лучшие произведения братьев стругацких список

Пять главных книг Стругацких

Колумнист журнала «Мир фантастики» Василий Владимирский специально для РИА Новости

«Трудно быть богом» (1964)

Повесть, которая задумывалась как легкая, бравурная, авантюрно-приключенческая, «мушкетерская», а стала одним из самых спорных произведений Стругацких, чаще всего вызывающих раздражение в высоких кабинетах. Книга о попытках изменить человеческую сущность и об этичности таких попыток. Принято считать, что повесть «Трудно быть богом» во многом повлияла на представление советской интеллигенции о «братской помощи», которую СССР щедро оказывал развивающимся странам и соседкам по соцлагерю. Однако сами Стругацкие это мнение не разделяли: их интересовали более близкие исторические параллели, недаром в одной из первых редакций дона Рэбу, «серого кардинала» Арканара, звали без затей доном Рэбией.

«Понедельник начинается в субботу» (1965)

«Сказка для научных сотрудников младшего возраста», веселая и лихая ода творческому труду и людям, которым «работать интереснее, чем отдыхать». Лучшее лекарство от депрессии и хандры, настольная книга каждого уважающего себя молодого ученого 1960-х, по сей день не утратившая свою актуальность для тех, кто любит свою работу до беспамятства. Наряду с фильмом «Девять дней одного года» и романом Даниила Гранина «Иду на грозу» стала одним из главных символов научно-технического расцвета в СССР того времени, литературным воплощением неподдельного энтузиазма, до сих пор вспоминаемого с ностальгией.

«Улитка на склоне» (1966-1968)

Фантасмагория о невыносимом настоящем и непредсказуемом будущем, о вечном бегстве от окружающей реальности, ведущем в никуда. Виртуозная работа с контрапунктом, блестящая детализация. Исследователи сравнивают эту вещь с произведениями Франца Кафки, для самих же Стругацких «Улитка на склоне» знаменовала отход от традиционной «шестидесятнической» научной фантастики и стала переломной повестью, над которой они проработали несколько лет, создав два кардинально различающихся варианта. На страницах этой книги они первыми из авторов своего поколения подошли к осознанию, что будущее, которое строят люди с самыми чистыми побуждениями, скорее всего, окажется вовсе не таким, каким ожидалось, и вряд ли встретит созидателей с распростертыми объятиями. Время подтвердило правоту такого взгляда.

«Пикник на обочине» (1972)

«За миллиард лет до конца света» (1977)

Источник

Аркадий и Борис Стругацкие

3478

Аркадий и Борис Стругацкие

Насколько реалистичным может быть фантастический роман? Аркадий и Борис Стругацкие показывают, что часто фантастика слишком тесно переплетается с реальностью, и становится сложно отделить одно от.

537946

Аркадий и Борис Стругацкие

В Советском Союзе фантастика как жанр литературы находилась под жёстким контролем. Именно поэтому в нём родились оригинальные и неповторимые художественные формы и стили, сделавшие советскую научную.

352

Аркадий и Борис Стругацкие

Как замечательно, когда человек настолько любит свою работу, что ему не нужны выходные, ведь он получает удовольствие от того, что делает. Эту мысль хорошо отражает книга братьев Стругацких.

1386

Аркадий и Борис Стругацкие

Можно ли, имея власть, повлиять на все общество? Даже если твое положение похоже на положение бога, можешь ли ты сделать все по своему усмотрению? Это философские сложные вопросы, которые поднимаются.

22932

Святослав Логинов, Аркадий и Борис Стругацкие, Олег Дивов, Геннадий Прашкевич, Антон Первушин, Владимир Михайлов, Сергей Лукьяненко и др.

