лучшие предварительные усилители с темброблоком

Тема: Предусилитель с темброблоком

Опции темы

Помогите пожалуйста найти схему высококачественного предусилителя с отключаемой тонкомпенсацией и с хорошим темброблоком

progress

im skype

progress

Cхему не дают посмотреть говорят регся

progress

Регистрация не вызывает никаких трудностей. Схему смотрите в приложении.

progress

progress

Но предупреждаю сразу, и пред и темброблок не из дешевых

progress

Попробуй, если нужен. Не шумит и звук очень достойный.

progress

viktor123, Спасибо! Тоже выбираю пред с темброблоком.. Хочу на дискрете попробовать. Эта схема где-нибудь раньше публиковалась, чтобы поподробнее почитать? Что крутит регулировка «бас-коррекция»? Есть ли печатная плата под него?

progress

Добавлено через 34 минуты

progress

P.S. Я тоже собираю усилитель Л.Зуева. Правда, проект затянулся..

Offтопик:
При подключении преда к усилителю звук заметно меняется? Я планирую рег. громкости по схеме Л.Зуева собрать, и думаю, нужен ли пред.. Регулятор тембра тоже иногда бывает нужен, хочу сделать его отключаемым.
Я экспериментировал с усилителем мощности, показалось, что при подключении преда звук как-бы легче становился, свободнее.

Источник

Ламповый темброблок-предусилитель на двойном триоде 6Н2П-ЕВ (набор для сборки) Матюшина и его переделка в темброблок-предусилитель Манакова.

1375005173 tembrh2

Предистория:
Строя домашнюю аудиосистему, столкнулся с трудностями. Одна из них — мой ламповый усилитель мощности Musical Paradise MP-301 MK3 при подключении к источнику «напрямую» даёт скучный, зажатый звук. Без «верхов» и «низов», одна выпяченная нижняя середина. Причём кинозвук выдаёт хороший, а мою музыку (black metal) играет плохо.

Очевидно, что требуется тонкомпенсация. Покупка платы тонкомпенсированного предусилителя проблему, в общем, решила, но качество звука (в целом) ухудшилось. Предусилитель отправился пылиться на антресоли.

Решил использовать в своей системе вместо тонкомпенсации темброблок.
Есть китайские, уже собранные, например такой, на двух 6н1п и кенотроне:
644e83
Но я взял в России, с сайта www.matyushin.com, этот набор — ламповый темброблок-предусилитель на двойном триоде 6н2п-ев.

За 4000 рублей я получил (все детали новые):

1100+1100 рублей — Два набора деталей для сборки двух моно каналов.
1000 рублей — ТАН 15-01, тороидальный силовой анодно-накальный трансформатор.
130 рублей — Плата блока питания.
270 рублей — Дроссель Д15Н (50мА, 10Гн).
400 рублей — пересылка (из Питера в Новосибирск).

Содержимое посылки:
ed1e2e
Крупный план на комплектующие блока питания:
10b4b9
Дроссель, и два двойных триода 6н2п-ев — 1972 и 1976 года выпуска — что странно. Думал, будут одного года. А эти отличаются конструктивно даже на глаз:
d6fc26
(P.S: Автор написал, что у него все лампы 1976 года. Моя 1972 года затесалась к нему в набор неизвестным образом, и он положил её мне не нарочно. Предложил пока послушать так. Бесплатную замену ламп не предложил. За отсутствующие радиодетали не извинился. Вообще, продавец никаких вежливых слов («спасибо», «здравствуйте», «до свиданья») в переписке не употребляет, наверное, по принципиальным соображениям).

Платки предусилителя, два моно канала:
caf35c
Набор деталей № 1:
3d4aa4
Набор деталей № 2:
d9436a
«Манускрипт» (ксероксная копия в A4) с рукописными помарками, которые я до конца расшифровать не смог. Просто оцените уровень исполнения:
a17313
Почти спаянные платы (сразу видны отличия от исходной фотографии на сайте — разделительные конденсаторы и ламповые панельки):
995b02
Усилитель собрал на макетке (прошу прощения за качество фотографий):
4c1267
6fc96f
Качество звучания:

Но темброблок, как мне показалось, рассчитан не совсем оптимально для высококачественных акустических систем. Немного «узковато», что ли.

По информации автора:

Регулировка в пределах: ±8dB.
НЧ: 300 Hz.
ВЧ: 3 kHz.

