лучшие пьесы для постановки в театре
Лучшие пьесы для постановки в театре
Текст: Павел Руднев
Поэтому эта выборка субъективна. Важно отметить также, что это выборка именно пьес, а не драматургов. Скажем, безусловно существенен (и даже очень) вклад Павла Пряжко или Михаила Дурненкова в копилку драматургических идей нашего времени, но вычленить у них какую-то одну, главную, титульную пьесу из корпуса их сочинений автору этого текста пока трудно.
1. «Изображая жертву» Владимира и Олега Пресняковых (2003)
Главного героя зовут Валя, и у него нет лица. То есть индивидуальности, пола, желаний, мечтаний, характеристик. Он имитатор, человек, живущий в ритме second hand, постоянно повторяя чужой опыт. Место работы — следственные эксперименты, где Валя инсценирует путь жертв бездумных, идиотических преступлений людей, которые не осознают своих действий. Драматурги Пресняковы написали текст о феномене «кидалтизма» — взрослых детей, не умеющих сопоставить поступок с последствиями. Образ времени сосредоточен в рассказе о водителе трамвая, который признается, что сам не знает, куда едет вагончик. Современный человек обречен на повтор уже существующих трендов: за спиной человека XXI века такой колоссальный багаж цивилизации, что сделать оригинальный шаг, никого не имитируя и не повторяя, не представляется возможным.
Цитата: «В России, Валя, чтобы жить, надо вот! (Выставляет вверх ложку.) Вот чем есть, загребать побольше и есть, а не клевать, как эти, палочками! Вот, смотри, мы к палке черпалку приделали, потому что с одной палкой у нас за столом делать нечего!»
2. «Я, пулеметчик» Юрия Клавдиева (2004)
Это яростный, рваный, словно окровавленный монолог современного пацана-бандита, который вдруг оказывается в двух измерениях, попадает во временную петлю. Переживая собственное фиаско в криминальных войнах, но и восхищаясь волей провидения, которое его спасло из опасного замеса, главный герой словно бы попадает в реальность собственного деда — солдата Второй мировой войны. Подвиг героя и его криминальная война — обстоятельства не равнозначные, но мужская судьба, мужская солидарность, ток единой крови — это роднит персонажей. Драматургу важно увидеть в современном молодом человеке сложнейшую драму несоответствия, увидеть в нем мучающегося человека, увидеть в даже такой повседневности сопротивление и героизм. Каждому поколению — своя война, и мужчине надо любую войну, даже поганую, пережить достойно. Ощущая себя пулеметчиком на посту, герой Клавдиева все равно чувствует усталость от жизни, которая постоянно формулируется как война, завоевание, борьба. Зачем же все время воевать?
3. «Экспонаты» Вячеслава Дурненкова (2007)
Пьесу можно назвать исторической, она — про выбор России, про то, куда нам плыть. Есть крошечный старорусский городок, затерявшийся на просторах страны, и есть в нем две семьи: одна сумела адаптироваться к новым временам, другая озлобилась. Коммерсанты (в которых легко опознать бывших партийных работников) предлагают бизнес-проект превращения умирающего города в туристический аттракцион, где жители должны быть экспонатами живого музея. И становится ясно, что одни готовы гордиться своей голой исхудавшей задницей, а другие готовы украшать ее ради выживания. Утопия завершается русским бунтом и красным петухом: стремительная модернизация страны не учитывает архаического ее мышления. Это пьеса-диспут о том, может ли сегодня выжить традиция, и если она может выжить, только музеефицировавшись, то не мертва ли она.
Цитата: «Фашист, говоришь? Вот повернись назад. Вон туда посмотри. Видишь памятник? Кому он поставлен, знаешь? Ты это знаешь, батя мой знает и еще человек пять. Кто по-настоящему знает. Ты мне что угодно можешь говорить. Но вот тогда ты не сломался, а щас все — тебе только денежку показали, и ты уже готов себе хоть номер на шею одеть. А это тебе что, не оккупация?»
4. «Наташина мечта» Ярославы Пулинович (2008)
Исповедальный монолог перед следователем девочки из детдома, который становится пылающим, горячечным рассказом о чудовищном социальном расслоении современной России. Первая любовь Наташи, не знавшей ни ласки, ни семьи, ни лексикона любви, неразрывна с чувством собственничества. Пытаясь урвать себе маленький кусочек счастья, девочка перестает быть скромной и забитой, превращаясь в валькирию, готовую растоптать все препятствия на этом священном для себя пути. Тонкие чувства становятся опасными в руках неумелого хозяина, и Наташина мечта, только начав реализовываться, рассыпается, как бусинки с ворованной заколки. Украденное счастье, украденная судьба — едва ли не все героини Ярославы Пулинович могут наслаждаться только такими временными прелестями жизни.
Цитата: «Каждые пять минут на часы в зал смотреть бегала, ну, когда уже завтра, думаю, когда уже завтра. А когда пришли еще, Танька Косоглазина свою заколочку увидала и как давай блажить. Завали хлеборезку, говорю, жиртрест вонючий, а самой даже ругаться не хочется. Такая добрая стала, аж самой удивительно. В другой раз может и с ноги бы, а тут даже ругаться не хочется. Рукой на нее махнула и в комнату пошла».
