лучшие пропорции для контрольной комнаты

Лучшие пропорции для контрольной комнаты

Добрый день, Андрей!

Собираюсь в ближайшем будущем открывать project-студию. Задачи: запись вокала и сведения.

Какая рекомендуемая площадь под речевую кабину и аппаратную? от и до

И что с формой помещения, в каких формах помещения проще разместится?

Что бы понять какое помещение искать, чтобы что-то толковое из этого вышло?

Re: Оптимальная форма/площадь помещения для project-студии.

в соотвествии с требованиями стандарта Европейского Радиовещательного Союза (European Broadcasting Union, Technical Recommendation R22-1998) и Международного Телекоммуникационного Союза (International Telecommunication Union Recommendation ITU-R BS.1116-1, 1998) минимальный размер качественной контрольной комнаты должен быть не меньше 30 кв.м (менее 20 кв.м не рекомендуется).
Речевая кабина (5-20 кв.м) может быть гораздо меньше вокальной комнаты (10-40 кв.м).
Чем меньше площадь и объем помещения студии, тем больше проблем возникнет во время её акустической обработки особенно на НЧ.

Форма студийного помещения не должна быть квадратной, а тем более кубической. Кратные размеры не рекомендуются вообще.
Пропорции студии должны отвечать требованиям определенных стандартов. Проверить «правильность» комнатных пропорций можно с помощью несложного калькулятора http://www.acoustic.ua/forms/rr.html
Если комната строится «с нуля», то лучше всего выбрать какие-то известные пропорции, зарекомендовавшие себя в течение десятилетий

Re: Оптимальная форма/площадь помещения для project-студии.

Андрей, спасибо за ссылку, стало почти всё ясно!

Правильно ли я понял, что дикторы на радио пишутся в «речевой кабине», а певцы в «вокальной комнате», если так, тогда мне нужна вторая. не так выразился, прошу прощения за то, что ввёл в заблуждение.

насколько я понял, то рекомендуются размеры комнаты при расчёте, которых нужно попасть в цветную зону/зоны Richard H. Bolt recommendation, 1946; EBU / ITU recommendation, 1998; IEC recommendation, 1998. все в три или хотя бы в одну?

20-30кв.м контрольная комната + 10-40 вокальная = вся студия 30-70кв.м. Учитывая цены на аренду в Москве, 70м я точно не потяну!!

Как соотносятся проблемы с НЧ с площадью комнаты. Например какая площадь должна быть если нижняя граница у мониторов 49Гц (Mackie HR 824) или 55Гц(Fostex NX-6A)?

То же самое про вокальную комнату, допустим я включаю на предусилители lowcut на 80Гц, какова должна быть площадь?

И на последок глобальный вопрос. Нормально ли снять помещение 30-70м «одним куском» и разделить вокальную от контрольной перегородкой?

Re: Оптимальная форма/площадь помещения для project-студии.

Re: Оптимальная форма/площадь помещения для project-студии.

речь идёт о пропорциях контрольном комнаты или всего помещения?

в моём понимании всё помещение «содержит» в себе контрольную и вокальную комнаты, разделенные между собой перегородкой.

какие требования к вокальной комнате, кроме площади от 10 кв.м?

Re: Оптимальная форма/площадь помещения для project-студии.

Re: Оптимальная форма/площадь помещения для project-студии.

Раз речь пошла про материалы, а какой фонд должна иметь контрольная комната при условии, что соблюдены пропорции помещения? символические или вообще никаких? )

И можно ли как-то использовать то, что перегородку можно поставить не перпендикулярно стенам. Получится контрольная и вокальная с «кривой» стеной

Re: Оптимальная форма/площадь помещения для project-студии.

Правилные пропорции помещения приводят к снижению влияния комнатных мод на НЧ.
Но на акустические дефекты на СЧ и ВЧ пропорции помещения никак не скажутся.
Поэтому необходимы звукопоглощающие материалы.

Контрольная комната должна быть симметричной.

Re: Оптимальная форма/площадь помещения для project-студии.

Допустим у нас есть помещение «правильных пропорций» и не меньше 20кв.м, удастся ли «отделаться» установкой «панелей на основе пористых
звукопоглощающих материалов, чтобы уменьшить влияние эффекта гребенчатой фильтрации» в качестве акустической обработки комнаты? или потребуются более радикальные вмешательства?

и в каких случаях необходимо ставить «угловые низкодобротные поглотители?

Re: Оптимальная форма/площадь помещения для project-студии.

