лучшие пьесы репертуара мольера
Памятка по самым известным комедиям Мольера, которая даже из дилетанта сделает профи
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Тартюф, или Обманщик»
1. Пьесу в России помнят обычно лучше других из-за фильма Яна Фрида с Михаилом Боярским в главной роли.
2. Как вообще всё у Мольера, это не просто комедия, это – сатира.
3. Вообще же по сюжету пьеса больше похожа на триллер. Автору пришлось в последние минуты добавить вмешательство короля по принципу «бог из машины», чтобы главный герой, он же главный злодей, оказался посрамлён.
4. Молодой человек по имени Тартюф поражает хозяина богатого дома Оргона своими учёностью и набожностью. Все попытки окружающих открыть Оргону глаза он считает следствием низости людей, неспособных выносить рядом святого человека. Тартюф настолько втёрся в доверие Оргона и так плотно поймал его на эмоциональный крючок, что, услышав две новости – и болезни жены и о том, что Тартюф объелся – Оргон жалеет только Тартюфа.
5. Тем временем Тартюф домогается жены Оргона и намерен жениться на его дочери, и дело доходит до того, что Оргон переписывает на Тартюфа всё своё состояние. Когда Оргон обнаруживает, что слова сына о домогательствах Тартюфа к супруге Оргона – правда, и пытается выгнать лицемера из дома, оказывается, что уже поздно. Так что из дома должен оказаться уйти Оргон вместе со всей своей семьёй. Перед этим Оргон чудом не выдал за Тартюфа свою дочь, несмотря на то, что она, как ему было известно, давно была взаимно влюблена в другого мужчину.
6. Пьеса примечательна горячей речью служанки Дорины, которая сообщает, что жёны неверны, потому что девушек выдают замуж за тех, кого они не любят. Лет на сто раньше положительный персонаж (а Дорина показана однозначно положительной) не мог так рассуждать о женщинах.
«От злоязычия себя не уберечь.
Так лучше сплетнями и вовсе пренебречь.
Нам подобает жить и мыслить благородно,
А болтуны пускай болтают что угодно».
«Кто время выиграл — всё выиграл в итоге».
«Да, крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть».
«Мещанин во дворянстве»
1. Пьеса считается одной из самых слабых у Мольера. Король заказал её, чтобы высмеять турецкую «посольскую делегацию», оказавшуюся самозванцами и обманувшими самого короля. Тем не менее, в наших школах проходили именно её.
2. Главный герой, господин Журден (кстати, женатый), влюблён в аристократку и пытается выучиться всему, что дало бы им возможность общаться на одном уровне. Он надеется, что тогда маркиза Доримена – так её зовут – ответит ему взаимностью. Попытки мещанина в возрасте выучиться тому, что дворяне знали уже подростками, показаны нелепыми. К тому же учителя безбожно льстят Журдену, никак не помогая ему продвинуться в саморазвитии – ведь им нужны только его деньги.
3. В самозванскую делегацию в пьесе переодевается слуга Клеонта, возлюбленного дочери Журдена, чтобы заставить Журдена отдать дочь замуж за сына турецкого султана – под личиной которой скрывается, конечно, сам Клеонт.
4. Для современного же зрителя одна из самых смешных сцен пьесы – когда учителя спорят, чья дисциплина значительнее и древнее, и, разгорячившись, принимаются драться. В это время приходит ещё один преподаватель, философ, и Журден просит его разнять дерущихся. Тот пытается увещевать их лекций по философии и мимоходом упоминает, что философия – древнейшая из дисциплин… Дальнейшее очевидно. Всё это слишком напоминает современные дискуссии в интернете.
5. Одно из самых цитируемых мест пьесы – утверждение учителя философии, что мы каждый день разговариваем прозой. На деле оно ошибочно, прозой называют литературно упорядоченный текст, преимущественно имеющий литературную же композицию. По крайней мере, так утверждает один из самых выдающихся советских литературоведов Юрий Лотман.
«Красавица всё может себе позволить, красавице всё можно простить».
«Когда меня разбирает злость, я желаю беситься сколько влезет».
«Как приятно знать, что ты что-то узнал!»
«Скупой»
1. Фактически, это римейк древнеримской комедии «Кубышка» за авторством комедиографа Плавта. Конечно же, действие перенесено в реалии современной Мольеру Франции.