5. «Язычники» Анны Яблонской (2010)
Пьеса, которая фиксирует жажду веры современного человека. И вера тут оказывается полезным, но все же наваждением, чье влияние случайно и коротко. Долго и упрямо веровать не получается ни у кого, люди ждут от веры моментального результата. И такая вера может быть как спасительной, так и опасной, разрушительной. Приезд верующей бабушки в разваливающуюся, страдающую от хаоса и замусоренной повседневности семью — это как очистительное возмездие, после которого можно как излечиться, так и не выжить. Кризис веры у современного человека — следствие растерянности, потерянности, крайностей в поиске индивидуального спасения.
Цитата: «Вчера в магазин пошел, чекушку взял, дома на кухне сел, на стол поставил, огурчик… и все… парализовало… хотел крышку открутить, а у меня руки не двигаются…встать хотел — ноги к полу приросли… так всю ночь и просидел… пошевелиться не мог… даже глазом моргнуть… за ночь не поссал даже ни разу… и смотрел на нее. смотрел на нее…смотрел…смотрел на нее…»
6. «Любовь людей» Дмитрия Богославского (2011)
В истории мировой драматургии очень мало пьес, действие которых разворачивалось бы зимой, пьес зимнего характера, зимнего настроения. Героиня Богославского Люська мучительно идет по грани, разделяющей мертвое и живое, реальное и виртуальное, посюстороннее и потустороннее. У Люськи есть мужчина реальный и мужчина воображаемый. Чем глубже она постигает жизнь, тем все меньше манков и маячков удерживает ее в реальности: тут жить совсем невыносимо. Но и в виртуальной реальности мученичества немало: ее мучает чувство вины, страха; любовь к фантому здесь обретает черты заморозка, столбняка, одеревенения. Между двумя любовями героиня выбирает путь более сложный, более мучительный — виртуальный, нереальный, только на том основании, что им хотя бы до какой-то степени можно управлять. Пьеса белорусского драматурга ознаменовала собой главную интонацию 2010-х — потребность в эскапизме, в поиске форм неучастия, небытия, альтернативных, потаенных островков для выживания.
Цитата: «Коленька, иди ко мне… иди! Поцелуй, поцелуй меня. Вот так, да, вот так… Ты плачешь, Коля? Не плачь… не плачь, дорогой, все будет хорошо, все у нас будет хорошо. Не плачь, Коленька, все переменится. Ты, главное, прости меня, прости, и все будет, все у нас будет, я сама все сделаю, ты только прости. Постой… еще минутку… Ты вернешься? Вернешься? Коля. »
7. «Пьяные» Ивана Вырыпаева (2013)
Цитата: «Никто не в состоянии защитить нас от любви, моя прекрасная Гульбахар».
8. «Саша, вынеси мусор» Наталии Ворожбит (2014)
Цитата: «Четыре мешка картошки купила. Два лука. Пятнадцать килограмм гречки, макароны. Сахара мешок. Так что нормально. Переедете с Колей. Перезимуем».
9. «Человек из Подольска» Дмитрия Данилова (2017)
С этой пьесой российская драма и театр вошли в зону неоабсурда: для последних нескольких лет характерно то, что драматурги стараются использовать механизм сарказма и крайней, гротесковой сатиры, чтобы абсурдизировать, довести до коллапса абсурд сегодняшней жизни. Дмитрий Данилов написал пьесу-обманку: поскольку здесь речь идет о полицейских, то первый план погружает нас в политический контекст, но этот путь — ложный. Здесь нет деления на «мы» и «они», здесь каждому зрителю предложен путь обнаружить в самом себе полицейского, который пытается утвердить добро через инструмент насилия, заставить другого быть добродетельным, а не дождаться саморазвития. Это текст про смену парадигмы: о том, как один миф сменяет другой, а нам кажется, что подменяются реальности.
Цитата: «Живет, как автомат… не любит, презирает свой город и его жителей… изо дня в день бессознательно совершает одни и те же действия… не осознает себя… не видит вокруг себя ничего красивого и интересного… не воспринимает протекающую вокруг Реальность… не уважает Реальность… А почему Реальность с большой буквы?»
10. «С училища» Андрея Иванова (2016)
Она — торговка рыбой, пэтэушница. Он — ее преподаватель философии. Их межсословная любовь показывает, что конфликт Галатеи и Пигмалиона больше в современности не работает: представители «интеллигенции» и «пролетариата» — весьма номинальные, условные, только на словах. Сережа произносит высокие слова античных писателей и философов, не веря им и не соблюдая преподаваемые им заповеди. Но это не значит, что их никто не слышит и не воспринимает. Для Таньки эти фразы — руководство к действию, это вообще первые умные слова, которые она услышала. Здесь наивная принципиальность сталкивается с искушенной усталой беспринципностью, и хорошо такой конфликт завершиться не может.