акустическую отделку того или иного типа применяют в зависимости от наличия соответствующих акустических дефектов помещения. Для различных акустических проблем существуют соответствующие технические решения, в частности поглотители различных частот, звукорассеивающие конструкции и т.п. Например, порхающее эхо, возникающее в плоскости мониторов, можно исключить двумя способами: смонтировав на стенах звукопоглощающие панели или выполнив боковые стены под небольшим углом друг к другу (6-8 град).
НЧ поглотители необходимы для уменьшения влияния комнатных резонансов, если они конечно мешают работе.
Оценить все акустические проблемы можно только по месту и после этого принимать какие-то решения.

Источник

Акустика студий звукозаписи

Несмотря на то, что студии могут быть очень большими помещениями, подавляющее большинство студий, которые строятся в настоящее время имеют суммарную площадь помещения тон-зала и контрольной комнаты менее 200 м2. Времена мега-студий прошли, современная звукозаписывающая техника, позволяющая выполнять записи наивысшего качества, теперь умещается в двух чемоданах. При этом физические принципы распространения звука в помещениях, к сожалению, остались неизменными.

studiozz

Для того чтобы на студии производится действительно качественный и натуральный продукт, помещения тон-зала и контрольной комнаты должны иметь необходимое, отличающееся друг от друга акустическое оформление.

При проектировании помещений студий звукозаписи следует придерживаться следующих принципов:

При строительстве студий звукозаписи в качестве декоративно-акустических материалов применяются панели Decor Acoustic, панели Heradesign Fine и Heradesign SuperFine, стеновые панели Ecophon Akusto, подвесные потолки Ecophon, а также стеновые и потолочные плиты Gyptone и Rigitone Air. Для устройства домашних студий звукозаписи применяются плиты FLEXAKUSTIK и акустически прозрачная ткань CARA.

В качестве внутреннего звукопоглощающего материала применяются экологически безопасные негорючие плиты Шуманет-ЭКО. Для монтажа декоративно-акустических материалов с целью исключения дребезга металлического каркаса применяется система Вибронет-профиль.

Источник

Собираем домашнюю студию звукозаписи: подготовка помещения

Анонс

1 preview picture

DJSTORE

Эту статью можно не только прочитать, но и прослушать:

К помещению придется отнестись серьезно — даже самое дорогое оборудование не спасет, если комната не готова для записи и сведения. Конечно, профессионал сделает свою работу даже в сарае, но мы рекомендуем не усложнять себе жизнь лишний раз.

4610 sobiraem studiyu chast2 image

Подготовленная комната позволит услышать малейший сдвиг фейдера на эквалайзере, любой незначительный срез фильтра и прочувствовать, наконец, низы, которые выдает монитор.

Слишком уж усердствовать здесь тоже не стоит. Очень мал шанс, что вы найдете идеальную комнату, найдете безупречную позицию для мониторов и заглушите комнату на уровне крупных студий. Недостатки помещения есть и у крупных игроков, поэтому главное — понять основные принципы и постараться получить от комнаты приемлемый звук.

Комната

При выборе комнаты обратите внимание на пять основных моментов:

#1: Размер

Избегайте маленьких комнат. Обычно это синоним кошмарного звука.

Чем больше помещение, тем лучше. У вас как минимум будет больше места для записи (а возможно, что хватит места поставить ударную установку).

4612 sobiraem studiyu chast2 image

#2: Конфигурация

Комната не должна быть квадратной — это приведет к стоячим волнам и не позволит нормально работать с мониторами.

#3: Отражающие поверхности

Помещение студии не должно целиком состоять из жестких отражающих поверхностей, избыточных отражений нужно избегать. Не стоит садиться за запись и сведение альбома в комнате с зеркалом во всю стену или панорамным окном. Наверное, не стоит брать в расчет деревянные полы — они как раз не будут создавать неконтролируемых отражений, а постеленный ковер срежет верхние частоты. Но окон, зеркал, голого кирпича и камня в помещении быть не должно.

#4: Высота потолка

Если потолок будет слишком низким, это приведет к вертикальным отражениям.

Например, вы записываете вокал. Значительные отражения приведут к интерференции записанного сигнала и его отражения (а-ля гребенчатый фильтр), и исправить записываемый исходник будет очень тяжело.

А во время сведения отражения от потолка просто не дадут добиться сколь-нибудь приемлемой картинки.

