лучшие произведения артура кларка

Лучшие произведения артура кларка

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE %D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%BA %D0%90%D1%80%D1%82%D1%83%D1%80 %D0%A7%D0%B0%D1%80%D0%BB%D1%8C%D0%B7 4418f

Артура Кларка, Айзека Азимова и Роберта Хайнлайна называют «большой тройкой» научных фантастов, как оказавших большое влияние на жанр в середине XX века.

В его честь 11 апреля 2018 года названы горы (Clarke Montes) на Хароне[1].

Родился 16 декабря 1917 года в городе Майнхед, графство Сомерсет. В 10 лет Кларк впервые открыл для себя фантастику, когда ему подарили номер журнала «Amazing Stories». Когда Артуру исполнилось 13 лет, умер его отец, ветеран Первой мировой войны, что серьёзно повлияло на жизнь Кларка и отразилось на его будущем творчестве[2]. Окончив школу, в 1936 году переехал в Лондон, где был принят на должность аудитора в казначействе и вступил в Британское межпланетное общество, которое одной из своих целей ставило пропаганду идеи космических полётов; в 1940—1950-е годы дважды избирался его председателем. Один из основателей и активистов британского фэндома.

С началом Второй мировой войны был призван в Королевские ВВС, служил в звании лейтенанта, участвовал в разработке радарной системы для упрощения навигации пилотов в сложных погодных условиях, о чём впоследствии написал полудокументальный роман «Укатанный путь» («Glide Path»), изданный в 1963 году. После войны демобилизовался в звании лейтенанта и с отличием окончил Королевский колледжв Лондоне по специальностям физика и математика.

Кларк был женат один раз на американке Мэрилин Мэйфилд, привлекательной молодой женщине, с которой он познакомился во время путешествия по США в 1953 году. После бурного романа продолжительностью менее трёх недель, они поженились в Нью-Йорке, в июне того же года. Супруги провели свой медовый месяц в горах Поконо в Пенсильвании, где Кларк корректировал свой знаменитый роман «Конец детства» («Childhood’s End»). Однако вскоре им стало ясно, что брак оказался неудачным: Кларк проводил большую часть своего времени за чтением, письмом и разговорами о своей работе. Кроме того, он хотел стать отцом, а Мэрилин, у которой уже был сын от предыдущего брака, сообщила Кларку после свадьбы, что она больше не может иметь детей из-за неудачной операции при рождении её первого ребёнка. В результате в декабре супруги расстались, хотя официально процедура развода была завершена только в 1964 году[3]. Впоследствии Кларк объяснял свой развод тем, что не принадлежит к тому типу мужчин, которые женятся, но советовал всем хоть раз попробовать[2].

В 1956 году Кларк вместе со своим другом Майком Уилсоном перебрался в Доминион Цейлон. Сначала он жил в деревне Унаватуна (Unawatuna) на южном побережье острова, а затем в Коломбо, где, получив впоследствии гражданство Шри-Ланки, и проживал до самой смерти. На острове он много занимался подводными исследованиями и фотографированием морских глубин, что в будущем нашло отражение в его многочисленных книгах о подводном мире и обитателях морских глубин.

Артур Кларк — лауреат премии Калинги за достижения в популяризации науки[4] (1961). Будучи известным писателем, он учредил грант, на котором была основана британская литературная награда за лучший научно-фантастический роман — премия Артура Кларка.

В 1980 году Кларк стал известен многим благодаря своим телевизионным программам «Таинственный мир Артура Кларка», «Мир необычных способностей Артура Кларка» и «Таинственная вселенная Артура Кларка». В 1985 году Американской ассоциацией писателей-фантастов он был признан Великим Магистром Небьюлы[5]. В 1984 году ему был поставлен диагноз постполиомиелитного синдрома, развившегося после перенесённого в 1962 году полиомиелита; и он был прикован к инвалидному креслу практически всё дальнейшее время[6]. Кларк в течение многих лет был вице-руководителем Британской полиомиелитной ассоциации[7].

В 1989 году он был награждён орденом Британской империи «за заслуги перед британскими культурными интересами в Шри-Ланке»[8]. 26 мая 2000 года на церемонии в Коломбо он был произведён в рыцари-бакалавры «За заслуги перед литературой»[9]. Решение о присвоении звания было принято королевой Елизаветой II ещё в 1998 году[10], но награждение с вручением было отложено по просьбе самого Кларка из-за обвинений его в педофилии, напечатанных в британском таблоиде «The Sunday Mirror». Они оказались необоснованными, что подтвердила полиция Шри-Ланки[11]. По данным «The Daily Telegraph», «The Sunday Mirror» впоследствии опубликовал извинение, и Кларк решил не подавать на издание в суд за клевету[12]. После урегулирования этого вопроса Кларк был должным образом посвящён в рыцари.

В последние годы жизни Артур Кларк тяжело болел (по некоторым данным, рассеянным склерозом), вследствие чего вынужден был перейти к сотрудничеству с другими писателями. За несколько дней до смерти он успел отрецензировать рукопись романа «Последняя теорема», над которой трудился вместе с Фредериком Полом[13]. Книга вышла уже после смерти Артура Кларка[14]. Писатель скончался утром 19 марта 2008 года, на 91-м году жизни, из-за проблем с дыханием, связанных с постполиомиелитным синдромом.

Хоть Артур Кларк положительно относился к идее крионики[15], но сам после смерти заморожен не был. Его похороны прошли 22 марта по традиционному шри-ланкийскому обряду. На церемонии присутствовали тысячи людей, среди них младший брат Кларка, Фред, и его приёмная шри-ланкийская семья[16].

Источник

Артур Кларк

26535

Пол Андерсон, Филип Дик, Джордж Рэймонд Ричард Мартин, Маккефри Энн и Тодд, Орсон Скотт Кард, Холдеман II Джек Кэрролл, Кэролайн Джайнис Черри и др.

Сверхсветовые космические фрегаты и боевые драконы, арбалеты, бластеры и лазерные мечи, инопланетная экзотика и родная Земля, погруженная в хаос будущих звездных войн… Сборник лучшей военной.

817811

Бучер Энтони, Пол Андерсон, Сильверберг Роберт, Джон Уиндем, Лем Станислав, Браун Фредерик, Роберт Шекли и др.

В сборник включены повести и рассказы зарубежных (в основном, американских) писателей, дающие непростой и неоднозначный взгляд научной фантастики на религию. Помимо сложных философских вещей, таких.

798

848499

Иван Ефремов, Лейнстер Мюррей, Сильверберг Роберт, Вейнбаум Стенли, Василий Головачев, Биленкин Дмитрий Александрович, Дель Рей Лестер и др.

В десяти томах «Антологии мировой фантастики» собраны произведения лучших зарубежных и российских мастеров этого рода литературы, всего около сотни блистательных имен. Каждый том серии посвящен.

76861

538881

Рэй Брэдбери, Айзек Азимов, Клиффорд Саймак, Сильверберг Роберт, Лайон Спрэг де Камп, Брайан Олдисс, Суэнвик Майкл и др.

Динозавры в разных фантастических мирах и невероятных ситуациях. Сборник рассказов на эту тему от известных, мировых писателей-фантастов. Брайан ОлдиссБедный маленький вояка!Герой рассказа Клод.

109890

Девять лет спустя событий предыдущей книги. Космический корабль «Алексей Леонов» с советско-американским экипажем на борту отправляется на Юпитер, чтобы разгадать тайну оставленного на орбите Юпитера.

153591

Стивен Бакстер, Артур Кларк

Неизвестно кем и как совершенный Разрыв времени и пространства повергает планету в хаос. Экипаж самолета-наблюдателя ООН, космонавты со станции «Мир», британские солдаты времен королевы Виктории.

164390

Творчество Артура Кларка поистине многолико. Это и прославленные романы, и сценарий к культовому фильму «Космическая одиссея 2001», и оригинальные научно-технические разработки, и точные.

53126

Франке Герберт В., Шоу Боб, Чандлер Бертрам, Дюрренматт Фридрих, П. Вале, Альдани Лино, Карсак Франсис и др.

Куда идет человечество? Как решить “тупиковые” социально-нравственные проблемы? Эти и многие другие вопросы затрагивают в своих произведениях писатели-фантасты Западной Европы, представленные в.