Цитата: «Да не, все. Ниче не хотела больше сказать… Ну как… Ну я же вам про реферат звонила… Ну вообще… Кароч, не совсем про реферат… Вы знаете, Сергей Романович… Вот вы нам про Сократа говорили. Что он типа такой: „Заговори, чтобы я тебя увидел“. Ну вот я, говорю…»
Культура ВРН
Иллюстрированный журнал о культуре Воронежа, России и мира
Театр
60 лучших пьес в истории
Все чаще в прессе появляются списки «самых великих» писателей, композиторов, книг, фильмов и так далее. Мы решили не отставать от веяний времени и попытались составить список самых выдающихся произведений мировой драматургии. Как говорится, их должен знать каждый.
Вот что у нас получилось. Соглашайтесь, спорьте, дополняйте.
Гамлет. Уильям Шекспир
Ромео и Джульетта. Уильям Шекспир
Отелло. Уильям Шекспир
Сон в летнюю ночь. Уильям Шекспир
Буря. Уильям Шекспир
Двенадцатая ночь. Уильям Шекспир
Макбет. Уильям Шекспир
Король Лир. Уильям Шекспир
Тартюф. Жан-Батист Мольер
Скупой. Жан-Батист Мольер
Три сестры. Антон Чехов
Вишневый сад. Антон Чехов
Дядя Ваня. Антон Чехов
Маскарад. Михаил Лермонтов
На дне. Максим Горький
Женитьба Фигаро. Бомарше
Коварство и любовь. Фридрих Шиллер
Слуга двух господ. Карло Гольдони
Жизнь есть сон. Педро Кальдерон
Дама-невидимка. Педро Кальдерон
Собака на сене. Лопе де Вега
Любовью не шутят. Альфред де Мюссе
Стакан воды. Огюстэн-Эжен Скриб
Школа злословия. Ричард Бринсли Шеридан
Пигмалион. Бернард Шоу
Дом, где разбиваются сердца. Бернард Шоу
Синяя птица. Морис Метерлинк
Таланты и поклонники. Александр Островский
Доходное место. Александр Островский
Гроза. Александр Островский
Горе от ума. Александр Грибоедов
Ревизор. Николай Гоголь
Женитьба. Николай Гоголь
Гедда Габлер. Генрик Ибсен
Пер Гюнт. Генрик Ибсен
Разбитый кувшин. Генрих фон Клейст
Стулья. Эжен Ионеско
В ожидании Годо. Самюэль Беккет
Наш городок. Торнтон Уайлдер
Трехгрошовая опера. Бертольт Брехт
Мамаша Кураж. Бертольт Брехт
Все в саду. Эдвард Олби
Татуированная роза. Теннесси Уильямс
Трамвай «Желание». Теннесси Уильямс
Сторож. Гарольд Пинтер
Кабала святош. Михаил Булгаков
Дни Турбиных. Михаил Булгаков
Утиная охота. Александр Вампилов
Дом Бернарды Альбы. Федерико Гарсиа Лорка
Месяц в деревне. Иван Тургенев
Лев зимой. Джеймс Голдмен
Смерть Тарелкина. Александр Сухово-Кобылин
Опасный поворот. Джон Бойтон Пристли
Визит старой дамы. Фридрих Дюрренматт
Самоубийца. Николай Эрдман
Пять вечеров. Александр Володин
Еще не знаете, где провести свадьбу и все существующие классические варианты ресторанов Вам не подходят? Обратите внимание на такой прекрасный вариант как свадьба в отеле. А если отель находится еще в живописном месте, то этот вариант обязательно заставит Вас на нем остановиться.
Куда же вы дели Лопе де Вегу, Сартра, Ануйя, Ионеску? Да и Брехта тоже.
К чему тут Разбитый кувшин? Потому что в камерном идет?
Нет многих пьес, присоединяюсь к комментариям выше.
Вот еще одну пьесу вспомнил. Ив Жамиак «Месье Амилькар». Можно вспомнить современную французскую комедию: Габриэль Ару, Франсуаза Саган, Фелисьен Марсо, Жан Марсан и тд. Клейста можно убрать, ну не настолько это великая пьеса. Славомир Мрожек «Кароль», Любовь в Крыму», «Вдовы» (на выбор).У Олби «Что случилось в зоопарке», «Кто боится Вирджинии Вульф?» Артур Миллер «Смерть коммивояжера». Хорошей драматургии так много. Любой список не вместит все пьесы достойные внимания, к сожалению.
100 лучших пьес XX века
Чехов, Брехт, Стриндберг и другие авторы, чьи драмы стали классикой
XX век подарил нам сотни ярких имен и тысячи замечательных пьес. Прошлое столетие открывалось пьесами Чехова, Стриндберга, Метерлинка, Горького, а закачивалось работами таких драматургов, как Кэрил Черчилл, Валер Новарина и Мартин Макдонах. Психологический театр, театр абсурда, эпический театр, постдраматический театр. появлялись новые концепции, загорались, как сверхновые, имена харизматичных авторов.
Возьмем, например, театр абсурда — это не только пьесы Беккета и Ионеско, но еще и произведения Минору Бэцуяку (основатель японского театра абсурда), Вацлава Гавела, Жана Жене и многих других замечательных драматургов.