#5: Уровень шума

В комнате должно быть как можно тише, потому что любой фоновый шум обязательно попадет в микрофоны. Поэтому постарайтесь нивелировать любой фон — от дороги до звуков работающей электрики.

Обратите внимание: чем меньше студия соответствует пяти основным параметрам, тем важнее с умом поработать над звукоизоляцией и расположением акустических панелей.

Расположение мониторов

До того как начать изолировать комнату, наведите в ней порядок. Лучше всего начать с пустой комнаты.

Читайте также:  летний вечер хорош никуда мне не деться

Самое главное — продумать, где будут располагаться мониторы. От этого вы будете отталкиваться, когда начнете располагать все остальное по рабочей зоне помещения.

#1: Отодвиньте мониторы от стены

У многих мониторов фазоинверторы находятся сзади. Если это ваш случай, то мониторы нужно отодвинуть от задней стенки — на ту минимальную дистанцию, которую указал производитель в мануале.

Основной смысл здесь не в том, чтобы получить от мониторов более ровные басы, а в том, чтобы снизить эффект от отражения волны. Возможно, на самих мониторах придется слегка скрутить низы.

#2: Расстояние от задней и боковой стены

Расстояние мониторов от задней стены и боковой не должно быть одинаковым, в противном случае придется иметь дело со стоячими волнами. А стоячие волны, в свою очередь, приведут к тому, что некоторые частоты нижнего регистра начнут заметно выпирать из общей картины и что-то сводить станет проблематично.

4613 sobiraem studiyu chast2 image

#3: Расположите мониторы вдоль самой длинной стены

Это работает для больших помещений и нужно, чтобы снизить громкость первых отражений. Если первые отражения будут достаточно громкими, то это может привести к интерференции волны из динамика и отражения от боковой стены.

Если расположить мониторы у длинной стены, то место отражения будет находиться дальше от динамика. Ну а с увеличением расстояния неизбежно снизится громкость.

Чтобы получить симметричную стереокартинку, ставьте мониторы посередине стены.

Имейте в виду, что в маленькой комнате прием работать не будет.

4614 sobiraem studiyu chast2 image

#4: Позиция прослушивания не должна быть на середине длины комнаты

Это касается длины комнаты, а также расстояния от пола до потолка. Если располагаться со своими посередине, вы рискуете автоматически срезать значительную долю басов.

4615 sobiraem studiyu chast2 image

#5: Мониторы с точкой прослушивания должны образовывать равносторонний треугольник

То есть расстояние между динамиками должно равняться расстоянию от головы до каждого из них.

4617 sobiraem studiyu chast2 image

#6: Не кладите мониторы на бок

Разумеется, это не касается мониторов, которые сделаны специально, чтобы класть их на бок. Если так располагать обычные мониторы, то предыдущий пункт потеряет смысл, а вы потеряете неискаженную звуковую картинку.

#7: Динамики должны смотреть в сторону ушей

Большинство мониторов сделаны так, чтобы смотреть под углом (образуя тот самый равносторонний треугольник).

4618 sobiraem studiyu chast2 image

Не забудьте отрегулировать мониторы по высоте — динамики должны быть не на уровне ушей.

Будьте готовы к тому, что придется идти на некоторые компромиссы и на 100% выполнить все необходимые условия не удастся.

После того, как вы расположили мониторы, переходите к акустической корректировке помещения.

Акустическая обработка комнаты под сведение

#1: Точки первого отражения на боковых стенах

Чтобы понять, как располагать панели, можно попробовать следующий метод. Представьте, что боковая стена это зеркало. Панель должна закрывать ту площадь, в которой бы отражался монитор.

Если панели из роквула, рекомендуем, чтобы они были хотя бы 10 см толщиной.

Также между панелью и стеной можно оставить зазор около 5 см, что тоже поможет бороться с отражениями.

4619 sobiraem studiyu chast2 image

#2: Углы

Углы создают наибольшие проблемы с басами. Справиться с этим можно либо специальными ловушками, либо расположив в углах акустические панели. Так вы дополнительно сделаете зазор, который тоже способствует поглощению волн.

4620 sobiraem studiyu chast2 image

Лучше всего для таких случаев подходят панели толщиной от 15 см.

4621 sobiraem studiyu chast2 image

#3: Стена за мониторами

Заднюю стену тоже стоит заглушить панелью. Это позволит чуть отодвинуть мониторы от стены, а также получить более ровные низы (и перестать срезать их на самих мониторах).

