лучшие произведения лескова список

Самый русский из русских писателей. Книги Лескова, которые стоит прочесть

В день рождения Николая Лескова АиФ.ru вспоминает лучшие книги русского писателя, которого многие знают лишь как автора повести «Левша».

jpg

16 февраля исполняется 185 лет со дня рождения Николая Лескова. Его называют самым русским из русских писателей — о н «всех глубже и шире знал народ таким, каков он есть». Многим хорошо знаком сказ о тульском умельце Левше, подковавшем блоху, а вот с другими произведениями Лескова знакомы далеко не все. АиФ.ru рассказывает о некоторых из них.

«Леди Макбет Мценского уезда» (1864)

Цитата из книги: «Не всё дорога идёт скатертью, бывают и перебоинки».

«Леди Макбет Мценского уезда» могла стать началом цикла о характерах русских женщин, позже Лесков планировал написать очерки: «Грациэлла» (дворянка), «Майорша Поливодова» (старосветская помещица), «Февронья Роховна» (крестьянская раскольница) и «Бабушка Блошка» (повитуха). Однако этих произведений автор так и не написал, в том числе из-за того, что журнал «Эпоха», где предполагалось их опубликовать, закрылся. Главная героиня «Леди Макбет Мценского уезда» — молодая купчиха, Катерина Львовна Измайлова, которая тяготится «неволей» и застывшим, предопределённым укладом купеческой семьи.

jpg

Катерина Львовна Измайлова. Иллюстрация Бориса Кустодиева. Источник: Public Domain

«На ножах» (1870–1871)

Цитата из книги: «Все жалки, друг мой, все, кто живёт живою душой: так суждено».

jpg

Фрагмент обложки «На ножах». Издание 1885 года. Источник: Public Domain

«Соборяне» (1868–1872)

Цитата из книги: «Верароскошь, которая дорого народу обходится».

«Соборяне» — роман-хроника о судьбе и смерти трёх героев: протопопа Савелия Туберозова, священника Захарии Бенефактова и дьякона Ахиллы Десницына. Изначально произведение называлось «Чающие движения воды. Романическая хроника». На этом жанровом определении Лесков очень настаивал. В письме к редактору журнала «Отечественные записки» писал: «Усердно прошу Вас. в объявлении при следующей книжке не печатать “большое беллетристическое произведение”, а объявить, прямо. “Романическая хроника” — “Чающие движения воды”, ибо это будет хроника, а не роман. Так она была задумана, и так она и растет по милости божией. Вещь у нас мало привычная, но зато и поучимся». Произведение действительно оказалось новаторским, с него начался поворот Лескова к славянофильству и русской религиозной теме. В «Соборянах» он описывал жизнь православного духовенства, подчёркивал недостатки русской церковной жизни, но делал это всегда с добротой.

jpg

«Портрет диакона», 1888 г. Художник Андрей Рябушкин. Источник: Public Domain

«Запечатленный ангел» (1872)

Цитата из книги: «Всякого спасённого человека не ефиоп ведет, а ангел руководствует».

Повесть Лескова «Запечатленный ангел» про чудотворную икону и присутствие Бога в мире впоследствии была признана одной из лучших вещей автора. В ней есть и отзвуки древнерусских «хождений», и знаменитый лесковский «сказ». Повесть появилась в результате заинтересованности автором иконописью, которая в то время находилась в состоянии упадка. «Запечатленный ангел» оказался практически единственным произведением писателя, не подвергшимся редакторской правке, потому что, как замечал писатель, «прошёл за их недосугом в тенях». Тем не менее, по требованию издателя концовку произведения всё равно пришлось изменить, сделав более «нравоучительной».

jpg

«Запечатленный ангел». Фрагмент обложки книги

«Очарованный странник» (1872–1873)

Цитата из книги: «Пустяки,говорит,ведь ты русский человек? Русский человек со всем справится».