124617

Космический лайнер «Юниверс» отправляется в экспедицию к комете Галео, которая опять приблизилась к Земле. Один из почетных пассажиров лайнера, наш старый знакомый – доктор Хейвуд Флойд.

382522

Станислав Ежи Лец, Михаил Пухов, Гансовский Север Феликсович, Щербаков Владимир Иванович, Виталий Забирко, Жемайтис Сергей Георгиевич, Славчев Святослав Дончев и др.

Научно-фантастические рассказы советских и зарубежных авторов из раздела «Клуб любителей фантастики» журнала «Техника-молодежи» за 1972 год.

817757

Гаррисон Гарри, Айзек Азимов, Клиффорд Саймак, Артур Кларк

В сборник включены произведения известных американских фантастов А.Кларка, А.Азимова, Г.Гаррисона, К.Саймака. В романе А.Кларка «Космическая одиссея 2001 года», повестях и рассказах авторов главная.

114832

Благодаря медицинским технологиям 3001 года астронавта Фрэнка Пула (см. «2001: Космическая Одиссея»), мертвое тело которого дрейфовало в открытом космосе тысячу лет, возвратили к жизни.Вместе с ним.

382520

Росоховатский Игорь Маркович, Вилсон Фрэнсис Пол, Гансовский Север Феликсович, Брайан Олдисс, Щербаков Владимир Иванович, Шашурин Дмитрий Михайлович, Пеев Димитр и др.

Научно-фантастические рассказы советских и зарубежных писателей из раздела «Клуб любителей фантастики» журнала «Техника-молодежи» за 1974–1975 годы.

127237

Мировая критика называет Артура Чарлза Кларка (род. в 1907 году) «Фантастом Номер Один». Он собрал попросту невиданный урожай всяческих литературных премий – «Хьюго», «Небьюла», «Юпитер».

152873

Стивен Бакстер, Артур Кларк

Перворожденные были очень старыми.

Вполне возможно, что они были современниками Первых Дней, Именно поэтому Перворожденные умели управлять звездами.

Чтобы достичь своих целей, они заставляли.

393931

Андрей Балабуха, Евгений Гуляковский, Леонид Словин, Виталий Бабенко, Максимович Геннадий Васильевич, Перро Жиль, Шайхов Ходжиакбар Исламович и др.

Источник

Лучшие произведения артура кларка

Всего отзывов: 1483

Etamin, 28 июля 2020 г. в 20:57

Совсем не понравилось. Ничего от духа и стиля Кларка не осталось, зато добавлена куча лишних персонажей, идей и рассуждений. Тут я впервые обнаружил, что Бенфорд откровенно таскает идеи сам у себя, т.е. в основном из «Океании», и вставляет всюду, где надо и не надо.

CoolReader, 23 июля 2020 г. в 15:13

Сначала летели к Сатурн. потом оказались у Юпитера. кто знает чья вина? Автора, переводчика, редактора, капитана, навигатора. А ну да ладно. Всё таже эталонная жёсткая научная фантастика. Всё то же реалистичное исследование ближнего космоса, искусственный интеллект и другие открытия и технологии не столь удаленного будущего. Достойное продолжение первой книги. Единственное, что воистину создаёт дисгармонию это не знающий меры пацифизм автора и включение в сюжет прекрасного и благородного коммунизма. А. Кларк хорошо предсказывал технологии которые должны были появиться в будущем, но так слабо разбирался в общественно-политических процессах и как следствие очень слабо мог предсказать общество будущего. Оно и понятно, человек по амплуа физик, а не социолог и политолог, а жаль, могло бы получиться очень целостно, без розовых очков.

CoolReader, 23 июля 2020 г. в 14:35

Классика и эталон твёрдой научной фантастики. Читал ранее, спустя 14 лет перечитываю. Очень заслуженно А. Кларка называют великим предсказателем и футурологом, нашёл ещё одно его предсказание, которое сбылось уже после того как я первый раз прочитал роман. Какого же было моё удивление когда перечитывая роман в 2020 г. я прочитал про ракетную ступень носитель которая возвращается на стартовую площадку, для многоразового использования. Это наше настоящее, та технология которую сейчас использует компания SpaceX, предсказание из далёкого 1968 г. Читая описание технологий и описание космической экспедиции задаёшься вопросом, а ведь в будущем все может происходит именно так или приблизительно так, как это описал А. Кларк. И конечно, как и во многих работах автора, особенную таинственность роману придаёт загадочный и могущественный экзоразум. Резюммруя хочу сказать, что это классика жанра на все времена.

Podebrad, 18 июля 2020 г. в 16:31

Один из самых «твёрдых» фантастов золотого века решил создать книгу прогнозов развития науки и техники. Сотни предположений, изложенных на уровне даже не твёрдой фантастики, а хорошей научно-популярной литературы. Никаких ограничений. Всё, что в принципе может быть создано, будет создано. Удивительнее всего оптимизм автора. Ведь с первого взгляда видно, что внедрение доброй половины прогнозируемых открытий будет иметь катастрофические последствия и для Земли, и для человека. Об этом, об оборотной стороне новшеств, ни слова. Хотя взгляд на технику своего времени у Кларка вполне реалистический.

Самое интересное теперь — приведённая в конце таблица-график на ближайшие 140 лет (60 из них уже прошли). Сама книга была издана у нас небольшим по тем временам тиражом, а таблицу перепечатали многие издания, от детских до сугубо научных. 1970 — разговоры с дельфинами. 1980 — высадка на Марсе и Венере. 1990 — киберорганизмы. 2000 — заселение планет, замедление времени, передача энергии без проводов. 2010 — подземный зонд, управление погодой. 2030 — добыча минералов в космосе. 2050 — антигравитация. 2090 — физическое бессмертие. Всего сотни полторы прогнозов. А теперь посмотрим вокруг себя. Где.

Проще всего объяснить разрыв природным оптимизмом автора. Но ведь он был не одинок. Более серьёзное объяснение — эйфория от скачка 30-60х годов. Скачок действительно был мощным, и если его экстраполировать в будущее, можно представить и не такое. Но ведь торможение восьмидесятых и последующих годов заметно не только на фоне пятидесятых. Если сравнить последнее сорокалетие с точки зрения научного прогресса с любым произвольно выбранным сорокалетием за последние 300-400 лет, застой очевиден. Всё новое, что появилось в нашей жизни за это время — мобильник, персональный компьютер, Интернет, клонирование — всё начиналось в семидесятых, а дальше только усовершенствовалось. Ответ лежит на поверхности. Победа эффективных менеджеров, свободного рынка, погони за чистой прибылью и у нас, и у них. Развивается только то, что не требует слишком больших вложений и даёт быструю отдачу. Вот теперь не можем справиться с вирусом.

Единственное, что автор угадал — развитие информатики и связи. Ему удалось предсказать появление компьютера, Интернета, мобильника, 3D-принтера, систем GPS, конечно, под другими названиями. Как раз этому направлению фантастика его времени почти не уделяла внимания. Опять же — направление, которое даёт самую быструю отдачу. Не космос и не подземные зонды. И, что интересно, именно в этих вопросах Кларку изменяет его обычный оптимизм. Глава о средствах информации заканчивается фразой: «Тем, кого боги хотят уничтожить, они сначала дают телевизор».

Pride1983, 30 июня 2020 г. в 23:20

Прочитавший все произведения Кларка сразу почувствует — данный роман написан Бакстером. Не увидел я тут Кларка, как ни старался. Небольшая искорка его творчества мелькнула в самом конце романа — упоминание о его любимой орбитальной башне. Скорее всего имя Мастера здесь было использовано в чисто коммерческих целях.

Больше всего, пожалуй, в канве повествования запомнились два путешествия Давида (второе вместе с Бобби) в далёкое прошлое своих предков посредством цепи ДНК и червокамеры. Вот это было действительно захватывающее и волнующее душу чтение. И ещё не оставил равнодушным эпизод созерцания Дэвидом и Мэри мира далёкой двойной звезды и её планеты со спутником, озаряемый разноцветной туманностью, в которой находилась «фабрика звёзд».

Остальной сюжет небезынтересный, но не такой запоминающийся, хотя, конечно же, идея червокамеры и хронообъектива очень любопытна и оригинальна, да и раскрыта в этом произведении максимально полно.