4622 sobiraem studiyu chast2 image

Акустическая обработка комнаты — общие принципы

Выше мы указали несколько основных принципов, по которым надо готовить комнату под сведение. Помещение для записи нужно готовить несколько по-другому. Но если учесть, что мы занимаемся домашней звукозаписью, то помещение у нас, скорее всего, одно и в нем будем записывать и сводить. Поэтому приведем несколько моментов, которые касаются создания универсального помещения.

#1: Не переусердствуйте с глушением

Как правило, задача с подготовкой комнаты состоит в том, чтобы поверхности могли отражать и рассеивать волны. Сплошное поглощение — не тот результат, вам нужно найти баланс.

Особенно отметим, что не стоит вешать ковры на потолок и стены. Так вы только испортите акустику помещения.

Еще одна важная вещь: акустические панели вам нужны съемные. Так вы сможете гибко подходить к решению конкретных задач.

Например, вы можете составить импровизированный акустический экран для записи или поставить одну из панелей напротив гитарного кабинета, чтобы снизить отражения от противоположной стены.

Если вы совсем стеснены в средствах, исправить ситуацию с помещением можно и бытовыми средствами. Попробуйте использовать в качестве абсорбирующих материалов матрасы, одеяла, плотные шторы и ковры. Они могут частично заменить акустические панели.

#2: Разделите комнату на две половины

Первую половину отведите под сведение. Здесь стоит добавить поглощающие панели в зону первых точек отражения волн, поставить ловушки в углы и у стен, рядом с мониторами.

Вторую половину сделайте менее заглушенной. Здесь отражения пригодятся, чтобы не создать впечатления «мертвого помещения».

И еще один важный момент: не полагайтесь на акустический поролон. Он может пригодится как одно из средств для частотной корректировки комнаты и поможет поправить верхнюю часть спектра. Места акустический поролон занимает тоже куда меньше панелей. Но с помощью него вам не удастся решить проблемы на протяжении всего спектра, особенно это касается низов.

Источник

Контрольная комната дома (бюджетная комната для сведения/мастеринга/проджект студии)

Всем доброго времени суток. Хотел бы поделиться с теми, кому интересно своим опытом в проектировании и реализации контрольной комнаты (комнаты для сведения). Всё, что будет описано ниже, было реализовано мной лично, как сам проект, так и его воплощение.

Для начала хотел бы пояснить, для тех кто не в курсе, для чего нужна контрольная комната при сведении и мастеринге. Дело в том, что качество финального продукта (сведённого трека) зависит не только от звукорежиссёра/продюссера/битмейкера и т.д., но так же от того оборудования, на котором он работает, а именно контрольных мониторов, головных телефонов (наушников), и, естественно, остального тракта (звуковая карта/коммутация/DSP плата и прочее). Кроме всего вышеперечисленного далеко не последнюю роль в работе играет само помещение, в котором производится работа с материалом. У каждого помещения, не зависимо от его размеров и формы, существуют свои резонансы, причём формирование кривой АЧХ неизменно связано с полежением слушателя в этом пространстве, то есть в каждой отдельной точке пространства АЧХ будет изменяться. Вывод, который можно сделать из вышесказанного: для начала нужно определиться с местом прослушивания. Как это реализовать? Всё не так уж сложно, если возможности позволяют сделать в комнате перестановку, и подстроить всё под себя. Для начала нужно определиться вдоль какой стены будут расположены мониторы(колонки). Вдоль короткой или вдоль длинной? Сразу же скажу что речь идёт о прямоугольном помещении.

Для удобства дальнейших расчётов очень рекомендую всем посетить сайт http://acoustic.ua/

Перейдя по ссылке вы увидите онлайн калькуляторы, с помощью которых можно рассчитать те или другие параметры. В моём случае мониторная линия распологается вдоль короткой стены, и выглядит это примерно так

fBmWXzUMIsc

http://www.acoustic.ua/forms/calculator4.html. Для покрытия этих площадок чаще всего пользуются акустическим поролоном, в моём случае был использован материал фирмы ауралекс, а так же наш отечественный, заказаный на сайте

http://porolon555.ru, по себе могу сказать, что отечественный поролон не уступает по качеству ауралекс, но стоит при этом в разы дешевле. Кроме площадок ранних отражений я бы мог порекомендовать использование басовых ловушек(опять же в целях экономии можно из поролона), использование басовых ловушек поможет выравнять АЧХ комнаты в нижнем частотном диапазоне.
Теперь, определившись с выравниванием акустических свойств комнаты доступными способами(от себя могу сказать что если проект комнаты/студии позволяет сделать большие финансовые вложения, можно подойти к вопросу куда более серьёзно, для примера могу порекомендовать такую литературу http://create-music.ru/40-philip-newell-project-studios.html ), можно приступить к измерениям, тут нам понадобится микрофон и софт RoomEQ Wizard.
Ставим микрофон в место прослушивания и проводим измерения, в моём случае АЧХ комнаты в месте прослушивания оказалось примерно таким:
http://create-music.ru/40-philip-newell-project-studios.html

