лучшие проекты в сфере культуры

Запуск культурного проекта: как перейти от идеи к действию?

Фонд культурных проектов «Четверг” рассказывает, как пошагово запустить свой проект в сфере культуры и искусства. Какие вопросы нужно задать себе на этапе планирования, зачем проекту миссия и что такое “поцелуй» — рассказываем с помощью кейса выставки АРТ-ПАМЯТЬ.

Проект начинается с идеи

Это простая, но важная мысль: для хорошего проекта нужна не просто хорошая идея, а идея, на которую вам будет не жалко потратить свое время, энергию и другие ресурсы. Задайте себе вопрос: «Стал бы я делать это бесплатно?» Если ответ — да, значит, вы двигаетесь в верном направлении. Конечно, работать бесплатно не стоит, но такой ответ — это показатель вашей осознанности.

Многие проекты в сфере культуры и искусства — это некоммерческие проекты, их цель не состоит в получении прибыли. Как вы будете привлекать аудиторию, сотрудников и инвесторов, если деньги не являются основной мотивацией для участия в проекте? Для этого нужна яркая идея — уникальная, интересная и в то же время понятная концепция, которая ведет автора и команду проекта в едином направлении. Например, недавно в интервью Юрию Дудю актер Антон Лапенко, звезда социальных сетей и создатель сериала «Внутри Лапенко», рассказал, как получил финансирование от креативного продюсера телеканала ТНТ Вячеслава Дусмухаметова. Он прокомментировал, почему продюсера заинтересовало сотрудничество: «Я увидел в нем человека творческого. Он работает не только за деньги, но еще и за идею».

Идея — первый шаг в работе над проектом. Чтобы продвинуться дальше, нужно трансформировать ее в проект.

Идея есть, что дальше?

Главная задача автора — это превратить свою идею в проект. Он должен соответствовать трем основным свойствам:

1. Иметь определенный временной срок. Проект может длиться три часа, три дня или три месяца. Главное — он должен иметь завершение.

2. Быть уникальным. Что-то должно отличать его от проектов, которые уже существуют, пусть даже небольшая часть.

3. Иметь критерии успеха или неуспеха. Их нужно определить на этапе планирования проекта, чтобы впоследствии вы могли оценить полученный результат.

Как начать работу над культурным проектом?

Первый шаг — это инициирование, то есть создание проекта. В 2019 году Фонд запустил социокультурный проект АРТ-память, в рамках которого мы хотели соединить художников и людей, проживающих в домах престарелых. Такая нестандартная связка стала концептуальным ядром проекта. Нас давно интересовала тема индивидуальной и коллективной памяти, а особенно отражение этой темы в искусстве. Тогда мы столкнулись с вопросом: как именно работать с исторической памятью? И решили связаться с одним из московских домов престарелых, чтобы пообщаться с людьми-свидетелями совсем другого мира и образа жизни.

Мы сразу поставили перед собой задачу — перевести истории этих людей на язык художественного высказывания. Для этого мы пригласили к сотрудничеству художников, работающих с разными медиумами (фотография, инсталляция, графика, видео). На этом же этапе мы определили, какого результата хотим достичь: провести выставку АРТ-память, где будут экспонироваться работы художников. Чтобы добиться поставленной цели, нам нужно было ответить еще на несколько вопросов:

О чем, зачем и для кого проект? АРТ-память — социокультурный проект. Это значит, что центр тяжести, суть проекта, находится между культурной и социальной составляющей. Нашей главной задачей было найти баланс между ними. АРТ-память — это проект, который:

а) исследует феномен памяти через работу с менее социально защищенной группой

б) пытается найти новый художественный язык для такого высказывания.

В этом заключается специфика проекта и его главный вызов. Мы стремились сохранить равновесие: не превратиться в благотворительный проект, но в то же время не заниматься «искусством ради искусства». Как сохранить этот баланс? Во-первых, с помощью позиционирования: на всех платформах Фонда проект обозначен как социокультурный. Мы четко артикулировали, что художники и люди, живущие в доме престарелых, — это равноправные участники проекта. Для названия проекта мы использовали сложносоставное слово, чтобы сразу показать, что АРТ-память — это история про взаимовыгодное сочетание культурного и социального. Финал АРТ-памяти, выставка работ, тоже стал совместным опытом: художники и жители дома престарелых обсуждали экспонаты выставки и делились впечатлениями от проекта.

Мы решили провести еще одну выставку, но уже в культурном пространстве, поэтому договорились о проведении мероприятия на одной из музейных площадок Москвы. Чтобы не отбрасывать в сторону социальную составляющую проекта, мы предложили сотрудничество благотворительному Фонду, который будет представлен на выставке. Тогда посетители смогут не только увидеть произведения искусства, но и включиться в работу над решением социальной проблемы напрямую (например, подписаться на пожертвования или стать волонтером).