С воскрешением всех когда-либо живших людей Бакстер явно погорячился, надо было остановиться на следующей эволюционной ступени рода человеческого — Единых. Кстати, идея слияния разумов уже присутствовала в совместном рассказе авторов — «Мир телепорта», написанного чуть раньше «Света иных дней».

Роман, возможно, немного затянут, уменьшение объёма скорее всего пошло бы ему только на пользу, придав динамичности и концентрированности, хотя автору виднее. Перечитывать, пожалуй, не стал бы.

mr_logika, 25 июня 2020 г. в 17:01

Рассказ ставит очень серьёзные и глубокие вопросы перед верующим человеком. Об этом уже написано достаточно, повторять не буду. Интересно посмотреть на этот рассказ под совершенно другим углом. И не окажется ли в результате, что и глубина и серьёзность затронутых в рассказе проблем не более, чем иллюзия?

*) Весной 5 г. до н. э. в течение 70 ночей в тех же местах и тоже на востоке можно было наблюдать сверхновую в созвездии Козерога, но эту звезду по понятным причинам никто не воспринимал, как некий указатель свыше. Не об этой ли звезде идёт речь в рассказе? Сведений о других новых в этот период древние астрономы не оставили.

**) А если это не ошибка, а сознательное вождение читателя за нос? Тогда грош цена всем мудрым и местами излишне пафосным рассуждениям Автора (или, что то же самое, его героя учёного иезуита).

Читайте также:  лучшие альбомы the fall

Кому интересно узнать, когда родился Иисус Христос, советую прочитать статью д. и. н., профессора, академика РАЕН Олега Михайловича Рапова «В каком тысячелетии и столетии мы живём?». Статья опубликована в сборнике Российского Исторического Общества «Антифоменко» в 2000 г.

Manowar76, 10 июня 2020 г. в 13:57

Робкая темпоральная НФ. Робкая даже по меркам пятидесятого года. Всё очень предсказуемо: название – главный спойлер сюжета.

Написано хорошо, в доступной форме рассказывает о понятии энтропии. Мне очень понравилась идея гелия-2 – жидкости с отрицательной энтропией, позволяющей путешествовать обратно по стреле времени.

Знаковый рассказ от одного из столпов твёрдой НФ.

Pride1983, 02 июня 2020 г. в 23:21

Решил написать отзыв на весь цикл сразу. Сразу скажу, что он вышел на порядок сильнее и интереснее цикла Ли «Рама II и т.д.» Во-первых, отсутствуют дешёвые мыльно-оперные приёмы и копании в грязном белье, во-вторых, он хоть и содержит в себе многие идеи и задумки Кларка, но не зиждется только на одной, пусть и мощной.

Если в первом романе присутствие Кларка ощутилось только в конце, то второй, написанный в его любимом «производственном» стиле и по моему мнению самый сильный в трилогии, оказался буквально пропитан идеями и задумками мастера. В канве повествования очень много отсылок к ранним произведениям Кларка – это и электромагнитная катапульта на Луне, и космический подъёмник, и солнечный ветер, и лунные названия баз, и даже хитрожопые китайцы, которые закончили так же, да и много чего ещё. Наконец-то присутствуют запоминающиеся и яркие персонажи — Бад Тук и Юджин Мэнглс, которые неуловимо напоминают кларковских персонажей из ранних романов и остаются в памяти читателя. Добротный роман, поклонникам Кларка точно понравится, мало «экшна», много описаний и объяснений различных физических процессов, искусственный интеллект и загадочный инопланетный разум, пусть и откровенно враждебный землянам, — в общем всё как мы любим. Пожалуй, единственный роман из трилогии, который я бы перечитал в будущем.

Третий роман представляет собой некую смесь первых двух, действия в нём происходят параллельно и на Мире, и в будущем. Как-то уж очень быстро, менее чем за тридцать лет, человечество оправилось от разрушительной солнечной бури и совершило стремительный скачок в своём развитии – плотно занялось колонизацией Марса, воспитало целое поколение космиков (людей, которые большую часть жизни проводили вне планет), построило А-корабль, функционирующий посредством антиматерии и т.д. Масштабы разрушений и изменений, вызванные солнечной бурей 2042-го года явно на долгие десятилетия заставили бы человечество зализывать раны, а то и вовсе поставили бы под угрозу его существование. А тут уже в 2069-м году такое чувство, что ничего и не было, лишь обычный тропический ураган, поломавший линии передач и посносивший крыши с домов. Как же испарившиеся океаны и сгоревшие амазонские леса? Непонятно. Да и на Мире за какие-то пару десятилетий люди освоили некоторые современные технологии. Как это им удалось имеющийся промышленной основы и специалистов? И куда делись монголы, ушедшие на курултай? Вряд ли бы они остались в стороне от основных событий. Что понравилось в романе, так это описание освоения Марса, самоотверженность людей, ставших добровольными отшельниками на северном полюсе красной планеты и там же встретившие свою судьбу в решающий для Марса час. Снова некоторые эпизоды повествования напоминают произведения Кларка — туннель, открывшийся посредством Ока, жизнь подо льдом в океанской пучине и последующее потепление климата — прямые отсылки к Космической одиссеи. Да и Око всё больше и больше становится похоже на Монолит. Может быть неведомый сверхразум из цикла Кларка является как раз Перворожденными? И не дал ли нам тут Бакстер с согласия Кларка ответ на главную загадку Космической одиссеи? Похоже, что всё-таки нет, так как сверхразум из Одиссеи взращивает разумную жизнь, а тут, наоборот, разрушает. Там, где Кларк поставил плюс, Бакстер поставил минус. В конце романа даже есть ссылки на научное обоснование некоторых идей из романа, прямо как в поздних романах Кларка.

В целом перед нами предстал небезынтересный цикл, немного затянутый, похоже, что почти целиком написанный Бакстером, но имеющий не только минусы, но и плюсы, благодаря которым точно достоин ознакомления.

zvezdochet2009, 24 мая 2020 г. в 20:38

«Свидание с Рамой» — одно из самых известных и выдающихся произведений английского писателя-фантаста сэра Артура Кларка, творчество которого поражает воображение удивительным масштабом и размахом действия.

В 22 веке, когда человечество почти освоило Солнечную систему, из глубин космоса к нам прилетел гость – монументальных размеров цилиндрический объект, который поначалу спутали с астероидом. К объекту, названному астрономами Рама (индийский бог, аватара Вишну) была направлена экспедиция с целью исследования его поверхности. Люди даже не предполагают, что может им открыться при ближайшем приближении к объекту и готовы к любому возможному сценарию – от дружественного контакта до военного конфликта.

Роман последовательно описывает хронологию высадки и последующей экспедиции внутри Рамы, который оказался полым и содержащим внутри себя огромное пространство с силой тяжести, образуемой вращением вокруг своей оси. Кларк открывает перед читателем грандиозную картину внутреннего мира этого загадочного объекта, исполинского «корабля поколений», то есть огромного самодостаточного судна, представляющего собой замкнутую экосистему и посланного неизвестными создателями в глубины космоса с совершенно неизвестными целями. Настоящая Terra Incognita, неизведанная земля, полная удивительных тайн и загадочных сюрпризов, Рама преподносит астронавтам новые и новые интереснейшие чудеса, над которыми предстоит серьезно поломать голову.

При всех прочих художественных достоинствах, при огромном количестве технических новшеств, описанных внутри Рамы, прежде всего в этом романе поражает размах воображения автора касательно самого объекта – Кларк буквально воссоздал по каким-то невидимым чертежам словно бы настоящий объект, инженерное, научно-техническое чудо, корабль-мир, на фоне которого человек кажется ничтожным микробом.

Пораженные размерами объекта, исследователи просто теряются на фоне его ландшафтов, куда входят искусственные города, внутреннее море-кольцо, опоясывающее Раму изнутри и причудливые биологические роботы, выполняющие неведомые программы. Огромный чуждый мир, существующий по своим законам, совершенно непонятным человеку, который может лишь наблюдать за ними и поражаться безграничной мощи этого внеземного разума.