полоса: 20-20000Гц. (±0.3dB).
КНИ: 0,05%.
out: 2V、-максимальное 20V или более.

Из-за этого регулировка происходит в ограниченном диапазоне, что хорошо слышно.

Мне бы хотелось регулировку по НЧ: 100 Hz и ВЧ: 10 kHz, а может, даже и шире.
Продавец сообщил, что схема темброблока рассчитана Манаковым, и устраивает многих.
dccc7d

Предложил по низким частотам заменить конденсаторы C3, вместо исходных 15 нФ поставить 10 нФ, как у Манакова.

По высоким частотам предложил конденсатор С1 на 1 нФ (по схеме у Манакова, у Матюшина C2) изменить в сторону уменьшения.

Нужно два моноканала для стерео варианта, что увеличивает неудобство регулировки, и в два раза количество «крутилок».

Инструкция могла бы быть и поаккуратнее.

Переменные резисторы использованы самые обыкновенные, с характеристикой «B», поэтому тембры регулируются не плавно, а резко, скачком.

Комплектные радиодетали в наборе самые дешёвые.

В наборе отсутствовало 4 резистора. Радиолампы были не парные.

Схемы сборки нет, поэтому я не смог её правильно собрать, пока самостоятельно не нашёл ошибку в нанесённой на плату разметке.

Это оказалась колодка «на выход» сзади. Она имеет обратную полярность по сравнению с другими колодками на плате:
f61a9b

В общем, схема, предложенная Матюшиным, менее удачная, чем схема Манакова.

У Манакова схема намного проще, усиление меньше (что хорошо), так как у Матюшина оно избыточно.

Кроме того, схема Матюшина требует трёх дорогостоящих разделительных конденсаторов на канал, взамен одного у Манакова.

P.S.
Решил сделать из темброблока Матюшина темброблок Манакова. По схеме удаляем следующие элементы:
b5d491
Получаем такой вид платы:
7bbb0d
Наиболее сильно влияющим на качество звука этого предусилителя является разделительный конденсатор и конденсатор C2 в темброблоке. Я поставил бумаго-масляный К40У-2 (0,1мкФ 350В) вместо плёночного Wima, потому что не нашёл ничего более подходящего. На C2 нужно ставить или высоковольтный керамический, или слюду. Я поставил СГМ-1.

Качество звука по сравнению с исходной схемой сильно возросло, но конденсатор К40У-2 начинает хорошо звучать только после своего «прогрева» (не менее получаса). Чем это вызвано, не знаю, но факт.

P.P.S.
К40У-2 поменял на полипропиленовый тайваньский Suntan 1мкф 250В:
e09a9e
Звук по сравнению с К40У-2 изменился — на моём блэк металле «середина» стала более динамичной и жёсткой. Но вместе с тем звук стал менее «певучим» и «душевным» на рок балладах и т.д.

P.P.P.S.
Лампу 6Н2П-ЕВ можно заменить на лампу 6Н1П-ЕВ без изменения в схеме — просто вытащил одну и вставил другую (как видите, ещё зашунтировал электролиты в анодах плёночными конденсаторами 1мкф 250В, разницы не услышал, но пусть будут):
f25a51
Единственная разница, которую я услышал — 6Н1П-ЕВ немного тише играет. Ну и внутри они по конструкции разные:
496825
P.P.P.P.S.
В результате моих варварских, «методом тыка», экспериментов пала жертвой одна из двух ламп 6Н2П-ЕВ. Что интересно, сгорела лампа более новая, 1976 года.

Источник

Использовать ли темброблок в усилителе, станет ли звук хуже, чем в режиме Direct?

Коллеги, очень интересно ваше мнение по поводу использования темброблока в усилителе. Действительно ли при его использовании звук становится хуже, чем в режиме Direct?

У меня Dali Opticon 2 играют пока с усилителем Denon PMA720. В режиме Direct ощущается нехватка НЧ. Исправляю ситуацию путём поворота регулятора НЧ в большую сторону. В скором времени заменю усилитель и, возможно, этого не потребуется больше делать. Но, тем не менее, разницы в плане искажений я не слышу с включением тембров и в режиме Direct.

Кто что думает по этому вопросу?

