лучшие произведения бетховена список

10 самых известных произведений Людвига ван Бетховена

Людвиг ван Бетховен, творивший в эпоху между классицизмом и романтизмом, считается одним из важнейших композиторов в истории классической музыки.

Он сочинял во всех популярных в то время жанрах и везде имел успех, но все же лучшими его работами принято считать инструментальные произведения.

С момента его смерти прошло почти 200 лет, но его музыка по-прежнему жива. Трудно описать словами то влияние, что оказал Бетховен на историю, поэтому мы просто вспомним самые известные его произведения. Возможно, кто-то о них даже не знал, но если выделить время и послушать композиции из нашего списка, то ваш музыкальный вкус может сильно измениться.

10. Симфония №5, ор. 67

Даже если вы далеки от классической музыки и предпочитаете слушать русский рэп, вступительный фрагмент 5-й симфонии Бетховена наверняка покажется вам знакомым.

Его до сих пор активно используют в кино, играх, рекламе и т. д. Сам композитор описывал его короткой, но очень емкой фразой: «Так судьба стучится в двери».

Произведение было написано в период с 1804 по 1808 годы, когда и состоялась премьера в Вене. 4 года – большой срок, поэтому современники Бетховена даже поговаривали о том, что у него кончилось вдохновение и симфонию он не допишет.

Уже тогда он страдал от прогрессирующей глухоты, что только добавляло вес словам скептиков. 22 декабря в «Театр ан дер Вин» они с первых секунд поняли, что ошиблись.

9. Концерт для скрипки с оркестром, op. 61

Уникальность произведения в том, что это единственный законченный скрипичный концерт Бетховена. Он написал его для своего близкого друга Франца Клемента, который в 1806 году был не только известным музыкантом, но еще и директором Венского театра.

Концерт создавался в спешке, так что последнюю партию композитор закончил буквально перед выходом Клемента на сцену, из-за чего тому пришлось читать с листика и играть без репетиций.

Возможно, именно это стало причиной того, что выступление прошло тихо и незаметно, не произведя должного впечатления на публику.

Концерт был забыт и вспомнили о нем уже после смерти Бетховена, когда в 1844 году его сыграл Йозеф Иоахим, 12-летний вундеркинд. Вместе с ним на сцене был оркестр Королевской филармонии, а дирижировал Феликс Мендельсон.

8. Концерт для фортепиано с оркестром №5, op. 73, «Император»

Многие свои произведения Бетховен посвящал своим друзьям и родным и концерт «Император» не стал исключением: его он посвятил своему ученику и покровителю эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому.

Концерт стал одним из самых масштабных сочинений в карьере немца, отразив весь спектр переполнявших его эмоций. Здесь нежность граничит с грубой силой, а мощь переплетается с успокоением.

Интересный факт: вторую часть концерта (Allegro) режиссер Том Хупер использовал в титрах фильма «Король говорит», который в 2010 году получил «Оскар».

7. «Эгмонт»(«Egmont»), op. 84

История отважного полководца Эгмонта была написана Иоганном Гёте в 1788 году, но поставить по ней масштабную пьесу решили только через 20 лет.

Директор придворных театров в Вене решил заказать музыку у Бетховена, который закончил ее в 1810 году (спустя 2 года после завершения Пятой симфонии).

Сюжет трагедии повествует об отважном герое, который нашел в себе мужество открыто выступить против инквизиции, которая в XVIII веке сжигала людей без разбора.

К сожалению, в этой трагедии один в поле не воин: Эгмонта посадили в тюрьму и впоследствии казнили. На этом моменте музыка приобретает похоронные ноты и становится грустной.

6. Соната для фортепиано №23, op. 57, «Аппассионата»

Одну из своих самых известных сонат композитор начал писать в 1803-м, а закончил в 1805-1806 годах, посвятив ее графу Францу Брунсвику.

Произведение было очень популярно в СССР, так как его высоко оценил Владимир Ильич Ленин. Максим Горький в своем очерке писал, как «вождь» слушал «Аппассионату» в квартире правозащитницы Екатерины Пешковой: «Я не знаю произведения лучше и готов слушать его каждый день», – сказал тогда Ленин.

