лучшие прог метал группы
музыка Progressive metal
Dream Theater
1 100 218 слушателей
Группа, известная в будущем как «Dream Theater», была сформирована в 1985 году гитаристом Джоном Петруччи, бас-гитаристом Джоном Маянгом и…
1 805 035 слушателей
Tool (рус. Инструмент) — американская альтернативная метал-группа, образованная в 1990 году в городе Лос-Анджелес, штат Калифорния. Tool…
Opeth
887 997 слушателей
Opeth — прогрессив-метал-группа из Швеции. Для ранней музыки Opeth характерно тяжёлое дэт-металическое звучание с добавлением мелодичных…
Mastodon
Mastodon — американская метал-группа из Атланты, в звучании которой соединились сладж, грув и прогрессив-метал с элементами стоунера.…
Pain of Salvation
История Pain of Salvation берет свое начало в 1984 году, когда в небольшом шведском городке Eskilstuna 11-летний вокалист и гитарист Daniel…
Meshuggah
499 277 слушателей
Ayreon
319 306 слушателей
«Ayreon» является, по существу, сольным проектом талантливого нидерландского мультиинструменталиста и композитора Арьена Энтони Лукассена.…
Symphony X
Katatonia
Музыкальный коллектив Katatonia начал свою деятельность в 1991 году в городе Стокгольм, Швеция, в формате дуэта. Основали группу Йонас «Лорд…
Amorphis
470 579 слушателей
Amorphis — финская англоязычная метал-группа.
Для первых альбомов группы было характерно соединение финской народной музыки с…
Anathema
Anathema — британская рок-группа, образованная в Ливерпуле в 1990 году.
Образование группы, раннее творчество
Группа была образована в 1990…
Porcupine Tree
864 357 слушателей
Porcupine Tree — английская группа, играющая прогрессивный рок, основана в графстве Хартфордшир, Англия. Это самый успешный музыкальный…
Between the Buried and Me
356 836 слушателей
Between the Buried and Me (сокр. BTBAM) — американская прогрессив-метал-группа. Она была образована в 2000 году в Роли, столице Северной…
Queensrÿche
490 979 слушателей
Прогрессив-метал-группа Queensrÿche была основана в 1981 году в городе Беллвиль, штат Вашингтон, находящемся недалеко от Сиэттла.
Начало…
Cynic
198 976 слушателей
«Cynic» – одна из самых неординарных групп в истории тяжелой музыки. Эта команда, выросшая на брутальной дэт-металлической сцене Флориды,…
Nevermore
Смешав пауэр и традиционный хеви с современными ритмами, «Nevermore» заняли свою нишу в мире рок-музыки. Эта группа из Сиэтла появилась на…
Американская команда «Isis» была сформирована в 1997 году, в Бостоне, Массачусетс. Изначально группу представляли Аарон Тёрнер…
Gojira
535 089 слушателей
Riverside
Riverside — progressive-rock-группа из Варшавы, Польша. Три бравых парня: Mariusz Duda, Piotr Grudziński и Piotr Kozieradzki разделяли огромную…
Devin Townsend
268 697 слушателей
Де́вин Га́ррет Та́унсенд (англ. Devin Garrett Townsend, родился в городе Нью-Вестминстер 5 мая 1972 года) — канадский певец, гитарист и…
Liquid Tension Experiment
268 176 слушателей
Прогрессивный суперпроект «Liquid tension experiment» был создан в конце 1997 года четырьмя выдающимися музыкантами. Участник «Dream theater»…
музыка Progressive death metal
Opeth
887 997 слушателей
Opeth — прогрессив-метал-группа из Швеции. Для ранней музыки Opeth характерно тяжёлое дэт-металическое звучание с добавлением мелодичных…
Death
575 335 слушателей
1) Death (англ. — Смерть) — дэт-метал группа, основанная в 1984 году в США и распавшаяся в 2001 году из-за смерти её основателя Чака…
Gojira
535 089 слушателей
Cynic
198 976 слушателей
«Cynic» – одна из самых неординарных групп в истории тяжелой музыки. Эта команда, выросшая на брутальной дэт-металлической сцене Флориды,…
Atheist
120 278 слушателей
Стояло жаркое флоридское лето 1984-го когда на местной сцене появилась очередная тяжелая команда под названием «Oblivion». Банда эта,…
Edge of Sanity