На этом этапе вы разрабатываете миссию и визию проекта. Миссия — предназначение проекта. Это те пути изменения, которые вы хотите привнести в мир с помощью своей инициативы. Это ответ на вопрос «зачем?». Визия — глобальное видение проекта, то как вы собираетесь менять окружающий мир. Миссия проекта АРТ-память — это исследование феномена исторической памяти через художественные концепты. Визия — сделать это с помощью живой коммуникации с людьми-свидетелями, чтобы создать культурное поле для обмена смыслами.

Каковы цели и предполагаемые результаты вашего проекта? Цель проекта — это то, какие задачи решает ваш проект. Особенность проекта АРТ-память в том, что проект имеет сразу две цели. Первая, художественная, заключается в том, чтобы показать, как искусство работает с темой памяти. Вторая, социальная, состоит в привлечении внимания к теме одиночества жителей домов престарелых и их вынужденной социальной депривации.

Какова базовая концепция проекта в одном предложении? Этот прием позволяет быстро и четко объяснить, зачем вы инициируете проект. Например, для проекта АРТ-память мы сформулировали следующие концепцию: память нуждается в посреднике, этот посредник — искусство. Такая короткая и емкая формулировка помогает определить для себя основной посыл проекта.

Пропишите 5 причин для осуществления проекта — в будущем вам будет проще вести коммуникацию и проводить питчинги и презентации проекта. Попробуйте придумать секретный ингредиент проекта. Секретный ингредиент — это элемент проекта, который делает его более интересным, привлекательным и может быть вашим тузом в рукаве во время PR-кампании. Например, в рамках резиденции для художников АРТ-памяти мы провели музыкальный мастер-класс по игре на барабанах. Это позволило участникам найти общий ритм и начать слушать друг друга. Такое мероприятие — интересный и нестандартный инфоповод, который привлек внимание к проекту в наших социальных сетях, а также стал отличительной чертой арт-резиденции.

Еще один полезный прием — подумать о каком-нибудь приятном и неожиданном бонусе, который участники проекта могут получить в знак признательности. Команда Фонда называет этот ход «поцелуем». Так вы демонстрируете внимание и заботу по отношению к вашей команде и другим участникам проекта. Участники АРТ-памяти получили в подарок от Фонда значок в форме голубого троллейбуса — неофициального символа 60-х. Этот значок — мерч АРТ-памяти, который работает как офлайн-ссылка и наружная реклама проекта.

В чем особенность работы над проектом в сфере культуры и искусства?

Создавая культурный проект, вы занимаетесь формированием среды. Одна из главных целей такого проекта — это формирование единого культурного поля и создание в нем новых связей. Как это осуществить? Занимайтесь формированием среды на каждом этапе создания проекта: чем больше таких мини-сред сформировано, тем больше вероятность создать общее высказывание, а значит — тем выше качество всего культурного проекта. Например, в рамках АРТ-памяти мы провели резиденцию для художников, закрытую выставку их работ в доме престарелых и запланировали открытую выставку с параллельной программой — каждое из этих мероприятий само по себе формирует среду, а также решает задачу формирования культурного поля проекта в целом.

Если вы хотите качественно изменить культурную среду своего района, города или региона — расскажите о своей инициативе Фонду «Четверг». Фонд запустил «Акселератор культурных проектов» — это возможность для людей с любым опытом со всех регионов России превратить свою идею в полноценный проект и получить всестороннюю поддержку Фонда. Подача заявок завершится 17 мая, отправить заявку можно по ссылке.

В «Акселератор культурных проектов” входит бесплатная обучающая онлайн-программа, всероссийский конкурс проектов и очная летняя школа для победителей. Они соберутся в Москве, чтобы развивать свои проекты вместе с экспертами в области культурного менеджмента и командой Фонда. Школа “Акселератора» — это недельный цикл лекций и мастер-классов, а также возможность представить свои проекты инвесторам и потенциальным спонсорам.

Источник

5 проектов на стыке бизнеса и культуры, которые делают нас лучше

Белорусские компании последние несколько лет все чаще вовлекаются в поддержку культурных проектов. Причины разные: стремление быть социально ответственным, желание рассказать о себе новой аудитории, убеждение, что занятие предпринимательством — это не только заработок, но и возможность принести пользу обществу.

Читайте также:  лучшая мышеловка порода кошек

В нашем материале мы решили рассказать о нескольких интересных проектах, большинство из которых уже сейчас финансово поддерживаются. Они интересны своими идеями, которые могут вдохновить на запуск новых бизнесов в сфере культуры. Кроме того, проекты на стыке культуры и бизнеса помогают в развитии предпринимательской культуры в целом.