2. В СССР хорошо знали французскую экранизацию пьесы с Луи де Фюнесом в главной роли. А вот о чём не имели понятия, так это что де Фюнес в жизни очень похож на своего персонажа: он был дьявольски скуп, держал взаперти чуть не все шкафы в доме и буквально тиранил домашних.
3. У главного героя (или главного злодея), скупца Гарпагона служит дворецким юноша по имени Валер. Он поступил на службу, чтобы быть ближе к дочери Гарпагона Элизе. Они любят друг друга после того, как во время кораблекрушения Валер её спас. Валер пытается войти в расположение Гарпагона, потому что отцу плевать на чувства дочери и её возможный брак он рассматривает только с точки зрения выгоды, а Валер беден. Тем временем, Гарпагон уже нашёл подходящего жениха Элизе, и это мужчина, который годится ей в отцы.
4. Сам Гарпагон намерен жениться на возлюбленной своего сына, несмотря на то, что она – бесприданница. В общем, дети Гарпагона страдают.
5. В конце концов жених дочери Гарпагона оказывается отцом Валера, а возлюбленная сына Гарпагона – сестрой Валера. Молодые люди женятся между собой, и свадьбу играют за счёт нашедшегося отца Валера и его сестры.
6. Несмотря на счастливую концовку, для современного зрителя пьеса кажется триллером о семейном насилии. Гарпагон буквально изводит всю свою семью, чуть не доведя дочь до самоубийства и в конце концов изгнав сына из собственного дома и лишив его права наследства. Один из положительных же героев, Валер, как минимум раз поступает подло, чтобы угодить Гарпагону.
«В словах и клятвах все мужчины одинаковы, а вот поступки их показывают разницу меж ними».
«Раз другого средства нет, виноват уже не тот, кто льстит, а тот, кто желает, чтобы ему льстили».
«Вот и говори тут правду! Ну ее ко всем чертям! Невыгодное дело».
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Лучшие пьесы репертуара Мольера
В 1658 г. Мольер и его труппа возвращаются в Париж. В Лувре перед королем ими были сыграны трагедия Корнеля «Никомед» и фарс Мольера «Влюбленный доктор», где он исполнял главную роль. Успех Мольеру принесла его собственная пьеса. По желанию Людовика XIV труппе Мольера разрешено было ставить спектакли в придворном театре Пти-Бурбон поочередно с итальянской труппой. С января 1661 г. труппа Мольера начинает играть в новом помещении — Пале-Рояле. Пьесы Мольера имели необыкновенный успех у парижского зрителя, но вызывали противодействие у тех, кого они задевали. К числу недругов Мольера принадлежали и его литературные противники, и соперники-актеры из других парижских театров (Бургундского Отеля и театра Марэ). Зритель быстро понял, что пьесы Мольера пропагандируют моральное и общественное возрождение. Мольер создал социальную комедию.
Людовик XIV смотрел все лучшие пьесы мольеровского репертуара. Его благосклонное отношение, расположение и покровительство объяснялись тем, что в Мольере король видел прежде всего находчивого импровизатора, способного с легкостью и в короткий срок сочинить, разучить с труппой и представить театральные пьесы для пышных придворных праздников, ошеломлявших своим великолепием. Покровительство короля было единственной реальной опорой Мольера, способной оградить его хотя бы отчасти от преследований и травли со стороны реакционных феодально-клерикальных кругов. Однако истинного значения и масштаба дарования Мольера Людовик XIV не понимал. Он был искрение удивлен, когда на вопрос, заданный Буало: «Как вы полагаете, кто из писателей может наиболее прославить мое царство-ванне?» получил ответ: «Конечно, Мольер, ваше величество».
Две очередные пьесы, комедии нравов, также разрабатывают тему любви, брака и семьи. В комедии «Школа мужей» (в другом переводе «Урок мужьям», 1661) показаны два взгляда на семейные отношения. Арнольф не только смешной ревнивец и домашний деспот. Это человек умный, наблюдательный, острый на язык, наделенный сатирическим складом ума, склонный все вокруг критиковать. Он щедр (дает Орасу деньги в долг без расписки, правда, еще не зная, что это его соперник). И все-таки главное в этом человеке, не лишенном черт, вызывающих уважение,— его эгоистические наклонности: довод!