Источник

5 книг Стругацких

image loader

Да, я ноунейм из интернета, очень начинающий редактор, просто делюсь своим мнением. И вот спонтанно, под настроение, решил порассуждать о самом, пожалуй, влиятельном писательском дуэте нашей фантастики.

image loader

Первой моей книгой Стругацких была «Пикник на обочине». Тогда я прочитал и почти ничего не понял. Да, Зона, да Рэд страдает, но крутой, да, сталкеры, да, Стервятник. Перечитав в сознательном возрасте, с удивлением осознал, что книжка посложнее, чем кажется. Как я теперь считаю, это история про то, что мы не понимаем. Вся эта Зона непонятно как возникла и непонятно кому нужна. Непонятно, почему именно жившие в ней в определённые годы не могут уехать, не создав проблем для новых соседей. Уж тем более неясно, почему Зон больше одной, когда с этой непонятно, как жить. Использовать её не представляется возможным. В других Зонах худо-бедно научились добывать артефакты промышленным способом, с помощью техники или продуманной системы «проник вовремя, собрал, смотался». Однако ни что такое артефакты, ни зачем они, ни чем опасны — никто сказать не может. Да и почему они «артефакты», если так называют произведения рук человеческих. И среди всего этого непонятного поразительно понятны становятся люди: их мотивы, их страхи, их сомнения, их стремления. Возможно, это всё метафора на жизнь. Но если так, то научимся ли создавать «артефакты» или обойдёмся без них.

image loaderРумата был всего лишь исследователем, но не смог удержаться и сначала пытался всех спасти, а потом всем мстил

Вероятно, «Трудно быть богом» вообще не стоило экранизировать. Это очень жуткая вещь о том, что даже если человек очень умён, ответственен, морален, очень быстро может превратиться в злодея. Потому что скорость падения, вероятно, выше скорости подъёма. Другой вопрос, морален ли Антон, или его отправили, потому что больше было некого. Читать, надо сказать, было больно, но интересно.

image loader

Потом была «Улитка на склоне». Тут надо честно признать, что я её до сих пор не понимаю. Вернее даже не придумал понимания, которое меня устраивает. Филолог Перец работает в «Управлении лесом», офигевает от его бессмысленности, пока не проводит ночь со случайной женщиной и не становится директором этой странной структуры. Вторая часть произведения мало связана с первой. Кандид — исследователь «Леса» — пропадает в этом самом Лесу после падения самолёта, пытается сохранить способность мыслить, пока не осознаёт, что жители местных деревень — прошлое Леса, деревни надо «Одержать», то есть превратить в Лес, а его будущее — хозяйки Леса, жестокие и красивые «жрицы партеногенеза», способные и к репродукции без мужчин, и вообще развившиеся донельзя. Могу только предположить, что это исследование отношений рационального и иррационального в человеке, а ещё вообще критика, как ни странно, коммунизма — вот, дескать, новые люди, а лучше-то никому не стало.

image loader

Объединю в одну «книжку» сразу три: «Понедельник начинается в субботу» и «Сказку о Тройке» в двух её вариациях. Первая часть — добрая сатира на советские НИИ. Работают там гении и волшебники, но временами их невозможно понять. Большинство там продуктивные и талантливые труженики. Звучит не весело, но при чтении я улыбался, а временам посмеивался. Есть и острые по тем временам штуки. Бездельник и болтун Выбегалло проводит эксперимент по выведению «идеального человека». Получается огромный великан, который всё ел и ел, потому что у него росли потребности. В итоге он схлопнулся. А вторая, напротив, жесткая сатира на бюрократию: там она ужасно идеальна. Невозможно ничего решить и ничего добиться от начальства, потому что оно всеми способами уклоняется от принятия решений и занимается абсолютно неважной чепухой. Только хитростью героям удаётся победить и бежать. Но это в «цензурной» версии. Во втором варианте произведения сатира ещё сильнее, но результат похуже, им просто ничего не удалось, как в «Замке» Кафки.

image loader

«Гадкие лебеди», пожалуй, сильнее других произведений братьев Стругацких меня напугали. Это повесть о том, какие некие люди будущего — «мокрецы» — с помощью не вполне ясных методов убедили всех детей некого города уйти с ними от родителей. Мокрецов все считали больными, они постоянно скрывали лица под капюшонами. Кстати, главный герой — популярный писатель Виктор Банев — в меру неглупый и в меру умелый — перманентно разлагается, пока не сталкивается с мокрецами. Тогда он осознаёт, насколько ничего не понимает, но хотя бы осознаёт примерный масштаб своего непонимания. Предположу, что тема интеллигента — в среднем нормального, морального, трудолюбивого даже — но ничего не понимающего и способного только измерять уровень своего непонимания — вообще важная для Аркадия и Бориса Стругацких.