AUDITORIUM, Минск

Миссия и цели. Анна Самарская и Татьяна Зайдаль создали проект, миссия которого — заполнить пробел в сфере образования и стать посредником между бизнесом и актуальным гуманитарными знаниями: «Идеи, которые приходят из искусства и культуры, могут стать основой креативных решений для бизнеса, которые выстрелят на рынке. Но мы часто видим, что владельцы и менеджеры бизнесов начинают ощущать нехватку культурных и гуманитарных знаний».

В первую очередь девушки стремятся способствовать тому, чтобы в стране появилось больше критически думающих и образованных людей и хотят повысить доступность гуманитарных знаний для технических специалистов — инженеров, программистов, людей с профессионально-техническим образованием.

На чем зарабатывать. Лекции, образовательные программы по культуре и искусству, которые учат мыслить критически, например, не принимать все как «данное», смотреть на явления с разных сторон, не бояться высказываться публично и т.д.

Планы. Развивать проект, стать крупным учебным центром.

RED ART, Гродно

Мисся и цели. Арт-вечера с вином и рисованием за мольбертами популярны во всем мире. Особых навыков в живописи не требуется, и что рисовать, сюжет или абстракцию, — неважно. Потому что цель — просто хорошо провести время. При этом процесс рисования на таких вечеринках пошагово объясняет и контролирует художник.

Виктория Хотянович, Екатерина Петруций и Елена Побылец изучили опыт арт-вечеринок в Минске и решили организовать такой досуг в своем родном городе. Так в Гродно появился проект RED ART.

К чему стремятся авторы проекта? Чтобы было больше здоровых и счастливых людей. Поэтому рассчитывают, что в будущем участники проекта будут прибегать к этому виду арт-терапии и самостоятельно, в своем привычном окружении, например, дома.

На чем зарабатывать. Платные занятия проходят в кафе и ресторанах Гродно, в уютной и расслабленной атмосфере. Как уже показала практика, вечеринки пользуются особой популярностью у женщин — их около 80%. Остальные 20% — это мужчины в возрасте 25−40 лет.

Планы. Авторы проекта хотят, чтобы рисование стало популярным городским видом отдыха и развлечения: «Любой человек, любой профессии может создавать свои интерпретации картин, рисовать после рабочего дня, либо в выходной, с помощью направляющего художника. Занятия помогают раскрепостить людей и дать им бóльшую свободу и уверенность в себе и своих способностях».

В ближайшее время девушки планируют открыть свое пространство с обучением различным направлениям прикладного искусства, лекциями, коворкингом — проект показал, что арт-терапия очень востребована у гродненцев.

Месяц фотографии в Минске

Мисся и цели. Три года назад у Андрея Ленкевича, фотографа, появилась идея объединить своих белорусских коллег на одной площадке — создать фестиваль, в рамках которого можно было бы проводить лекции, дискуссии, обмениваться опытом, делать выставки фоторабот. Бюджета не было, поэтому парень начал искать партнеров, которым предлагал участие в рамках проекта.

Первый Месяц фотографии в Минске прошел в 2014 и сразу привлек к себе внимание — благодаря партнерству стало возможным кроме выставок организовать лекции, презентации книг, проектов, а также приглашать мировых знаменитостей. К примеру, Мартина Парра, английского фотографа и фотожурналиста, работающего в жанре документальной фотографии повседневности.

Сейчас выставки посещают более 10 тыс. человек, большинство — от 25 до 35 лет. Проходят мероприятия в разных арт-точках Минска, к примеру, в Галерее «Ў», Пространстве ЦЭХ, лофт-проекте «Балки» и т.д., а также в других городах Беларуси.

Фотовыставки в рамках фестиваля каждый раз дают почву для размышления:

На чем зарабатывать. Пока единственный доход организаторы получают от продажи билетов. Но фестиваль поддержал Институт Гёте в Минске, который помог издать каталог мероприятия для продажи. Проект также заинтересовал представительство Samsung в Беларуси, Институт Польский в Минске, Посольства Франции, Литвы, Латвии, США, Нидерландов и т.д., которые могут проводить выставки, в т.ч. и платные, на своей территории.

Планы. В ближайшие 10 лет Андрей планирует:

В планах на ближайшие несколько лет — благодаря регулярной активной деятельности в области искусства фотографии открыть в нашей современной культуре новую область. Чтобы у профессионалов появилось больше возможностей и стимулов для развития, а широкая аудитория получила доступ к эксклюзивным источникам по современной фотографии.

Cinema Perpetuum Mobile, Минск

Миссия и цели. В 2011 в Минске сообщество киноманов Kinaklub.org. основало международный фестиваль короткометражных фильмов Cinema Perpetuum Mobile. Сегодня он проходит не только в городах нашей страны, но и за ее пределами. По словам Леры Грин, «фестиваль позволяет познакомиться с мировыми премьерами, а также расширить аудиторию белорусского короткометражного кино».