В литературном И сценическом отношении «Школа жен»— комедия классическая, Она подчинена правилам классицизма: написана в пяти действиях, в стихах, с соблюдением всех трех единств, действие выражается в монологах и диалогах; пьеса ставит своей задачей воспитывать зрителя.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
О жизни и творчестве МОЛЬЕРА
Жан Батист Мольер (1622 – 1673)
28 июня 1644 года актёр бродячей труппы Жан Батист Поклен впервые вышел на сцену под псевдонимом Мольер.
Жан Батист Поклен родился 15 января 1622 года в Париже. Его отцом был зажиточный буржуа, придворный обойщик. Изначально родители не собирались давать сыну серьезное образование, так что до 14 лет он едва овладел навыками чтения и письма. Отец надеялся на то, что его ребенок станет преемником фамильной придворной должности, но тот внезапно продемонстрировал родным сильный характер, упорную жажду знаний и незаурядные способности. Дед Жана первым понял, что ремесло обойщика не привлекает внука, и стал настаивать на том, чтобы Поклен-старший определил наследника в Клермонский иезуитский коллеж. С большой неохотой отец согласился на это.
В течение пяти лет (1636–1639) Жан с большим успехом постигал курс наук. Ему легко давалось то, что составляло значительную трудность для большинства учащихся. Например, он настолько основательно изучил латынь, что свободно читал труды древнеримских писателей в подлинниках. Здесь же, в коллеже, ему посчастливилось учиться у знаменитого философа Гассенди, который познакомил своего любознательного и способного ученика с учением Эпикура. В иезуитских школах тех лет было принято ставить латинские пьесы силами самих учащихся и преподавателей. Видимо, именно тогда Жан и «заболел» театром.
По окончании коллежа будущий драматург был направлен в Орлеан, где продолжил образование и выдержал экзамен на звание лиценциата прав. Семья надеялась, что юноша навсегда связал свою судьбу с юридической карьерой, и действительно, в 1641 молодой Поклен был принят в коллегию адвокатов. Но болезнь сценой продолжала прогрессировать.
Еще в 1640 Жан познакомился со знаменитым итальянским мимом Тиберио Форелли (Скарамушем). Можно сказать, что эта встреча определила всю дальнейшую судьбу молодого человека, заставив его искать свое предназначение на театральных подмостках. Спустя год Поклен вступил в актерскую труппу. Там он встретился с 22-летней Мадлен Бежар, находившейся под «особым покровительством» герцога Моденского. И Мадлен, и оба ее брата были актерами, так что семья Жана сделала все возможное, чтобы избавить его от таких друзей. Однако молодой юрист открыто взбунтовался и заявил о том, что окончательно решил связать свою судьбу с театром.
Когда Жану исполнился 21 год, он взял себе псевдоним Мольер и совместно с семьей Бежар основал театр L’Illustre. Псевдоним он взял, чтобы избавить свою семью от смущения, поскольку театральная жизнь не считалась респектабельной. Партнеры основали «Блистательный театр», собрав труппу из молодых талантливых актеров. Но репертуар театра оставлял желать лучшего, новых пьес почти не было, а старые давно приелись зрителям. Так что данное предприятие окончилось провалом в 1644 году, а Жану пришлось отсидеть несколько дней в тюрьме – за долги.
«Блистательный» театр Мольера
Разорившись, труппа вынуждена была покинуть Париж и отправиться в провинцию. В 1644 25 актеров театра отбыли в турне, которое продолжалось без малого 13 лет. За это время они исколесили всю Францию. Сочинительством Жан занялся случайно и поневоле: репертуар труппы становился все беднее, а конкуренция в области искусства – все более жесткой. В южных провинциях Мольеру не раз приходилось выступать вместе с итальянскими актерами, разыгрывавшими «комедию масок», текст которой часто импровизировался, а персонажи оказывались наделены какой-то одной, но удивительно ярко выраженной чертой характера. Француз позаимствовал у коллег так понравившиеся ему приемы буффонады и стал сам сочинять комедии, в которых зритель увидел в роли главных героев скупцов, ревнивцев и шарлатанов. Вначале были созданы небольшие одноактные фарсы «Летающий доктор» (1653), «Ревность Барбуйе» (1655) и комедии «Шалый» (1655) и «Любовная досада» (1656). Другие произведения Мольера, до нас, к сожалению, не дошли.