Любые списки — это всегда ограничения. Кто-то оказывается за бортом, у наиболее влиятельных авторов включаются «не те пьесы». Наша задача была — наиболее широко представить мировую драматургию прошлого столетия во всем ее разнообразии.
Представляем вам список 100 лучших пьес XX века:
Название: Дети Ванюшина
Автор: Сергей Найденов
Год написания: 1901
Название: На дне
Автор: Максим Горький
Год написания: 1902
Название: Четырнадцатое июля
Автор: Ромен Роллан
Год написания: 1902
Название: Вишневый сад
Автор: Антон Чехов
Год написания: 1903
Название: Чудо святого Антония
Автор: Морис Метерлинк
Год написания: 1903
Название: Мораль пани Дульской
Автор: Габриеля Запольская
Год написания: 1906
Название: Соната призраков
Автор: Август Стриндберг
Год написания: 1907
Название: Жизнь человека
Автор: Леонид Андреев
Год написания: 1907
Название: Удалой молодец – гордость Запада
Автор: Джон Миллингтон Синг
Год написания: 1907
Название: Игра интересов
Автор: Хасинто Бенавенте-и-Мартинес
Год написания: 1907
Название: Павел I
Автор: Дмитрий Мережковский
Год написания: 1908
Название: Синяя птица
Автор: Морис Метерлинк
Год написания: 1908
Название: Стелла Виоланди
Автор: Григориос Ксенопулос
Год написания: 1909
Название: Васса Железнова
Автор: Максим Горький
Год написания: 1910
Название: Имярек
Автор: Гуго фон Гофмансталь
Год написания: 1911
Название: Почта
Автор: Рабиндранат Тагор
Год написания: 1912
Название: Пигмалион
Автор: Джордж Бернард Шоу
Год написания: 1912
Название: Дом, где разбиваются сердца
Автор: Джордж Бернард Шоу
Год написания: 1917
Название: Изгнанники
Автор: Джеймс Джойс
Год написания: 1918
Название: Человек-масса
Автор: Эрнст Толлер
Год написания: 1919
Название: R.U.R.
Автор: Карел Чапек
Год написания: 1920
Название: Мечтатели
Автор: Роберт Музиль
Год написания: 1921
Название: Шесть персонажей в поисках автора
Автор: Луиджи Пиранделло
Год написания: 1921
Название: Корабль праведных
Автор: Николай Евреинов
Год написания: 1924
Название: Страсти под вязами
Автор: Юджин О’Нил
Год написания: 1924
Название: Зойкина квартира
Автор: Михаил Булгаков
Год написания: 1925
Название: Орфей
Автор: Жан Кокто
Год написания: 1926
Название: Человек из СССР
Автор: Владимир Набоков
Год написания: 1927
Название: Бег
Автор: Михаил Булгаков
Год написания: 1928
Название: Атилла
Автор: Евгений Замятин
Год написания: 1928
Название: Трехгрошовая опера
Автор: Бертольт Брехт
Год написания: 1928
Название: Баня
Автор: Владимир Маяковский
Год написания: 1929
Название: Елизавета Английская
Автор: Фердинанд Брукнер
Год написания: 1930
Название: Кровавая свадьба
Автор: Федерико Гарсиа Лорка
Год написания: 1931
Название: Перед заходом солнца
Автор: Герхарт Гауптман
Год написания: 1932
Название: Чума на оба ваших дома
Автор: Максвелл Андерсон
Год написания: 1933
Название: Время и семья Конвей
Автор: Джон Бойнтон Пристли
Год написания: 1937
Название: Таня
Автор: Алексей Арбузов
Год написания: 1938
Название: Наш городок
Автор: Торнтон Уайлдер
Год написания: 1938
Название: Мамаша Кураж и ее дети
Автор: Бертольт Брехт
Год написания: 1939
Название: Калигула
Автор: Альбер Камю
Год написания: 1939
Название: Время твоей жизни
Автор: Уильям Сароян
Год написания: 1939
Название: Машенька
Автор: Александр Афиногенов
Год написания: 1940
Название: Антигона
Автор: Жан Ануй
Год написания: 1942
Название: Долгий день уходит в ночь
Автор: Юджин О’Нил
Год написания: 1942
Название: Пигмалион
Автор: Тауфик аль-Хаким Хусейн
Год написания: 1942
Название: Мухи
Автор: Жан-Поль Сартр
Год написания: 1943
Название: Дракон
Автор: Евгений Шварц
Год написания: 1943
Название: Филумена Мартурано
Автор: Эдуардо Де Филиппо
Год написания: 1946
Название: Служанки
Автор: Жан Жене
Год написания: 1947
Название: Трамвай «Желание»
Автор: Теннесси Уильямс
Год написания: 1947
Название: Ферхад и Ширин
Автор: Назым Хикмет
Год написания: 1948
Название: В ожидании Годо
Автор: Сэмюэл Беккет
Год написания: 1949
Название: Лысая певица
Автор: Эжен Ионеско
Год написания: 1950
Название: Дьявол и Господь Бог
Автор: Жан-Поль Сартр
Год написания: 1951
Название: Дон Жуан, или Любовь к геометрии
Автор: Макс Фриш
Год написания: 1952
Название: Мышеловка
Автор: Агата Кристи
Год написания: 1952
Название: Вдова Капет
Автор: Лион Фейхтвангер
Год написания: 1952
Название: Обыкновенное чудо
Автор: Евгений Шварц
Год написания: 1954
Название: День Стефана
Автор: Хубаи Миклош
Год написания: 1955
Название: Визит старой дамы
Автор: Фридрих Дюрренматт
Год написания: 1956
Название: Оглянись во гневе
Автор: Джон Осборн
Год написания: 1956
Название: Орфей спускается в ад
Автор: Теннесси Уильямс
Год написания: 1957
Название: Чайная
Автор: Лао Шэ
Год написания: 1957
Название: Призраки среди нас
Автор: Кобо Абэ
Год написания: 1958
Название: Пять вечеров
Автор: Александр Володин
Год написания: 1958
Название: В поисках радости
Автор: Виктор Розов
Год написания: 1958
Название: Носорог
Автор: Эжен Ионеско
Год написания: 1959
Название: Иркутская история
Автор: Алексей Арбузов
Год написания: 1959
Название: Сторож
Автор: Гарольд Пинтер
Год написания: 1960
Название: Картотека
Автор: Тадеуш Ружевич
Год написания: 1960
Название: Коллекция
Автор: Гарольд Пинтер
Год написания: 1961
Название: Физики
Автор: Фридрих Дюрренматт
Год написания: 1961
Название: Кто боится Вирджинии Вулф?
