лучшие пьесы про подростков
10 спектаклей о решительных детях и подростках
Брат и сестра, лишившись в 30-е годы сразу обоих родителей, отправляются на поиски черного ворона (так они расшифровывают слово «воронок») и действительно разговаривают по пути с птицами и животными, потому что реальность Ленинграда граничит с мороком. Книга Юлии Яковлевой, по которой Екатерина Корабельник поставила спектакль, получила несколько престижных премий и переведена на английский язык. Монохромная анимация художника Михаила Заиканова не только передает атмосферу мрачных дворов-колодцев, но и позволяет героям стать невидимыми тенями.
Первая школьная влюбленность, робкие прогулки, откровенный чат «ВКонтакте». И вот молодой человек просит прислать девушку фото топлесс, которое сразу же попадает в сеть. Пьеса Натальи Блок стала лауреатом нескольких драматургических конкурсов и говорит не только о буллинге, а, что важно, о вариантах выхода из подобных ситуаций, а на такие решения способен не каждый подросток. Знаток современной драматургии режиссер Олег Липовецкий поставил этот текст с молодыми актерами в Черной комнате РАМТа, чтобы поговорить со зрителями буквально с глазу на глаз и не только с помощью слов, но и с помощью музыки, которая звучит в минуты одиночества в наушниках персонажей.
Режиссер Галина Полищук переносит действие пьесы Анастасии Букреевой из современного Петербурга в Москву, более того, в московское метро с его архитектурой, историей и 2362 турникетами. В Москву, которая слезам не верит (песню из фильма наигрывает музыкант в переходе), поэтому монологи и истерики персонажей останутся без особого внимания. Александр Панин играет своего героя Мота пытливым подростком, представляя бунт переходного возраста спокойным и вполне уверенным. При этом нервный фон взросления таков: родители разводятся, дед уходит на войну, бомжиха готова поделиться тайной молчания в подземном переходе. Что станет с этими людьми дальше — неясно, понятна только судьба мегаполиса: Сокольническая линия будет достроена в 2019 году.
Подзаголовок «Рассказы о том» настраивает на ретро. Действие на самом деле происходит в 1939 году и рассказывает о подростках с высокими целями, которых потом в честь заглавного героя назовут «тимуровцами». Пора вспомнить, что Аркадий Гайдар был не только военным и политиком, но и большим детским писателем. Юные персонажи принимают первые взрослые решения, в то время как их исполнители впервые выходят на профессиональную сцену. Спектакль Татьяны Тарасовой из аудитории во ВГИКе переезжает на сцену на Беговой.
Известные истории о шалостях брата и сестры, написанные Михаилом Зощенко, молодые актеры рассказывают так, что, кажется, дети за прошедшие сто лет совсем не изменились. И это правда. Юлия Волкова и Данила Ариков читают остроумный и лирический текст в белой комнате, на стену которой время от времени проецируются старые, но не старинные детские фотографии и рисунки, которые как будто помещаются в одном альбоме воспоминаний.
Антидепрессанты, селфи и одиночество: проблемы подростков в современных пьесах
В этом году в издательстве «Самокат» вышел сборник пьес российских драматургов, посвящённый подросткам. Девять пьес десяти драматургов разделены на два сборника по возрастным категориям — «Хочу по правде» (12+) и «Всем, кого касается» (18+). Литературный критик и куратор Сергей Сдобнов коротко рассказывает о каждой.
1. «Март и Слива», Екатерина Бизяева
Мальчик Слива в 14 лет всегда говорит о себе в третьем лице и прошедшем времени. Когда ему совсем плохо, то приходит Mr BLOOD и намекает, что всегда можно покончить с собой и своими проблемами. Мальчик говорит о том, что его волнует, только с этим выдуманным персонажем.
Одновременно три поколения героев этой пьесы постоянно не понимают друг друга. Бабушка погружена в советскую вечную юность, папа называет сына недоумком, а мама критикует ребёнка за то, что он не соответствует её представлениям о хорошем сыне.
2. «Никаких сомнений», Дарья Варденбург
Невероятно добрая пьеса. Ане и Яне — двенадцать, они остались в квартире без взрослых. Яна решила устроить вечеринку и позвала всех друзей Ани из соцсетей. Сначала Аня, хозяйка квартиры, воспринимала всех гостей (а многие пришли) в штыки, даже хотела прогнать. Но потом смирилась с неожиданной вечеринкой. Оказалось, что ребята совсем не похожи на свои аккаунты в соцсетях: кто-то накрутил себе лет, хотел выглядеть старше, кто-то и вовсе пришёл от друзей друзей. Но всем им остро не хватает жизни офлайн.