Читайте также:  лучшая прога для записи звонков для андроид

image loader«То он в бронзе, а то он в мраморе»

Пару месяцев как закончил «Град обреченный». Герои произведения ходят по кругу, но у них ничего не получается: мусорщик не может убрать мусор, а советник господина президента помогает строить диктатуру, которую ненавидит (диктатура, кстати, тоже не удаётся). Авторы, пожалуй, поднимают вопросы нравственности и морали. Местный фермер дядя Юра считает, что моральны только те, кто работает руками, а те, кто сами не могут прокормиться, вообще так себе люди. А Изя Кацман, еврей, балагур, оптимист и очень начитанный человек, полагает, что моральны те, кто «строит храм» — то есть принадлежит к небольшому количеству тех, кто улучшает жизнь человечества хотя бы на капельку. Главный герой Андрей Воронин — деятельный, ищущий правду романтик и идеалист — наверное, должен быть близок мне, но, к счастью, я его не понимаю. Он выпал из всех знакомых и известных мне систем. Когда он понял, что зашёл в тупик, он застрелился. Всё это оказалось частью круга, и он снова начнёт сначала, но теперь, быть может, что-то понял.

Вместо заключения. Вполне возможно, что я не дорос до большинства (или всех) книг братьев Стругацких. Я же не смог дочитать «Бессильных мира сего» — стало слишком горько. Но тем не менее, те, что я как-то понял, вероятно, входят в несуществующий список книг под заглавием «Спасибо, я такой благодаря вам. Конечно, вы не виноваты в моих недостатках, но вы часть меня». Надеюсь, название не слишком длинное. Как и сам текст. Спасибо, что дочитали! Надеюсь, время люденов ещё не пришло.

Источник

Топ 10 произведений Стругацких

К написанию этого труда меня побудило чувство вселенской справедливости. Так как авторы являются моими любимыми писателями, но порой я слышу от людей удивленные возгласы, типа «почитал я этих ваших Стругацких, и, честно сказать, так себе», и это меня настораживает. После недолгого допроса выясняется, что по большей части неофиты начинали знакомство с творчеством АБС с заведомо слабых или неактуальных книг, оставив за бортом истинное наследие братьев-писателей.

notes 1472159194

Поэтому, стиснув зубы, я написал очень краткий обзор повестей авторов, которые рекомендую к прочтению в первую очередь, а потом уже можно и переходить к изучению всего собрания сочинений.

Сразу отмечу, что я практически не знаком с современной отечественной фантастикой, а от того, что я читал, у меня начинают болеть зубы. К моему счастью, мнение о загнивании российской фантастики разделяю не только я, и собственно статья предназначена для тех читателей, кого тошнит от нынешней графомании Лукьяненко, книжек для домохозяек М. Фрая и прочих унылых авторов, но по каким-то удивительным причинам до сих не знакомых с классиками жанра.

1. Пикник на обочине (1972)

Не факт, что книга должна стоять на самом первом месте списка, но, каюсь, это моя самая любимая повесть. Сюжет: на нашей планете появилась зона, где законы физики ведут себя странно и неожиданно. Эта Зона источник ценных научных сведений и артефактов, однако соваться туда опасно для жизни и запрещено. Главный герой нелегально ходит в Зону за артефактами для перепродажи на черном рынке. Книга скрывает в себе мощный импульс человеколюбия, ярко выраженный в последних строках произведения. Отмечу, что фильм Тарковского «Сталкер», а также серия игр и книг “S.T.A.L.K.E.R.” не имеют ничего общего с замыслом повести. Любители вышеперечисленного, решившие обратиться к первоисточнику, скорее всего разочаруются.