Ответы

Задумка звукорежа конечно штука важная, но мне кажется для вас должны быть важнее ваши чувства и удовольствие. Нравится-крутите, не нравится-соответственно не крутите. Звукореж же не думает, где вы слушать будете-в замке или хрущобе, есть у вас дети и можете ли вы делать громко или нет, на телефоне вы слушаете или Грифонах. Так что имеете полное право подвинуть задумку звукорежа в свою пользу. В конце концов, вы же деньги заплатили или честно украли что хотите, то и делаете. А может вы и звукореж по-круче. В общем, по вкусу.

Читайте также:  лучшие игры симуляторы на пк 2020

Если речь идёт о максимально верном и достоверном воспроизведении, то я б не крутила. Дело не вкуса, а принципа.

Вот как мне с пластинки японской «Machine Head» тех годов выпуска слушать? Не сиди ремастер, где цыцы и бум бум, а пластинку оригинальную. Поймал себя на мысли, что играет оно совсем по другому, если тембров добавить(или просто тонокомпенсацию включить), хотя и на других дисках это как правило сильно ухудшает ситуацию.

На аудиофильских всяких произведениях темброблок лучше особо не крутить, это да, он там только хуже делает, но таковой является далеко не вся музыка.

Максимально верное и достоверное воспроизведение только в комнате звукорежисера на его аппаратуре. В принципе, я тоже стороник direct, но некоторые записи в директе слушать так себе удовольствие и дело не в их качестве, просто мне не нравится эта самая задумка режисера), но это скорей исключение из правила.

🙂 читайте мою первую статью тут на сайте! 🙂

тема хорошая. и вопрос не пора ли его вернуть на сцену весьма интересный! кое кто из солидных брендов даже поделывал в прошлом году коробочки аж с 4 крутилками.

но тут есть одна проблема. не все еще услышали что кабели по разному звучат. пока с этим делом вопрос не признают закрытым тембрблок будет под запретом. если же по факту то он ухудшает достоверность сигнала как и любой лишний компонент в тракте но делает это в несколько меньших размерах нежели компакт диск в сравнении с винилом. правда при условии что вы его правильно настроили. а то можно такого накрутить.

Тут на форуме целые баталии по поводу темброблока разворачивались

(как и какую музыку вы слушаете, на что вы фокусируетесь при прослушивании. )

а в длинную- закончится всё сменой усилителя.

( у меня 720 тоже был)

Сделайте эксперимент: убавьте высоких,

тогда и басов, и средних добавится. Громкость компенсируйте ручкой громкости.

П.С. точно так же, как и ручка баланса лево-право только убирает громкость каналам, меняя баланс в желательную сторону.

Не забывайте компенсировать громкость и после вмешательства в баланс, если по какой-нибудь причине будете пользоваться им.

(в этом случае громкость нужно добавить, потому, что баланс общую громкость только понижает)

Если темброблок сделан производителем,то почему его нельзя крутить?Вот у меня в усилителе его нет,и голову не ломаю

Ещё момент о вашем усилителе. Владела таким. Если не ошибаюсь, то чем выше громкость, тем более гладкую АЧХ он делает самостоятельно. Тоесть, даже если Вы выкрутите тембры на максимум, с прибавлением громкости он сам начнёт их убавлять.

Есть такое явление, называется субъективное восприятие 🙂 Ну и «свой» тональный баланс акустики тоже немаловажен, для того и темброблоки придумали, чтобы сделать звук уху приятней, главное только оба регулятора до предела не выкручивать.. А задумка звукорежиссёра, она осталась в студии, у каждой пары колонок, даже у отдельного компонента, есть свой, пускай и самую малость заметный звуковой окрас, который так или иначе влияет на изначальную задумку, думаю нет ничего зазорного в том, чтобы слушать так как нравится. Я, к примеру, тоже басы прибавляю на усилителе, если слушать в «0», мне их не хватает, верха не трогаю.

В случае с сетапом ТС я бы посоветовал пользоваться тембр-блоком,в сетапе более высокого уровня он не нужен.

Я высказал своё мнение)

Использовать ли тембрблок? Я использовал, пока подвесы акустики не разработались. А то звук был уж слишком тощим.

Что есть сейсмичность в звуке?