Шведская металическая банда «Edge of sanity» прославилась в основном благодаря своему лидеру, вокалисту Дану Сванё. Дан – довольно…
Obscura
The Faceless
163 499 слушателей
The Faceless – это technical death metal-формация из Лос-Анджелеса, меняющая свой состав чуть ли не раз в полгода, неустанно поражающая своих…
Necrophagist
169 426 слушателей
В начале 1992 года житель славного города Штутгарта Мухаммед Суичмез организовал проект «Necrophagist», целью которого являлось скрещивание…
In Mourning
Как одна из лучших новых групп из Швеции за последние годы, In Mourning доказывает, что еще можно писать прогрессивный и мелодичный…
Orphaned Land
154 276 слушателей
Augury
Pestilence
Pestilence — нидерландская дэт-метал-группа, позже добавившая в свою музыку элементы джаз-фьюжна. До своего распада в 1994 году Pestilence…
Sadist
Итальянская команда, исполняющая музыку, которую можно определить как прогрессивный дэт-метал, была основана в 1991 году на развалинах…
Into Eternity
Группа основана в Regina, Saskatchewan (Канада) в конце 90-х. INTO ETERNITY сначала привлекли внимание маленького голландского лейбла,…
In Vain
In Vain — норвежская progressive death/black metal-группа, которая была основана в городе Кристиансанн, Норвегия, в 2003 году Джонаром…
Becoming the Archetype
История группы Becoming The Archetype началась с 1999-го в Джорджии, когда она еще называлась The Remnant, и в ее составе играли Jason…
Be’lakor
Мелодик/прогрессив-дэт-метал-группу из Мельбурна Be’lakor быстро расценили как одно из самых многообещающих и творческих металлических…
Gorod
Hacride
Akercocke
Эта лондонская команда выработала свой собственный стиль, приготовив брутальный дэт-блэк-коктейль с легким привкусом электроники. Кроме…
Прогрессив-метал: 25 альбомов, которые стоит послушать
От песни со строчкой « Xbox — мой бог» до полуторачасовой метал-оперы, которую можно назвать «Головоломкой» про взрослых.
Прогрессив-метал, мягко говоря, очень неоднородный поджанр метала. Википедия пишет про огромную разницу между звучанием многих групп и приводит в качестве примера King’s X и Opeth. Но всё намного интересней: между соседними треками от одной и той же группы на одном альбоме легко встретить бездну различий. В прог-метале даже куски одной и той же песни нередко звучат так, будто они из пяти разных жанров.
Чтобы вам было чуточку проще сориентироваться в этом хаосе, здесь мы расскажем о двадцати пяти альбомах, которые рекомендуем послушать для начала тем, кто ещё слабо знаком с этим прог-металом. Да, все формы прогрессив-метала не получится охватить, уж слишком он разнообразен — но зато вы познакомитесь со многими замечательными представителями этого направления.
В списке действует правило: одна группа — один альбом. Альбомы пойдут в странном порядке, от более старомодного звучания к более современному, от более спокойных — к более экстремальным и рычащим. Пускай это очень условная схема, всё-таки для многих будет легче начинать не с дэт-метала с джазовыми гармониями, а с чего-то более привычного.
Если кратко, то прогрессив-метал зародился ещё в середине 80-х, когда группы вроде Fates Warning и Queensrÿche экспериментировали с хеви-, трэш- и спид-металом. Они понемногу привносили туда идеи из прогрессив-рока — то есть эксперименты со структурами композиций, нестандартные ритмы и мелодии, непривычную настройку инструментов, элементы фолка, джаза, музыки эпохи барочной и прочей музыки прошедших эпох.
Когда в 90-х задумались о терминологии новых поджанров метала, полную экспериментальщину выделили в отдельную категорию авангардного метала. Между прогрессивным и авангардным металом очень тонкая грань, которую многие исполнители то и дело перешагивают из стороны в сторону. Но принято считать, что прог-металлисты скорее улучшают техники исполнения других стилей, когда авангарду больше по душе хаос попрания всех возможных устоев.