2. Улитка на склоне (1965)

3. Второе нашествие марсиан (1968)

Одна из самых актуальных повестей для всех времен. Что должно выбрать человечество: вечный рай и конец истории или постоянный дискомфорт и возможность свободы. Кем лучше стать: овцой или пастухом, рабом у идеального хозяина или хозяином без штанов? Мещанство или прогресс?
Здесь Стругацкие задали каверзный вопрос, на который очень трудно ответить. И это в 60-е годы прошлого века, когда критика нещадно «раздолбала» повесть. Ответ отдельного человека нам известен, объясняли авторы, но что ответит человечество в целом?
Сюжет прост: на Землю прилетают инопланетяне, но не проявляют никакой агрессии и даже не замышляют скрытых планов покорения человечества. Наоборот, они стараются улучшить жизнь всех жителей планеты вплоть до последнего забулдыги в маленьком городке.

4. Гадкие Лебеди (1967)

Повесть о том, что наше будущее вряд ли будет интересоваться, что мы думаем о нем и хотим ли мы его. Рано или поздно наступит переломный момент, когда будущее переступит через нас и прогонит прочь. И мы пойдем, плача, взывая к справедливости, жалуясь и беснуясь.
Сюжет повести рассказывает о писателе Викторе Баневе, ветеране войны, который приехал в маленький городок, где всегда идет дождь. А еще в этом городе живут люди, пораженные странной болезнью, и эти люди чем-то притягивают к себе детей, отчего дети становятся чересчур умными и перестают разделять взгляды родителей на жизнь, современность и т.п.
По мотивам книги Константином Лопушанским снят довольно неплохой одноименный фильм, хоть и в собственной интерпретации сюжета.
Чаще всего повесть издается в связке с повестью «Хромая Судьба» (1982), где является вторым сюжетом – романом, который пишет главный герой.
Сильная и сложная книга, написанная легким и красивым языком.

5. Отягощенные злом или 40 лет спустя (1988)

Последняя совместная повесть (а точнее роман) братьев и самая тяжелая по философскому содержанию. Авторы переосмыслили свою жизнь и творчество и пришли к выводу, что светлое будущее невозможно в рамках политической или еще какой-то идеологической системы. Надо подходить к строительству светлого будущего с другой стороны. От того, что эта сторона до сих пор никем не рассматривается как основная и главная для закладки фундамента будущего, роман еще долгое время будет актуальным.
Итак, спустя две тысячи лет после первого явления, на Землю вновь приходит Христос, но он уже другой – уставший и разочарованный. И он уже не несет свет и истину, а ищет Человека, хотя бы одного.
Огромный интерес в книге представляет альтернативная библейская история. Кроме того имеется три сюжетных линии, одна из которых историческая, а две впоследствии переплетаются.
Роман оставляет тягостное впечатление (хоть и концовка очень оптимистичная), и вообще относить его к жанру фантастики можно лишь по недоразумению.


6. За миллиард лет до конца света (1977)

Данная повесть в кои-то веки не касается социальной проблематики, а затрагивает глубинные вопросы Мироздания. Что если Вселенная не хотела бы, чтобы человечество занималось наукой? Как бы могла она сопротивляться прогрессу затерянных в космосе органических пылинок, называющих себя людьми?
Занимательное чтение, оставляющее кучу вопросов и предлагающее читателю сделать собственный выбор.

7. Град Обреченный (1972)

Лично, я считаю, что с этого романа не стоит начинать знакомство с творчеством Стругацких, так как, несмотря на его эпичность и глубокий философский подтекст, он немного утратил актуальность. А утратил потому, что роман создавался как своеобразный ответ коммунистической идеологии. Писался «в стол» и его публикация в советские времена была немыслимой.
Тем не менее, прочесть его стоит обязательно немного позже, когда станет ясен стиль и мастерство авторов. И, возможно даже, прочесть стоит неоднократно.
Для меня откровением стал монолог одного из героев – Изи Кацмана – о строительстве Храма Культуры, который заменяет пресловутые смыслы нашего существования (диктуемые тоталитарными системами: религиозными или политическими), на вклад в строительство особенного Храма.
Сюжет книги трудно описать в двух словах. Непонятный город, непонятно где. В нем живут люди, участники непонятного эксперимента. Главный герой с его коммунистическими идеалами и моралью попадает в Город, но со временем его мировоззрение круто меняется.
Всё это происходит на фоне необъяснимых загадочных событий, которые происходят то ли по замыслу экспериментаторов, то ли вопреки их желанию. А может, Город вообще брошен на произвол судьбы и нет никакого Эксперимента…