5. Рондо-капричио, op. 129, «Ярость по поводу потерянного гроша»

Для начала поясним, что такое «рондо-капричио». Капричио – это определение произвольности в музыкальном темпе, а рондо – музыкальный формат, характерной чертой которого является чередование главной темы с отличающимися фрагментами. «Ярость по поводу потерянного гроша» – самое известное произведение, сочетающее в себе эти форматы.

Композиция была написана в 1795 году, когда Бетховену было 25 лет. Подзаголовок, довольно шуточный, придумал Антон Шиндлер, друживший с музыкантом.

4. Соната для фортепиано №8, op. 13, «Патетическая»

Многие именитые музыковеды называли это знаменитое произведение «эстетическим манифестом» и «художественной декларацией, написанной с вызывающей демонстративностью». Если абстрагироваться от столь возвышенных понятий и просто слушать, то вы просто получите удовольствие.

Примечательна композиция и тем, что именно в момент ее создания Бетховен стал замечать первые симптомы развивающейся глухоты. На тот момент ему было всего 29 лет, и для музыканта это стало большим ударом.

Ходят слухи, что он даже хотел покончить с музыкой после «Патетической сонаты», но все же нашел в себе силы продолжать, не отступив от задуманного даже после того, как болезнь начала прогрессировать.

3. Соната № 9 для скрипки и фортепиано, op. 47, «Крейцерова соната»

Название соната получила в честь Рудольфа Крейцера, которому Бетховен ее посвятил, однако по изначальной задумке она должна была называться иначе.

Первым исполнителем стал скрипач Джордж Бриджтауэр, сыгравший ее вместе с композитором в Вене 24 мая 1803 года.

Музыка вновь была написана в спешке, из-за чего часть нот имелась в единственном экземпляре, так что Бриджтауэру во время выступления приходилось заглядывать через плечо Бетховена, сидевшего за фортепиано.

Читайте также:  лучшие города россии 2021 для отдыха

Именно Джорджу немец посвятил сонату, но потом передумал. Почему? Точного ответа нет, но есть пара легенд.

Согласной одной, в ночь после премьеры скрипач оскорбил знакомую даму Бетховена, что стало причиной крупной ссоры между ними.

Другая версия гласит, что Крейцер просто был более известным в те годы. Самое забавное, что последний никогда не исполнял посвященное ему произведение, сочтя его крайне неудобным.

2. Багатель No. 25 ля минор, WoO 59, «К Элизе» («Für Elise»)

Пьеса-багатель (простое произведение) по популярности может сравниться с Пятой симфонией, так как ее мотив известен во всем мире и используется по сей день.

Доподлинно неизвестно, кому конкретно посвящена пьеса: ее обнаружили уже после смерти композитора.

Несмотря на то, что в рукописи имелась надпись «Элизе на долгую память», существует версия, что нашедший ее Людвиг Ноль (биограф Бетховена) просто неверно разобрал почерк.

Поэтому некоторые историки считают, что музыка могла быть написана для Терезы Малфатти, которая училась у немца, или даже для Елизаветы Алексеевны – супруги императора Александра I.

1. Соната для фортепиано №14, ор. 27 №2 или «Лунная соната»

Знаменитую на весь мир «Лунную сонату» Бетховен написал для Джульетты Гвиччарди – 18-летней графини (композитору тогда было 30), которой он давал уроки музыки и в которую был влюблен.

Увы, но девушка предпочла выйти замуж за Венцеля Галленберга, тоже композитора. Пусть эта любовь и не обрела развития, зато подарила миру по-настоящему великое музыкальное произведение.

Источник

statСамые известные произведения Бетховена

Самые известные произведения Бетховена.

Музыку Бетховена можно слушать бесконечно. Все его произведения оставляют неизгладимое впечатление, но тут мы рассмотрим лишь малую часть из них.

Соната для фортепиано №14, ор. 27 №2 или «Лунная соната» (1801). Одно из самых известных классических музыкальных произведений и наверное трудно найти человека, который ни разу в жизни не слышал «Лунную сонату». Эту сонату Бетховен закончил в 1801 году, испытывая сильные душевные муки. Он терял слух, уже в это время ему приходилось подходить ближе к оркестру, что бы слышать высокие звуки. И вторым ударом был разрыв с молодой графиней Джульеттой Гвиччарди, в которую Бетховен был влюблен и хотел на ней жениться. Эту сонату он посвятил ей.
Своему названию соната обязана музыкальному критику Людвигу Рельштабу, который сравнил ее с «лунным светом над Фирвальдштетским озером». При этом многие музыкальные критики считают, что в этой сонате нет ничего «лунного» и название «Лунная соната» совсем не отражает духа произведения. Сам Бетховен называл это произведение «сонатой в духе фантазии».