Хотя Fates Warning и Queensrÿche — отличные группы, которые сформировали основы прог-метала, всё-таки их творчество 80-х сейчас уж слишком походит на традиционные хеви-метал, трэш-метал и спид-метал. Эти поджанры влияли на прог, он взамен влиял на них — и в итоге получилась ситуация, когда не так-то просто сходу понять разницу между музыкой Fates Warning и, например, классическими альбомами той же Iron Maiden.
Так что первым альбомом в подборке пускай будет Nothingface 1989 года от канадской группы Voivod. Это уже походит на просто более тяжёлую версию прог-рока — что особенно подчёркивается кавером на Astronomy Domine от Pink Floyd. Трэш-метал с нетрадиционными для него рифами, футуристичное звучание, отсутствие структуры куплет-припев, кардинальная смена ритма внутри песен. И как вишенка на торте — отсылки к Стравинскому.
Предлагаем закрыть тему прог-метала 80-х пропитанным христианскими аллегориями альбомом Gretchen Goes To Nebraska. В своё время он не пользовался особой популярностью, но спустя годы видно, насколько King’s X предвосхитила звучание многих прог-метал групп. Не столь быстрое исполнение или агрессивное звучание, как у собратьев по зарождающемуся стилю, но зато более разнообразное звучание и большее число инструментов: помимо привычных электрических гитар и барабанов King’s X использовала деревянную флейту, ситар и дульцимер.
Хотя прог-метал сильно популяризировала Queensryche своим большим хитом Silent Lucidity ещё в 1990 году, по-настоящему моду на прог-метал ввела Dream Theater со своим вторым альбомом.
Dream Theater по сути взяла наработки предшественников и улучшила буквально каждый аспект, отличающий этот стиль. Как результат, их пластинка определила на десятилетия вперёд то, как будет звучать значительная часть прог-метала. Первая же песня альбома, Pull Me Under — чуть ли не самая известная композиция поджанра, которой вдохновлялись многие сотни музыкантов. А Джон Петруччи с той поры превратился в самого знаменитого гитариста прогрессив-метала.
Если Dream Theater определила более или менее «чистое» звучание прог-метала, то Symphony X смешала эту формулу с европейским пауэр-металом и неоклассический металом, где музыканты пишут композиции, вдохновляясь старой академической музыкой. К третьему альбому группа настолько поднаторела в такой смеси, что в итоге получилась одна из лучших пластинок прогрессив-метала 90-х.
Вот мы и наконец-то подошли к одной из любимых фишек прог-металлистов — концептуальным альбомам.
Shadow Gallery нашла свой способ играть прог-метал с примесью пауэра. Но вот что помогло раскрыться этому звучанию по новой в Tyranny, так это сюжет, который развивается на протяжении всего альбома. Да, сюжеты в концептуальных альбомах практически никогда не впечатляют сами по себе, но они хорошо помогают взять какую-то тему и раскрыть её с самых неожиданных музыкальных сторон.
Всю эмоциональность этой истории легко прочувствовать хотя бы по мрачноватой и в то же время эпической песне New World Order. В ней главный герой узнал от анонимного правительственного агента о существовании Нового Мирового Порядка, что контролирует все СМИ и следит за всеми — в том числе и за ним. Даже как-то странно, что про эту песню не вспоминали во время скандала со Сноуденом.
We’ve monitored transmissions
We calculate your moves
Did you really think you’re hidden from our sight?
Your name’s been added to a list that’s been compiled
Our agency considers you a risk
Чтобы не застревать подолгу в классике прог-метала, давайте сразу же ненадолго перенесёмся из 1989-го в 2015-й и послушаем дебютный альбом Umpfel. Пожалуй, это самая малоизвестная группа в списке — но их дебютник всё равно можно назвать одной из лучших прог-метал пластинок десятилетия: не часто увидишь в поджанре столько энергии и жизнерадостности. Даже в треке о том, как человек сходит с ума от бессонницы, пока считает овец.
Running for my life
Then suddenly a gun store rises from the ground
I went in and bought a knife
Now, little lumps of wool, let’s party!