Читайте также:  лана роудс видео лучшее смотреть бесплатно 365

После того как данные внесены в эквалайзер, стоит провести контрольный замер и увидеть как изменилась АЧХ, в идеальном случае получится практически прямая линия, что является залогом успеха в данном слкчае. Измерения производятся с применением розового шума, что даёт максимально точные объективгные параметры. В моём случае всё получилось более чем успешно, и я доволен результатом, как это всё выглядит в итоге, можно посмотреть на этих фото:
http://vk.com/album2758862_141092984

Надеюсь я кому-то помог и открыл для вас что-то новое.

Источник

Защита от шума и вибраций

Акустика студий и контрольных комнат

В 30 годах ХХ столетия в связи с развитием техники звукозаписи, радиовещания, кино и телевидения появился новый тип помещений для записи и обработки звука. В настоящее время все эти направления аудиотехники интенсивно развиваются, появляются новые возможности для передачи пространственного звука (системы Surround Sound, бинауральная стереофония и др.), активно внедряются цифровые компьютерные методы обработки и передачи звука. Соответственно меняются и требования к помещениям для его записи и обработки, то есть к студиям. Требования к акустическим характеристикам студий различного назначения и технологии их проектирования подробно изложены в международных и отечественных стандартах, например, EBUR22-1998, EBUR22-1994, RM-01-93, СНиП 2.08.02-89, и многочисленных монографиях и учебниках.

Современные студии включают в себя, как правило, следующие помещения (рисунок 1):

1536

Все студии можно классифицировать:

Разумеется, можно провести классификацию студий и по другим критериям.

Тон-зал

Объективные акустические параметры студии для записи музыки должны быть выбраны, исходя из тех же требований, что и для хорошего концертного зала. Первые студии звукозаписи, например, в радиодомах и телецентрах в Москве, Петербурге и других городах, и строились как большие концертные залы, где была возможность записывать симфонические оркестры. Следовательно, в студиях должны быть обеспечены все акустические характеристики концертных залов: оптимальное время реверберации в разных частотных диапазонах, однородная структура звукового поля (время, энергия и направление прихода ранних отражений, степень диффузности, уровни энергии поздних отражений, структура распределения резонансов и т. д.), требуемый уровень шумов, а также другие объективные параметры, которые важны для слухового восприятия музыкальных и речевых программ.

Отличие требований к студиям состоит в том, что очень часто одна и та же студия может использоваться для записи разных программ (речевых, музыкальных разных жанров и т. д.), поэтому в них должна быть предусмотрена возможность перестройки акустических условий (изменение общего поглощения, уровня отражений и др.). С другой стороны, студии часто строятся специально для записи определенного типа программ: для вокала, речи, камерных ансамблей, электронной музыки и т. д., соответственно требования к их акустическим характеристикам должны быть разными.

Обеспечение необходимых параметров, прежде всего оптимального времени реверберации, накладывает определенные требования на форму и размер студий. Требования к размерам и времени реверберации студийных помещений для записи, принятые в свое время как отечественные нормы для их технологического проектирования, даны в таблице 1.

Таблица 1.
Студия площадь, м 2 высота, м оптимальное время
реверберации, с
количество исполнителей, чел.
Открытая, для концертных программ с присутствием зрителей 1000 14 2…2,2 250…500
Большая музыкальная, для симфонических оркестров и хоров с присутствием зрителей 1000 13 2 250
То же без зрителей 750 12 2 150
Средняя музыкальная, для симфонических оркестров 350…450 8,5…10 1,5…1,7 40…65
Для эстрадной и джазовой музыки 350…450 9,5…10 0,9…1,1 35…60
Малая музыкальная, для записи небольших оркестров и хоров 250…300 8…8,3 0,9…1,1 30…35
Камерная 150 6 1 10…15
Большая литературно-драматическая 150…200 6…6,4 0,8…1 20…30
Средняя литературно-драматическая 100 5 0,5…0,7 10…15
Речевая 26…30 3,2…3,5 0,4 2…4

В настоящее время, в связи с переходом на пространственные системы звукозаписи и широким использованием электронных инструментов, требования к параметрам студий также меняются, разрабатываются новые стандарты и рекомендации, поэтому приведенные соотношения следует рассматривать как ориентировочные и в каждом конкретном случае определять оптимальные параметры в процессе акустической настройки студии.