Особенность короткометражного кино — лаконичность, точное распределение времени на идеи, сцены, героев. «Короткий метр» говорит только самое важное и нужное за 35−45 минут, и потому имеет сильное воздействие на зрителя. Аудитория фестиваля — киноманы и люди, готовые выйти из привычных «зон комфорта», ведь короткометражное кино не очень распространенный вид отдыха.

Как отметила Анна Роженцова: «Для деловых людей наш формат, возможно, не достаточно светский, но любой на наших показах окунется в альтернативное визуальное искусство, узнает о социальных проблемах, например о миграции, одиночестве городского человека, о гендерных проблемах и др.»

На чем зарабатывать. Билеты на показы могут быть и платными, и бесплатными. Цена обычно не больше 5 рублей. Средства от продажи идут на компенсацию расходов организаторов. «Возможно, в будущем, учитывая темп жизни, такая форма станет предпочтительнее для зрителей из-за хронометража и информативности,» — предполагает Лера Грин.

Планы. Организаторы мечтают о включенности жанра в общий культурный контекст, ставя перед собой достаточно амбициозные задачи:

Ну и «супер план» организаторов — пригласить зрителей в мир немассового кино, побудить к саморазвитию и захотеть интересоваться чем-то большим, чем обычная и привычная жизнь.

Brest Stories Guide, Брест

Мисся и цели. Проект Brest Stories Guide — выделяется среди многих проектов. В первую очередь тем, что это — путешествие, цикл документальных аудиоспектаклей в городском пространстве Бреста, посвященных теме антисемитизма и уничтожения брестской еврейской общины в 1941—1942 годах.

Идея проекта обладает потенциалом, он создан на стыке искусства, исторического наследия и туризма, может быть использован в образовании и поднимает важные этические вопросы. Оксана Гайко — автор идеи и режиссер проекта, считает, что важно помнить о том, что происходило в городе в годы войны:

— Перед началом войны в Бресте проживало около 24 000 евреев (45% населения города). Все они были уничтожены, выжили около 20 человек. Холокост и разрушение знаковых для еврейской жизни объектов в пространстве города стерли и память о еврейской общине.

» border=»0″ data-zoom=»1″ height=»438″ hspace=»0″ src=»https://static.probusiness.by/n/0b/f/foto_2_so_stranicy_brest_stories_guide_v_facebook.jpg» title=»Брест, 3 июля 1941г. ©Amateurfotograf Albert Dieckmann, Deutsch-Russisches Museum Berlin-Karlshorst © Фотограф-любитель Альберт Дикманн, Германо-российский музей Берлин-Карлсхорст. Фото со страницы Brest Stories Guide в Facebook
» vspace=»0″ width=»720″/> Брест, 3 июля 1941. Фотограф-любитель Альберт Дикманн. Фото со страницы Brest Stories Guide в Facebook

Как отметила Оксана: «Хочется отдать дань памяти людям, которых никто не чествует, чьи голоса не слышны. Я называю этот проект виртуальным памятником. Настоящий мы не можем поставить. Пусть будет виртуальный».

На чем зарабатывать. История часто остается невидимой. Увидеть и услышать прошлое теперь можно, взяв на вооружение уникальный опыт Brest Stories Guide, который поддерживается CHOICE — проектом по охране и переосмыслению культурного наследия, усилению потенциала общественных организаций в сфере культуры. Это аудиоспектакль-экскурсия по «несуществующему» Бресту. Текст в нем читают заслуженные белорусские артисты.

Зритель перемещается по карте через приложение на телефоне. Как считают организаторы, использовать электронные средства для того, чтобы доносить до нынешнего поколения послания о прошлом — хорошая идея. Скачать приложение можно бесплатно на сайте проекта, но организаторы планируют подключить систему добровольных пожертвований, а также добавить белорусскоязычную, англоязычную и, может быть, польскоязычную версии.

Идея сделать такое приложение зародилась еще в 2013 году, когда Оксана начала работу над проектом «Гісторыі Беларусі». Сегодня Brest Stories Guide — результат совместной работы около 20 человек: ИТ-разработчиков, историков, экспертов еврейских организаций, а также актеров брестских театров

Читайте также:  комедии для девушек американские список лучших

rabota s arkhivnymi istochnikami dlya brest stories guide s nemeckim istorikom kristianom gancerom. foto so stranicy brest stories guide v facebookРабота с архивными источниками для Brest Stories Guide с немецким историком Кристианом Ганцером. Фото со страницы Brest Stories Guide в Facebook

Планы. Аудитория — это жители Бреста, туристы и все, кто интересуется новаторскими туристическими и культурными продуктами. Поэтому перспектива — новые маршруты и новые истории, привелечение туристов в Беларусь. «Путешествие по несуществующему городу» — такое туристическое предложение может «сработать» в любом месте Беларуси.