Читайте также:  лучшие произведения булгакова список


8. Сказка о Тройке (1968)

Повесть в нехарактерном для авторов жанре сатиры. Хотя место и время действия – СССР времен застоя, ситуация с отношением науки и невежеством бюрократии по-прежнему не меняется. Достаточно вспомнить Петрика с его угольными фильтрами или очередной проект Сколково.
Герои произведения перешли из предыдущей фантастической весьма позитивной повести «Понедельник начинается в субботу». А вот замысел и стиль книги абсолютно другой.
Главный герой вынужден присутствовать на заседаниях комиссии по рационализации необъяснимых явлений и приходит в недоумение и даже ужас от действий и решений этой комиссии, которая состоит из фееричных бюрократов и невеж.
И, как любая сатира, книга смешная только поначалу. А потом замечаешь, что это тонкое завуалированное описание реальности.

9. Жук в Муравейнике (1980)

Вторая часть трилогии о Максиме Каммерере (можно читать без оглядки на первую часть). В этой повести авторы поставили интересный эксперимент, как поведут себя спецслужбы светлого будущего перед неизвестностью. Не хочу раскрывать сюжет, но вывод окажется печален: полиция всегда будет полицией даже в самом светлом, самом добром обществе.
Сильная вещь, написанная в интересном стиле. Но в то же время принадлежит к циклу романов о т.н. «Мира полудня» про далекое светлое будущее построенное землянами.

10. Волны гасят ветер (1986).

Завершающая часть трилогии о Максиме Каммерере. Опять далекое светлое будущее подвергается серьезному испытанию. На этот раз проблема настолько глобальна и драматична, что книга оставляет после себя ощущение оглушенности и обиды. Что будет, если человечество однажды разделится на обычных людей и сверхлюдей? И следствием будет отнюдь не война или геноцид. Это будут не люди-Икс и не злобные супер умные мутанты, как в американской фантастике.
Я и так слегка заспойлил, поэтому не буду продолжать. Стиль повести также необычен, а само повествование не отпускает с момента начала чтения и до конца. Считается, что этим произведением братья «похоронили» Мир Полудня.

Источник

Фантастика: лучшие книги братьев Стругацких и как их читать

В честь 60-летия со дня публикации первой книги Аркадия и Бориса Стругацких, рассказываем о лучших книгах авторов-фантастов. А также постараемся объяснить, почему неофитам стоит начинать знакомство с творчеством АБС с определенных произведений.

Сегодня мы отмечаем 60-летие со дня публикации первой книги Аркадия и Бориса Стругацких, что вызывает огромную ответственность у нас. В этой подборке лучших произведений братьев Стругацких мы решили выбрать те книги, о которых мало кто говорит, и те, которые прославили авторов-фантастов на весь мир. Но перед самой подборкой, поясним некоторые моменты о прочтении Стругацких.

Ремарка: иногда в статье будет использоваться аббревиатура «АБС», поскольку она (АБС — Аркадий и Борис Стругацкие) положила начало библиографической традиции присваивать сокращения каждой книге братьев. Так что среди исследователей творчества Стругацких принято при ссылках на их работы использовать акронимы. Например, ТББ — «Трудно быть богом», ВНМ – «Второе нашествие марсиан», «ПкБ» – «Попытка к бегству» и т.д.

Мы часто слышим: «Ну прочел я ваших Стругацких, так ничего особенного». И это вызывает у нас если не слезы, то гримасу разочарования. Понимаем, что часто скепсис объясняется тем, что Стругацких стоит читать уже с определенным багажом и подготовкой, как в научной фантастике, так и в литературе в целом. Некоторые книги понять будет еще сложнее, так как у кого-то банально может не хватить жизненного опыта. И нам печально признавать, что смысл некоторых произведений для нас до конца непонятен, возможно, по тем же причинам. Но в этом и феномен фантастов. В произведениях АБС часто поднимаются психологические и философские вопросы (особенно в их поздних произведениях), которые являются столь прогрессивными, что даже сейчас мы все еще вряд ли до них доросли. Тем не менее, читать Стругацких мы рекомендуем всем.