Кларк умеет удивлять, и по праву, ведь это один из самых универсальных фантастов XX века, почти полностью посвятивший свое творчество проблеме взросления человеческой цивилизации, освоения ближнего и дальнего космоса и контакта человечества с внеземными цивилизациями. Каждое его произведение – эксперимент на тему космоса. Поэтому неудивительно, что история о Раме со временем обросла целым циклом, куда вошли четыре романа, написанные совместно с Джентри Ли.

Несмотря на то, что концепция материнского корабля или корабля поколений была обработана в фантастике до Кларка (вспомним Хайнлайна с его «Пасынками Вселенной»), Артур Кларк как никто смог вывести этот сюжет на небывалый новый уровень, во-первых, воссоздав корабль по лекалам Чужих, во-вторых, превратив его в целый неизведанный замкнутый мир, который наполнен загадками.

Поэтому центральным и самым главным персонажем этого произведения по праву является Рама – загадочный гость из глубин космоса, великий и молчаливый. Совсем как настоящий индийский бог.

Shining, 21 мая 2020 г. в 17:14

Единственный недостаток, который я вижу у этой книги — чрезмерный оптимизм. В этом романе Артур Кларк смотрит в будущее с надеждой, у описанного им человечества тут всё получается, прогресс не останавливается. Самое главное — люди по Кларку ведут себя разумно, подчиняются голосу разума! Один-единственный буддистский проповедник

Из-за такого оптимизма читать «Большую глубину» становится просто-напросто обидно. Хочется спросить: «Где мы повернули не туда? Что сделали не так?»

Но других недостатков, в принципе, нет. Это сравнительно неспешная научная фантастика «описательного» толка, т.е. суть здесь не в свершении некоего подвига, не в достижении результата, а скорей в жизнеописании ключевого персонажа. Не ждите острых сюжетных поворотов, а вот ценители спокойного, размеренного чтения наверняка будут довольны.

P.S. Я вообще не думаю, что книги способны «устареть». Если читателю кажется, что научно-фантастическая книга устарела, это скорей проблема фантазии читателя, который не способен вообразить себя на месте героя.

zvezdochet2009, 20 мая 2020 г. в 19:28

Сначала был рассказ «Часовой», его Артур Кларк написал в 1951 году, и речь там шла о таинственной пирамиде, обнаруженной астронавтами на Луне. При ближайшем рассмотрении оказалось, что артефакт внеземного происхождения и едва люди приблизились к нему, что-то там внутри сработало, как предохранитель, который был запрограммирован на то, что к пирамиде приблизятся разумные существа.

Затем, много позже, в 1968 году писатель создал свою монументальную Космическую одиссею-2001 в виде киносценария, а когда после экранизации Стэнли Кубрика стало ясно, что история пользуются успехом, Кларк издал сценарий в виде романа и расширил его до цикла из четырех произведений. Впрочем, последующие его работы хоть и были занятны, особенно вторая Одиссея, но так и не смогли повторить ошеломительный успех и превзойти художественное значение пилотного романа.

В недалеком будущем, по мысли фантаста это должен был стать 2001 год, люди обнаружили на Луне странный артефакт виде большого черного монолита, толщина, ширина и высота которого соотносились друг к другу как 1,2 и 3. Едва земляне начали исследовать странную находку, она исчезла, а затем, через некоторое время аналогичный, но гораздо больших размеров монолит был обнаружен на орбите Юпитера. Человечество принимает решение – снарядить космическую экспедицию, чтобы добраться до монолита и исследовать его…

Артур Кларк – самый универсальный научный фантаст во всей зарубежной литературе XX века. Если другие выдающиеся писатели сосредотачивали свое внимание на каких-то отдельных темах (Азимов на роботах, например), Кларк писал обо всем, причем в глобальных масштабах пространства и времени: если уж про будущее, так на миллионы лет вперед, если уж про космос, так в масштабах всей галактики. Поэтому неудивительно, что действие «Космической одиссеи» разделено на несколько последовательных этапов, и каждый из них все более масштабен и глобален, а к концу действие и вовсе переносится за пределы существующей вселенной.

Основная тема романа – существование внеземного разума, причем в обязательном контексте с нашим. Кларк представляет свою версию появления человека на планете Земля: мы – плод глобального эксперимента, дети, едва научившиеся ходить, но уже тянущие ручонки к звездам. А монолиты, проводники человека в загадочной вселенной, служат маяками, отмечающими, что наша цивилизация достигла определенного этапа в своем развитии. Здесь автор с упоением и увлечением описывает достижения будущей технологии, делая целый ряд предсказаний, большинство из которых уже сбылись.

Что касается идейного наполнения, пределы воображения и глубина поставленной проблемы, конечно, поражают. Кларк не стал ходить вокруг да около, а описал – максимально реалистично – каким может быть проявление внеземного разума по отношению к человеку, и соответственно каким будет контакт. Причем не одномоментный, а длящийся многие годы, столетия и даже, как показывает последний роман цикла, тысячелетие. Парадокс, но этот самый божественный разум так нигде разу и не засветился — нигде в цикле романов Кларк не дает нам портрета загадочных существ и мы можем довольствоваться лишь плодами их деятельности. Мощь их безгранична, подобна божественному проявлению, но кто они такие и как выглядят, остается загадкой. И правильно, потому что основное внимание Кларк сосредоточил на человеке, постулируя центральные вопросы:

«Кто мы и каково наше место во вселенной»?

На эти вопросы вы не найдете ответа в книге.

Но вы обязательно задумаетесь над самим удивительным фактом существования на этой прекрасной голубой планете разумного мыслящего существа. Неужели все мы – продукт спонтанных мутаций? Или все-таки кто-то или что-то создало нас с неведомыми целями?

Вероятно, ответ находится где-то там, среди звезд.

alisoman, 20 мая 2020 г. в 17:21

В этом рассказе автор решил высказаться по вопросу, который в то время почти всех мучил: «Есть ли жизнь на Марсе?». И сделал это с удивительным юмором (особенно порадовали имена собственные). Как мне показалось, стиль рассказа очень похож на Марка Твена. Что ещё написать? Рассказ короткий, лучше прочтите сами. Удовольствие точно получите.

P.S. И, да. Если вы не любите «стиль Кларка» (я, если честно, не особо), можете читать смело. Здесь совсем другой стиль повествования.

mr_logika, 12 мая 2020 г. в 14:24

В основу романа положен парадоксальный пересмотр главного постулата всех религий. Рай на Земле обустраивают черти, трёхметровые, крылатые, рогатые и с семью пальцами на каждой руке, Бог же (называемый здесь Сверхразумом), наоборот, ведёт себя, как пожирающий грешников Сатана, и, отобрав у людей наиболее пригодную для него часть человечества (около трёхсот миллионов детей), уничтожает сначала всё живое на планете, а потом и всю планету превращает в облако пыли. Черти в этом тандеме с «богом» выполняют обязанности жрецов при храме, подготавливая будущую жертву к заключительному обряду, цель которого — пополнение запаса мозгов у Сверхразума. А он и в самом деле пока слабоват умишком несмотря на миллиардолетнее развитие. Этот вывод можно сделать из очевидной неспособности этого «могучего» ума дать возможность расе Сверхправителей быстро преодолевать расстояния галактических масштабов. Даже путешествие к относительно близкой к планете «чертей» Земле ставит их перед необходимостью восьмидесятилетнего расставания с родным миром. А если пополнение для себя Сверхразум присмотрит по другую по отношению к созвездию Карины (где живут «черти») сторону от центра Галактики, тогда надо будет поискать других попечителей, ведь полёт туда и обратно вокруг галактического ядра может занять и двадцать тысяч лет, а может и больше. Что произойдёт за это время на родине Сверхправителей? В то же время Сверхразум способен преодолевать колоссальные расстояния, иначе откуда мог появиться у Кареллена снимок Млечного Пути с расстояния в полмиллиона световых лет? Так что и с умом есть проблемы, а уж о таких качествах, как доброта, гуманность и говорить нечего. Сверхразум, как и положено божеству, не различает добро и зло, если это не касается его самого. Черти-сверхправители (тоже, кстати, парадокс), очень даже хорошо различают эти категории, и могут в этом дать человеку сто очков вперёд, корриду прекратили на счёт раз. Не очень-то верится, что они завидуют людям, потому что не могут сами войти в состав Сверхразума. С одной стороны, черти могут желать воссоединения с законченной адской сущностью, каковой и является Сверхразум, но с другой бросающаяся в глаза, подчёркиваемая постоянно Автором человечность этих рогатых монстров, заставляет предположить, что зависть их к людям не более, чем утешающая декларация.