Повесть «Очарованный странник» входит в цикл произведений Лескова о русских праведниках, как и «Левша». Идея этого цикла родилась в ходе спора Лескова с Алексеем Писемским, который в своих письмах утверждал, что ни в своей, ни в его душе «не может найти ничего, кроме низости и мерзости». В ответ на это Лесков решил описать несколько праведных образов русских людей. «Неужели, — писал он, — всё то доброе и хорошее, что было подмечено другими писателями, одни выдумки и вздор?». Формально «Очарованный странник» похож на житие святого: рассказ о детстве героя, последовательное жизнеописание, борьба с искушениями. Но на самом деле это история жизни простого русского мужика Ивана Флягина, с честью вынесшего все тяготы и испытания судьбы.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Биография

Никола́й Семёнович Леско́в (4 февраля (16 февраля) 1831, село Горохово Орловского уезда Орловской губернии, — 21 февраля(5 марта) 1895, Санкт-Петербург) — русский писатель.

«Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть», — писал Д. П. Святополк-Мирский (1926).

Родился 16 февраля 1831 г. в селе Горохове Орловской губернии в семье мелкого чиновника.

Образование получил в Орловской гимназии. С 16 лет служил чиновником в Орле, затем в Киеве.

В 1861 г. переселился в Петербург. Писательскую деятельность начал со статей и фельетонов.

В 60-х гг. Лесков создал ряд реалистических рассказов и повестей, в которых дана широкая панорама русской жизни («Погасшее дело», 1862 г.; «Язвительный», «Житие одной бабы», оба 1863 г.; «Леди Макбет Мценского уезда», 1865 г.; «Воительница», 1866 г.; пьеса «Расточитель», 1867 г.).

В то же время одна из ранних статей Лескова — о петербургских пожарах (1862 г.) — послужила началом его длительной полемики с революционными демократами. Рассказ «Овцебык» (1863 г.), романы «Некуда» (1864 г.; под псевдонимом М. Стебницкий) и «Обойдённые» (1865 г.) направлены против «новых людей», выведенных в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Писатель создаёт шаржированные типы нигилистов (повесть «Загадочный человек», 1870 г.; роман «На ножах», 1870—1871 гг.). Идеал Лескова — не революционер, а просветитель, пытающийся усовершенствовать общественный строй при помощи морального убеждения, пропаганды евангельских идеалов добра и справедливости.

В середине 70-х гг. Лесков создал образы православных праведников, могучих духом (роман «Соборяне», 1872 г.; повести и рассказы «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», обе 1873 г.; «Несмертельный Голован», 1880 г.; «Печерские антики», 1883 г.; «Однодум», 1889 г.).

В творчестве писателя сильны мотивы национальной самобытности русского народа (повесть «Железная воля», 1876 г.; «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», 1881 г.).

Тема гибели народных талантов на Руси раскрыта в повести «Тупейный художник» (1883 г.).

В середине 80-х — 90-е гг. писателя занимает новый для России тип — буржуа («Чертогон», 1879 г., другое название «Рождественский вечер у ипохондрика»; «Отборное зерно», 1884 г.; «Грабёж», 1887 г.; «Полуношники», 1891 г.).

Сплав литературного и народного языка образует неповторимо яркую и живую сказовую манеру Лескова, когда образ раскрывается в основном через речевую характеристику. Так, в «Левше» герой переосмысливает комически и сатирически язык чуждой ему среды, трактует многие понятия по-своему, создаёт новые словосочетания.

Источник

Без «Левши»: 5 рассказов Николая Лескова, которые стоит прочесть

Приблизительное время чтения: 7 мин.

16 февраля — 190 лет со дня рождения писателя Николая Лескова. Большинство читателей знает его как автора сказа «Левша» и талантливого романиста («На ножах», «Соборяне», «Некуда»). Однако Лесков писал также и замечательные рассказы. Небольшие по объему, они полны мудрости, остроумия и правды жизни. Мы подобрали для вас пять рассказов Николая Лескова, которые горячо советуем прочесть. Однако сразу оговоримся: в отличие от «Левши» эти рассказы рассчитаны на взрослого читателя и порой являются довольно страшными и жесткими.

Читайте также:  лучшая сэндвичница по отзывам

«Тупейный художник»

Этот небольшой рассказ Лескова о смелом парикмахере по напряженности действия не уступает европейским разбойничьим романам и современным экшн-фильмам. Здесь есть и лихие погони, и мрачная графская «проклятая усадьба» с пытками и странным театром, и настоящая любовь, пронесенная через года. Одновременно с этим это очень грустная и пронзительная история, жанр которой сам автор определяет как «рассказ на могиле». История, описанная в «Тупейном художнике», подается как детские воспоминания самого писателя. Например, будучи учащимся орловской гимназии, Лесков отлично знал таинственные легенды о крепостном театре графов Каменских: эти впечатления он и передал в рассказе.