Багатель No. 25 ля минор, WoO 59, «К Элизе» («Für Elise») (приблизительно 1810 год). Еще одно всемирно известное произведение Бетховена. Широко используется при обучении, и входит в обязательную программу в музыкальных школах всего мира. Эту пьесу-багатель впервые опубликовали в 1867 году, после смерти композитора. В 1865 году рукопись нашел биограф Бетховена Людвиг Ноль. По его словам там стояла дата 27 апреля без года. Так же на рукописи были наброски к «Эгмонту» (op. 84), и поэтому «К Элизе» датировали 1810 годом. Сама рукопись утеряна. Есть несколько версий кому посвящен этот багатель. По одной версии, из-за неразборчивого почерка, Ноль не правильно прочитал надпись, а на самом деле на рукописи была надпись «К Терезе», и посвятил ее Бетховен своей ученице Терезе фон Дроссдик (Мальфатти), в которую был влюблен. По другой версии, Бетховен посвятил это произведение Элизабет Рекель, близкая подруга Бетховена, которую в Вене называли Элиза. Еще по одной версии, пьеса посвящена жене российского императора Александра I Елизавете Алексеевне. В 2009 году исследователь творчества Бетховена Лука Кьянторе предположил, что Бетховен мог не быть автором «К Элизе» в том виде, в котором ее опубликовал Людвиг Ноль, хотя бесспорно тема произведения и практически весь материал принадлежат Бетховену.

«Эгмонт»(«Egmont»), op. 84 (1810) – увертюра и музыка к одноименной трагедии Гете. Бетховен получил заказ на музыку от Венского Придворного театра в 1809 году. И в 1810 году состоялась премьера. В пьесе Гете описывается восстание народа Нидерландов под предводительством Эгмонта против испанцев. В результате главный герой погибает, но народ Нидерландов получает независимость.

Классическая песня «Сурок» («Marmotte»), op. 52 №7(1805). Музыка Бетховена к стихам Гете. Опубликовано в 1805 году. Широко используется в музыкальных школах для обучения. Песня исполняется от имени маленького мальчика с дрессированным сурком.
Текст песни на русском языке. Перевод С.С. Заяицкого.

По разным странам я бродил
И мой сурок со мною.
И сыт всегда везде я был
И мой сурок со мною.

Припев:
И мой всегда, и мой везде,
И мой сурок со мною.
И мой всегда, и мой везде,
И мой сурок со мною.

Господ не мало я видал,
И мой сурок со мною.
И любит кто кого, я знал,
И мой сурок со мною.

Девиц весёлых я встречал,
И мой сурок со мною.
Смешил я их, ведь я так мал,
И мой сурок со мною.

Прошу я грош за песнь мою,
И мой сурок со мною.
Попить, поесть я так люблю,
И мой сурок со мною.

Припев.

Концерт для скрипки с оркестром, op. 61 (1806). Первый раз этот концерт исполнялся 23 декабря 1806 года в Вене. Посвятил его Бетховен своему другу, известному скрипачу и композитору того времени Францу Клементу. Бытует мнение, что сольную часть этого произведения Бетховен заканчивал непосредственно перед концертом, из-за чего Франц Клемент некоторые части во время выступления читал прямо с листа. Премьера не имела успеха, и еще долгое время этот скрипичный концерт не исполнялся. По просьбе друга, Бетховен переделывал этот концерт для фортепиано. Только в 1844 году, после исполнения юным скрипачом Иозефом Иоахимом с оркестром Королевского филармонического общества под управлением Феликса Мендельсона, концерт приобрел популярность. Это единственный законченный скрипичный концерт Бетховена, который оказал огромное влияние на историю скрипичной музыки, и, в наши дни, один из самых исполняемых концертов для скрипки с оркестром.