Количество и сила НЧ, которые вынуждают воздух вибрировать, что, в свою очередь, вынуждает вибрировать тело. Я иронизировал)) Моя акустика имеет СЧ/НЧ динамик 17 см, он не способен дать «сейсмический бас», но приятные лёгкие вибрации всё-таки создаёт

Доброго времени вам. Пока на данном этапе у меня трудится бюджетный пионеровский А-30 с сетевым плеером этой же линейки N-30 AE. Практически всё время слушаю в Direct. Разница с отключенным ТБ в моём случае очень хорошо слышна в лучшую сторону. Как бы это описАсать то, звук не зажатый и раскрепощеннее что-ли, всё на своих местах и более приятен на слух. Включаю только в тех случаях когда материал (flac) не должного качества, всё огрехи слышу сразу и приходится выстраивать крутилками.

Интересно, что на сайте Дали у opticon 2 указана куча всяких наград, а поисковик не находит даже замер импеданса.

Я тоже не пользуюсь loudness на своей Ямахе, а НЧ и ВЧ стоят на «1 час» и закрыты крышечкой (АХ-497), что, кстати, считаю очень удобным от случайных вмешательств. А вот жена CD Direct Amp называет «моя любимая кнопка». Pure Direct включаем, если слушаем тюнер. Так что хорошо, когда есть выбор, ведь все мы разные и это здорово!

Может дело вовсе не в недостатке системы? Возможно просто «уши» у всех разные,также как восприятие и вкусы.

Хватает басов или не очень от каждого человека зависит. Я встречал людей (меломанов), у которых бас при прослушивании, у меня, вызывал. как бы помягче сказать. Для меня не бас.

Всем спасибо за ответы. В итоге мнения разделились и я даже не знаю как быть. Замена усилителя предвидится не ранее весны. Хотя я не думаю, что усилитель как-то изменит ситуацию по НЧ. Наверное, придётся позже докупить что-то из Rel

не думаю, что усилитель как-то изменит ситуацию по НЧ

Многое ещё зависит от кабелей. Был у меня кабель Kikx из Мвидео, так баса не было вообще, как и в целом качественного звука. Когда поменял на Инакустик премиум, колонки словно в три раза увеличились в размере, Бас стал напористый, густой, обволакивающий. Последнюю неделю слушаю на Инакустик Референс LS-502 и тут характер звука, уже совсем иной. Бас стал коротким, хлестким, управляемым, но вместе с тем, он потерял в напоре, густоте, объеме. А вообще я просто в состоянии шока от того, как всего лишь одним шнурком, можно характер звука перевернуть с ног на голову.

P.S. усилитель Denon PMA-720, АС Wharfdele Denton.

Вы вот про кабель упомянули. Возможно, это действительно играет роль, когда речь идёт о количестве НЧ. У меня кабель QED Ruby Anniversary Evolution 2x3mm, мне, в целом, хватает баса.

вопрос к автору темы: а у Вас какой кабель?

Для меня роль играет огромнейшую, хотя месяцев 8 назад, даже подумать не мог, что когда-нибудь такое напишу. Я скептик по своей натуре, но уши не обманешь.

Инакустик Стар сечением 2,5 мм2

Я конечно ёрничаю немного на от акустики с динамиком СЧ/НЧ 125мм откуда бас. Вообще кабель не должен привносить такие изменения. Им чуть чуть подправляет в нужную сторону звук.

Термоблока нет и не надо. И даже не возникает мысль что то подправить термоблоком.

Вот мой очередной кабель стоит.

Van Den Hul The Magnum Mk II Hybrid

А что слушал. легче сказать что не слушал.

из всего вы выбрали это?

854aeb961bbffd2519a0056272bdf333

Ладно. Вопросов нет, каждый слышит по своему)

Читайте также:  коэнзим ку 10 рейтинг лучших препаратов

Ах да. И ещё хотелось бы отметить такой момент замена кабеля на переделанных в пассив Solo 7 и на винтажных Victor (модель не помню, но АС была совсем начального уровня), не влияла никак, любой шнурок за 100 руб метр, раскрывал их потенциал целиком и полностью

Да каждый слышит по своему. Я давно утверждаю невозможно дать совет что лучше что хуже звучит все будет субъективно, это ваше восприятие У вас начальный сетап! возможно плацебо.