3. «Воин», Мария Огнева
4. «Хочу по правде», Серафима Орлова
5. «Бог ездит на велосипеде», Ирина Васьковская, Дарья Уткина
Кириллу снится темнота. В гостях он сидит в углу, он не социофоб, просто может впасть в неконтролируемую ярость. А ещё он любит минимал-техно — «странная музыка, которую ставят на репит инопланетяне на вечеринках». Так говорит Наташа, она мрачная и разговаривает с мёртвым братом. У неё клёвые очки, она берёт на вечеринки перцовый баллончик, наедается конфет с коньяком, чтобы было не страшно. Они встретились и говорят обо всём на свете.
Три новых подростковых романа, на которые стоит обратить внимание
В 14 лет герои этой пьесы уже начинают принимать антидепрессанты. Родители спрашивают детей: «Что вас тревожит?» Наташу тревожит философ Шопенгауэр, который писал: «Жизнь большинства людей печальна и кратковременна». Дети хотят понять, что с ними происходит, почему они оказались в этом мире и что делать со своей и чужой жизнью. Но родители готовы только к нормальным детям, чтобы они заняли первое место в жизни, всех победили, были успешнее родителей.
6. «Всем, кого касается», Дана Сидерос
Иногда в школах создают идеальные классы. Учительница в них всегда говорит с тобой на равных, не повышает голос, всегда на стороне учеников — выстраивает горизонтальный диалог. В один такой элитный класс, где за стихи Есенина могут игнорировать (всем подавай Гребенщикова и Бродского), приходят два брата-сироты.
Они общаются на языке жестов. Новичков принимают в штыки, они слишком странные, даже с дурной репутацией. Смогут ли умные, избалованные успешностью родителей дети понять тех, кого жизнь обделила на старте? Школу человечности вряд ли можно окончить, но вдруг получится хотя бы не прогуливать уроки.
7. «Это всё она», Андрей Иванов
Самая сильная пьеса в сборнике. Мать, она же Тоффи, знакомится во «ВКонтакте» с Тауэровским вороном, собственным сыном. В двухкомнатной квартире они не могут понять друг друга. Читателям этой тревожной пьесы предлагают четыре версии любой ситуации.
Мама хочет стать ближе с сыном: изучает мемы, словарь юного школьника, находит ребёнка в соцсетях, притворяясь юной готкой. А сын так привязывается к этому персонажу, что уже не может без придуманной с благими намерениями переписки. Невозможно закончить эту историю без потерь. Ворон хочет встретиться с Тоффи, потому что она его понимает, но свидание разрушит всё. Мама с сыном ищут спасение в сети, потому что для офлайн-общения надо поговорить по-настоящему, но сил на это нет.
«Все книги про то, как говорить с подростками, — ерунда. Просто уважайте в нас равных»
Например, мальчик находит фаллоимитатор у мамы в кровати и засовывает его в клетку. В ней мама недавно принесла домой птичку, но та улетела. Для мамы такой поступок сына — предел непонимания её личного пространства, её сложной жизни после смерти мужа. Для ребёнка — шалость одиночки, которому никто не рассказал, что такое личное пространство.
8. «Фото топлес», Наталья Блок
Никто больше не звонит по телефону. Все пишут друг другу сообщения. Артём позвал Киру на свидание на крышу в мессенджере. Слова закончились через пару минут, подростки стали переписываться друг с другом, хотя стояли в касании друг от друга. Для понимания того, что произошло, поцеловались и сделали селфи.
На следующий день Артём попросил Киру прислать ему фотки её груди. Рядом его приятели. Они тоже ждут откровенных фоток одноклассницы. И она присылает. А в ответ Артём с друзьями публикуют фото и делают репосты. Личное становится один из многих постов в соцсетях. В пьесе все чувства выражаются в интернете. Все важные вопросы теперь надо решать сначала там, а уже потом в офлайне.
9. «Хлебзавод», Алексей Олейников
Сюрреалистическая пьеса в стихах. В начале подростки создают YouTube-канал, но количество просмотров и дизлайков их не устраивает. Один из подростков находит у отца камеру GoPro с записью самоубийства. Может, хайповое видео спасёт канал?
В этой пьесе в столбик не стоит ждать логичного развития сюжета. Поворот — исповедь школьника, который всю начальную школу просидел под партой. Другой поворот — и дети идут на экскурсию на хлебозавод. За мелькающим сюжетом в этой пьесе важно не упустить тоску детей по ненормальности, в которой взрослый мир им постоянно и пока успешно отказывает.
