковых заметно отстал от соперника. Для этого испытания лыжи для прыжков оказались слишком длинными, широкими и тяжелыми.

Полет каждого спортсмена на большом трамплине в Лахти длится около пяти секунд, а приземление занимает сотые доли. За это время судьи должны точно определить длину прыжка. В этом им помогает разметка горы приземления.

Вся разметка делается вручную. Первая и самая важная линия – линия конструкционной точки, к-поинт. Трамплин построен таким образом, что до этой линии могут допрыгнуть практически все спортсмены. Отсюда начинается начисление очков за длину прыжка.

Йоуко Торманен, комитет по прыжкам с трамплина: «Точка К находится на расстоянии 116 метров, там верхняя линия. За достижение этой точки спортсмен получает 60 баллов, каждая точка за этой линией дает 1,8 балла».

Далее гора приземления размечается параллельными линиями через каждые полметра, и так – до нижней линии Hill Size, которая определяет размер трамплина и является предельной. Однако чемпионы часто перепрыгивают HS, поэтому за ней также размечено еще несколько дополнительных секторов. Кстати, длина прыжка измеряется не по лыжам, а по ступням ног спортсмена.

Вдоль всей зоны приземления расположены видеокамеры, которые фиксируют каждое приземление.

Вальтер Хофер: «Эти камеры находятся в положении угла наклона приземления. На мониторе мы видим четыре сектора, и, когда спортсмен стартует, камеры начинают работать и следить за спортсменом, как он летит по секторам. Наконец, изображения с сектора приземления поступают к оператору, чтобы их можно было использовать. Затем расстояние измеряется и сообщается онлайн. Это занимает 4-5 секунд».

На случай, если видимость станет низкой и камеры не смогут четко увидеть сектор приземления, длину прыжка оценивают судьи.

На Кубке мира работает 25 судей, оценка выступления спортсменов скалывается из двух баллов: первый балл выставляют за длину прыжка, второй балл начисляют за технику исполнения. Даже если спортсмен прыгнул дальше всех, незначительная помарка может здорово сказаться на общем результате.

Вальтер Хофер: «Это кабина для пяти судей по технике прыжка, мы в кабине С. У каждого судьи есть электронный прибор, с помощью которого он может отнимать очки по трем категориям оценки».

Максимальная оценка за технику – 20 баллов, однако, чтобы их заработать, нужно изрядно потрудиться и показать идеальное исполнение во всех элементах прыжка.

Александр Арефьев, главный тренер сборной России: «Сгибание ног, например. – это самая грубая ошибка при выполнении прыжка на лыжах. Если спортсмен отталкивается с трамплина и сгибает ноги, то может быть очень опасным падение».

Поскольку прыжки на лыжах с трамплина – спорт далеко не безопасный, особое внимание спортсмены уделяют защитному шлему.

Шлем не просто обязательный элемент экипировки, но и важнейший ее атрибут. Профессиональные шлемы для спортсменов производят в Германии. Внешняя часть сделана из высокотехнологичного карбона. Этот полимер состоит из переплетенных нитей углеродного волокна, которые обрабатывают высокими температурами. Карбон прочнее стали, он очень жесткий и легкий. Благодаря карбону поверхность шлема очень прочная. Внутренняя часть шлема сделана из пены ЭПС, это вспененный полистирол.

Гранулы полистирола помещаются в прессовую форму, которая отлита по форме шлема. Затем под воздействием пара и давления гранулы расширяются и формируют клетки, которые заполняют форму.

Сигмунд Пиллер, компания по производству шлемов: «Во время удара застывшая пена сжимается и создает эффект пружины, тем самым уменьшая его силу».

Но прежде, чем эти шлемы появятся на головах спортсменов, они проходят тестирование. Для этого шлемы надевают на железную голову весом 5 кг. Затем ее поднимают на высоту полутора метров и бросают на металлическую пластину. При этом скорость падения головы составляет 25 км/ч.

Итак, выступления закончены. Пришло время подводить итоги, на очередном этапе Кубка мира первое место в командном зачете заняла австрийская сборная. Никаких сюрпризов, австрийцы – признанные лидеры. Новых рекордов также не было установлено, но есть все основания предполагать, что новая революция в прыжках на лыжах с трамплина не за горами.

В Европе уже строятся новые трамплинные комплексы с искусственным микроклиматом, а это значит, что погодные условия и другие внешние факторы в скором времени перестанут влиять на результаты выступлений, а болельщиков ждут неповторимые полеты и новые мировые рекорды. И все это благодаря новейшим технологиям спорта.

Источник

Adblock
detector