Автор: Эдвард Олби
Год написания: 1962
Название: Дознание
Автор: Петер Вайс
Год написания: 1965
Название: Розенкранц и Гильденстерн мертвы
Автор: Том Стоппард
Год написания: 1966
Название: Старший сын
Автор: Александр Вампилов
Год написания: 1967
Название: Варшавская мелодия
Автор: Леонид Зорин
Год написания: 1967
Название: Трудно сосредоточиться
Автор: Вацлав Гавел
Год написания: 1968
Название: Мой друг Гитлер
Автор: Юкио Мисима
Год написания: 1968
Название: Утиная охота
Автор: Александр Вампилов
Год написания: 1968
Название: Мюнхенская свобода
Автор: Мартин Шперр
Год написания: 1970
Название: Самый правдивый
Автор: Григорий Горин
Год написания: 1974
Название: Гамлет-машина
Автор: Хайнер Мюллер
Год написания: 1977
Название: Осенняя соната
Автор: Ингмар Бергман
Год написания: 1978
Название: Минута покоя
Автор: Гвюдмунд Стейнссон
Год написания: 1979
Название: Свободная пара
Автор: Дарио Фо
Год написания: 1983
Название: Про Федота-стрельца, удалого молодца
Автор: Леонид Филатов
Год написания: 1985
Название: Роза с двойным ароматом
Автор: Эмилио Карбальидо
Год написания: 1986
Название: Гипотеза
Автор: Робер Пенже
Год написания: 1987
Название: История двух странствующих рыцарей
Автор: Минору Бэцуяку
Год написания: 1988
Название: Затерявшиеся в Йонкерсе
Автор: Нил Саймон
Год написания: 1990
Название: Змеиная кожа
Автор: Слободан Шнайдер
Год написания: 1995
Название: Щи
Автор: Владимир Сорокин
Год написания: 1996
Название: Калека с острова Инишмаан
Автор: Мартин Макдонах
Год написания: 1996
Название: Оперетка понарошку
Автор: Валер Новарина
Год написания: 1998
Название: Там вдали
Автор: Кэрил Черчилл
Год написания: 2000
10 самых интересных пьес с фестиваля молодых драматургов «Любимовка»
Марсианский быт, новое Средневековье, бунтующие зверюшки и чат в фейсбуке. В путеводителе «Афиши» по главному российскому фестивалю «новой драматургии», который пройдет с 5 по 12 сентября в «Театр.doc» — 10 цитат из самых любопытных пьес этого года.
«Невеста»
Автор: Елена Шабалина, Москва
Жанр: драма, вербатим
О чем: Поток сознания дальнобойщика, записанный автором пьесы. Монолог о прожитой жизни настолько богат житейской философией и интригующими (весьма трагическими) сюжетными зацепками, насколько необходимо, чтобы дофантазировать подробности. Что, собственно, и сделала Елена Шабалина, предварив документальную часть пьесы художественной.
Цитата
ИВАН: Поэтому… что такое обстоятельства жизни? Это ноль. Это ничего не значит. Но когда ты будешь рождена духовно, все будет… как букет раскрываться и раскрываться. У тебя будет восторг. Ты будешь рваться туда. Я домой хочу. Куда домой? В свою обитель. А где твоя обитель? Там. Ну где там? Ты же там ни разу не был. Там. Я знаю, что он там. Я верю, что он там и я приду туда. Потому что я оттуда пришел сюда. Побыл и вернусь обратно. Но вернемся к тому, что я тебе рассказывал про Аллку. Когда мы с ней беседовали ночь напролет. Мы с ней беседовали на тему одного стиха из Библии. Бытие первое, глава первая, первый стих. В начале Бог сотворил небо и землю. Маленькое предложение, и у нас двенадцать часов беседы. Сейчас… мне надо было тормознуть там. Там лежал угольник, который бы сейчас тебе много чего рассказал. Аж просто взять и вернуться… Сколь я там километров проехал. Вернуться за ним. Надо было остановиться и просто пойти его взять. Заболтался я. Надо было понимать. Вот видишь, на какие темы мы с тобой разговариваем. А ведь мы едем по дороге. Где знаки. Ой, как мне не хочется вернуться эти два километра… Штоб ты увидела этот угольник. Как он лежит.