Иллюстрация: Shutterstock (Virinaflora)
Лучшие пьесы про подростков
Документальные свидетельства, воспоминания людей, переживших Холокост, читает рассказчик — Андрей Чулков. Это напоминание о мире за пределами чердака. И героиню Анны Щетининой (за эту роль актрису номинировали на «Прорыв») в программке зовут не иначе как «Анна, которой не будет». Но рефреном действия становится строчка: «Влюбиться, стремиться, добиваться, превозмогать и жить, жить, жить». В полтора часа укладывается взросление 13-летней девочки, ее мечты и надежды.
«Анну Франк» в «Цехе» покажут 8 марта в 16:00, возрастная рекомендация: 13+.
Большая классика в «Мастерской»
Многие постановки «Мастерской» можно было бы включить в этот список. Худрук театра Григорий Козлов работает в основном с большой русской прозой, владеет особым искусством — приводить литературу на подмостки. Самый яркий пример — восьмичасовая сценическая эпопея «Тихий Дон», выпущенная в 2013 году. Один из критиков справедливо назвал эту постановку примером «большого драматического театра» — так внимательно и подробно разработана каждая из ролей (неслучайно молодой актерский ансамбль отметила премия «Прорыв»).
Новому поколению учеников Козлова достался другой роман — два вечера подряд по четыре часа они играют «Мастера и Маргариту», где снова сделана ставка именно на актерскую работу. Режиссер выводит на сцену, кажется, всех героев романа Булгакова — почти сотню.
Ближайший день «Тихого Дона» — 4 марта в 14:00, «Мастера и Маргариту» будут играть 13 и 14 марта, начало в 18:00.
ZLO в Социально-Художественном Театре (СХТ)
8 необычных и смелых спектаклей для подростков
Они очень молоды, носят джинсы и свитера с оленями, их зовут Маша, Андрей, Наташа. Только фамилии у них — Болконские и Ростовы, и говорят они словами Льва Толстого. Это спектакль рассказывает подробно об одном персонаже «Войны и мира», княжне Марье Болконской, героине второго плана. Все остальные предстанут через призму ее наблюдательного взгляда. В таком прочтении актеры могут позволить себе быть нелепыми и смешными, сентиментальными и пафосными и делают это с тактом и вниманием к великому тексту.
Спектакль по мотивам философских сказок Сергея Козлова можно смотреть как с открытыми, так и с закрытыми глазами — вслушиваться в звуки и запахи леса, ощущать влажный туман и коснуться запыхавшегося зайца.
Стремительный спектакль по пьесе Лермонтова в современной редакции Михаила Угарова. Свои отношения семья Арбениных выясняет в просторном холле, окруженном с трех сторон зеркальными дверями лифтов: здесь кажущееся одиночество легко может нарушить толпа, сделавшая остановку на этаже, где может находиться респектабельная квартира, а может — и светское казино с маскарадом.
Одновременно беззащитный и агрессивный пафос персонажей и заветное желание одного из них полететь в космос, обаятельная самоирония и бесстрашная работа актеров в эстетике комикса — все это компоненты спектакля Филиппа Авдеева по пьесе Любы Стрижак о приключениях подростков в воображаемом мире.
Истории о шалостях брата и сестры, написанные Михаилом Зощенко, молодые актеры рассказывают так, что кажется, дети за прошедшие сто лет совсем не изменились. И это правда. Юлия Волкова и Данила Ариков читают остроумный и лирический текст в белой комнате, на стену которой проецируются детские фотографии и рисунки словно из семейного альбома.
Современная подростковая драма
Любопытный эксперимент: в издательстве «Самокат» вышел двухтомный сборник пьес, которые можно поставить в любительской студии
Текст: Ольга Разумихина
Фото обложек предоставлены издательством
Тексты, вошедшие в сборник «Современная подростковая драма», уже получили свою долю славы:
часть работ засветилась в шорт-листах таких литературных конкурсов, как «Ремарка» и «Евразия», другие с успехом идут в российских театрах. Но путь этих пьес к народной славе только начинается. По крайней мере, так решили в издательстве «Самокат» — и подготовили альманах, рассчитанный не столько на чтение, сколько на использование в театральных студиях. Оба тома выпущены в оригинальном виде: по сути, это папки, в которых лежат сшитые скрепками листы формата А4. Читать такую «книгу» в транспорте проблематично, зато для работы режиссера — то, что нужно: выбираешь из альманаха понравившийся текст, делаешь несколько ксерокопий для актеров (скрепка, в отличие от переплета, позволяет сделать это без труда) — и приступаешь к читкам и репетициям.