Источник

Объявлены лауреаты Всероссийского конкурса лучших волонтерских проектов в сфере культуры

7 сентября 2019, 12:07

6 сентября стали известны 12 инициатив, вышедших в финал Всероссийского конкурса волонтерских проектов в сфере культуры. По итогам конкурса лучшие добровольческие проекты в сфере культуры получат поддержку в реализации и будут тиражированы по всей России.

Подать заявку на участие с 1 по 26 августа мог любой желающий на сайте добровольцыроссии.рф.

В список финалистов вошли 12 проектов, из которых Оргкомитет конкурса выберет победителей. Награждение состоится 11 сентября в рамках Окружного форума добровольцев Южного и Поволжского федеральных округов, который пройдет в Ростове-на-Дону с 10 по 13 сентября.

Победители и лауреаты данного конкурса, а также лучшие проекты, представленные на конкурс «Доброволец России» в номинации «Вдохновленные искусством» 2018-2019 гг., будут отобраны в качестве флагманских проектов в каждом из четырех направлений, и предложены в качестве социальной франшизы регионам России. Они получат поддержку в реализации, а также смогут привлечь к участию еще больше активистов со всей страны. Лидеры проектов станут участниками акселерационной программы для волонтеров в сфере культуры, что позволит им повысить свои компетенции и профессиональные навыки и усовершенствовать реализуемые проекты.

Конкурс проходил по 4 номинациям: социокультурные и творческие проекты; волонтерские проекты, реализуемые совместно и/или в учреждениях культуры; проекты в сфере сохранения культурного наследия; проекты, направленные на организацию туристических маршрутов и формирование культурных пространств в населенных пунктах.

Список проектов, прошедших в финал.

Волонтерские проекты, реализуемые совместно и/или в учреждениях культуры:

– Дарья Маковецкая, Республика Карелия, проект «Навигатор добровольчества»;

– Сергей Горшкалев, Санкт-Петербург, проект «Культурный квест»;

– МБУК «Усольская городская централизованная библиотечная система», Иркутская область, проект «Поэтический трамвай».

Проекты в сфере сохранения культурного наследия:

– Мария Кощеева, Тюменская область, проект «Том Сойер Фест»;

– Анна Подорова, Томская область, проект «Раскрась Томск»;

– МОО «Сохранение историко-культурного наследия Крыма и Севастополя», Севастополь, проект «Интернет каталог-архив «Памятник Крыма».

Проекты, направленные на организацию туристических маршрутов и формирование культурных пространств в населенных пунктах:

– Анна Горбач, Новосибирская область, проект «Красная линия Новосибирска»;

– Елена Ширибон, Республика Бурятия, проект «Событийный туризм на селе»;

– волонтерский отряд «ПромЭкскурсовод», Нижний Новгород, проект «Промышленный Нижний».

Социокультурные и творческие проекты:

– Наталья Зобнина, Ленинградская область, блог-проект о мастерах России «ИМЯ»;

– Максим Барченков, Костромская область, проект «Детская поликлиника. Арт-перезагрузка»;

– Альфина Грищенко, Республика Башкортостан, проект «Лаборатория успеха».

Всероссийский конкурс лучших волонтерских проектов в сфере культуры проводится в рамках программы «Волонтеры культуры» национального проекта «Культура».

Организатором Всероссийского конкурса лучших волонтерских проектов в сфере культуры выступает Министерство культуры Российской Федерации и ФГБУК «Центр культурных стратегий и проектного управления» (РОСКУЛЬТПРОЕКТ). Оператором является Ассоциация волонтерских центров. При поддержке Федерального агентства по делам молодежи и Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК).

Источник

Искусство делает деньги

Как возникают и чем занимаются российские стартапы в области культуры? Что обеспечивает им выживание и рост популярности? +1 попытался ответить на эти вопросы, пообщавшись с руководителями четырех стартапов.

794 rssФото: rusmuseumvrm.ru

Культура в тренде

Стартапом может стать как непосредственно творческий коллектив, выставочный зал или музей, так и компания, предлагающая участникам рынка — творцам, учреждениям культуры, потребителям, коллекционерам и инвесторам — новые услуги и переосмысливающая старые.

Гибкость как бизнес-стратегия

Гибкость и разнообразие становятся императивами для бизнеса в целом и не обходят стороной культурную сферу, несмотря на ее известный консерватизм: избалованный потребитель жаждет не просто зрелищ, а разнообразия, уникальности и максимального интерактива. Для того чтобы стартап в области культуры получил дорогу в жизнь, необходимы как ранее не существовавшие, однако потенциально востребованные на данном рынке товары и услуги, так и способность работать сразу на несколько аудиторий, либо в нескольких смежных областях.