703bb530729014e513cb7304b6b6b1e2 1

Главный герой произведения — русский «тупейный художник» Аркадий (тупейный от французского toupet — тупей, взбитый хохол на голове — парикмахер). Он работает «гримеровщиком» в графском крепостном театре и является мастером своего дела: «всматриваясь в живое, неповторимое лицо, он находит в нем всякий раз «новое воображение». Но высшая одаренность, по Лескову, состоит не столько в мастерстве гримеровщика и парикмахера, сколько в его умении с помощью своего искусства разглядеть и разбудить даже в самых жестоких и мрачных людях положительные качества. Для Лескова здесь особенно была важна нравственная победа «тупейного художника» над бесчеловечностью.

Историю тупейного художника, своего возлюбленного, рассказывает пожилая женщина, бывшая крепостная актриса, которая вспоминает события своей молодости. Эта женщина — няня рассказчика, который также в произведении Лескова делится с читателями детскими впечатлениями. В лесковском тексте прошлое обнаруживает бесконечную значимость для настоящего: между няней и мальчиком, узнавшим ее необыкновенную историю, рождаются истинные взаимопонимание и сочувствие.

i 007 1

«Души их во благих водворятся» — слова из погребальной песни, взятые Лесковым эпиграфом к рассказу, утверждают необходимость и бессмертие добра, творимого людьми. Тупейный художник отстаивал и защищал истинно человеческие принципы жизни. История о нем оказала серьезное нравственное воздействие на повествователя еще в детстве, и сейчас, уже взрослому человеку, ему открываются простые, но очень мудрые истины о деятельном добре и бессмертной любви, которая живет в памяти.

«Несмертельный Голован»

«Он сам почти миф, а история его — легенда», — так начинается рассказ Николая Лескова об удивительном бесстрашном человеке, которого знавшие его люди прозвали «несмертельным». Прозвище героя по имени Голован «не было пустым, бессмысленным звуком — его прозвали несмертельным вследствие сильного убеждения, что Голован — человек особенный; человек, который не боится смерти».

Рассказ написан в любимой повествовательной манере автора «Левши» — «мемуаром», то есть все описанные в «Несмертельном Головане» события излагаются как достоверные: автор либо наблюдал их сам, либо слышал от близких и знакомых людей.

В рассказе Лесков вспоминает о страшном голоде, охватившем Орловскую губернию в 1840 году, за которым последовала опасная болезнь, схожая одновременно и с бубонной формой чумы, и с сибирской язвой, которая в XIX веке часто вспыхивала в сельских местностях России. «Над землей стояли смертные фимиазмы», и только одного Голована «смерть не брала».

i 008 1

Своего героя Лесков делает «людским лекарем», смысл жизни которого заключается в помощи ближнему. Но народная молва окутала его мистическим ореолом, приписала роль раскольника и грешника, имеющего связь с чужой женой. Однако каждая новая глава текста вносит правдивую ноту в расшифровку сложного характера «несмертельного» Голована. В итоге оказывается, что этот человек является истинным христианином и находится в родстве со всем миром: всех любит и всем помогает.

Рассказу предпослан эпиграф из Послания апостола Иоанна: «Совершенная любовь изгоняет страх».По этому принципу и живет главный герой. «Несмертельный» значит смелый, бесстрашный человек: Голован «безбоязненно входил в зачумленные лачуги и поил зажаренных не только свежею водою, но и снятым молоком… шнырял из лачужки в лачужку, чтобы промочить из склянницы засохшие уста умирающих или поставить мелом крест на двери». Самоотверженность и строгость Голована позволяет автору рассказа сравнить его с героем романа Виктора Гюго «Труженики моря» Жильятом. Персонаж Лескова, бескорыстно служащий добру, способен достигнуть нравственных высот, именно ему дано познать «совершенную любовь», и именно он достоин именоваться истинным праведником.

«Зверь»

Эпиграфом из жития старца Серафима Саровского открывается рассказ Лескова «Зверь»: «И звери внимаху святое слово».

DSC2235 59 1

Однако неожиданное происшествие полностью переворачивает взгляды богача: судьба испытывает человека на человечность. Удивительная история, произошедшая с его крепостным Ферапонтом и медведем по кличке Сганарель, меняет в его жизни всё и «исправляет» его сердце.