В целом роман можно назвать противоречивым в том смысле, что Автор, как будто бы пытается убедить читателя в оптимистичности своего прогноза для человечества, а в результате вгоняет его в долгоиграющую депрессию из-за очевидной пессимистичности этого прогноза для человека, как для отдельной личности. Но совсем не вредно иногда выливать на голову этой отдельной личности ведёрко родниковой воды для закаливания. Что Автором и было успешно проделано.

Одно замечание по второстепенному для этого романа, но совсем не пустячному для его Автора, вопросу (читая и анализируя авторов твёрдой НФ, подобных Кларку, иногда бывает трудно удержаться от околонаучного словоблудия). В 18 главе описывается один из миров (и, что очень важно, находящийся в нашей трёхмерной Вселенной), которые Джеф видит в своих снах: «Это был мир двух измерений, и населяли его существа толщиной в малую долю сантиметра.» Чуть ниже Кареллен говорит: «Хотел бы я знать, известно ли им что-нибудь о третьем измерении?». Слово «толщина» сбивает читателя с толку, поскольку эта характеристика предполагает наличие третьего измерения, а обитатели двумерной среды должны иметь только длину и ширину (width). Не говоря уже о том, что двумерный мир принципиально невозможен по элементарной причине — трёхмерности атомов, из которых состоит всё сущее. Существование двумерного атома, имеющего ядро и электронную оболочку, — чистейший нонсенс, а переход трёхмерного существа в двумерный мир привёл бы к немедленной смерти такого путешественника. Мне казалось, что инженер и учёный Кларк не мог так написать, не посещал же во сне Джеф плоский мир Пратчетта. Но в оригинале первая из двух вышеприведённых цитат выглядит так: «It was a world of two dimensions, inhabited by being who could be no more than a fraction of a centimetrе in thickness.» Вопрос Кареллена тоже переведён точно.* Известно, конечно, этим существам третье измерение и даже за космосом они наблюдают в свои телескопы, раз уж они не нулевого роста создания. Тут Кларк самую малость недодумал, и Кареллена могла бы интересовать всего лишь возможность и техника перемещения вдоль вертикальной оси жителей мира, где падение с высоты полсантиметра смертельно.

Читайте также:  лучшие дуэты 2020 года русские

*) Благодарю фантлабовцев PITIRIMAN и HELEKNAR за предоставленные ссылки на английский текст романа.

zvezdochet2009, 09 мая 2020 г. в 19:53

Миллионы лет тому вперед человечество превратилось в доминирующую могущественную расу, которая правила галактикой. Но наша цивилизация неоднородна и постоянно фрагментируется на отдельные общности и фракции, исповедующие свои сепаратные принципы и ценности. Одни тянутся к звездам, другие остаются на Земле. Из оставшихся на материнской планете одни решили посвятить свою жизнь технологическому бессмертию и развлечениям, другие – единению с природой и полному отказу от техники.

На Земле миллионы лет тому вперед существует величественный город Диаспар, с населением в 10 миллионов человек – самодостаточная автономная система, обитатели которой живут нескучной жизнью в виртуальных мирах «сагах» в условиях сбалансированной ноократии: разум оцифрован, люди создаются машинами, чтобы превратиться в пепел и возродиться в новом теле, сохранив воспоминания о прошлых жизнях. Идеальная система, которая просто обречена на вечность. И внутри которой однажды рождается Неповторимый – оригинальный человек, не вписывающийся в систему и возжелавший вырваться за ее пределы в неизвестность…

Артур Кларк в своем романе «Город и звезды», достигает, кажется, самих пределов человеческой фантазии. Картины и процессы, которые он рисует, описывая далекое будущее, словно бы находятся на грани понимания и вводят мозг в настоящий экстатический паралич: поразительно, насколько легко и непринужденно писатель обходится с целыми историческими пластами и неизмеримыми пространствами космоса, которые образуют у него один огромный масштабный театр.

Его герой, Олвин, типичный бунтарь, бросивший Системе вызов, движимый жаждой познания неизведанного, неизбежно ввязывается в приключения за пределами Диаспара. Его ждут свидания со своими сородичами и путешествие в далекий космос, где на пыльных планетах хранятся секреты будущего, которое ожидает нашу расу.

Захватывающая книга – по всем параметрам. Буквально распахивает границы воображения, вырывая вас из тесной комнатки и бросая в огромный удивительный мир будущего, где представлены два базовых человеческих начала: стабильность и развитие, статика и динамика. По какому направлению идти, должен выбирать сам человек.

Символичная, интересная, насыщенная история даже не столько об одном человеке, сколько о всей нашей цивилизации и ее будущем. Книга фактически обо всех нас, живущих здесь и сейчас, на ведь мы – звено в бесконечной цепи поколений, а каковы будут последующие фрагменты и куда они уведут? Неизвестно. Но Кларк дает свою трактовку этому процессу.

drugndrug, 04 мая 2020 г. в 18:11

Начинается сей опус бесподобно. Невероятно бесподобно. И так захватывающе, что создаётся впечатление: эта бесподобность будет длиться до самого конца, до последней точки на последней страницы сего шедевра. Но… к сожалению, со мной так не произошло. Описание фантастического города настолько увлекло меня, что я даже начал мысленно представлять, как бы я сам там жил и что делал? Город поразил меня своей бессмертностью, своей формой, разумностью и интеллектом. Да-да, я практически ощущал, что Город – некое живое существо, вечное и колоссальное. Но потом главный герой находит способ покидать Город, а затем и вовсе вырывается за его пределы. Повествование для меня переходит в иную плоскость – становится каким-то заурядным и рядовым. Но не теряет своего статуса – классического фантастического романа, призванного радовать и восхищать читателей.

Демьян К, 28 апреля 2020 г. в 08:14

Чуть ли не первый текст «классика» (а из прочитанного у Кларка — это 7-й роман), от которого я — местами — получил удовольствие (то ли действительно местами неплохо написано, то ли переводчик Кубичев сильно улучшил первоисточник). С одной стороны, Кларк явно начитался другого классика — Стэплдона, и замах у него получился нехилый — на миллиарды лет. Только я бы сказал, что в силу слабого знакомства с матчастью все выводы автора и все его спекуляции по поводу далёкого будущего человека и человечества, мягко говоря, не стоят выеденного яйца. Один элементарный просчёт: жители Диаспара обрели бессмертие и при этом больше не размножаются. Ладно, пусть такого быть не может, потому что смертность и способность к размножению — определяющие признаки хомо сапиенса, — но автору взбрело в голову «наградить» будущего человека этими качествами. Вообще-то следующий ход мысли должен был подвести его к тому, что такой человек перестал быть человеком. Следовательно, он должен был поменяться так, что ничего общего с нами у него не осталось, — ни целей, ни желаний, ни даже просто мыслей. Автору недосуг думать над такими сложными вещами — он продолжает спекулировать, рассказывает про какую-то мифическую дружбу этого «нового» хомо с обыкновенным человеком (это похоже на «дружбу» некоторых нынешних людей с животными — им примерно столько же можно друг другу сказать, как героям книги Кларка), про какие-то «глобальные» идеи, которые обуревают бесполое, по сути, существо — главного героя. И так — если разбирать — можно описывать авторские проколы пачками. Только зачем? «Классик» Кларк ныне находится в статусе уже довольно хорошо подзабытого классика. Пройдёт ещё пара десятков лет, и он перейдёт в разряд классиков типа Жюля Верна — можно будет давать почитать подросткам, чтобы подготовить к более серьёзным книгам, — не более того. Только и этого не будет. Большой художественный текст как формат по большому счёту уже давно умер. И продолжать «воскрешать мертвецов», чем у нас постоянно занимаются некоторые издатели и некоторые читатели, — в общем-то, совершенно пустая трата времени. P.S. Я данный опус прочитал по одной простой причине — он давно стоял у меня в очереди на прочтение, а тут образовалось в связи с режимом самоизоляции некоторое свободное время. Если бы не это, он бы ждал, видимо, ещё много лет.