Обновленный репертуар способствовал росту популярности труппы, и вскоре перед артистами открылась возможность выступать в крупных городах. Кочуя по провинции, Мольер обрел покровительство нескольких влиятельных аристократов. В частности, в Лангедоке он встретился со своим товарищем по школе, принцем Конти. Аристократ был поражен гениальностью бывшего соученика и рекомендовал Мольера брату короля.
Портрет Мольера. 1658 кистиПьера Миньяра
В 1658 году труппа решила попытаться выступить в столице. Благодаря протекции, Мольеру и его друзьям позволили поставить в Лувре трагедию П. Корнеля «Никомед». Спектакль прошел, не вызвав особого интереса публики. Перед актерами вновь замаячил призрак кочевой жизни в провинции. И тогда Мольер решил пойти ва-банк, показав Людовику комическую сценку собственного сочинения «Влюбленный доктор». Фарс принес театру ошеломительный успех, а Жан наконец убедился в том, что комедия является его призванием.
За свою недолгую жизнь он написал более трех десятков пьес, и только одна из них, провалившаяся на сцене, была создана в стиле классической трагедии. Все же остальные произведения, начиная со «Смешных жеманниц» (1659), встречали неизменное одобрение.
В декабре 1662 года Мольер и его труппа представили монарху комедию «Школа жен». Сюжет сосредотачивается вокруг Арнольфа, человека из среднего класса, который выбирает в супруги свою же подопечную Агнесс – девушку из крестьянской семьи, воспитанную в монастыре. Молодой соперник, не подозревая о личности Арнольфа, рассказывает ему, как именно он планирует украсть девушку из-под его носа.
Пьеса вызвала огромный протест. Враги Мольера, завидуя милости короля по отношению к нему, назвали его аморальным и утверждали, что он украл историю у другого писателя. Мольер решил ответить им полемической пьеской «Критика «Школы жен»», представленной в июне 1663. Это послужило основанием для признания комедии одной из форм литературы.
«Тартюф, или Обманщик»
Сцена из «Тартюфа», илл. Пьера Брисара, 1682
В мае 1664 Мольер был приглашен в Версаль для выступления перед Людовиком XIV. Публика впервые увидела «Тартюфа, или Обманщика». Эту пьесу называют самой скандальной, о чем упоминается и в биографии Мольера. Краткое содержание произведения: в доме достопочтенного парижанина Оргона останавливается молодой человек. Хозяин воспринимает гостя словно чудо: скромный, молодой ученый, набожный и бескорыстный. Но домочадцы пытаются доказать ему обратное. Истинная сущность гостя проявляется, лишь когда Оргон переписывает на него дом и сбережения, отдает на хранение кассу мятежников. Положение спасает лишь вмешательство благородного короля.
Пьеса раскрывает религиозное лицемерие. Она разозлила «Общество святых даров», мощную религиозную группу, и в течение пяти долгих лет Мольер безуспешно боролся за право исполнять ее. Наконец, в 1669 власть Общества ослабла, и «Тартюф» с большим успехом возродился в королевском дворце.
«Дон Жуан, или Каменный пир»
Упоминание об этой комедии можно найти в любой, даже самой краткой биографии Мольера. Жан-Батист впервые представил на обозрение публики «Дон Жуана» 15 февраля 1665 года в театре «Пале-Рояль». Комедия считается одним из величайших произведений Мольера. Он вновь бросил вызов духовенству и обществу, на этот раз высмеивая феодальное дворянство. Однако, отыграв 15 представлений, он исключил пьесу из репертуара, опасаясь нового скандала. Больше при жизни драматурга «Дон Жуана» не исполняли.
Мольер высмеивал духовенство, общество, но всегда был осторожен в отношении института монархии. Он заработал статус одного из фаворитов короля и пользовался его защитой при нападках суда.Врагов и завистников у Мольера всегда хватало с избытком. Недаром он стал автором крылатой фразы:
«Завистники умирают, но зависть – никогда».
23 января 1662 в 40-летнем возрасте, драматург женился на Аманде Бежар, которой было 17. В документе она названа сестрой Мадлен Бежар. Этот брак до сих пор не дает покоя биографам Мольера, которого при жизни обвиняли в том, что он вступил в кровосмесительную связь с собственной незаконнорожденной дочерью. Однако, скорее всего, девушка была ребенком самой Мадлен и герцога Моденского. Брак оказался удивительно неудачным. Молодая супруга бессовестно обманывала его. Через некоторое время Мольер и Аманда решили разъехаться, и с того момента жили в разных домах.