Запись музыки в студиях малого объема неизбежно приводит к искажению тембра за счет резонансов помещения в слышимой области, нарушению пространственной панорамы и баланса громкости. Минимальный объем студии для записи музыкальных произведений должен составлять не меньше 200 м³.

Форма студии имеет существенное значение для обеспечения структуры ранних (в первую очередь боковых) отражений и однородности (диффузности) звукового поля, что очень важно для качественной записи звука. Поэтому большие студии очень часто делаются непрямоугольной формы, примером может служить форма студийного помещения на рисунке 1. Студии средних и малых размеров чаще имеют прямоугольную форму, при этом выбор их пропорций желательно делать соответственно правилу «золотого сечения» H = 0,62V1/3, B = V1/3, L = 1,62V1/3, что примерно соответствует рекомендациям таблицы. Для любых, даже малых, размеров студии высота потолков должна быть не ниже 3 м.

Среди объективных параметров, определяющих звуковое поле в студии, важнейшим, безусловно, является оптимальное время реверберации. Как видно из таблицы, этот показатель зависит от вида исполняемых программ и от объема помещения: например, для симфонической музыки романтического стиля — 2…2,2 с, для эстрадной и джазовой музыки 0,9…1,1 с и т. д. Для исполнения камерной музыки, сольных и хоровых программ, выступлений небольших ансамблей оптимум достигается при меньшем времени реверберации, чем для симфонической музыки, и также зависит от объема студии. Для художественной передачи речи оптимальное время реверберации студии с объемом 500 м³ получается в пределах 0,7…0,8 с. В литературно-драматических студиях время реверберации должно быть в пределах 0,5…0,6 с. В речевых студиях для передачи информационных программ время реверберации не должно быть более 0,4 с.

1538

На рисунке 2а приведены оптимальные значения времени реверберации студий для частоты 500 Гц в зависимости от их объема. Приведенные на рисунке 2б данные следует рассматривать как минимальные значения Топт. Экспериментальные зависимости оптимального времени реверберации в различных студиях от их объема можно приближенно описать следующими соотношениями:

Эти зависимости дают ошибку не более 10%.

В основной части диапазона оптимальное время реверберации должно быть постоянным (допускается отклонение от оптимального времени не более 10%), на низких частотах возможно некоторое повышение Топт для музыки, примерно на 20% (рисунок 2б). Для больших студий фактическое время реверберации, с учетом затухания в воздухе, на частоте 8000 Гц не должно быть менее 1 с. Кривая (1) допустимой зависимости Топт от частоты показана на рисунке 2б. Для речевых студий Топт может иметь некоторый спад на низких частотах для увеличения разборчивости и спад на высоких, свыше 5000 Гц, до 30% (кривая 2).

Поскольку, как уже было отмечено выше, в одних и тех же студийных помещениях приходится записывать различные музыкальные и речевые программы, проблема состоит в том, что в них должна быть предусмотрена возможность перестройки акустических условий для обеспечения различных значений оптимального времени реверберации. С этой целью в студиях используются различные звукопоглощающие конструкции, которые могут сравнительно легко и быстро вводиться в действие или убираться. Например, применяются резонансные щиты (щиты-бекеши), различного типа рассеиватели (диффузоры Шредера, жалюзи), вращающиеся колонны с различным размещением поглощающего материала и т. д. Широко применяются устройства искусственной реверберации, в том числе цифровые ревербераторы, реализуемые как программным путем, так и c помощью специальных приборов. Разумеется, можно варьировать время эквивалентной реверберации, подбирая расстояние между источником звука и микрофоном и меняя его характеристики направленности.

1539

Уровень шумов (как внутренних, так и внешних) в студии в соответствии с международными рекомендациями должен быть равен NC25. Достижение такого уровня является чрезвычайно трудной задачей, требующей размещения студии в достаточно тихой части здания и применения специальных мер при их строительстве для обеспечения звукоизоляции и виброизоляции помещения: специальных двойных стен и дверей, их акустической развязки с остальной частью здания с использованием «плавающих» конструкций пола, подвесных стен и потолков; использования специальных глушителей для вентиляционных систем и т. д. (рисунок 3).