Pride1983, 20 апреля 2020 г. в 12:12

Немного с опаской брал в руки единственный нефантастический роман Мастера. В голове сидел вопрос — сможет ли автор и здесь увлечь читателей своим повествованием? Оказалось — смог!

Кларк повествует об одном годе из жизни молодого лейтенанта Алана Бишопа, недавно окончившего радарные курсы и получившего назначение в секретное подразделение службы наземного контроля (СНК) за посадкой самолётов. Автор ведёт нас через удачи и разочарования, дружбу и любовь, страхи и сомнения, убедительно показывает взросление и возмужание главного героя, заставляя сопереживать ему и прочувствовать маленький мир аэропорта его глазами. Произведение, что называется, «берёт за душу», к концу повествования читатель сам, вместе с Аланом, ощущает себя частью команды СНК.

Запомнилось объяснение автором разницы между выдающимся талантом и гением.

Рекомендую к прочтению, не пожалеете потраченного времени, тем более оно пролетит незаметно, надо только немного втянуться в канву повествования.

Pride1983, 18 апреля 2020 г. в 17:28

Мне, честно говоря, тоже показалось, что из данного рассказа вышел бы отличный роман, описывающий шестьдесят лет альтернативной истории развития человечества.

Трудно раскрыть персонаж и убедительно преподнести читателю его стремления, надежды и переживания в форме короткого рассказа, но авторам отчасти это удалось. Например, хорошо передана грусть об ушедшем времени и молодости, возможно, это переживания самого Кларка.

Два момента кажутся излишне оптимистичными в мире будущего. Во-первых, слишком утопичное развитие событий и резкое изменение человечества в лучшую сторону. Во-вторых, резкий прорыв во всех областях — освоение Солнечной системы, полёт к звёздам, слияние разумов. Вряд ли одно, даже гениальное изобретение, даст такой быстрый толчок для развития человечества. По-любому возникли бы какие-то «подводные камни». Тем более рассказ написан в конце двадцатого века, когда стало ясно, что с наскока космос не покорить, пусть и в альтернативной истории.

Символично и интересно, что один из последних рассказов Кларка использует идею, встретившуюся в чуть ли не первом его рассказе — «Путешествие по проводам». Как говорится, круг замкнулся, круг гениального творчества одного из корифеев научной фантастики.

Pride1983, 10 апреля 2020 г. в 10:55

Почти все короткие произведения Кларка только выиграли, когда автор переписывал их в полноценный роман. «Молот Господень» явно из их числа. Согласен с нижеотписавшимися, что рассказ похож на схематический и сухой набросок, лишь обозначив векторы развития произведения. Ни главного героя Сингха, ни возмутителя спокойствия Кали читатель так и «не прочувствовал». В романе было гораздо больше занятных происшествий и подробностей, касающихся астероида, устройства нового мира, развитие мировых религий. Да и персона Сингха хоть как-то была раскрыта. Чего стоит хотя бы эпизод с лунным марафоном, который вполне мог стать неплохим самостоятельным рассказом. Так что рассматривать данный рассказ можно только в качестве «краткого содержания». Роман же, несомненно, рекомендую к прочтению.

Pride1983, 07 апреля 2020 г. в 09:36

Юпитер — одна из любимейших тем автора. В первую очередь в творчестве Кларка он ассоциируется с циклом «Космическая одиссея». Перечитайте главу 38 (Океанская пена) из «Одиссеи 2010», написанной десятилетием позже. Описание атмосферы и форм жизни в ней очень схожи. В рассматриваемой повести это описание гораздо более подробное и яркое, что неудивительно, ведь здесь вокруг него строится всё произведение, а в романе это лишь маленький, но запоминающийся, эпизод в повествовании.

Повесть «Встреча с медузой» удалась на все сто. Пусть первая часть с дирижаблем и катастрофой показалась немного нудной, всё это с лихвой компенсировала вторая часть повести — путешествие главного героя в водородно-гелиевой атмосфере Юпитера. Вроде бы большую часть времени ничего, кроме описания чудес атмосферы Юпитера и гипотетических живых существ, не происходит, но читается всё это взахлёб. Любителям «твёрдой» научной фантастики и цикла «Космическая одиссея» однозначно рекомендую.

Pride1983, 06 апреля 2020 г. в 10:18

Путешествие по Гималаям с его великолепными восьмитысячниками само по себе вызывает интерес, а если оно сдобрено любопытной научно-фантастической идеей и приключенческой фабулой, то интересно вдвойне. Нетривиальный главный герой, занятное изобретение, возможность побывать на «крыше мира» и восхититься открывающимися красотами стоит того, чтобы прочитать этот несколько необычный рассказ.

Pride1983, 06 апреля 2020 г. в 10:04

В этот раз Кларк нарисовал довольно мрачную картину. Один из кораблей марсианской экспедиции после завершения своей миссии отправился обратно к Земле, а другой потерпел катастрофу теперь и не сможет улететь с «красной» планеты, оставив пятерых членов экипажа в ловушке и обрекая их на неминуемую гибель. Автор показал нам спокойную решимость оставшегося в живых космонавта, который, несмотря на свою предрешённую участь, собирается запечатлеть для потомков уникальное прохождение Земли по диску Солнца. Ради того, чтобы ему хватило кислорода, четыре его товарища пожертвовали жизнями. И он не подвёл своих товарищей, вписав весь экипаж в историю. Спустя века их будут помнить, как помним мы великих землепроходцев и мореплавателей прошлого, ведь один из них первым увидел прохождение Земли.

Рассказ напомнил эпизод из «Космической одиссеи», когда китайский корабль «Цинь» попал в похожую ситуацию на спутнике Юпитера Европе.

Pride1983, 06 апреля 2020 г. в 09:45

Предположение о длине жизни на Луне весьма любопытно, хотя наверняка всё не так просто, как кажется на первый взгляд. В силу вступит много факторов и особенностей человеческого организма, которые учёный сразу не приняли в расчёт. Согласен, что для человека важна не только продолжительности жизни, но и её содержание, иначе все давно бы уже кинулись в высокогорные районы, где по статистике люди живут гораздо дольше. Так что истерия на Земле после разглашения тайны явна надумана. Рассказ всколыхнул в памяти эпизод из раннего романа Кларка «Пески Марса», где у главного героя было подозрение на заговор учёных.

Как итог — короткий и простой, но небезынтересный рассказ, побуждающий к размышлениям.

Pride1983, 06 апреля 2020 г. в 09:35

Интересная идея — сравнить телефонную сеть с нейронной сетью мозга. Что касается излишней автоматизации и компьютеризации, то она, несомненно, несёт в себе угрозу, но, как мне кажется, не с той стороны, которую указал нам Кларк в рассказе, а в плане общего регресса населения.

Pride1983, 02 апреля 2020 г. в 23:57

После ознакомления с рассказом на память приходят два романа мэтра на морскую тематику — «Большая глубина» и «Призрак исполина». По духу повествования «Сверкающие» ближе к последнему, да и судьбы главных героев схожи. Гигантский спрут — связующее звено этих трёх произведений, но здесь читателю не удалось с ним встретиться, в отличие от главного героя. Зато тут Кларк снабдил этих существ возможностью оригинального общения между собой, да и в принципе с человеком.

Pride1983, 02 апреля 2020 г. в 23:50

Идею с полуразумными обезьянами автор позже использовал в своём шедевре «Свидание с Рамой». Здесь же перед нами занятный и поучительным юмористический рассказ. Как говорится — не рой яму другому.

Pride1983, 02 апреля 2020 г. в 23:47

История преданности, дружбы и верности в фантастическом антураже. Человек сделал свой выбор, но теперь у него никогда не будет такого друга, только останутся в памяти эти карие бескорыстные глаза.

Pride1983, 02 апреля 2020 г. в 23:43

Данное произведение написано через год после знаменитой «Лунной пыли», у них много общего, хоть здесь действие и происходит в космосе, а не на Луне. Этот рассказ является как бы «Луной пылью» в миниатюре. Именно такие истории у меня в первую очередь и ассоциируются с Кларком — прекрасные описания игры света и тени на Луне и Земле, напряжённость повествования, череда казалось бы неразрешимых препятствий, которые автор ставит перед своими героями. И если всё это наложено на строго научную основу без бредовых теорий и идей, тогда точно получится образцовая история от мастера, каким и вышел рассказ «Второй Мальмстрем». И пусть была уверенность, что всё для главного героя закончится благополучно, от чтения было не оторваться. Порадовала замечательная и трогательная отсылка к вышеупомянутому роману — Клифф везёт своему сыну банку с лунной пылью. Несомненно рекомендую к прочтению.