К традиционным функциям и услугам добавляются новые, продиктованные временем. А к деятельности бизнеса регулярно подключаются другие предприятия и организации в качестве спонсоров и партнеров по проектам. Так образуются сетевые структуры, зачастую выходящие за пределы одной страны: выжить в одиночку в сфере культуры невозможно.

Кроме того, для современных компаний в области культуры характерен сильный акцент на деятельности в интернете; для стартапов зачастую дешевле и проще всю свою деятельность перенести в онлайн. Спрос на услуги в сфере культуры сегодня растет не только у потребителей и коллекционеров, но и у инвесторов, которым нужны надежные, простые в использовании инструменты для оценки и финансирования проектов, что открыло еще одно поле деятельности для технологических стартапов.

Le Corbusier: консультанты и «передвижники»

Онлайн-галерея современного искусства Le Corbusier была открыта в 2016 году международным агентством Art Collecting. Оно обладает собственным пулом клиентов, у него есть аффилированные партнеры среди зарубежных галерей и кураторов, которые показывают своим клиентам работы художников агентства.

Однако продажа произведений искусства не является для Art Collecting основным источником заработка. Доход приносят консалтинговые услуги, в том числе для коллекционеров. Кроме того, компания предоставляет корпоративным клиентам и организаторам деловых мероприятий услуги по аренде художественных произведений. Также Le Corbusier организует выставки в формате pop-up галереи: в выбранное место привозятся произведения искусства, показываются гостям и «уезжают домой».

marina nadeeva

«Изначально галерея Le Corbusier была заявлена как место, где искусство встречается с дизайном. Но есть и другие ниши, которые нам интересны: мы планируем развивать digital-направление. Сайт Le Corbusier — это один из инструментов работы с пулом коллекционеров, которые могут заинтересоваться работами современных художников. Мы хотели бы усилить маркетинг выставками — приглашаем к сотрудничеству партнеров, рассматриваем площадки».

Марина Надеева, директор Art Collecting

В галерее Le Corbusier сейчас около тысячи произведений искусства, а на сайте представлена лишь часть работ. Чтобы попасть в галерею, художнику нужно прислать свои произведения и творческую биографию по электронной почте.

RDI.Digital: технологи и «сталкеры»

Компания RDI.Digital — пример того, как современные информационные технологии преобразуют сферу культуры, делая ее более доступной. Компания появилась в 2017 году на основе инициатив Дмитрия Аксенова — управляющего директора ярмарки современного искусства Viennacontemporary. Первые проекты RDI.Digital реализовывались на площадке Viennacontemporary в Вене. Позднее инициатива была масштабирована и запущена в других городах. Часть команды работает в Вене и в большей мере занимается международными проектами — организацией хакатонов CultTech Lab в Вене, Киеве, Астане, созданием акселератора для стартапов в сфере культуры CultTech Hub Vienna. Другая часть находится в Москве и фокусируется на проектах CultTech Lab Russia и My Tretyakov.

rdi digital 1 4Фото: facebook.com/rdidigital

Первый проект соединяет стартапы и учреждения культуры. В 2018 году в Вене состоялся хакатон, участники которого должны были предложить технологические решения для отрасли. Абсолютным победителем стал стартап Data Storytellers, разработавший для Музея истории ГУЛАГа масштабную визуализацию системы репрессий в СССР. Из-за проблем с финансированием музея она пока не внедрена.

Воплощен был другой проект, созданный командой-победителем челленджа Московской филармонии, — City Stories.

marya migunova

«Эта команда придумала и разработала в рамках нашей лаборатории квест с элементами дополненной реальности для Концертного зала имени Рахманинова. В апреле квест запустился. Сейчас любой посетитель может скачать приложение и исследовать пространство Московской филармонии, находить подсказки к вопросам квеста, используя AR-порталы. В таком интерактивном формате филармония знакомит своих гостей с историей жизни и творчества Сергея Рахманинова, и мы очень рады, что этот проект родился и впервые был представлен на площадке нашей лаборатории».

Марья Мигунова, менеджер проектов RDI.Digital

Другой пример внедренного по результатам CultTech Lab Russia проекта: вскоре в соцсетях Пермского театра оперы и балета заработает чат-бот, созданный командой Koteam. Через него можно будет начислять себе баллы лояльности и обменивать их на скидки и другие бонусы от театра. На стадии внедрения находится проект My Tretyakov, который также был представлен на лаборатории. Его запуск планируется в ноябре.

Идея появилась на совместном воркшопе RDI.Digital и Третьяковской галереи в 2018 году и в итоге вышла далеко за рамки лаборатории. К ее внедрению подключились новые партнеры: блокчейн и систему NFC-меток разрабатывает австрийская компания Riddle & Code, оформление и интерфейс — агентства ONY и CreativePeople. NFC-метки используют в технологии бесконтактной оплаты в инфраструктуре «умных» домов и в смартфонах, а в этом проекте они будут подтверждать связь подлинника произведения с его цифровой копией.