Читайте также:  лучшие игры на двоих на пк 2019

Контрольная комната

Это помещение, где находится рабочее место звукорежиссера и где размещается оборудование: микшерный пульт, контрольные агрегаты, цифровые звуковые станции, процессоры обработки звука, магнитофоны и другая дополнительная аппаратура. Пример размещения оборудования показан на рисунке 4. Требования к акустическим характеристикам контрольной комнаты вытекают из обеспечения условий для слухового контроля создаваемых музыкальных и речевых записей. Кроме того, в настоящее время контрольные комнаты часто используются для непосредственного создания и записи электронной музыки.

1540

Контрольные комнаты должны удовлетворять следующим основным условиям:

До недавнего времени в основе акустического проектирования контрольных комнат лежала концепция повторения параметров среднестатистического жилого помещения, то есть считалось, что звукорежиссер должен находиться в условиях, близких к условиям домашнего прослушивания. Среднее время реверберации выбиралось 0,2…0,4 с. Объемы также были небольшими и составляли 30…40 м³. Такие помещения удовлетворительно работали для записи музыки с небольшим динамическим диапазоном. Кроме того, условия реального прослушивания музыкальных и речевых сигналов, переданных по каналам радиовещания, телевидения, звукозаписи и пр., настолько разнообразны, что приведенные выше требования нельзя считать типовыми для жилых помещений.

1541

Следующим этапом явилась концепция построения контрольных комнат, получившая название LEDE (live-dead end), в которой звукорежиссер работал на границе двух сред — «живой» (live), с большим количеством отражений, и «мертвой» (dead), свободной от отражений. В основе такого построения контрольных комнат лежало соображение, что одним из важнейших критериев качества акустики в помещении является время прибытия ранних отражений, которое должно быть в пределах 20…30 мс после прямого звука. Если в студии при записи обеспечено это требование, то первые отражения в контрольной комнате не должны маскировать их, поэтому полезно переднюю часть контрольной комнаты (стены за контрольными агрегатами, полы и потолки) сделать заглушенными (dead end), а заднюю часть комнаты сделать отражающей (live end). В этом случае структура реверберационного процесса в контрольной комнате должна иметь вид, показанный на рисунке 5. Для того, чтобы заднюю часть комнаты сделать отражающей, на задней стене и потолке должны устанавливаться различные отражающие решетки (рисунок 6).

1542

Такая конструкция комнаты позволяла звукорежиссеру ощущать живые отражения, но вместе с тем звук от студийных мониторов воспринимался им без искажения, поскольку на прямой звук не накладывались отражения комнаты. Однако такие контрольные комнаты было очень трудно настраивать и, кроме того, возросшие требования к передаче стереопанорамы и расширенного динамического диапазона для цифровых записей требовали снижения уровня реверберационных помех. Тем не менее, целый ряд известных студий (Master Sound Astoria в Нью-Йорке, Red Bus Studios в Лондоне, Winfeld Sound в Торонто и др.) продолжают использовать контрольные комнаты, построенные по такой концепции, и в настоящее время.

В конце 80-х годов была предложена конструкция «бессредных» контрольных комнат. Идея их проектирования была предложена англичанином Т. Хидли, и реализована Ньюэллом во многих студиях мира. Она заключается в следующем: все поверхности, в направлении которых излучают студийные контрольные агрегаты (то есть потолок, задняя стена и боковые стены), делаются звукопоглощающими, а поверхности перед звукорежиссером — передняя стена и пол — делаются звукоотражающими. Это позволяет звукорежиссерам слышать прямой звук мониторов, не окрашенный дополнительными отражениями, и в то же время получать отражения собственных голосов от передней фронтальной поверхности пола и находящегося в комнате оборудования (пульта, компьютеров, стоек и др.). Для обеспечения поглощения звуковой энергии во всем воспроизводимом диапазоне частот (особую проблему представляет обеспечение поглощения на низких частотах) используется новая технология так называемых «звуковых ловушек». Конструкция стены с боковыми ловушками и общий вид «бессредной» контрольной комнаты показан на рисунке 7.