В альманах вошли пьесы на любой вкус: «традиционные», с линейным сюжетом и историческими декорациями (например, работа М. Огнёвой «Воин» — история взросления двенадцатилетнего Тохи Димова, старший брат которого уехал воевать в Чечню), и модернистские (так, действие пьесы И. Васьковской и Д. Уткиной «Бог ездит на велосипеде» происходит в некоем умозрительном «Музее Микки-Мауса»). Некоторые работы — чисты и целомудренны, в других же присутствует ненормативная лексика; найдется даже пьеса в стихах. Драматурги также разные: кого-то можно назвать маститым писателем (первая пьеса Натальи Блок, автора «Фото топлес», была поставлена в 2002 году), а кто-то, как Екатерина Бизяева («Март и Слива»), только начинает творческую деятельность. Есть среди известных авторов и те, кто ранее не был замечен в написании пьес. Так, Алексей Олейников до публикации драмы «Хлебзавод» успел прославиться как прозаик, а Дана Сидерос («Всем, кого касается») — как поэт, автор сборника «Ученик дурака».
Объединяет все пьесы «Современной подростковой драмы», как видно из названия книги, одно: главные герои — дети и тинейджеры, конфликтующие с родителями, учителями и сверстниками; пытающиеся найти свое место в мире, отчаянно не верящие в его несправедливость. Театральный критик Елена Спиваковская отмечает, что
работы, вошедшие в сборник, — «слышащие сегодняшнего героя-подростка, говорящие с ним на одном языке»,
но интересны они будут не только молодежи, но и взрослым. Также стоит отметить, что ни одна из пьес не требует создания сложных декораций, выполнения акробатических трюков и т. д.: такая постановка по силам любой студии.
Живущие в Сети
Несмотря на то, что составители сборника постарались отобрать максимально непохожие работы, некоторые пьесы оказались почти идентичны по спектру затронутых проблем. Так, герои Натальи Блок («Фото топлес»), Андрея Иванова («Это всё она») и Екатерины Бизяевой («Март и Слива») значительную часть жизни проводят в виртуальном мире. Их родители, конечно, обеспокоены: ребенок сидит за монитором в своей комнате — но находится бесконечно далеко. Почему это происходит? что ждет ребят, променявших реальность на виртуальный мир, — и как до них достучаться? или — хотя бы — просто узнать, кому дети без остановки строчат сообщения в соцсетях?
Как и в любой хорошей драме, в пьесах Блок, Иванова и Бизяевой у каждого персонажа — своя правда, и спорить с ней сложно. У каждого должно быть личное пространство, верно? Вроде бы да, и отнимать у сына или дочери смартфон — непедагогично. Но что делать, если твой ребенок, как в пьесе «Март и Слива», познакомился со странным типом, называющим себя Mr. Blood, или устроил травлю одноклассницы («Фото топлес») — и всё это в социальных сетях? И что испытывает сам подросток, который не получает поддержки в семье и поэтому вынужден «клянчить» внимание у интернет-анонимов («Это всё она»)? Чтобы найти ответы на эти вопросы, драматурги прибегают к неожиданным решениям: так, Екатерина Бизяева предлагает устроить в театре ток-шоу, а Андрей Иванов — «поставить» переписку в соцсети. Вот где простор для фантазии режиссера!
Потерянное поколение
Еще один тезис, в той или иной форме высказанный почти каждым автором сборника: современные дети быстро, но сложно взрослеют. В какой-то мере так было всегда, но
в XXI веке ко всем типичным «возрастным» проблемам примешивается необходимость обрабатывать огромное количество информации.
Этого требует и мода (Наташа из пьесы «Бог ездит на велосипеде» читает подруге целую лекцию по созданию топовых образов), и необходимость социализации (герои драмы «Никаких сомнений» ассоциируют себя с персонажами из множества фильмов), и тренд на успешность. Не случайно действие пьесы «Всех, кого касается» происходит в элитной школе, где ребята с младых ногтей обучаются основам журналистики: так шанс поступить в престижный университет и построить карьеру гораздо выше.
Неудивительно, что дети и подростки, которым открылось слишком много знаний и возможностей, теряются — и, не получив поддержки от родителей и наставников, отчаиваются понять, что происходит вокруг. Поэтому герои многих пьес находятся как бы в вакууме. В пьесе А. Олейникова «Хлебзавод» невинный поход в гости к подруге оборачивается для Маши спиритическим сеансом и «переходом» в потусторонний мир, невозможностью вернуться в собственное тело; действие драмы С. Орловой «Хочу по правде» начинается в пионерском лагере, откуда, как вскоре оказывается, нельзя выйти — буквально повсюду ведутся военные действия (причем кто, с кем и за что воюет, совершенно неясно). В мире остается совсем немного постоянного.
Как бы ни был велик соблазн оградить подрастающее поколение от «чернухи», замалчивание во много раз хуже диалога,
пусть даже — поначалу — неловкого и болезненного для обеих сторон.