Let’s party…
Но уж точно его главный проект — Ayreon. Группой это называть сложновато, так как из хоть сколько-то постоянных участников только сам Люкассен — но зато там в записи альбомов успели засветиться участники львиной доли этой подборки.
Большая часть альбомов Ayreon развивает один большой сюжет: от путешествия во времени и неудачной попытки спасти человечество от самоубийственной войны в 2077 году — до создания человечества расой, лишённой эмоций, от быта последнего человека — до зарождения жизни во вселенной.
Ещё можно поспорить о том, какой альбом Ayreon стоит назвать лучшим, но уж точно для знакомства с проектом идеально подходит именно The Human Equation. Это метал-опера о человеке, которому в коме только и осталось, что вспоминать своё прошлое и выслушивать комментарии своих эмоций. До самых последних секунд The Human Equation — абсолютно независимая история, но финал можно считать лишь крохотной отсылкой к другим работам автора.
Когда к концу 90-х любители прог-метала начали уставать от потока клонов Dream Theater и заигрываний с пауэром, Pain of Salvation обращалась к самым-самым истокам и вдохновлялась прогрессив-роком 70-х. Так группа превратилась в одну из самых видных на арене прог-метала.
Их альбом The Perfect Element I получился особенно эмоциональным. Таким и должен быть альбом, посвящённый жизни эмоционально сломленных людей, наполненной трагедиями, болью и отчаяньем.
Продолжим ещё более мрачным Second Life Syndrome, который фактически превратил Riverside в одну из главных прог-метал групп «нулевых». Что бы они не исполняли, всё получается насыщенным и смачным — даже если лирический герой песни преисполнен бесконечной грустью. А уж когда они играют отчаяние — то держитесь, это будет исполнено со всей возможной страстью.
Несмотря на экспериментальную суть прог-метала, проблема обилия групп, уж слишком похожих друг на друга, не исчезла и в прошлом десятилетии. Leprous — одно из исключений. Уже ко второму альбому она превратились в олицетворение всего лучшего, что есть в современном прогрессив-метале. Резкие перепады настроения песен, эмоциональность, напористое и неспокойное звучание — всё, что нужно для того, чтобы создать отличный прог-метал альбом, который хочется переслушивать раз за разом.
Ещё один молодой представитель современного прогрессив-метала, драматичный и переменчивый. Послушайте хотя бы то, как переливаются мелодии в песне Dead Rope Machine.
Начинается всё спокойно, пускай и меланхолично. Затем резко усиливается накал страстей — а вскоре буквально за две секунды всё возвращается обратно. Спустя некоторое время цикл повторяется — но тут же песня превращается в крик и почти что беспорядочную отбивку по барабанам, что плавно переходит в ритмичную спокойную мелодию. Темп ритма нарастает и нарастает, всё снова трансформируется в крик и хаос — тут всё стихает, остаётся лишь тихий грустный перебор на гитаре.
Во многом именно за подобные композиции хочется слушать прог-метал.
Когда большинство прог-метал групп остаются известными только в одной своей нише, Porcupine Tree умудрилась прославиться далеко за пределами фан-базы прогрессив-метала. Вы, возможно, даже слышали одну их песню во время титров Control — кстати, это заглавная композиция как раз с альбома Fear of a Blank Planet.
Как Porcupine Tree только не называли: и «современной Pink Floyd», и «наследниками старого прог-рока». Но из всех этих отзывов главное запомнить только то, что они сильно осовременивали прог: актуальные темы, звучание, вдохновлённое Nine Inch Nails, Neurosis и прочими.
А ещё двумя строчками из первой композиции можно подводить итоги E3 2021 года:
Xbox is a god to me
A finger on the switch
Продолжаем список самых известных прог-метал групп. Tool вы могли знать хотя бы по их странным клипам, что не так уж редко крутили по телевидению. Впрочем, если вы хоть немного интересовались метал-музыкой 90-х и 2000-х, то вы и так наверняка знаете Tool.
Несмотря на то, что постоянно ведутся дискуссии, считать ли Tool скорее группой альтернативного метала или исполнителями прог-метала, практически никто не спорит, что альбом Lateralus — вершина их творчества и уж точно прогрессивный метал. Сложная структура песен, замысловатые мелодии, закрученные тексты, великолепное исполнение — они собрали все составляющие превосходного альбома.