1543

На определенном расстоянии от главной несущей стены устанавливается дополнительная «диафрагменная» стена, состоящая из деревянной рамки с трехслойным покрытием (гипсовая штукатурка плюс мягкая древесно-волокнистая плита и снова гипсовая штукатурка). Затем на ней закрепляется поглотитель, например, из специальной минеральной ваты или синтепона. На некотором расстоянии от него подвешиваются под углом 45° и на расстоянии 30…46 см панели из фанеры, покрытые звукопоглощающим материалом, общая глубина панелей 0,6…1,2 м. Установленные таким образом панели служат волноводами, поглотителями и рассеивателями для низкочастотных звуковых волн. Поглощение средних и высоких частот обеспечивается традиционными методами и зависит от свойств поглотителя на стенах. Измерения процесса реверберации, выполненные в таких комнатах, показали, что в первые моменты времени (до 50 мс) происходит очень быстрое поглощение отраженной энергии, что дает ощущение мельчайших нюансов в звучании мониторов, в то время как в обычных комнатах эти детали маскируются реверберационным процессом.

Такого типа комнаты потребовали применения контрольных агрегатов с высоким уровнем звукового давления и малыми переходными характеристиками, поэтому в них часто используются мониторы с рупорными громкоговорителями (например, фирмы JBL).

Контрольные комнаты, построенные по такой концепции, показали возможность получения в них записей высочайшего качества с высокой прозрачностью звучания, что особенно важно для цифрового звука. Учитывая, что контрольные комнаты используются теперь нередко и как исполнительские студии для записи электронной музыки, то такой принцип их построения лучше соответствует этой музыке (в них легче вносить искусственную реверберацию).

Уровень шумов в контрольных комнатах не должен превышать NC25 для обеспечения большого динамического диапазона при записи, что накладывает особые требования к звукоизоляции стен и их размещению. Также как и при строительстве студий звукозаписи, при конструировании контрольных комнат проблема снижения уровня шумов требует решения сложнейших задач, в том числе при выборе материалов для звукопоглощения и звукоизоляции.

Широкое внедрение в практику современных пространственных систем звукозаписи изменило и требования к параметрам современных контрольных комнат. В международных стандартах и рекомендациях: ITU-R BS.775-1, SMPTE RP-173, EBU R22, EBU Tech3276, ITU-R BS.1116-1 и др. оговариваются требования к размерам и форме контрольных комнат, параметрам звукового поля в них, параметрам и способам расстановки контрольных агрегатов. Прежде всего для контроля качества пространственных звукозаписей требуется установка большого количества мониторов (например, шести), расположенных по схеме, показанной на рисунке 7.

Значение времени реверберации Трев должно быть в пределах 0,2…0,4 с (таблица 2). В больших микшерных комнатах для кинопроизводства иногда могут использоваться большие значения реверберации. Частотная характеристика времени реверберации должна быть постоянной и не иметь резких скачков. Отклонения в диапазоне 200 Гц…4 кГц не должны превышать ±0,05 с, а ниже 200 Гц допускаются отклонения на 25% от среднего значения.

Кроме того, размеры контрольных комнат, требования к времени реверберации в ней, времени задержки первых отражений и другим параметрам рекомендуется выбирать в соответствии со значениями, указанными в таблице 2.

Таблица 2.
Параметры требования к дизайну
малые контр.комнаты средние контр.комнаты
Комната площадь пола, м² 50±20 100±30
объем комнаты, м³ ≥80 ≥200
форма комнаты не прямоугольная, без параллельных поверхностей
отношения размеров H : B : L = 1 : 1.59(±0,7) : 2,52(±0,28)
высота комнаты, м 3,0-4,0 4,0-6,0
Отделка интерьера однородное распределение отражающих/поглощающих поверхностей (без сильных отражений)
Акустические свойства время реверберации, с 0,2±0,05 0,3±0,1
средний коэффициент поглощения 0,4…0,6 (на 500 Гц)
характеристики реверберации отклонения ниже 250 Гц до 25%выше заданного значения
ранние отражения (до15 мс) на 10 дБ ниже прямого звука
распределение уровня звукового давл.(SPL) однородное распределение внутри слушательской зоны, включая место микширования
Шум шум от вентиляции
шум от оборудования
кривая NC15 (возможно NR15)
кривая NC20 (возможно NR20)

В заключение необходимо подчеркнуть, что требования к акустическим характеристикам студий и контрольных комнат все время возрастают, поскольку они в значительной степени определяют качество музыкальных и речевых программ, поступающих к многомиллионной аудитории с помощью современных средств радиовещания, звукозаписи, телевидения и мультимедиа.

Источник

Adblock
detector