Согласен, что начальный. Но туда где обсуждают Densen и Hegel я и не лезу. А там, где мое мнение может принести кому-то пользу, зачем же молчать)

чем коверкаете задумку звукореза

P. S. А нам тут товарищи типа А регулярно в кабельных ветках доказывают что оксид меди никак не влияет на звук ))

Источник

Полный усилитель на микросхемах. Часть 2. Предварительный усилитель и регулятор тембра

1330754510 figure 0

Эксперименты с различными предварительными усилителями, регуляторами громкости и тембра показали, что наилучшее качество звучания обеспечивается при минимальном количестве усилительных каскадов, с пассивными регуляторами. При этом регулировки на входе усилителя мощности нежелательны, так как приводят к увеличению уровня нелинейных искажений комплекса. Данный эффект сравнительно недавно обнаружил известный разработчик аудиоаппаратуры Дуглас Селф [1].

Таким образом, вырисовывается следующая структура этой части звукоусилительного тракта:
— пассивный мостовой регулятор низших и высших частот,
— пассивный регулятор громкости,
— предварительный усилитель с линейной амплитудно-частотной характеристикой (АЧХ) и минимальными искажениями в рабочем диапазоне частот.
Очевидный недостаток регулировок на входе предварительного усилителя – ухудшение соотношения сигнал/шум в значительной степени нивелируется высоким уровнем сигнала современных устройств звуковоспроизведения.

Предлагаемый предварительный усилитель может применяться в высококачественных стереофонических усилителях звуковой частоты. Регулятор тембра позволяет корректировать амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) одновременно по двум каналам в двух частотных областях: нижней и верхней. В результате учитываются особенности помещения и акустических систем, а также личные предпочтения слушателя.

Содержание / Contents

↑ И снова немного истории

1330144655 figure 1

Путем проб и ошибок я пришел к простой схеме предварительного усилителя (рис. 2), с которой, однако, система звуковоспроизведения намного превзошла в звучании серийно выпускавшуюся аппаратуру, по крайней мере, имевшуюся у моих друзей и знакомых.

1330144654 figure 2

За основу взята схема предварительного усилителя стереофонического электрофона Ю. Красова и В. Черкунова, демонстрировавшегося на 26 – й Всесоюзной выставке радиолюбителей – конструкторов. Это левая часть схемы, включая регуляторы тембра.

Появление каскада на транзисторах разной проводимости в предварительном усилителе (VT3, VT4) связано с обсуждением усилителей с преподавателем лаборатории телевизионной техники на кафедре Радиосистем А. С. Мирзоянцем, с которым я работал, будучи студентом. В ходе работ понадобились линейные каскады для усиления телевизионного сигнала, и Александр Сергеевич сообщил, что по его опыту наилучшими характеристиками обладают структуры «шиворот – навыворот», как он выразился, то есть усилители на транзисторах противоположной структуры с непосредственной связью. В процессе экспериментов с УМЗЧ я выяснил, что это касается не только телевизионной техники, но и звукоусилительной. Впоследствии я часто применял подобные схемы в своих конструкциях, в том числе пары полевой транзистор – биполярный транзистор.

Попытка применить транзисторы разной структуры в первом каскаде (составном эмиттерном повторителе VT1, VT2) не принесла успехов, т. к. при всех замечательных характеристиках (низком уровне шума, малых искажениях) схема имела существенный недостаток – меньшую перегрузочную способность по сравнению с эмиттерным повторителем.
Характеристики предварительного усилителя:
Входное сопротивление, кОм=300
Чувствительность, мВ=250
Глубина регулировок тембра, дБ:
на частоте 40 Гц=±15
на частоте 15 кГц=±15
Глубина регулировок стереобаланса, дБ=±6

Поскольку в ходе конструирования усилителей возникали новые идеи, старые конструкции я дарил кому-нибудь, или продавал по твердому курсу ватт выходной мощности / рубль. В одну из поездок в Ленинград я захватил с собой этот усилитель, чтобы продать его знакомому друга. Володька сказал, что у этого парня куча всякой западной техники, и увез аппарат к нему на прослушивание. Вечером он сообщил мне результаты: молодой человек включил усилитель, послушал пару вещей и был так удовлетворен звучанием, что без слов отдал положенные деньги.

Честно сказать, когда я узнал, что сравнение будет проходить с импортной техникой, особенно не надеялся, что усилитель произведет впечатление. К тому же, он не был до конца доделан – отсутствовали верхняя и боковые крышки.

Рассмотрим принципиальную схему одного канала предварительного усилителя (рис. 2). На входе установлены высокоомные регуляторы громкости (R2.1) и баланса (R1.1). Со среднего вывода резистора R2.1 через переходной конденсатор С2 звуковой сигнал поступает на составной эмиттерный повторитель VT1, VT2, необходимый для нормальной работы пассивного регулятора тембра, выполненного по мостовой схеме. Для того чтобы устранить вносимое темброблоком затухание и усилить сигнал до необходимого уровня, установлен двухкаскадный усилитель на транзисторах VT3, VT4.