Не везло ему и с друзьями. Многих он рано потерял, а в лице Расина, которому постоянно помогал, приобрел врага.
Пьесы драматурга почти постоянно подвергались жестокой критике и, несмотря на их явный успех у публики, неоднократно запрещались к постановке. Злопыхателей волновали вовсе не вопросы литературы – их больно жалили сатирические выпады комедий Мольера. В отместку о нем самом измышлялись и распространялись самые невероятные слухи. Но все попытки облить грязью человека, являвшегося гордостью Франции, обычно оканчивались неудачей. Мольер считал, что комедийные образы не являются обыкновенными портретами, хотя невозможно создать характер, который не напоминал бы кого-нибудь из окружающих. Так что, по его словам, надо было «быть помешанным, чтобы искать в комедии своих двойников…» Комедиографу покровительствовал сам король, однако, он не понимал, какой талант находится при дворе. В одном из разговоров с поэтом Буало государь интересовался, кто из ныне живущих сможет прославить его царствование. Строгий критик сильно удивил монарха, ответив, что таким человеком будет драматург, назвавшийся Мольером.
Театр, где шли спектакли труппы, однажды закрыли, якобы из-за расширения колонн в Лувре. Артистам выделили другое помещение, нуждающееся в ремонте. Три месяца там наводили порядок, но за это время ни один из актеров не ушел в другие театры.
Драматург часто помогал беднякам и собратьям по профессии, попавшим в беду. Современники характеризовали его как человека доброго, великодушного и услужливого. Мольер принимал участие во всех спектаклях, играя глупцов, ревнивцев и ханжей. Зрители с неизменным смехом встречали выходки его героев.
Иллюстрация к пьесе Мольера «Мнимый больной»
Одна из самых жизнерадостных и веселых комедий драматурга – «Мнимый больной» – была написана им перед смертью, во время тяжелой болезни.
В феврале 1673 труппа поставила «Мнимого больного». Главную роль должен был играть сам автор. К тому времени он уже давно был болен, но даже не знал чем. Мольер ненавидел медицину, а врачей считал лицемерными шарлатанами, нарушающими естественный ход вещей. Поэтому, заболев, он отказался обращаться за помощью к медикам. По всей вероятности, Мольер страдал от туберкулеза… 17 февраля 1673 друзья и супруга драматурга просили его отложить спектакль. Но он небрежно заметил, что нельзя лишать публику ожидаемого ею удовольствия, а более 0 рабочих – их дневного заработка. Играя человека, страдающего от боязни умереть, Мольер внезапно испытал приступ головокружения и сильную слабость. Боль от судорог он заглушил хохотом, с честью доиграв спектакль. Однако выйти из театра самостоятельно больной уже не смог. Его привезли домой, где на несколько дней нашли приют странствующие монашки, и уложили в постель. Случайные постоялицы срочно послали за врачом и священником. Но никто из них не успел прийти к умирающему.
Перед смертью Мольера не успели соборовать, и архиепископ Парижский запретил предавать земле по христианскому обряду тело «комедианта» и «непокаявшегося грешника». Благодаря вмешательству самого короля умершего разрешено было похоронить 22 февраля, ночью, «во избежание общественного скандала», за оградой кладбища Сен-Жозеф, где хоронили самоубийц и некрещеных детей.
Через год по Парижу поползли слухи, что останки Мольера эксгумированы и брошены в общую могилу для отлученных от церкви. И только в 1792 останки человека, ставшего гордостью государства, перенесли вместе с останками Лафонтена на кладбище Лашез.
Серьезный спор относительно авторства произведений Мольера начался в 1919 году. Французский поэт Пьер Луис утверждал, что настоящим автором пьес был не Мольер, а другие люди, в числе которых был и Пьер Корнель. До сих пор некоторые а вторы считают, что эта теория вполне может быть правдой. В качестве главного аргумента они приводят тот факт, что отсутствуют рукописи, кроме того подчеркивается, что у Жана-Батиста попросту не хватило бы времени на драматургию в связи с сильной занятостью в театре в качестве актера.