Читайте также:  лучшие обвесы для m416

Концерт для фортепиано с оркестром №5, op. 73, «Император» (1811). Премьера состоялась 11 декабря 1811 года в Лейпциге и имела большой успех. Этот концерт Бетховен посвятил эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому.

Соната № 9 для скрипки и фортепиано, op. 47, «Крейцерова соната» (1802). Премьера сонаты состоялась 24 мая 1803 года в Вене. Первоначально Бетховен посвятил ее скрипачу Джорджу Бриджтауэру, вместе с которым Бетховен и исполнял сонату на премьере. Но когда соната была опубликована, там уже значилось посвящение Родольфу Крейцеру. Бытует мнение, что после премьеры, Бетховен поссорился с Бриджтауэром, и из-за этого поменял посвящение. Лев Толстой написал повесть «Крейцерова соната», что придало дополнительной популярности произведению Бетховена.

Рондо-капричио, op. 129, «Ярость по поводу потерянного гроша» (1795). Это произведение Бетховен так и не закончил. Оно было опубликовано с черновиков в 1828.

Соната для фортепиано №23, op. 57, «Аппассионата» (1807). Первая публикация, одной из самых известных сонат Бетховена, была в феврале 1807 года в Вене и посвящалась графу Францу фон Брунсвику.

Соната для фортепиано №8, op. 13, «Патетическая» (1799). Эту сонату Бетховен посвятил князю Карлу фон Лихновскому. Первая публикация состоялась в декабре 1799 года под названием «Большая патетическая соната».

Последние оценки: 5 5 1 2 5 5 5 5 5 5

Источник

Топ 10 самых известных произведений Бетховена

Наш топ 10 самых известных произведений Бетховена расскажет о знаменитых мелодиях, которые знает, пожалуй, каждый любитель классической музыки.

10 Соната для фортепиано №8, ор. 13, «Патетическая»

Это произведение было создано Бетховеном в 1799 году. Его опубликовали в декабре того же года под названием «Большая патетическая соната». Композитор посвятил свое творение князю Карлу фон Лихновскому.

9 Сурок, ор. 52 №7

Это музыкальное произведение Бетховен написал к стихам Гете. Песня была опубликована в 1805 году. С тех пор она стала очень популярна. В наши дни ее нередко используют в музыкальных школах. Ведь эту детскую песенку несложно выучить, да и звучит она очень приятно. Текст рассказывает историю маленького мальчика, который путешествует по миру со своим необычным другом: дрессированным сурком.

8 «Эгмонт», ор. 84

В 1809 году Бетховен получил заказ на музыку от Венского Придворного театра. Взявшись за работу, он написал музыкальное сопровождение к трагедии Гете «Эгмонт». Сюжет рассказывает о том, как мужчина по имени Эгмонт поднял восстание в Нидерландах против испанцев. Центрального персонажа ждет печальный финал, но все же ему удается достичь своей основной цели. Премьера «Эгмонта» состоялась в 1810 году.

7 Соната для фортепиано №23, ор. 57, «Аппассионата»

Это произведение входит в число самых известных сонат Бетховена. Композитор посвятил свое творение графу Францу фон Брунсвику. Первая публикация этого музыкального произведения состоялась в феврале 1807 года в Вене.

6 Концерт для фортепиано с оркестром №5, ор. 73, «Император»

Композитор посвятил этот концерт эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому. Премьера состоялась 11 декабря 1811 года в Лейпциге. Это музыкальное произведение сразу получило огромный успех и восхищение слушателей.

5 Концерт для скрипки с оркестром, ор. 61

«Концерт для скрипки с оркестром, ор. 61» – единственный законченный скрипичный концерт Бетховена. Автор посвятил это свое творение другу – Францу Клементу, который был известным композитором и скрипачом. Премьера концерта была назначена на 23 декабря 1806 года и состоялась в Вене. Сольную часть своего творения Бетховен заканчивал непосредственно перед выступлением, так что Клемент был вынужден исполнять некоторые отрывки без каких-либо репетиций. Премьера не принесла концерту успеха. Это творение Бетховена еще долго не исполнялось. Композитор был вынужден переделать его, поставив в центр музыкальной картины не скрипку, а фортепиано. Однако в 1844 году все изменилось. Скрипач Иозеф Иоахим с оркестром Королевского филармонического общества под управлением Феликса Мендельсона вновь исполнил скрипичный концерт Бетховена. Тогда-то это произведение и обрело популярность. Сейчас оно входит в число самых исполняемых концертов для скрипки с оркестром.