Pride1983, 01 апреля 2020 г. в 10:56

В рассказе действия происходят на Венере, не избалованной вниманием Кларка. Образные описания миров, к которым автор нас приучил, присутствуют и здесь. От повествования веет духом первопроходства и неизвестности. Согласен с предыдущим отзывом — очень странное поведение учёных в концовке рассказа, у Кларка обычно такого не встречается. Хотелось бы другого завершения произведения, более логичного, пусть и потерялся бы драматизм. Оставалась надежда, что на другом полюсе Венеры тоже есть ростки жизни, которые не пострадали от действий землян, но автор тут же разбил и эту надежду. И всё-таки, несомненно, через какое-то время жизни на Венере будет дан ещё один шанс, если человек снова так нелепо не вмешается.

Читайте также:  кредитный рейтинг стран fitch

Pride1983, 01 апреля 2020 г. в 10:37

Рассказ о мечте, которая стала явью. Маленький мальчик пронёс эту мечту через всю свою жизнь и стал свидетелем её осуществления. А ведь если бы его отец не бросил семью, то скорее всего не появился бы этот сильный и волевой человек, сделавший в итоге свою мечту достоянием всего человечества. Как всегда у Кларка шикарные описания космических тел — на этот раз Сатурна и его системы колец.

Pride1983, 01 апреля 2020 г. в 10:32

Любопытная философская притча с фантастическим антуражем. Сенатор Стилмен, потратил всю свою жизнь и принёс в жертву обычные человеческие радости ради одной цели — власть. Но когда он узнаёт, что ему из-за болезни сердца отпущено не больше полугода, то кардинально меняет свой образ жизни и заново познаёт простые прелести бытия. В итоге при появлении надежды на выздоровление сенатор решает оставить всё как есть. Это решение пришло к нему не сразу, но, ощутив искреннюю и бескорыстную любовь своих внуков, он не смог обмануть их ожидания и претерпеть обратную метаморфозу, хотя уже был готов к ней. Сильное решение сильного человека, нашедшего хотя бы в конце жизни её смысл, что удаётся далеко не каждому.

Идея космического госпиталя уже встречалась у Кларка в более раннем романе «Острова в небе» и встретится в более позднем — «Космическая одиссея 2061».

Мораль данного рассказа — научиться ценить отпущенное тебе время и радоваться простым вещам, не замечаемых нами, но которые сами по себе являются чудом, например, восходу и закату, окружающему нас мире и природе, да хотя бы голубому небу над головой. Ведь когда наше время закончится, все в отчаянии поймут, что тратили его на какую-то ерунду и не замечали главного.

Pride1983, 24 марта 2020 г. в 13:43

Пронзительная история борьбы за выживание Колина Шеррарда, волею несчастного случая оказавшегося на Икаре, ближайшем к Солнцу астероиде, один на один с надвигающимся смертоносным восходом. Кларку всегда удавались запоминающиеся описания космических тел — Луны, Марса, Юпитера, Земли из космоса, вот и здесь эффект присутствия поразительный. Поневоле представляешь себе жар на поверхности Икара, от которого плавится камень, не говоря уже о хрупком человеческом существе. В малой форме автор умудрился передать целую гамму эмоций и чувств — от отчаяния до ликования. В итоге мы получили образцовый рассказ в жанре твёрдой научной фантастики.

Pride1983, 22 марта 2020 г. в 01:01

Данное произведение — предтеча более позднего романа. Хоть многие и считают, что роман писать не следовало, так как повесть вполне самодостаточна и не содержит лишней «воды», чем грешит роман, восприятие этих двух произведений немного разное. Да, сюжет у них в целом почти одинаковый, пусть и с изменёнными именами всех персонажей, но короткая повесть не смогла влюбить меня в мир Талассы и позволить погрузиться в его безмятежность и покой. Возможно здесь сыграл тот фактор, что роман был прочитан первым, а первое впечатление, как известно, самое сильное. Тем не менее роман стоит прочитать хотя бы из-за некоторых запоминающихся моментов, отсутствующих в повести, которые до сих пор стоят перед глазами. Например, присутствие в течение нескольких поколений в небе Талассы стремящегося к своей цели «Магеллана» или пробуждение Лорена (Леона) при достижении Сагана-два.

Также хочется отметить, что в повести более остро поставлена извечная проблема, встречающаяся во многих произведениях Кларка: что лучше — отправиться в неизвестность навстречу неведомым опасностям и созидать там новую жизнь или спокойно жить в уютном и привычном мире.

Pride1983, 20 марта 2020 г. в 23:12

Любопытный рассказ с неожиданной концовкой. Почему-то был уверен, что причиной всему так или иначе является обнаруженный спутник, к которому направлялся главный герой. Я бы не назвал этот рассказ юмористическим, лишь концовка оказалась довольно курьёзной. В остальном вполне серьёзная короткая зарисовка с стиле сборника «По ту сторону неба».

Pride1983, 17 марта 2020 г. в 09:03

Эти пять минут они запомнят на всю жизнь. Пять минут, в течение которых они наблюдали за самой удивительной из существующих форм жизни. И пусть другие сомневаются — живое ли существо предстало перед их глазами — они точно знают ответ, знают наверняка. После будет долгий и кропотливый анализ полученных данных, но это уже другая история, которая не сможет поколебать их уверенность.

malin, 10 марта 2020 г. в 17:27

Pride1983, 03 марта 2020 г. в 13:41

Красивый и грустный рассказ описывает посещение в XXVI веке туманности Феникс космическим кораблём с Земли. Экспедиция изучает причины и следствия случившейся шесть тысяч лет назад крупной катастрофы — взрыва сверхновой звезды, находит на единственной сохранившейся дальней планете собрание артефактов погибшей цивилизации, которая подозрительно напоминает земную. Немного странно, что эта цивилизация показалась исследователям более развитой, чем человеческая, но не освоила межзвёздные перелёты. Не думаю, что вера главного героя в итоге сильно поколебалась, просто у него появились вопросы и душевные терзания, которые всегда были присущи всем людям, особенно верующим. Верующие и неверующие останутся при своём мнении, так как объяснить и интерпретировать произошедшую катастрофу можно по-разному.

Pride1983, 18 февраля 2020 г. в 21:39

Данный рассказ, позже искусно переработанный автором в полноценный роман, выглядит как выхваченная глава из последнего. В такой короткой форме конечно невозможно описать интересный мир будущего, прекрасно изображённый Кларком в одноимённом романе, а также понять его и в полной мере им насладиться читателям. Это как раз тот самый случай, когда доработанное позже произведение полностью оправдало своё появление на свет, в отличие, к примеру, от «Земного света».

Pride1983, 18 февраля 2020 г. в 21:32

Да, несомненно, рассказ стал предтечей шедевра Кларка «Свидание с Рамой». Экспедиция к космическому объекту искусственного происхождения с целью изучения и исследования, грандиозный мир, раскинувшийся под внешней оболочкой, — вот основные общие черты, связывающие эти два произведения. Главное отличие — в настроении повествования. Если рассказ написан в полушутливых и местами юмористических тонах, то в «Свидании с Рамой» уж точно нет места для иронии. Как-то уж очень буднично происходит знакомство с неизвестным миром у экипажа корабля «Арнольд Тойнби», не чувствуется прикосновение к неведомому и необъяснимому, к тому же о «культуре Х» уже было известно не так и мало. Рассказ будет интересен в первую очередь для поклонников творчества автора.

Pride1983, 18 февраля 2020 г. в 21:18

Прочитав данный рассказ, не заметил сильного сходства, как в рассказе «Часовой», с началом эпопеи «Космическая одиссея». Абсолютно разный антураж, время действий, да и сам контакт разительно отличается. В целом же довольно интересная история встречи двух цивилизаций — одной на заре, а второй на закате существования. Немного смущает, что пришельцы из других миров очень похожи на нас, но этот момент особо не портит общее впечатление от рассказа.