Читайте также:  колесный бензиновый триммер какой лучше

«Проект планируется чрезвычайно масштабным, что неудивительно, ведь он призван полностью изменить способы взаимоотношений общества и музея. Поэтому стадия планирования и разработки занимает значительное время. У проекта есть крупный спонсор, которого мы пока не можем анонсировать», — комментирует Марья Мигунова.

Pop-Up Театр: документалисты и флешмоберы

Pop-Up Театр в Санкт-Петербурге взял на вооружение стратегию, которую придумали британские художники в 1970-е годы: они «захватывали» гараж, квартиру, парк на день или час, превращали их в галерею и уезжали.

7Фото: popupteatr.ru

Коллектив не играет в театрах, его сценами становятся улицы, бары, музеи и библиотеки. В этом году выйдет спектакль в огромном поле на фестивале в усадьбе Толстого Ясная Поляна.

Вторая важная особенность театра — это развитие документальных практик. Например, постановка «Другой город» основана на бинауральных записях из трех европейских городов, а спектакль «Задержанный» — это биография писателя Сергея Довлатова как дело, заведенное на него советской милицией.

Pop-Up Театр появился в 2015 году — сначала как фестиваль, в котором участвовало около ста человек. Затем Семен Александровский решил развивать партизанскую стратегию и интегрироваться со спектаклями в разные пространства на протяжении всего года, а не проводить временные сессии в виде фестиваля.

Руководят театром два человека: режиссер и актер Cемен Александровский и его супруга Анастасия Ким — театровед, кандидат наук, с недавнего времени она преподает продюсирование в двух крупных вузах.

semen aleksandrovskiy

«Мы постоянно сотрудничаем с тремя артистами, которые регулярно играют спектакли: это Максим Фомин, Валентин Кузнецов и Игорь Сергеев. Состав группы администраторов меняется в зависимости от проката спектаклей. Иногда мы делаем разовые перформансы и привлекаем людей в зависимости от задач. Недавно на фестивале Baltic Circle в Финляндии мы поставили спектакль Death at Work, где было занято четыре человека, чья работа так или иначе связана с похоронами, не артисты».

Семен Александровский, режиссер и актер, один из руководителей Pop-Up Театра

У театра минимальный бюджет на рекламу, но коллектив активно ведет социальные сети. После спектаклей зрителей просят оставлять отзывы: нет лучшей рекламы, чем рекомендация друзей, то есть сарафанное радио.

«Про нас пишут, снимают сюжеты на телевидении, зовут на разные дискуссии — мы все время на слуху, — объясняет руководитель театра. — Но главное, конечно, — делать спектакли, на которые зрители будут с удовольствием ходить сами и водить друзей. На спектакле „Топливо“ ко мне иногда подходят зрители и говорят, что пришли в третий раз. По-моему, это лучший показатель».

Спектакль «Другой город» сделан совместно с фестивалем «Точка доступа», в рамках которого также выпущен проект швейцарского театра «Questioning/Кто ты?». В будущем Pop-Up планирует сотрудничать с Центром Михаила Шемякина и фестивалем в Ясной Поляне.

semen aleksandrovskiy

«Крупные компании из бизнеса и образования часто заказывают у нас корпоративные показы спектаклей „Топливо“ и „Задержанный“. Первый сделан на основе глубинного интервью с Давидом Яном, создателем компании ABBYY, одним из пионеров российского интеллектуального бизнеса в сфере IT. Спектакль сделан в формате TED Talk, это очень мотивирующая история, поэтому крупный бизнес часто выбирает его для показа своим сотрудникам и партнерам».

Семен Александровский, режиссер и актер, один из руководителей Pop-Up Театра

Изначально проект задумывался как эксперимент по аккумуляции горизонтальных связей, который должен в корне отличаться от системы государственных театров.

Трудно поверить, но проект был запущен практически без денег. Бесплатную площадку и помощь с арендой аппаратуры ему предоставил бар Beatnik. Сейчас бюджет театра на 100 % составляет выручка от продажи билетов.

semen aleksandrovskiy

«Для каждого спектакля мы находим партнеров — когда нам нужны были хорошие наушники, мы обратились в компанию Sennheiser. Смартфоны для спектакля „Другой город“ нам предоставил „Билайн“. Так как у нас есть два спектакля, связанных с алкоголем, — про Буковски и про Довлатова — мы подключили в качестве партнеров водку „Царская“ и пиво Belhaven. Я довольно долго делаю каждый новый спектакль — от полугода до года — и сам себе, как руководитель театра, не выплачиваю гонорар. Но потом эти спектакли идут не один год и постепенно оправдывают затраченное время и начинают приносить прибыль».