Человеческое чувство сострадания к живому существу передано Лесковым особенно ярко: на наивный вопрос мальчика, можно ли помолиться за Сганареля, старая няня, подумав, отвечает, что «медведь — тоже Божие создание, он плавал с Ноем на ковчеге». Будет ли спасён осужденный на казнь зверь и что станет с Ферапонтом, мы предлагаем читателям узнать самим. Однако главная мысль рассказа Лескова такова: деспотизм является лишь мнимой силой и кажущейся непреклонной твердостью духа, обязательно должен уступить место милосердию и любви.

«Старый гений»

4.4 1

Петербург. Маленькая старушка-помещица приезжает в большой город, чтобы пожаловаться полиции и суду на своего должника. «Вопиющее дело» состоит в том, что пожилая женщина «по своей сердечной доброте и простоте выручила из беды одного великосветского франта, заложив для него свой домик».Однако своих денежных обязательств должник не уплатил в срок и исчез, оставив старушку, ее дочь и внучку на грани разорения. Этот распущенный человек обманул доверие доброй семьи и пошатнул веру в людей. Более того, никто не желает наказать преступника, так как у него было «какое-то могущественное родство», свои связи. И вдруг, когда, казалось бы, должник вот-вот улизнет, когда старушка практически отчаялась обрести помощь, нашелся человек, который пообещал ей: «Я выручу». Но о том, как внезапно обретенный гений помог бедной женщине и ее семье, предлагаем узнать читателям самим.

Этот замечательный, очень динамичный, и во многом ироничный рассказ Лескова — о торжестве справедливости. С каждой главой усиливается драматичность ситуации, однако пятая часть словно разрубает узел безысходности положения своей неожиданной развязкой. Некий «старый гений» восстанавливает утраченную справедливость и веру в человека. В рассказе Лескова торжествует добро и утверждается неотвратимость возмездия за зло. Почему же герой, выручивший незнакомую ему пожилую женщину, назван писателем гением? Потому что для автора тут важен высокий смысл помощи ближнему: именно в этом человеческом таланте протянуть руку помощи и проявляется духовная красота и теплота человеческого сердца.

«Зимний день»

«Рассказ Лескова «Зимний день» ужасная гадость во всех отношениях. Я и прежде не любила Лескова, а теперь еще противнее он мне стал»,— писала Софья Андреевна Толстая, так как в этом произведении Николай Лесков критикует воззрения ее супруга Льва Толстого и принципы толстовцев. Однако несогласие Лескова с толстовством далеко не самое главное в этом блестящем, скандальном и всегда злободневном в своей универсальности и вневременности рассказе.

Читайте также:  лермонтов фото в хорошем качестве

15 1Рисунок: Б. Кустодиев

В этом произведении Лесков подробно описывает разговоры, возникающие в течение одного зимнего дня в некой дворянской семье, где царит абсолютное моральное разложение, «хаос», и где «все друг другу не нравятся». Разобщенные отношения между членами семьи перекликаются с эпиграфом рассказа из библейской Книги Иова: «Днем они сретают тьму и в полдень ходят ощупью, как ночью»(сретают— встречают).

На примере одной семьи Лесков показывает, какой ужасной может стать действительность, где люди перестали различать добро и зло, где спутались и извратились представления о нравственности и стёрлись границы греха и добродетели.

В журнале «Вестник Европы» даже отказывались печатать «Зимний день», так как считали, что писатель слишком сильно сгущает краски. Редактор журнала писал Лескову: «Это — отрывок из “Содома и Гоморры”, и я не дерзаю выступить с таким отрывком на Божий свет».Однако за эту прямоту писатель и ценил свое произведение: «“Зимний день” мне самому нравится, — признавался Лесков. — Это просто дерзость — написать так его. “Содом”, говорят о нем. Правильно. Каково общество, таков и “Зимний день”».

В рассказе автор выступает обличителем обмана, насилия, лжи и неправды. Пытается предостеречь людей от падения в бездну бездуховности и разврата, утверждая, что важнее всего в человеке душа и способность к отзывчивости и состраданию. Разговоры в частном петербургском доме приобретают в «Зимнем дне» значение грандиозного художественного обобщения: картина современной Лескову общественной жизни представлена как предостережение всем людям, которые отказываются слушать и слышать друг друга.