Желаем удачного погружения в мир фантастики с лучшими книгами Стругацких!

«Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984)

Фантастическая повесть С. Ярославцева (литературный псевдоним Аркадия Стругацкого), при участии Бориса Стругацкого.

Лучше всего нашим современникам начать знакомство с мирами АБС с этой повести. Ее сюжет в чем-то напомнит роман Хироси Сакурадзаки «Все, что тебе нужно — это убивать» (вы могли видеть адаптацию романа – фильм с Томом Крузом и Эмили Блант «Грань будущего») и в чем-то даже фильм с Джейком Джилленхолом «Исходный код». Поэтому его так легко будет читать.

По сюжету к следователю прокуратуры попал дневник недавно погибшего Никиты Воронцова. Он показывает его своему давнему другу, писателю. Следствие признало дневник странной случайностью. Но писатель вместе с сотрудником прокуратуры все же думают на досуге над загадкой жизни Никиты Воронцова.

Интересно, что повесть создавалась еще в 1972 году как масштабная хроноопера. Однако ее содержание не проходило советскую цензуру эпохи застоя, поэтому много любопытных позиций в конечной версии произведения были убраны. Например, из повести убрали тщетные попытки Воронцова вмешаться в историю и предупредить генералиссимуса о войне. После 79-го года сочинение было переработано Аркадием Стругацким в короткую повесть, которую мы имеем возможность прочесть сейчас.

Цитата из книги:

— Сон совести рождает чудовищ.

«Страна багровых туч» (1956-1958)

Казалось бы, после Бестера, Дугласа Адамса, Жюля Верна легкие прогулки на другие планеты покажутся чем-то смешным, возможно, пародийным. И на фоне этого вы будете ожидать подобной простоты и здесь. Но, прочтя несколько страниц, вы поймете, что первое опубликованное произведение Стругацких – это серьезная и взрослая повесть, а не детские фантазии на тему путешествий по галактике. Повесть Стругацких – довольно сильная фантастика, хотя и не без скрытых смыслов и посылов. Постоянные смены настроения и направления повествования могут сильно удивлять, но вы быстро к ним привыкните.

Это – история опаснейшей экспедиции экипажа звездолета «Хиус» на Венеру. Им предстоит разведать месторождение «Урановая Голконда», однако попутно с ними происходит множество драматических событий. Экипажу придется выяснить, что случилось с предыдущей экспедицией и что стоит за последними словами их умирающего капитана – «Бойтесь красного кольца».

Цитата из книги:

— Вообще назначение человека, — добавил он подумав, — превращать любое место, куда ступит его нога, в цветущий сад.

P.S.: Интересно, что на 60-летие со дня публикации этой книги братьев Стругацких (а это была первая их опубликованная работа) Google поставил праздничный логотип (doodle) с красочно оформленной книгой в багровых тонах.

«Попытка к бегству» (1962)

Эта фантастическая повесть АБС была написана и опубликована в 1962 году, но рабочее название произведения было другим. Сначала братья назвали книгу «Возлюби ближнего», затем «Возлюби дальнего», а потом пришли к финальной версии «Попытки». В этой повести фантасты показывают читателю идеализированную гуманность будущего, сопоставляя ее с эпохой феодальной раздробленности. Это также одно из первых произведений авторов, в котором пересеклись Прошлое, Настоящее и Будущее. Они поднимают тему «высшей цивилизации» (Прогрессоров), обращая внимание на этическую проблему вмешательства высокоразвитого общества в развитие низшей цивилизации. Именно в этой повести устами одного из героев братья Стругацкие формулируют главный постулат просветительства их произведений: «начинать нужно с того, что сеет сомнение».