Семен Александровский, режиссер и актер, один из руководителей Pop-Up Театра

«Маски и фигуры мира»: коллекционеры и просветители

Одним из заметных трендов последних лет стали частные тематические музеи, чьи основатели монетизируют личные коллекции предметов искусства. Они открывают их широкой публике и, кроме того, занимаются просветительской деятельностью. Но даже если такой проект успешно выстрелит, его непросто удержать на плаву: для этого желательны регулярное обновление экспозиций и мероприятий, сеть надежных партнеров и опыт реализации арт-проектов у команды, доступ к источникам финансирования и достаточно многочисленная целевая аудитория.

maski i figury mira 1 4Фото: mif-mira.ru

Частный клуб-музей-лекторий «Традиционные маски и фигуры мира», расположенный в Измайловском Кремле, открылся в 2015 году. Однако его история уходит корнями в середину XIX века, в 1855 год: именно тогда начала формироваться коллекция семьи Болысовых, собравшая сотни ритуальных масок, фигур и четок со всех континентов, которая и сейчас продолжает пополняться.

По словам Романа Болысова, возглавляющего музей вместе с супругой Татьяной, эта коллекция по размеру и разнообразию не имеет аналогов в мире. Выставлять экспонаты они начали с 1982 года, а сейчас сотрудничают с мастерами деревянной и керамической скульптуры по всей стране.

Мероприятия и экскурсии клуба-музея-лектория нацелены на максимально комплексную подачу информации и погружение гостей в историю, религию и мифологию народов, чьи маски представлены в коллекции. Ее жемчужиной создатели считают маски народов России, ранее почти не представленные для широкой аудитории.

«Наш музей предоставляет людям возможность не просто увидеть „экспонат за стеклом“, а прочувствовать ту магию, которой пропитаны подобные изделия. Вы можете буквально прикоснуться к маске, которая хранит в себе дух нескольких поколений», — рассказывает основатель и директор музея Роман Болысов.

Целевые аудитории клуба-музея-лектория — пенсионеры, участвующие в программе «Московское долголетие», школьники, курсанты военных вузов, члены ветеранских организаций. Отдельным большим направлением стали детские выставки-лекции, посвященные сказкам народов мира. Такие лекции проходят не только на площадке самого музея в Измайловском Кремле, но и в разных точках Москвы, например в «Этномире», и разных городах России. Лекции для взрослых посвящены религиям народов мира, российской и зарубежной истории, эзотерике и философии. Как правило, они также сопровождаются демонстрацией экспонатов из коллекции.

Искусством музей Болысовых не ограничивается: здесь проходят занятия по оздоровительной гимнастике и нетрадиционной медицине, которые семья проводит уже десятилетиями. Успех своего детища Роман объясняет просто: «Я занимаюсь этим всю жизнь».

Рынку нужен digital

Как и во многих других сферах, возможности для стартапов в области культуры открываются благодаря тренду на цифровизацию. Как отмечает Марья Мигунова из RDI.Digital, коллекционирование во многих сферах, и не только в искусстве, приходит к использованию блокчейна — эта технология становится реальным инструментом для художников и коллекционеров. Блокчейн-платформы обеспечивают защиту данных и предотвращают кражу, плагиат и подмену подлинника. Такие платформы зарабатывают на хранении цифрового искусства: каждый, кто регистрируется и размещает там свои работы, получает собственный криптографический идентификатор. Благодаря блокчейну связь между художником и его произведением становится неподдельной и нерушимой. В качестве примера таких платформ достаточно вспомнить R.A.R.E, Monegraph, Verisart.

Растет спрос на инструменты, основанные на искусственном интеллекте. К примеру, чат-боты, на которые все чаще переходят европейские музеи.

Качественные алгоритмы помогают развивать коммуникацию с аудиторией. Ведь алгоритм может обучаться и самосовершенствоваться, анализируя запросы и вовлеченность людей

Дополненная и виртуальная реальности становятся новой ступенью музейного, театрального и другого опыта.

gosudarstvennyy darvinovskiymuzeyФото: vk.com/darwin_museum

marya migunova

«Если раньше посетитель музея приходил исключительно для того, чтобы увидеть материальные объекты, то сейчас музей — это еще и цифровое пространство. С помощью технологий виртуальной и дополненной реальности можно не только развлечь посетителя, но и „восстановить“ утраченные объекты, рассказать историю места или объекта, вовлекая посетителя эмоционально, рассказать о бэкстейдже музейной работы или показать то, что не видно глазу, — рентгенографию картины или этапы реставрации статуи».

Марья Мигунова, RDI.Digital

Также востребованы решения для работы с big data. Инструменты анализа данных становятся все более технологичными и используются для создания контента и изучения аудитории.

Источник

Adblock
detector