Конструктивно предварительный усилитель выполнен в «линейку», все детали установлены на печатной плате, закрытой сверху П-образным экраном из стали толщиной 0,8 мм.

↑ Расчет пассивных мостовых регуляторов тембров

1330236697 figure 3

Обычно величины подъема и спада и их частоты регулирования делают одинаковыми. На рис. 3 приняты следующие обозначения: fнр, fвр – соответственно, нижняя и верхняя частоты регулирования, fнп, fвп – нижняя и верхняя частоты перегиба АЧХ, f0 – частота раздела.
Для того чтобы регуляторы нижних и верхних частот не влияли друг на друга, необходимо выполнение условий не перекрытия зон регулирования

В практических схемах пассивных регуляторов тембра величины подъема и спада АЧХ составляют ±(8…20) дБ, нижняя частота регулирования равна fнр=(20…80) Гц, а верхняя частота регулирования fвр=(5…18) кГц.
Недостатком пассивных корректоров тембра является большое собственное затухание, превышающее полный коэффициент регулирования – (16…40) дБ.

↑ Высококачественный регулятор тембра

1330144716 figure 4

Здесь элементы R1 – R3, C1, C2 образуют пассивный частотно – зависимый корректор нижних частот; R5 – R7, C3, C4 – корректор верхних частот. Включенный между регуляторами резистор R4 является развязкой, уменьшающей влияние регуляторов друг на друга. Конденсатор C0 служит для развязки по постоянному току.

Для расчета регулятора тембра, приведенного на рис. 4, мною подготовлен файл в табличном процессоре Microsoft Excel. На рис. 5 показан скриншот рабочего листа таблицы (без прилагаемого здесь же графического материала). В ячейки, закрашенные светло – синим цветом заносятся исходные данные, в ячейках таблицы, залитых оранжевым цветом, размещены результаты расчета.
В начале расчета выберем величины сопротивлений переменных резисторов R2 и R7 в килоомах, далее заносим диапазон регулировок нижних и верхних частот в децибелах. Как только запишем в оставшиеся три ячейки светло – синего цвета частоты fнр, fвр и fн, сразу увидим результаты расчета всех остальных элементов регулятора. Останется только привести их к ближайшим значениям из выбранного стандартного ряда Е24 или Е48.

1330144714 figure 5

Контрольный пример №1. Рассчитаем с помощью электронной таблицы пассивный регулятор тембра с пределами регулирования АЧХ ±20 дБ, рис. 11.2.3 [3]. Исходные данные: R2=R7=100 кОм, fнр=50 Гц, fвр=10000 Гц.
Получаем: R1=R5=10 кОм, R3=R6=1 кОм, R4=10 кОм, C1=0,032 мкФ, C2=0,318 мкФ, C3=0,0159 мкФ, C4=0,159 мкФ, C0=0,16 мкФ. Округляем до ближайшего номинала: R1=R5=10 кОм, R3=R6=1 кОм, R4=10 кОм, C1=0,033 мкФ, C2=0,33 мкФ, C3=0,015 мкФ, C4=0,15 мкФ, C0=0,15 мкФ.

↑ Пассивный упрощенный регулятор тембра

1330144746 figure 6

Расчет такого регулятора с помощью таблиц и номограмм предложен Л. Ривкиным [5]. Я переложил методику Л. Ривкина на язык табличного процессора Microsoft Excel, позволившего обойтись без номограмм, не совсем удобных в использовании и снижающих оперативность расчетов.
Скриншот листа таблицы Excel с примером расчета показан на рис. 7. Здесь действуют все соглашения, приведенные выше.

Читайте также:  лучшие зачары на лук майнкрафт

1330144743 figure 7

Контрольный пример №2. Рассчитаем регулятор тембра с пределами регулировок ±17 дБ, R2=R5=47 кОм, fнр=30 Гц, fвр=18000 Гц. Получаем: R1=4,673 кОм, R3=470 Ом, R4=4,7 кОм, C1=0,114 мкФ, C2=1,133 мкФ, C3=1916 пФ, C4=0,019 мкФ. Выбираем из стандартного ряда Е24: R1=4,7 кОм, R3=470 Ом, R4=4,7 кОм, C1=0,1 мкФ, C2=1,0 мкФ, C3=2000 пФ, C4=0,022 мкФ.