Источник

Православная Жизнь

В феврале 2016 отмечается юбилей Николая Лескова – 185 лет со дня рождения одного из самых противоречивых русских писателей. Это исследователь, помещавший свои энциклопедические знания прямо в художественные произведения, и беллетрист, писавший для «желтой» прессы. Это писатель, в разное время любимый каждым – «от царя до пономаря» – и ненавидимый всеми, от либералов до консерваторов. Почему? Вы сможете понять, прочитав список произведений Лескова, составленный «Фомой».

leskov e1456733676963

«Соборяне»

Быт русского духовенства впервые стал предметом любопытства российского общества отнюдь не в 1990-е годы. Когда в следующий раз вам или вашим знакомым в голову снова придут вопросы, не едят ли батюшки в ресторанах (трактирах) и не ездят ли на дорогих иномарках (в экипажах) – обратитесь к Лескову. Вы узнаете, какими удивительными бывают эти люди: увлекающимися, сомневающимися, бунтующими. Как они общаются с близкими, что читают и записывают перед сном, что думают об атеистах и о своем начальстве – архиереях, как они проживают каждый день и как уходят в мир иной.

GJAbtFYcGNM e1456691524614

И вы можете этому верить, ведь писал «Соборян» внук главного героя – по признанию Лескова, отец Савелий Туберозов «списан» с деда писателя, каким его помнили близкие люди. С тех пор ничего не изменилось, разве что трость священника, помогающую ему передвигаться по городишку, заменил автомобиль – так ведь и расстояния стали другими…

«Пугало»

Одна из тех повестей, которые, будучи прочитаны в детстве, дарят уверенность в силе добра, а будучи найдены в книжном шкафу взрослыми, возвращают веру в людей. Это произведение из цикла «Святочные рассказы», и весь он рассказывает об «обыкновенных чудесах», тех, что хранятся в человеческой душе. Если вы давно их не находили – почитайте «Пугало». Лесков здесь, как и в «Соборянах», как и во многих своих произведениях, основывается на собственных воспоминаниях и реальных ситуациях. В детстве он очень боялся хозяина постоялого двора, расположенного неподалеку от имения его родителей. Селиван внушал ему мистический страх, а все окрестные жители Селивана просто не любили, подозревая недоброе в его желании жить «на отшибе». Даже в его внешности все видели нечто страшное и неприятное. Но однажды семье Лесковых все-таки пришлось остановиться на ночь на одиноком, темном и зловещем постоялом дворе Селивана… Несложно догадаться, что все остались живы – иначе мы бы не имели в анналах русской литературы произведений великого писателя. А вот почему «тот же самый человек… которого все считали колдуном и злодеем вдруг стал так хорош и приятен» – об этом вы непременно должны узнать сами.

qy5GLIn4Y I e1456691629429

«Запечатленный ангел»

Это та самая повесть, которая «нравилась и царю, и пономарю». Действительно, Александр II зачитывался «Запечатленным ангелом» – Лесков даже пользовался «высочайшим» отзывом, чтобы оградить повесть от цензуры. Там было к чему придраться: главные герои – старообрядцы, чьи иконы отбирают и опечатывают по приказу проворовавшегося чиновника, неудачно взявшего взятку у торгашей. Вот только вместо авантюрной повести или обличительной «желтой» статьи получилась… икона с житием – это было очевидно царю, это же пришлось признать цензуре.

Повествование строится вокруг попыток спасти шедевр «древлеотеческой» иконописи – на лике Ангела чиновники поставили печать, изъяв из моленной, а архиерей забрал образ в православный храм – ведь староверов в Российской Империи до правления царя-страстотерпца Николая II официально преследовали.

Трудно перечислить массу смыслов, заключенную в небольшую повесть. Богословие иконы, исследование отличий старообрядческой иконы от религиозной живописи, трепетное любование искусством соединяются здесь с поистине «закрученным» сюжетом. Здесь есть место и критическому взгляду на староверческое благочестие изнутри –а Лесков дружил со старообрядцами, самого «Запечатленного ангела» писал в мастерской иконописца-старовера. Есть место и скептическому взгляду на чудо, и на подвижников в пустыне, один из которых «грубительно грозит» другому – смиренному старцу. Зато благодаря этим теням как ярок свет истинно умной веры, человеческого взаимопонимания и любви к иконе как живому спутнику – нет, даже не жизни – бытия!