«Чихуахуа»
Автор: Иван Андреев, Екатеринбург
Жанр: футуристический триллер
О чем: Новые «Мы» Замятина с технологическим приветом сериалу «Black Mirror». Когда отменят тюрьмы (а судя по описанию быта и лексикона персонажей в пьесе, произойдет это примерно завтра), на преступников будут надевать ошейники и отпускать на свободу. Законопослушные граждане вольны делать с людьми в ошейниках все что захочется; а это наказание действительно становится пострашнее тюрьмы. Другое дело, что в первую очередь ошейник оказывается не на злодеях, а, как водится, на тех, кто мыслит неугодно правящему режиму. Любовная история, внушительная мифология, много хороших шуток, а также драйв боевика — в наличии.
Цитата
Видеоканал государственной исправительной службы. Зеленая зона: видеоблог осужденного Пронина Арсения Павловича. Видеозапись №0001
АРСЕНИЙ: Меня зовут Арсений Пронин. Осужден, как видите, на пять лет Зеленого ошейника. Меня привезли в этот город, поселили в квартире какого-то другого преступника. Возможно, он живет сейчас в моей квартире. Все как положено. Я веб-дизайнер. Но теперь устроился на государственную службу. Веду паблики в социальных сетях. Делаю всякие фотожабы. Может, видели, как наш президент на медведе скачет? Моя работа. Смешно и патриотично. Что еще сказать… Надо вроде так говорить, чтобы вы понимали, что жизнь с ошейником не сахар. Ну что, да, жизнь — боль. Сегодня вот начальник надел мне на голову корзину с мусором. Смешно и патриотично. А дома у меня все время гостят какие-то люди. Они могут меня бить. Унижать. А я ничего не могу сделать в ответ. Да, черт, вы же знаете закон-то… что еще говорить. Короче, вы это… не нарушайте закон, все такое.
Конец видеозаписи. «Мобильное приложение для увеличения пениса на 12%. Скачать прямо сейчас?!»
«Новый свет»
Автор: Михаил Башкиров, Москва
Цитата
ВОПЛОЩЕННАЯ: Есть истинный бог, он несет свет, он несет правду. Вера в него безгранична. Вера горы свернуть может. Когда-то душа моя была полна страха, мне было так страшно, что я не могла открыть глаза, а потом я увидела того, от кого исходит сияние. И я обрела веру и стала жить по правде.
СУХАЯ: И когда это случилось?
ВОПЛОЩЕННАЯ: Когда огонь обрушился на землю!
СУХАЯ: Ну вот! Гвоздь потеряли! И не найдешь теперь.
«Блонди»
Автор: Дмитрий Богославский (Минск)
О чем: О собаках Гитлера, живущих в коробке (есть такая легенда, мол, незадолго до гибели Гитлер приказал умертвить свою собаку и ее щенков, но что-то пошло не так). Четыре собачонки в ненавистной им закрытой коробке убивают время. Их играют четыре актрисы, и коробка таким образом обретает качества бункера. Они танцуют, пытаются спать, устраивают выборы — в какой-то момент все это начинает походить на суровый социальный эксперимент.
Цитата
СЕЛМА: Мне было хорошо, когда я танцевала. Я чувствовала весну, я чувствовала свободу!
ХЕНРИКЕ: Ты была так красива, когда танцевала, что я…
ИЛСА: Заткнись, Хенрике! Меня сейчас стошнит.
ХЕНРИКЕ: Возьми свой пакет и можешь тошнить сколько угодно! А я хочу сказать, что Селма в танце была прекрасна, эти женственные изгибы, ямочки на пояснице, ее упругая…
ИЛСА: Меня стошнит! Дайте мне пакет!
ЭРМА: Дайте ей пакет!
СЕЛМА: Пакет рядом с Хенрике.
ЭРМА: Хенрике, дай ей пакет.
ХЕНРИКЕ: Но я еще не договорила. Ее… ее упругая…
СЕЛМА: Пакет рядом с Хенрике!
ХЕНРИКЕ: Ее упругая, упругая и подтянутая…
СЕЛМА: Я не достаю. Пакет рядом с Хенрике!
ХЕНРИКЕ: Ее упругая, подтянутая спина… была так выразительна…
СЕЛМА: Я не достаю… что? Спина?
ХЕНРИКЕ: Спина, а вы, о чем подумали?
ИЛСА: Ни о чем. Я ни о чем не подумала.
ЭРМА: Я думала точно так же, как и ты, Илса. Ни о чем.