Согласно этой теории, Пьер Корнель использовал Мольера для продвижения сатирических комедийных пьес, которые он не хотел публиковать под своим собственным именем, будучи известным драматургом и признанным «отцом французской трагедии».
После смерти Мольера король Людовик XIV объединил бывший театр Мольера, театр Марэ и Бургундский отель в единый постоянно действующий театр. В наше время он известен как «Комеди Франсез»
Мольер остается одним из самых популярных авторов в мире. Он представляет такую важную часть французской литературной культуры, что французский язык теперь часто называют «языком Мольера». В настоящее время лучшие актеры и актрисы во Франции ежегодно получают награду его имени, которая является французским эквивалентом премии «Оливье» в Великобритании или премии «Тони» в США.
ally77
Kingdom for Bukies and Bunnies
Re:used
Жан Батист Поклен (родился 15 января 1622, умер 17 февраля 1673) мог бы стать ещё одним придворным обойщиком, как и весь его род. Уже несколько столетий предки Жана Батиста занимались обоями и драпировкой королевских дворцов. На современный лад, это звучало бы как «дизайнер интерьера». Сын не захотел продолжить дело отца, буржуа Жана Поклена. Жан Батист не мог наладить отношения с отцом с детства, после того, как потерял мать. Он получил прекрасное образование, окончил модный в то время Клермонтский колледж (нынешний Люси Луи-ле-Гранд). Жан Поклен собирался устроить сына при дворе, чтобы подготовить его себе на смену. Примерно в 1612 Полен-младший держал экзамен в Орлеане на знание лиценциата прав, но в подтверждение, что он получил степень профессионального юриста, не сохранилось ни одного документа. Бумажная работа показалась ему скучно, так же как ремесло предков. Жан Батист Поклен был готов к тому, чтобы начать театральную жизнь.
В 1643 Жан Батист сбежал из дома с актрисой Мадлен Бежар. Оба примыкают к «Блистательному театру» ( L ‘ Illustre Theatre ). Позже к ним присоединяются брат и сестра Мадлены. Тем временем, у труппы наступили тяжёлые времена, в основном из-за оплаты аренды театра, за которую нужно было платить 2000 ливров. Артисты труппы оказались в долговой тюрьме. Историки расходятся во мнениях, кто же оплатил долги труппы, отец Жана Батиста или, возможно, богатый поклонник одного из актёров, через сутки, проведённые за решёткой, Поклен-младший вернулся к актёрской деятельности.
С этого момента он стал известен под псевдонимом Мольер. Некоторые исследователи предполагают, что он воспользовался названием одноимённой маленькой деревушки близ Ле Виган.
Во время своих странствий Мольер встретил герцога Конти, губернатора Лангедока, ставшего его покровителем. Их дружба закончилась, когда Конти, заразившийся сифилисом из-за беспорядочной жизни, стал усердно следовать законам религии, молясь об излечении. Конти обзавёлся религиозным наставником, что было популярно в те времена, который посоветовал ему порвать всяческие отношения с бродячими артистами и примкнуть к ненавистникам Мольер из числа духовенства. Эта история впоследствии легла в основу сюжета пьесы «Тартюф, или обманщик».
Труппа много гастролировала. В Леоне к труппе присоединилась мадмуазель Дюпак, известная как Маркиза. Среди поклонников Маркизы были французские драматурги и главные конкуренты Мольера, Пьер Корнель и Жан Расин. Расин предложил Маркизе одну из своих первых трагедий, которую он написал сразу после того, как окончил теологическую академию. Мольер, однако, не поставил её, хотя и поддержал Расина в том, чтобы тот продолжил свою творческую деятельность. Вскоре Мольер поссорился с Расином, когда тот рассказал, что одновременно предложил ту трагедию и труппе Бургундского отеля.
Если человек талантлив, неважно, глуп он или умён, на второй план отходят его жестокость, жадность, всё то, что мы осуждаем в человеке обычном. Поэтому французы прощают Мольеру его подобострастие, ведь, в конце концов, они не знали бы о Мольере, не будь он протеже короля.
В 1662 Мольер женится на Арманде Бежар. Она на 20 лет младше его и часто вызывает ревность. В связи с этим, Мольер пишет «Школу жён», в которой затрагивает проблемы морали.