4VCai3B5nHY e1456691394273

Икона Ангела работы старообрядческих иконописцев.

«На ножах»

Если вы давно хотели прочитать роман Достоевского «Бесы», но боялись утонуть в глубинах мысли «писателя-пророка» – возьмите лесковский роман «На ножах». Он легче, поскольку имеет детективную линию, а мы сегодня, в отличие от интеллигенции XIX века, скорее возьмем в руки детектив, чем философский трактат. Эти романы писались почти одновременно, вместе публиковались в одном журнале, и все же скорее Лесков повлиял на Достоевского: первые главы «На ножах» были опубликованы немного раньше «Бесов». Сам Достоевский писал об этом романе: «Ведь я эту Ванскок видел, слышал сам, ведь я точно осязал ее. Если вымрет нигилизм начала шестидесятых годов – то эта фигура останется на вековечную память. Это гениально!» И действительно – такие типы, увы, не вымирают. Те, кто «над всем, что сделано, ставили nihil», стали комиссарами, а потом «бандитами из 90-х». «Если Бога нет, то все позволено», – констатировал Иван Карамазов у Достоевского. Что помимо убийства позволено – нигилисты на лесковских страницах продемонстрировали наглядно.

Читайте также:  лучшие качества друга список

Кстати, в этом романе есть один из редчайших лесковских автобиографических образов – Андрей Подозеров: «Как это нестерпимо для меня, что в наше время, – хочешь ты или не хочешь, – непременно должен быть политиком… Я бы не хотел ничего иного, как только делать свое дело с неизменною всегдашнею… уверенностью, что, делая свое дело честно, исполняя ближайший долг свой благородно, человек самым наилучшим органическим образом служит наилучшим интересам своей страны, но у нас в эту пору повсюду стало не так; у нас теперь думают, что прежде всего надо стать с кем-нибудь на ножи, а дело уже потом…» В эпоху соцсетей эти слова достойны размышлений.

«Леди Макбет Мценского уезда»

214264013

Разворот издания «Леди Макбет…» с иллюстрациями Кустодиева

Источник

Что прочитать у Лескова?

5 книг кроме»Левши»

Приблизительное время чтения: 5 мин.

leskov e1456733676963В феврале 2016 отмечается юбилей Николая Лескова — 185 лет со дня рождения одного из самых противоречивых русских писателей. Это исследователь, помещавший свои энциклопедические знания прямо в художественные произведения, и беллетрист, писавший для «желтой» прессы. Это писатель, в разное время любимый каждым — «от царя до пономаря» — и ненавидимый всеми, от либералов до консерваторов. Почему? Вы сможете понять, прочитав список произведений Лескова, составленный «Фомой».

«Соборяне»

Быт русского духовенства впервые стал предметом любопытства российского общества отнюдь не в 1990-е годы. Когда в следующий раз вам или вашим знакомым в голову снова придут вопросы, не едят ли батюшки в ресторанах (трактирах) и не ездят ли на дорогих иномарках (в экипажах) — обратитесь к Лескову. Вы узнаете, какими удивительными бывают эти люди: увлекающимися, сомневающимися, бунтующими. Как они общаются с близкими, что читают и записывают перед сном, что думают об атеистах и о своем начальстве — архиереях, как они проживают каждый день и как уходят в мир иной.

GJAbtFYcGNM e1456691524614

И вы можете этому верить, ведь писал «Соборян» внук главного героя — по признанию Лескова, отец Савелий Туберозов «списан» с деда писателя, каким его помнили близкие люди. С тех пор ничего не изменилось, разве что трость священника, помогающую ему передвигаться по городишку, заменил автомобиль — так ведь и расстояния стали другими…

«Пугало»