СЕЛМА: Я вообще думала только о пакете…
ХЕНРИКЕ: Но ее аппетитная жопка и эти спелые сисюлички просто свели меня с ума…
ИЛСА: Она сказала это?
ЭРМА: Она сказала это…
СЕЛМА: Да, она это сказала…
«Феномен выученной беспомощности»
Автор: Наташа Боренко, Петербург
Жанр: документальная драма
О чем: Переписка юных, страдающих друг от друга, но неразлучных девушек плюс комментарии психолога. Основная часть текста представляет собой историю переписки в фейсбуке, просто скопированную и вставленную. Так что возможен спектакль без актеров, происходящий полностью на экране компьютера как продолжение традиции фильма Левана Габриадзе «Убрать из друзей».
Цитата
(из папки «Спам» в почте психологического центра) ПОШЛА! УБЛЮДИНА. ИЗ МОЕЙ. ЖИЗНИ. СМЕЯ! ЕЩЕ ОБЪЯВЛЯТЬ. КУДА ЛИБО. МНЕ БЛЕВОТЕН. ТВОЙ УГОЛ. И ТЫ НА ЭТОМ! «ПЕПСИКОЛОГ» ИГРАЕШЬ. ФОРМУ ВОЕННУЮ СОБИРАЛИ. В КОЛГЕЙТ. ТРЭШ. КОТОРЫЙ. ПОСЧИТАЛ. ЧТО ЕГО ОСКОРБИЛИ. ТАМ ВСЕ. НА ПОВЕРХНОСТИ. МУЖИЧКИ. У КОТОРЫХ. КАКИЕ- ТО ПРЕТЕНЗИИ. КО МНЕ!! И ОНИ НЕ МОГУТ. ИХ ОТПУСТИТЬ. И ТЫ СВИНЬЯ. СПЕКУЛИРУЕШЬ. ЭТИМ. МНЕ НЕ ТО! ЧТО ЭТО НЕ ПОНРАВИТСЯ. Я БУДУ ПРЕЗИРАТЬ. ТЕБЯ. ЗА СЛОВА! «АННА! ВАС ПРЕСЛЕДУЕЮТ ОБРАЗЫ И АССОЦИАЦИИ! ПРОШЛОГО» ЕЗЖАЙ. УБЛЮДИНА. В НЬЮ!ЙОРК. ТАМ ТАКИЕ ЖЕ ***! РУССКИЕ КАК ТЫ. БЕРУТ. ПОВТОРНО!! ДЕНЬГИ!! ЗА БИЛЕТ. ТЫ ИЗ ЭТОЙ!! СЕРИИ!! НЕЧЕСТНАЯ. УБЛЮДИНА. КОТОРОЙ!! ЗАХОТЕЛОСЬ. ПОИГРАТЬ. ВИДИМО, Я ПРЕВОСХОЖУ. ЕСЛИ СТАЛА ОПУСКАТЬ. ДЕРЬМО! ПИТЕРСКОЕ! ЗАКОМПЛЕКСОВАННОЕ! ПИТЕРСКОЕ ДЕРЬМО.
«Семена»
Автор: Артем Головнин, Екатеринбург
Жанр: мистический реализм
О чем: Российский лютый Север, пьющий отец и затюканный сын, папоротник, чукча и говорящий олень. У всех все сложно, и все в основном молчат или ругаются. В самый драматичный момент олень рассказывает, как его мать была сбита машиной. А за рулем был вот этот мужик, который отец. Линч meets Звягинцев.
Цитата
ЩЕРБАКОВ: Ты прогноз погоды смотрел, ясно будет?
ЩЕРБАКОВ: Будет ясно, будет ясно. Ты понимаешь, чо происходит?
ЩЕРБАКОВ: Знаешь, что будет, если ясно не будет? Мы сейчас валим отсюда, валим. Вот туда, туда, в тундру. И знаешь, если ясно не будет, мы заблудимся и сдохнем от холода. Просто — и все. Наши окоченелые тельца даже искать не будут. Мы тут никому не нужны. Наши кости тундра проглотит. Ам! И пусто. Никто не заметит. Если в тундру сейчас инопланетяне высадятся — никто не заметит. Пронесется конвой за овощами мимо тарелки. Пролетит. Зеленые головастики посмотрят, снимут скафандры, вдохнут трубной гари и сгниют. Сгниют. Останется только голая земля. На многие, многие километры. Поэтому нам надо выжить в тундре, в ясной тундре. А иначе, если мы тут останемся, приедут его братья. И нас прямо на дороге, посреди этого всего великолепия, этого небосвода, казнят. Повесят на дверцах машины, и будем висеть при въезде в великий северный город. Так что выбора у нас нет. Мы сейчас берем и уходим. Хватаем барахло и бежим. Ты уверен, что будет ясно?
«Мы уже здесь»
Автор: Павлев Пряжко, Минск
Жанр: футуристическая бытовая драма
О чем: Трое мужчин и одна женщина бездельничают в пустынном жилом комплексе на Марсе. Связи с Землей у них нет. Вот, в общем, и все.