Pride1983, 11 февраля 2020 г. в 22:05

Немного необычный рассказ для творчества Кларка. Обычно в своих произведениях автор превозносит технологии, ставя их чуть ли не на место религии. Технологии двигают прогресс и человечество в своём развитии и сулят светлое и справедливое будущее, в частности покорение космоса. Здесь же мы видим обратную картину, изображённую очень схематично. С некоторыми оговорками можно провести параллель с рассказом «Внутренние огни», где новое изобретение тоже привело к печальным последствиям, но идеи и настрой этих произведений слишком уж несхожи.

В целом рассказ не произвёл ожидаемого эффекта, как-то слишком буднично наступил «конец света» (наступил ли?), и при всём моём глубоком уважении к Кларку я не понимаю ажиотажа вокруг данного произведения. Всё-таки похоже, что автор не был серьёзен при его создании, написав его в неком иронично-пародийном стиле.

Pride1983, 11 февраля 2020 г. в 21:00

Красивый и атмосферный рассказ. Так и предстают снова перед глазами отец и сын, смотрящие с безжизненной поверхности Луны на некогда цветущую планету, колыбель цивилизации. Спустя много веков, когда Земля снова станет пригодна для жизни, это будет уже не возвращение на Родину, которой давно станет Луна, а колонизация планеты из легенд, овеянных седой стариной и проступающих из генетической памяти долгой череды поколений.

Pride1983, 04 февраля 2020 г. в 22:48

Интересный рассказ про поездку семьи профессора Мартина на Луну. Пусть он и носит некий созерцательный характер, но, несомненно, побуждает читателя, как и главную героиню произведения Дафну, дочь профессора, влюбиться в романтику жизни лунных первопроходцев и величие необъятного звёздного клада космических бриллиантов. И всё-таки одно важное событие за время «каникул» произошло. Один из исследователей обнаружил на поверхности Луны нечто вроде окаменевших кораллов, живых или мёртвых — вопрос остался открытым. Эта находка наверняка наделает шороху в научном (и не только) мире.

Рассказ явно написан для юношества и очень сильно перекликается с другим произведением Кларка — романом «Острова в небе», вышедшим из-под пера автора годом позже.

Pride1983, 04 февраля 2020 г. в 22:34

Довольно зловещий рассказ про человека, оказавшегося в кромешной темноте чужой планеты и вынужденного возвращаться в таких условиях в космопорт. Хоть человечество уже покорило Галактику и с лёгкостью пересекает её от края до края, первобытная боязнь темноты и проистекающие отсюда страхи никуда не делись, к тому же на эту благодатную почву попали семена сомнений, посеянные историей старого клерка о чудовищах, якобы обитающих на этой безжизненной с виду планете. От рассказа веет духом пионеров-первооткрывателей, ступивших на малоисследованную планету на краю Галактики, не раскрывшую ещё все свои тайны, где даже звёзды почти не дают света. И всё-таки в конце пути Армстронга действительно настигло реальное существо, а не фантом из его страхов — внимательно перечитав последний абзац практически убедился в этом.

Pride1983, 29 января 2020 г. в 17:07

Данный рассказ — предтеча культового произведения Кларка «Конец детства». В целом он повторяет первую часть романа. Но, как уже заметили читатели, в подавляющем большинстве ознакомившиеся с этим рассказом уже после прочтения романа, несколько важных штрихов у них различаются. В конце рассказа, где Попечитель обещает людям будущее участие в межзвёздных перелётах и видное место в их космической миссии, перспективы человечества видятся совсем другими, чем они в итоге обернулись в романе, лучше или хуже — это спорный вопрос, просто другими. Рассказ вполне самодостаточен, он обрывается на самом интересном месте, позволяя читателю дальше уже самому дорисовать дальнейшие события, например, что будет через пятьдесят лет, когда Властелины наконец покажутся человечеству. Очень яркий пример, как две строчки могут изменить суть и смысл целого произведения. Похоже, что «Конец детства» мог стать совсем другим.

Pride1983, 29 января 2020 г. в 16:49

Любит Кларк перерабатывать свои произведения! В очередной раз мы наблюдаем переделку ранней работы в более масштабное полотно. Больше подробностей в описании, лучше проработанный главный герой, немного изменённая концовка — Владыка встретил после пробуждения не насекомообразных существ, а человека-философа Тревиндора, опередившего его в развитии на целую бездну времени и изгнанного за инакомыслие в ещё более далёкое будущее. Запомнились виды и пейзажи затихшей умирающей Земли и потускневшего старого Солнца.

Pride1983, 29 января 2020 г. в 14:54

«Дорога к морю» всё-таки скорее повесть, чем рассказ.

Начну со сравнения (от этого никуда не деться) со знаменитым шедевром Кларка. Деревня Чалдис — некий сплав Диаспара и Лиза из романа «Город и звёзды». Жители обитают в сельской местности, в небольших домиках, ведут большей частью патриархальный образ жизни, но при этом используют многие технические блага прошлых поколений, к примеру, интегратор, хранилище знаний, «умный дом» и другие. Общее у всех этих трёх населённых пунктов — застой, против которого так упорно бьётся Олвин в романе «Город и звёзды» и который так настойчиво защищает Брент в рассматриваемом произведении. Сравнение этих двух главных героев также неизбежно, они олицетворяют собой две разные человеческие натуры. Не все люди хотят перемен, многим, таким как Брент, вполне уютно и комфортно жить в своём знакомом и милом сердцу маленьком мирке, и весьма глупо их за это осуждать. Других, как Олвин, во все века тянуло прочь от своей «тихой гавани», они готовы бросить всё привычное и понятное, покинуть зону комфорта и уйти в неизвестность, надеясь обрести там новую и более интересную жизнь. Естественно, без таких людей не случалось бы крупного прогресса в развитии человечества, но мир не может существовать без первых, как не может он существовать и без вторых. Таким образом, Кларк показывает нам через Олвина и Брента два разных взгляда на жизнь.

Автор изобразил весьма уютный и незамысловатый мир с простыми радостями. Жизнь в Чалдисе схожа с уже упоминаемым Лизом, а также Талассой из романа «Песни далёкой Земли».

В концовке произведения вполне хватило бы простой встречи Брента со звёздными гостями, которые могли бы предложить главному герою полететь с ними в космос и увидеть своими глазами красоту и величие Вселенной и похвастаться своими достижениями. «Страшилка» про сигма-поле выглядит здесь несколько чужеродной, можно сказать, что она «не зашла» в канву повествования, но Кларк всё-таки решил «ввернуть» в концовке что-нибудь этакое.

Pride1983, 21 января 2020 г. в 16:26

У повести «Лев Комарры» прослеживается определённое сходство с романом «Город и Звёзды». Пейтон, как и Олвин, стремится к новым (или хорошо забытым старым) знаниям, спасая общество от застоя, причём в обоих случаях этот механизм был заложен создателем города, соответственно, Комарры и Диаспара, управляющихся с помощью искусственного интеллекта.

Любопытная мысль о городе, в котором люди полностью отрешаются от суровой реальности и погружаются в свои потаённые мысли и мечты, порой вызывающие отвращение у стороннего человека, что и произошло с главным героем. Пожалуй, во все времена нашлось бы немало желающих погрузиться в свои заветные грёзы, вытесняющие хмурую действительность.

Повести «Да не настанет ночь», которую позже автор развил в «Город и звёзды», и «Лев Комарры» написаны примерно в одно время, вполне можно считать их звеньями одной цепи, пусть первое произведение и несколько глубже, масштабнее и эпичнее.

Pride1983, 21 января 2020 г. в 14:14

Pride1983, 20 января 2020 г. в 23:31

Рассказ с оттенком фэнтези о человеке, который все свои силы и ресурсы потратил на разгадку тайны Стены, будоражившей умы целой планеты. Интрига с казавшейся интересной (т. е. более интересной) развязкой в итоге обернулась эдакой «занимательной математикой». Можно было бы связать Стену или пространство за ней с упоминаемой в тексте более развитой цивилизацией, ранее населявшую планету, но эта возможная связь осталось за рамками повествования. Но всё же в целом этот довольно простенький рассказ оставил благоприятное впечатление. Судя по всему, Стена действительно является предтечей и прообразом знаменитого монолита из «Космической одиссеи».

Источник

Adblock
detector