Одна из тех повестей, которые, будучи прочитаны в детстве, дарят уверенность в силе добра, а будучи найдены в книжном шкафу взрослыми, возвращают веру в людей. Это произведение из цикла «Святочные рассказы», и весь он рассказывает об «обыкновенных чудесах», тех, что хранятся в человеческой душе. Если вы давно их не находили — почитайте «Пугало». Лесков здесь, как и в «Соборянах», как и во многих своих произведениях, основывается на собственных воспоминаниях и реальных ситуациях. В детстве он очень боялся хозяина постоялого двора, расположенного неподалеку от имения его родителей. Селиван внушал ему мистический страх, а все окрестные жители Селивана просто не любили, подозревая недоброе в его желании жить «на отшибе». Даже в его внешности все видели нечто страшное и неприятное. Но однажды семье Лесковых все-таки пришлось остановиться на ночь на одиноком, темном и зловещем постоялом дворе Селивана… Несложно догадаться, что все остались живы — иначе мы бы не имели в анналах русской литературы произведений великого писателя. А вот почему «тот же самый человек… которого все считали колдуном и злодеем вдруг стал так хорош и приятен» — об этом вы непременно должны узнать сами.

qy5GLIn4Y I e1456691629429

«Запечатленный ангел»

Это та самая повесть, которая «нравилась и царю, и пономарю». Действительно, Александр II зачитывался «Запечатленным ангелом» — Лесков даже пользовался «высочайшим» отзывом, чтобы оградить повесть от цензуры. Там было к чему придраться: главные герои — старообрядцы, чьи иконы отбирают и опечатывают по приказу проворовавшегося чиновника, неудачно взявшего взятку у торгашей. Вот только вместо авантюрной повести или обличительной «желтой» статьи получилась… икона с житием — это было очевидно царю, это же пришлось признать цензуре.

Повествование строится вокруг попыток спасти шедевр «древлеотеческой» иконописи — на лике Ангела чиновники поставили печать, изъяв из моленной, а архиерей забрал образ в православный храм — ведь староверов в Российской Империи до правления царя-страстотерпца Николая II официально преследовали.

Трудно перечислить массу смыслов, заключенную в небольшую повесть. Богословие иконы, исследование отличий старообрядческой иконы от религиозной живописи, трепетное любование искусством соединяются здесь с поистине «закрученным» сюжетом. Здесь есть место и критическому взгляду на староверческое благочестие изнутри — а Лесков дружил со старообрядцами, самого «Запечатленного ангела» писал в мастерской иконописца-старовера. Есть место и скептическому взгляду на чудо, и на подвижников в пустыне, один из которых «грубительно грозит» другому — смиренному старцу. Зато благодаря этим теням как ярок свет истинно умной веры, человеческого взаимопонимания и любви к иконе как живому спутнику — нет, даже не жизни — бытия!

4VCai3B5nHY e1456691394273

Икона Ангела работы старообрядческих иконописцев.

«На ножах»

Если вы давно хотели прочитать роман Достоевского «Бесы», но боялись утонуть в глубинах мысли «писателя-пророка» — возьмите лесковский роман «На ножах». Он легче, поскольку имеет детективную линию, а мы сегодня, в отличие от интеллигенции XIX века, скорее возьмем в руки детектив, чем философский трактат. Эти романы писались почти одновременно, вместе публиковались в одном журнале, и все же скорее Лесков повлиял на Достоевского: первые главы «На ножах» были опубликованы немного раньше «Бесов». Сам Достоевский писал об этом романе: «Ведь я эту Ванскок видел, слышал сам, ведь я точно осязал ее. Если вымрет нигилизм начала шестидесятых годов — то эта фигура останется на вековечную память. Это гениально!» И действительно — такие типы, увы, не вымирают. Те, кто «над всем, что сделано, ставили nihil», стали комиссарами, а потом «бандитами из 90-х». «Если Бога нет, то все позволено», — констатировал Иван Карамазов у Достоевского. Что помимо убийства позволено — нигилисты на лесковских страницах продемонстрировали наглядно.

Кстати, в этом романе есть один из редчайших лесковских автобиографических образов — Андрей Подозеров: «Как это нестерпимо для меня, что в наше время, — хочешь ты или не хочешь, — непременно должен быть политиком… Я бы не хотел ничего иного, как только делать свое дело с неизменною всегдашнею… уверенностью, что, делая свое дело честно, исполняя ближайший долг свой благородно, человек самым наилучшим органическим образом служит наилучшим интересам своей страны, но у нас в эту пору повсюду стало не так; у нас теперь думают, что прежде всего надо стать с кем-нибудь на ножи, а дело уже потом…» В эпоху соцсетей эти слова достойны размышлений.

«Леди Макбет Мценского уезда»

214264013

Разворот издания «Леди Макбет. » с иллюстрациями Кустодиева

Источник

Adblock
detector