Следует напомнить, что для обеспечения расчетной глубины регулировки тембра необходимо, чтобы сопротивление нагрузки регулятора тембра было намного больше его выходного сопротивления Rнрт≥(5…10)Rвыхрт≈(5…10)[R1R3/(R1+R3)+R4], а внутреннее сопротивление источника сигнала намного меньше входного сопротивления регулятора: Rвыхис≤(0,1…0,2)Rвхрт≈(0,1…0,2)(R1+R3).

↑ Расчет регулятора тембра с помощью программы Е. Москатова

1330236859 figure 8

Результаты расчета для различных значений сопротивлений переменных резисторов регулятора тембра сведены в табл. 1.
▼ table_1.rar 26.89 Kb ⇣ 174
Расчет выполнен по следующим соотношениям: R1 = R3; R2 = 0,1R1; R4 = 0,01R1; R5 = 0,06R1; C1[нФ] = 105/R3[Ом]; C2 = 15C1; C3 = 22C1; C4 = 220C1.
При R1=R3=100 кОм темброблок будет вносить затухание около 20 дБ на частоте 1 кГц. Можно взять переменные резисторы R1 и R3 другого номинала, пусть, для определенности, в наличии оказались резисторы сопротивлением 68 кОм. Несложно пересчитать номиналы постоянных резисторов и конденсаторов мостового регулятора тембра без обращения к программе или табл. 1: уменьшаем величины сопротивлений резисторов в 68/100=0,68 раза и увеличиваем емкости конденсаторов в 1/0,68=1,47 раза. Получаем R1=6,8 кОм; R3=680 Ом; R4=3,9 кОм; С2=0,033 мкФ; С3=0,33 мкФ; С4=1500 пФ; С5=0,022 мкФ.

Для плавной регулировки тембра необходимы переменные резисторы с обратной логарифмической зависимостью (кривая В).
Наглядно просмотреть работу спроектированного регулятора тембра позволяет программа Tone Stack Calculator 1.3 (рис. 9).

1330144741 figure 9

Программа Tone Stack Calculator предназначена для анализа семи типовых схем пассивных регуляторов тембра и позволяет сразу показать АЧХ при изменении положения виртуальных регуляторов.

↑ Регулятор тембра с небольшим диапазоном регулировок

1330144795 figure 10

Отличие от регулятора, изображенного на рис. 6 заключается во введении резисторов R5, R7, предотвращающих монотонный подъем (R5) и спад (R7) АЧХ с ростом частоты.

↑ Делаем «правильный» регулятор тембров

На практике могут быть использованы все приведенные выше схемы пассивных регуляторов тембра, что открывает простор для творчества.
Для выбора «своего» регулятора тембра были проведены субъективные прослушивания, в ходе которых выяснилось, что регуляторы с небольшим (от ±6 до ±10 дБ) пределами регулирования практически не ухудшают качество звучания. Небольшой диапазон регулировок вполне достаточен для устранения мелких огрехов фонограмм и в то же время не допускает «накручивания» тембров, которым грешат многие любители.
В итоге я выбрал схему темброблока с пределами регулирования ±8 дБ, показанную на рис. 10 со следующими значениями пассивных элементов: R1=15 кОм, R2=R6=50 кОм, R3=4,02 кОм, R4=5,1 кОм, R5=2,4 кОм, R7=2 кОм, C0=1 мкФ, C1=0,1 мкФ, C2=0,33 мкФ, C3=3300 пФ, C4=0,01 мкФ.

↑ Предварительный усилитель для «студенческого» УМЗЧ

Перейдем к построению предварительного усилителя для «студенческого» УМЗЧ.
Принципиальная схема одного канала усилителя для УМЗЧ Питера Смита представлена на рис. 11. Входной сигнал подается непосредственно на пассивный регулятор тембра. Дело в том, что современные источники звука (персональный компьютер, ноутбук, проигрыватель компакт-дисков, DVD – проигрыватель) имеют малое выходное сопротивление и высокий уровень сигнала, достаточный для непосредственной работы с усилителем мощности (0,5…2 В эфф.).