4 Симфония №9 Ре минор, ор. 125

Эта симфония также известна, как «Хоральная». Она является последней законченной симфонией Бетховена. Тема второй части была написана еще в 1815 году, но всерьез за работу над этим произведением композитор взялся только в 1822 году. Спустя 2 года состоялось первое публичное исполнение в Вене. Симфония стала довольно популярна. Например, в Японии она считается новогодней мелодией и по сей день исполняется в канун праздника.

3 Симфония №5, ор. 67

За это произведение Бетховен взялся в 1804 году. В то время у композитора уже были большие проблемы со слухом, но это не помешало ему продолжить работу. Правда, Бетховен был вынужден прерываться на написание других произведений: например, «Сонаты №23» и «Симфонии №4». «Симфонию №5, ор. 67» композитор закончил в 1808 году, и тогда же состоялась премьера. А вот посвящение к симфонии – князю Ф. Й. фон Лобковицу и графу А. К. Разумовскому – Бетховен написал лишь спустя год.

2 К Элизе

Неизвестно, когда именно была написана эта пьеса-багатель. Ее рукопись нашли только в 1865 году и опубликовали уже после смерти Бетховена. Неизвестно, кому именно композитор посвятил свой шедевр. Ведь почерк был неразборчивым, и надпись могла означать «К Элизе» или «К Терезе». В таком случае, музой могла быть ученица Бетховена Тереза, его подруга Элизабет или даже жена российского императора Александра I – Елизавета Алексеевна.

Читайте также:  лучшие выступления шарип умханов

1 Лунная соната

Это произведение Бетховен закончил в 1801 году, в сложный период своей жизни. Во-первых, у композитора начались проблемы со слухом. А во-вторых, отношения с графиней Джульеттой Гвиччарди, на которой хотел жениться Бетховен, закончились разрывом. В итоге, композитор посвятил «Лунную сонату» своей возлюбленной.

Классическая музыка невероятно красива, а потому продолжает очаровывать слушателей даже спустя века после своего создания.

Источник

Лучшие произведения бетховена список

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Великие сонаты Бетховена, которые должен послушать каждый

В музыкальном жанре сонаты Бетховен работал много и плодотворно.

Каждая соната создавалась им на заранее обдуманный «сюжет» переплетения лирических образов и личных переживаний.

Пожалуй, нет таких эмоциональных состояний и душевных конфликтов, которые не нашли бы в бетховенских сонатах своего отражения и не преломлялись бы в его колоритных инструментовках.

Сонаты, и не только фортепианные, открывают двери в удивительный мир бетховенской музыки, которая становится все понятнее, чем больше ее узнаешь.…

Соната для фортепиано № 8 до минор, op. 13 («Патетическая»)

Называлась «Большой патетической сонатой» с посвящением князю Карлу Лихновскому. Опубликована в декабре 1799 г. Состоит из трех частей.

«Патетическая» – это сочетание монументализма и лаконичности, достойное содержание и форма, новаторская оригинальность образов, драма чувств.

Споры и противоречивые суждения о «Патетической» не утихают до сих пор. Какая она? – «Шедевр с начала и до конца; шедевр вкуса, мелодии и выражения» или «заигранная, шутливая с «ребяческим» характером»? А может в ней сосредоточена гармония страстного пафоса, спокойного настроения и мечтательно-чувствительного рондо? Слушая, попытаемся понять…

Соната № 14 до-диез минор, op. 27, № 2 («Лунная соната»)

Искренняя музыка – выразительница непосредственных чувств. Произведение, «отмеченное печатью бессмертия», обладающее редкой привилегией нравиться и посвященным, и дилетантам. Имеет авторский подзаголовок «В духе фантазии» и состоит из 3-х частей. Эмоциональный тон наполнен силой и романтическим воодушевлением. Музыка то вспыхивает «ярким пламенем», то ослабевает в тягостном отчаянии.

Берлиоз назвал первую часть «Лунной» «плачем. и одной из тех поэм, которые не в силах выразить человеческий язык».