События произведения происходят в 2250 году в далеком космосе. Двое молодых людей, звездолетчик Антон и структуральный лингвист Вадим, отправляются в отпуск. Парни хотят поохотиться на планете Пандора. Но в последний момент к их компании присоединяется Саул, странно ведущий себя мужчина, который представляется историком по XX веку. Он убедил Вадима и Антона высадиться на неисследованной планете. Так они находят планету, называют ее в честь пассажира Саула. Герои обнаруживают, что на Сауле есть цивилизация, которая находится на низком уровне развития (феодальном). Фактически перед ними концентрационный лагерь с заключенными, сосланными за различные преступления. Люди там находятся на грани выживания в суровых природных условиях. Герои предпринимают гуманистические попытки помочь заключенным, чтобы изменить условия их жизни. Но что из этого вышло? Читайте сами.

Читайте также:  кровь хорошая а моча плохая у взрослого

Цитата из книги:

— Как жаль, что нельзя уничтожить одним махом всю тупость и жестокость, не уничтожив при этом человека.

«Град обреченный» (1972-75)

С этого романа ни в коем случае не стоит начинать знакомство с творчеством АБС. Это один из самых сложных, интересных и невероятно многогранных произведений братьев Стругацких.

Братья настаивали на правильном произнесении названия романа: не «обречённый», а «обрече́нный», не «город», а «град». Все дело в том, что это название они позаимствовали у картины Николая Рериха. По словам Бориса Стругацкого, картина настолько поразила их «своей мрачной красотой и ощущением безнадежности, от нее исходившей», что они решили назвать свое произведение именно так. Первое «рабочее» название романа было «Новый Апокалипсис», второе – «Мой брат и я» (это говорит о некой автобиографичности произведения). Но именно название «Град обреченный» стал для братьев тем самым смыслом, который бы передавал не только настроение романа, но и был ключом к пониманию основной идеи их произведения. Так что вот вам первый ключ к прочтению этого романа АБС. Расскажем немного о сюжете.

Действие происходит в некоем Городе, который находится вне времени и пространства. Его население небольшое – всего около миллиона человек, перенесенных в Город из разных стран и эпох по их желанию. Одно из условий «переезда» в Город — попадание человека в сложную жизненную ситуацию, которая приводит его в отчаяние. Так, некоторые из «пришельцев» попали в него после плена, разрухи в стране, сложной политической ситуации, из-за бедности или преследования и т.д.

Жители Города вовлечены в загадочный Эксперимент, и ни у кого нет информации о том, когда он начался и в чем его суть. При этом с героями постоянно происходят странные вещи, которые они поясняют просто фразой «Эксперимент есть Эксперимент». Но, как и все необъяснимое, странность Города является главной темой для обсуждения в обществе. Люди пытаются понять, что же собой представляет Город, в каком времени и где он находится, какие законы поддерживают его на плаву. Кто-то говорит, что это что-то вроде «аквариума» и есть тот, кто присматривает за жителями снаружи. Кто-то считает это первым кругом Ада.

Прочтя роман, вы поймете, почему братья боялись выпускать рукопись из дому. Произведение писалось «в стол», а о его публикации в советское время и речь не шла. Первая публикация была осуществлена в период перестройки в 1987-м году, хотя авторы завершили работу над романом в 1975-м, а начинали в 1972-м. Борис Стругацкий писал, что одной этой вещи было бы достаточно для того, чтобы не только получить запрет на публикации, но и лишиться свободы в стране Советов. Поэтому роман долгое время не выпускали из дома, буквально. Сначала он существовал только в одном экземпляре.

Цитата из книги:

— Поскольку настоящего противника не существует, необходимо его придумать. А как показывает мировой опыт, самый страшный противник — это противник придуманный.

«Улитка на склоне» (1965)

Самое странное, самое неоднозначное произведение в наследии братьев Стругацких. Эту фантастическую сюрреалистическую повесть братья переписывали несколько раз. Сначала это была книга «Беспокойство» с героями из Мира Полудня.

В первой версии все было иначе.