После того, как Мольер получил признание и при дворе, и у парижан, его сатира подверглась жёсткой критике со стороны церкви и блюстителей морали. «Тартюф, или обманщик, с описанной в ней жадностью духовенства, церковь подвергла цензуре, в то время, как «Дон Жуан» и вовсе был запрещён к показу. Напряжённая работа в театре, потеря сына и материальные трудности вскоре сказались на здоровье Мольера, и в 1667 он был вынужден сделать перерыв в игре на сцене.
В 1673 во время репетиций его последней пьесы «Мнимый Больной» Мольер, страдавший тяжёлой формой туберкулёза, закашлялся прямо на сцене, играя ипохондрика Аргана. У него началось кровотечение. Он закончил выступление, как сделал бы это любой истинный актёр, но приступы повторились, и через несколько часов он скончался. Архиепископ Парижский Гарлей де Шанваллон запретил предавать земле «непокявшегося грешника». Мольера не успели соборовать, как того требует церковный устав. Около дома скончавшегося драматурга собралась толпа религиозных фанатиков, пытаясь помешать погребению. Вдова драматурга выбросила в окно деньги, чтобы избавиться от оскорбительного вмешательства возбуждённой церковниками толпы. С большим трудом Арманда добилась от Архиепископа разрешения на ночные похороны и христианское захоронение.
В России знакомство с комедиями Мольера начинается уже в конце XVII века, когда царевна Софья, по преданию, разыграла в своём тереме «Лекаря поневоле». В начале XVIII века пьесы Мольера появляются в Петровском репертуаре. Из дворцовых спектаклей пьесы Мольера переходят в спектакли Первого казённого публичного театра в Петербурге, возглавляемого А.П.Сумароковым. Сумароков был первым в России, кто стал подражать Мольеру. Нередко его обвиняли в том, то он сам не написал ни строчки, а списал всё от сюжета до мельчайших деталей у других авторов. Критики тех времён утверждали, что «Рогоносец по воображении» не что иное, как жалкие сколки с комедии Мольера «Сганарель, или Муж, думающий, что он обманут женой».
Главный герой «Мизантропа» Альцест — бесспорный предшественник Чацкого. Гончаров в известном этюде «Мильон терзаний» заметил, что каждая эпоха рождает своего Чацкого. Альцест глубоко раздражён тем нравственным несовершенством, которое царит в окружающем его обществе. Человек исключительно прямой и честный, Альцест яростно нападает на лицемерие, которое почитается среди дворянства непременным проявлением хорошего тона, хотя на самом деле это всего лишь проявление внутренней несостоятельности и трусости души.
Подобно Чацкому, герой пьесы Мольера — максималист, предъявляющий человеку требования высокой морали. Однако он живёт среди людей, совершенно чуждых его понятиям, и потому вызывает лишь чувство вражды и насмешки. И герой Мольера в свою очередь проникается отвращением к людям, мизантропией, распространяя её на всех без исключения.
Сходство положения Альцеста и героя Грибоедова настолько серьёзно, что своё состояние они выражают почти одними и теми же словами, например: “. пламенем любви не ум руководит” (Альцест) — “. ум с сердцем не в ладу” (Чацкий).
Альцест переживает глубокое разочарование в Селине, Чацкий — в Софье. Но у обоих неудача в любви оказывается лишь частью того потрясения, которое вызывает у каждого из них вся окружающая действительность. В обеих комедиях “общественная принципиальность” героя отчётливо доминирует над личной катастрофой. Общественная тема героя не укладывается в рамки его личных столкновений и неудач.
Мы нигде не находим прямого свидетельства того, что Грибоедов стремился создать подражание мольеровскому «Мизантропу», сам он ни разу не обмолвился о роли великого французского комедиографа в рождении его замысла.
Пушкин восхищался комедиями Мольера. В них Пушкин видел высшую форму драматургических характеров; но, познакомившись с произведениями Уильяма Шекспира, он предпочел всестороннее изображение характеров мольеровскому приему выделения одного свойства, особо яркой черты. Свою точку зрения Пушкин изложил в поздней заметке, посвященной сравнению сходных характеров у Мольера и у Шекспира, Шейлок противопоставлен Гарпагону, а Анджело — Тартюфу: «Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока; но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков; обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры. У Мольера Скупой скуп — и только; у Шекспира Шайлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен. У Мольера Лицемер волочится за женою своего благодетеля — лицемеря; принимает имение под сохранение, лицемеря; спрашивает стакан воды, лицемеря. У Шекспира лицемер произносит судебный приговор с тщеславною строгостию, но справедливо; он оправдывает свою жестокость глубокомысленным суждением государственного человека; он обольщает невинность сильными, увлекательными софизмами, не смешною смесью набожности и волокитства». Эта заметка не имела целью критику Mольера, a была трактовкой характеров, примененной Пушкиным.