Вторая часть – момент некоторого спокойствия перед стремительным финалом. Ф. Лист говорил о ней как о «цветке между двух пропастей» и аллегория эта точно передает дух и форму сочинения.

Центр «всей тяжести» Бетховен перенес в финальную часть – одновременно сложную и виртуозную для исполнения фортепиано соло. Исследователи считают, что третья часть «Лунной сонаты» вдохновила Шопена на фантазию-экспромт.

«К Элизе» – фортепианная пьеса, багатель № 25 ля минор

Ее мелодию в любом уголке мира узнают с первых нот. Популярна. Красива. Мелодична. Нежная, проникновенная, светлая история любви в звуках, рукопись которой ныне утрачена. Пьеса-миниатюра опубликована через 40 лет после смерти великого музыканта – в 1867 г., когда «нашелся» автограф-оригинал произведения. Хотя написана была багатель не позднее 1810 г., точная дата неизвестна, и посвящение «к Элизе» таит множество загадок, над которыми биографы композитора бьются до сих пор.

Претенденток на посвящение было несколько. Тереза Мальфатти, Элизабет Реккель, Элиза Баренсфельд. Есть версия, что вдохновительницей композитора была русская императрица Елизавета Алексеевна, жена Александра I.

Все фортепианные произведения Бетховена – это лирика чувств, отражение внутренних переживаний, особый мир, наполненный неизведанными страстями, всепоглощающими надеждами, одухотворенными мечтами. И «К Элизе» не исключение. Есть много каверов и аранжировок мини-пьесы: от блюза до хэви-металла. Она звучит как рингтон, используется в рекламе и кино.

Соната № 9 для скрипки и фортепиано ля минор, op. 47 («Крейцерова соната»)

Произведение это необычайное и странное. Новое доказательство чрезвычайной гениальности композитора, его блистательной фантазии, глубоких познаний в искусстве гармонии. Соната состоит из 3-х частей, продолжается около 40 минут. Первоначальное посвящение – британскому скрипачу-виртуозу Джорджу Бриджтауэру, который и стал ее первым исполнителем.

Автограф, хранится в боннском Доме Бетховена, имеет шутливую авторскую надпись: «Мулатская соната, сочиненная для мулата Бришдауэра, великого сумасброда и мулатского композитора». Великий маэстро воплотил в «Крейцеровой» сонате свой идеал дружбы.

Бриджтауэр был из плеяды музыкальных вундеркиндов, которых в XVIII в. обожали. Его отец, организуя концерты, распространял слухи, что он абиссинский принц. Учителем Джорджа был сам Гайдн. В 10 лет мальчик уже дебютировал в Париже, а в 30 лет получил степень бакалавра музыки в Оксфорде, преподавал и выступал с оркестром Королевского филармонического общества.

«Соната для пианофорте и солирующей скрипки, написанная в очень концертном стиле, почти как концерт, сочиненная и посвященная Луи ван Бетховеном его другу Р. Крейцеру…» – объявление данное лейпцигской «Всеобщей музыкальной газетой» в августе 1805 г. Дополнение к названию «написанная… как концерт» выглядит причудливо и амбициозно, однако содержит истинную правду, служит предисловием и ориентировано на понимающую публику.

«Крейцер» – соната концертная. Красота и виртуозность ее скрипичного звука не предназначена для домашнего музицирования. Партии скрипки и фортепиано равноценны.

Из-за чего «расстроился» виртуозный дуэт Бетховена-Бриджтауэра можно только гадать. Поговаривали, что из-за барышни. Разрыв закрепило случайное посвящение сонаты французскому композитору и скрипачу Родольфу Крейцеру, который так ее ни разу и ни сыграл. Ходили слухи, что он не мог перенести, написание произведения для другого музыканта. А еще, что он его просто «не понимал».

Первые наброски относятся к 1802 г., завершение – к майскому утру 1803 г., накануне концерта в павильоне венского парка Augarten. Концерты в 8 утра, обычное явление для Вены. По воспоминаниям ученика Бетховена, Бриджтауэр играл свою партию по рукописи, переписать ее личный копиист композитора просто не успел. Фортепианную партию на память исполнял автор, ее никто не смог бы исполнить, а рукопись была перед глазами скрипача.

Источник

Adblock
detector