Представьте остров. На него каким-то образом попадают люди. И вот они видят там обезьян, которые ведут себя как-то странно, не по-обезьяньи. Они медлительны, жирны, совершенно не боятся людей, даже стараются держаться к ним поближе. А потом на острове начинают происходить загадочные события, необъяснимые смерти… Виноваты именно эти обезьяны. Выясняется, что это – псевдообезьяны, которые питаются человеческими мыслями, убивая при этом носителя.

Вот как это выглядело в первоначальной версии, но потом Стругацкие ее отбросили. В дневниках один из авторов пишет: «Мы отказались от обезьян. Какое нам до всего этого дело – обезьяны какие-то, какой-то остров, туземцы… Нас общество интересует! Социум!»

Таким образом, повесть была существенно переработана. Появилось будущее, уже давно придуманная фантастами планета Пандора. И там же, на этой планете, уже несколько месяцев живет Горбовский – их старый герой, олицетворение человека будущего, воплощение ума и доброты. Он сидит на краю обрыва и смотрит на странный лес, который расстилается под ним. Горбовский чего-то ждет. Появился Атос-Сидоров, ставший главным героем «Беспокойства». Он живет в Лесу, исследует этот мир, тоскует от того, что не может выбраться, найти дорогу домой. Перед нами Мир Полудня.

В дневниках они пишут: «Мы начинаем писать, пишем главу за главой, глава «Горбовский», глава «Атос-Сидоров» и постепенно из самой ситуации начинает выкристаллизовываться концепция, очень важная для нас. Это концепция взаимоотношения между человеком и законами природы-общества». Авторы задаются вопросом «что делать человеку, которому НЕ НРАВЯТСЯ САМИ ЭТИ ЗАКОНЫ?!»

Написав все главы, они решают, что повесть не может считаться законченной, и решают все переделать.

Наиболее радикальной переработке подверглись главы об Управлении (вместо Горбовского главным персонажем стал Перец, а любая связь с Миром Полудня была отсечена). Тем не менее, главы о Лесе остались почти в неизменном виде — лишь Атоса-Сидорова заменил Кандид. Получившаяся версия стала повестью «Улитка на склоне».

Таким образом, проблематика «Беспокойства» отличается от новой «Улитки». Основной посыл: есть ли смысл бороться и защищать хоть безобидных, но ретроградов, стоя при этом на дороге прогресса и заведомо зная, что точно проиграешь?

Цитата из книги:

— Проще поверить, чем понять. Проще разочароваться, чем понять. Проще плюнуть, чем понять.

«Жук в муравейнике» из цикла «Полдень ХХІІ век» (1980)

Это вторая часть трилогии о Максиме Каммерере в научно-фантастическом цикле Стругацких «Полдень ХХІІ век». Конечно, вы можете читать ее без оглядки на многочисленные рассказы, вошедшие в состав повести, и даже без прочтения первой части трилогии «Обитаемый остров». Но вам будет куда интереснее узнать всю историю целиком. Поэтому рекомендуем начать с вышеупомянутой книги, а еще сразу обзавестись третьей частью – «Волны гасят ветер».

По сюжету на дворе 2178-й год. Пятнадцать лет прошло с момента событий, описанных в «Обитаемом острове», Максиму уже за сорок, и он работает в КОМКОНе-2. Каммерер получает задание: найти и взять под наблюдение прогрессора Льва Абалкина.

Сюжет в подробностях рассказывать не хочется, чтобы не заспойлить вам все его главные моменты. Скажем только, что «Жук в муравейнике» написан таким образом, что вы до самого конца не будете понимать, кто прав, а кто виноват. Да и финал вам этого тоже не объяснит. В книге поднимается вопрос: когда защита, в государственном смысле, перестает быть защитой и становится элементом контроля и диктатуры?

«ЖвМ» – это картина превращения высокотехнологичного мира в полицейское государство.

Цитата из книги:

— Ведь стоит вам попасть в другой мир, как вы сейчас же начинаете переделывать его наподобие вашего собственного. И, конечно же, вашему воображению вновь становится тесно, и тогда вы ищете еще какой-нибудь мир и опять принимаетесь переделывать его…

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и не пропускайте самые полезные материалы от Beauty HUB!

Источник

Adblock
detector