При перемещении движка резистора R2 в верхнее (по схеме рис. 11) положение получаем подъем АЧХ на нижних частотах; смещая движок в нижнее положение – завал. Аналогичным образом работает регулятор тембра R6, который осуществляет регулировку АЧХ в области высоких частот.

Регулятор тембра нагружен на регулятор уровня сигнала R8.1, далее следует усилительный каскад на малошумящем операционном усилителе OPA2134, включенном по неинвертирующей схеме. Его назначение – компенсировать затухание, вносимое регулятором тембра и обеспечить низкое выходное сопротивление, необходимое для работы усилителя мощности.

На выходе предварительного усилителя установлена индуктивность L1 – «бусинка» из феррита, применяемая в телевизорах и компьютерной технике (материнских платах, платах ввода-вывода, мониторах и т.п.). В результате принятых мер коэффициент гармоник предварительного усилителя на частоте 1 кГц не превышает одной десятитысячной доли процента!

Экспериментальная проверка нескольких экземпляров операционных усилителей показала, что и без конденсатора в заземленной ветви делителя отрицательной обратной связи постоянное напряжение на выходе составляет единицы милливольт. Тем не менее, из соображений универсальности применения, на входе темброблока и выходе предварительного усилителя включены разделительные конденсаторы (С1, С6).
В зависимости от требуемой чувствительности усилителя величину сопротивления резистора R10 выбирают из табл. 2. Следует стремиться не к точному значению сопротивлений резисторов, а их попарному равенству в каналах усилителя.

Главным недостатком пассивного регулятора тембра является низкий коэффициент передачи. Другой недостаток заключается в том, что для получения линейной зависимости уровня громкости от угла поворота необходимо использовать переменные резисторы с логарифмической характеристикой регулирования (кривая «В»).
Достоинством пассивных регуляторов тембра является меньшие искажения, чем активных (например, регулятора тембра Баксандала, рис. 12).

↑ Детали

↑ Монтаж и налаживание

Перед монтажом желательно провести входной контроль всех элементов. Я уже давно взял за правило попарно подбирать компоненты в каналах усилителя. Вот и для этой конструкции подобрал резисторы и конденсаторы с точностью до одного процента. Сделать это оказалось не так сложно: отбор происходил из 6 – 8 элементов каждого номинала.

Наверняка такая точность подбора не нужна, но результатом проделанной работы стало практически идеальное совпадение АЧХ по каналам предварительного усилителя.

Все детали предварительного усилителя размещены на печатной плате размером 125х45 мм из одностороннего фольгированного стеклотекстолита толщиной 2 мм (рис. 13).

Элементы, относящиеся к правому каналу предварительного усилителя, обозначены со штрихом. Такая же маркировка выполнена и в файле печатной платы (с расширением *.lay) – надпись появляется при подведении курсора к соответствующему элементу.
Вначале на печатной плате устанавливают малогабаритные детали: проволочные перемычки, резисторы, конденсаторы, ферритовые «бусинки» и панельку для микросхемы. В последнюю очередь монтируют клеммники и переменные резисторы.
После проверки монтажа включают питание и контролируют «ноль» на выходах операционного усилителя. Смещение составляет 2 – 4 мВ.
При желании можно погонять устройство от синусоидального генератора и снять характеристики (рис. 14).

1330841789 figure 13

↑ Характеристики предварительного усилителя:

Можно включить устройство с усилителем мощности и послушать музыку.
Об этом в следующей части проекта.

↑ Файлы

Файл XLS с расчетом регуляторов тембра, схему и печатную плату предварительного усилителя можно взять тут:
▼ part2.rar 90.61 Kb ⇣ 708

↑ Упомянутые источники

1. Дайджест // Радиохобби, 2003, №3, с.10, 11.
2. Стародуб Д. Блок регуляторов тембра высококачественного усилителя НЧ // Радио, 1974, №5, с. 45, 46.
3. Шкритек П. Справочное руководство по звуковой схемотехнике. – М.: Мир, 1991, с. 150 – 153.
4. Шихатов А. Пассивные регуляторы тембра // Радио, 1999, №1, с. 14, 15.
5. Ривкин Л. Расчет регуляторов тембра // Радио, 1969, №1, с. 40, 41.
6. Солнцев Ю. Высококачественный предварительный усилитель // Радио, 1985, №4, с.32 – 35.
7. //www.moskatov.narod.ru/ (Программа Е. Москатова «Timbreblock 4.0.0.0»).

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

? Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.

Источник

Adblock
detector