Песню Blood and Thunder конечно же все мы знаем и любим, но давайте послушаем сейчас не альбом Leviathan, а Crack The Skye. Просто именно с него Mastodon сильно сместила акцент от сладжа к прогрессив-металу с его переливами и экспериментами. При этом группа не утратила своей прекрасной «тяжести».
В начале 90-х многие дэт-метал группы перешли к техничному дэт-металу: большая жёсткость и тяжесть, бешенные скорости, что особенно касалось безумной долбёжки по барабанам. И в 1991-ом Atheist со своим вторым альбомом немного изменила эту формулу, отчего автоматически перешла в разряд прогрессив-метала.
Дело в том, что группа играла дэт, используя джазовые гармонии. Звучит как нечто несочетаемое — но Atheist действительно удалось заставить звучать органично все резкие переходы, свойственные джазовым импровизациям. Случилась настоящая жанровая революция, заставившая экспериментировать огромное количество дэт-металлистов.
Раз уж мы рассказали об Atheist, то должны вспомнить и Cynic. Она не совершила такой же революции — просто в 1993-м с первой же попытки создала один из лучших альбомов прог-метала. Группа сильно отошла от обычного дэт-метала в сторону куда более разнообразного звучания, что было крайне непривычно. Cynic очень сильно опережала своё время, отчего поначалу пластинку даже не понимали.
Исполнители прог-метала любят заимствовать ориентальные мелодии и восточные инструменты для своих песен. Но никто столь умело не мешает техничных дэт и традиционную израильскую музыку, как Orphaned Land.
К тому же за счёт такой специфики у них встречаются очень даже оригинальные сюжеты. К примеру, альбом Mabool посвящён злоключениям трёх ангелов, символизирующих три главные ветви авраамических религий: иудаизм, христианство и ислам.
Самый настоящий шедевр и альбом, который стоит послушать каждому, кто только-только знакомится с прог-металом. Раскатистый гроулинг и классический чистый вокал, агрессивный дэт-метал и меланхоличные переборы на акустической гитаре — даже удивительно, как Микаэль Окерфельдт, лидер группы, умудряется всё это настолько органично сочетать, что порой даже не замечаешь переходов между кусками песен с совершенно разным звучанием и просто наслаждаешься происходящим.
Помните, как восемнадцать альбомов назад мы говорили о группах, переходящих грань между прог-металом и авангардом? Хотя всё-таки Subterranean Masquerade старается держаться направления, заданного группами вроде Opeth, она смешивает на своих альбомах чуть ли не всё, что только можно встретить в прогрессив-метале. Гроулинг, чистые мужской и женский вокалы, хоры, дэт-метал, губная гармошка, лаунж-джаз, восточные мотивы небольшого оркестра, психоделик-рок с акустической гитарой, эмбиент, арт-поп и чёрт знает что ещё. При первом прослушивании вообще не понимаешь, что группа приготовит в следующие несколько секунд.
Вот мы и добрались до действительно «тяжёлой» музыки в подборке. Техничный дэт-метал с примесью грува и индастриала заставляет группу звучать действительно громоподобно, под стать её названию («Годжира» — это оригинальное японское имя Годзиллы). Вкрапления безмятежных мелодий и резкая смена ритма только подчёркивают весь ужас главной темы альбома — изменения климата.
В этот раз перед вами прог-метал, скрещённый не только с техничным дэт-металом, но и с металкором. Не считая джаза, поп-музыки и даже совсем неожиданного кантри. Проще озвучить официальное описание группы: «современный взрослый прогрессивный дэт-метал».
Meshuggah благодаря своим экспериментам с грувом, трэш- и дэт-металом создала мат-метал, джент и многое другое. Самый краткий способ объяснить её огромное влияние на метал-музыку: саундтрек Мика Гордона к Doom вдохновлён прежде всего именно Meshuggah.
На самом деле вы можете начинать слушать любой альбом группы, начиная со второго — вас везде ждёт её очень непривычный стиль с атональностями и нестандартными гармониями. В obZen структура песен просто немного сложнее.