Крылов продолжил мольеровские «уроки». К «Школе Жён», «Школе Мужей» и ещё полудюжине различных «школ» и «уроков» европейских драматургов прибавился отечественный «Урок дочкам». По мнению исследователей, комедия заимствовала сюжет и характеры из комедии Мольера «Смешные жеманницы» («Pr é cieuses ridicules»). Однако при всей схожести произведений комедия Крылова — это самостоятельная русская пьеса, поднимавшая актуальнейшую проблему времени — распространившееся увлечение всем иностранным и пренебрежение русским, национальным. Эта проблема, которая беспокоила ещё Гоголя, как известно большого патриота, не потеряла своей актуальности до сих пор.
Крылов обращал внимание на мастерство Мольера, подражание которому, по его мнению, является естественным и поучительным: «Мольер в своей комедии, не говоря длинных нравоучений против скупости, заставляет ненавидеть Гарпагона и делает его смешным; но в некоторых наших комедиях старики говорят преизрядные и предлинные нравоучения, охлаждают ими жар действия, и весь успех, производимый ими, это тот, что слушатели желают только скорее дождаться счастливой минуты, когда опустят занавес».
Все действие комедии «Урок дочкам» построено на столкновении двух мировоззренческих систем, выраженных в поступках и словах персонажей — Велькарова и его дочерей, Феклы и Лукерьи. Крылов задает комическую ситуацию тем, что помещает сестер, воспитанных на французский манер в городе, в условия провинциальной помещичьей старины, где главным хранителем национальных традиций выступает няня Василиса, приставленная к ним, чтобы следить за тем, как и на каком языке они общаются. «Эффект отчуждения» в комедии «урока» помогает создать комическую ситуацию.
Булгаков посвятил Мольеру пьесу «Кабала Святош», опубликованную уже после смерти писателя. В романе Булгаков представляет свою версию биографии французского предшественника. Его собственный взгляд на характер Мольера и схожий жизненный опыт делают Булгакова ближе к своему герою.
С момента написания пьесы до первой постановки во МХАТе в 1936 году прошло почти семь лет, из них половина ушла на ссоры Булгакова со Станиславским, отказавшимся ставить «Кабалу святош» и передавшим «негодную» пьесу Немировичу-Данченко, препирания с Главреперткомом, посчитавшим, что этот спектакль «ошибочный» и «уводящий с линии социалистического реализма». В итоге пьеса вышла с купюрами под названием «Мольер», игралась всего семь раз, после чего под разгромную статью в газете «Правда», где произведение Булгакова было названо «реакционным», «фальшивым» и «негодным», была снята с репертуара.
Сейчас «Кабала Святош» (“Мольер”) идёт на сцене Театра Сатиры. Главную роль исполняет художественный руководитель театра Александр Ширвиндт. Эту пьесу обычно трактуют либо как политическую сатиру, либо смакуют личную драму Мольера. Режиссер Юрий Еремин не стал упрощать себе задачу и делать из булгаковской пьесы водевиль. Всё первое действие зритель сопереживает французскому драматургу, как будто переносясь во времена Мольера. Жаль, что во втором действии «Мольера» вновь настигает французское «Горе от Ума»
Некоторые слова и выражения из пьес Мольера до сих пор используются в современной французской речи.
Статуя Командора ( statue du Commandeur ) из «Дон Жуана» используется к пример неотвратимого наказания.
Доминик Лаббе создал специальную компьютерную программу, позволяющую проводить контентный анализ высказываний французских политиков. Он также обнаружил, что программа может быть использована для анализа произведений художественной литературы. Лаббе решил проанализировать при помощи новейших технологий произведения французских классиков. Вывод, к которому он пришёл: не исключено, что комедии «Тартюф», “Мизантроп», «Школа жён» вообще не имеют никакого отношения к Мольеру, а принадлежат перу другого французского драматурга, Пьера Корнеля.