Цитата
Система включилась, гудит очень мощно. Алексей смотрит вверх думает. Через некоторое время отводит взгляд.
Входит Павел. Алексей опять смотрит вверх.
АЛЕКСЕЙ: Пять, четыре, три.
Система очистки перестает гудеть.
АЛЕКСЕЙ: Как-то мы все никак не можем поговорить нормально.
ПАВЕЛ (улыбаясь): Ну. …Ну, видишь, я рано ложусь, рано встаю. Ты ложишься поздно, поздно встаешь.
АЛЕКСЕЙ: Да. Я встаю поздно.
ПАВЕЛ: Во сколько ты встал сегодня, в четыре?
АЛЕКСЕЙ: Нет, нет. Как раз таки нет, сегодня я встал нормально.
ПАВЕЛ (улыбаясь): Во сколько?
АЛЕКСЕЙ: В десять где-то.
ПАВЕЛ: О. Да. Для тебя это, наверное.
АЛЕКСЕЙ: А ты во сколько встаешь обычно? В семь где-то?
ПАВЕЛ: Ну да, где-то в пол шестого, в семь. Хотя, знаешь, с другой стороны, ну что говорить о делах каких-то…. Мы о них всегда можем поговорить.
(Алексей не отвечает.)
ПАВЕЛ: Жалко тратить время на это. Про дела можно списаться всегда.
АЛЕКСЕЙ: Скажи…а, ладно.
АЛЕКСЕЙ: Да бог с ним.
ПАВЕЛ: Говори чего…говори…Леша.
ПАВЕЛ: Не хочешь — не говори. Сергей мне рассказал, у него такой специфический страх, фобия. Боится, что его дельфины утопят.
«Счастье не за горами»
Авторы: Андрей Родинов и Екатерина Троепольская, Москва
Жанр: пьеса в стихах
О чем: Хроника взлета и падения великого пермского культурного проекта. Марат Гельман, Артемий Лебедев и Эдуард Бояков, охваченные творческим пылом, озвучивают концепции своих проектов, превращающих Пермь в новую культурную столицу России. Местное население выражает опасливое недоверие.
Цитата
— Свет так и не провел, а уже все разбилось!
— Нет смысла обижаться на обезличенное обобщение!
— Это называется: на воре и шапка горит!
— Ждет таких Тем народное мщение!
— Я ничего не понял, что он говорит.
— Пермь не цирк! Какая же мерзость!
— Стеб за наш счет! Над нами шутки!
— А красное П? Он за П нас держит!
— Лишить его бабла за проект этой будки.
— Свет так и не провел, а уже все разбилось!
— Прощай, Тема! Передают массмедиа:
— В Перми ставят новые остановки транспорта
— На место ужасных павильонов Лебедева
— Приходят остановки надежные, как танки.
(На сцене никого нет. Выходит Лебедев, он снова один.)
Вообще, это был интересный опыт.
Уникальный, вдохновляющий, неповторимый.
Роль маяка выполнил этот город,
Открыв возможность создания городских логотипов.
Дорогу проектам городского дизайна
Проложила Пермь. Преодолев страх,
Несем мы множество преобразований!
Прощайте! Встретимся в других городах!
«Победоносец»
Автор: Юрий Кладвиев, Петербург
Жанр: фантастика, стилизованная историческая драма
О чем: Рим эпохи упадка. В центре внимания — заключенный в темнице, обладающий способностью сиять, исцеляться и творить чудеса. У палачей опускаются руки, ничего не помогает. Император, только что аннексировавший Александрию, бесится — сеять патриотизм с опорой на официальную религию мешают вот такие агенты иностранного влияния. Все это со стороны комментируют бессмертные наблюдатели, один из которых только что вернулся из будущего и рассказывает про селфи и распад протона.
Цитата
ДРУГОЙ ГОЛОС: Говорят же тебе — гипноз. Колдунство.
ЕЩЕ ДРУГОЙ ГОЛОС: А если не колдунство? Ты хоть раз видел такое колдунство?
ДРУГОЙ ГОЛОС: Ну ни разу. И что? Ты вот пиктов ни разу не видел. А они есть.
ЕЩЕ ДРУГОЙ ГОЛОС: Но вот если хоть на секунду представить, что не колдунство. тогда.
ДРУГОЙ ГОЛОС: Выкинь из головы. Если представить, что это не колдунство, тогда конец всему.
ЕЩЕ ДРУГОЙ ГОЛОС: Всему?
ДРУГОЙ ГОЛОС: Всему, а ты думал? Богам, жрецам, госгарантиям, социальным обязательствам. Они же этого и добиваются. А на самом деле знаешь что?
ЕЩЕ ДРУГОЙ ГОЛОС: Что?
ДРУГОЙ ГОЛОС: То же самое! Вместо одних церквей построят другие. Вместо наших законов издадут даже не другие, а такие же. Только назовут по-другому. «Не убий» — это прелестно, да только на это им начхать так же, как и нам. Думаешь, они воевать не будут? Несогласных жечь не будут? Содомитов у них не будет? Лютики-цветочки у цезаря в садочке? Угу! Да они спят и видят, как замутить то же самое, что у нас, только свое. Точно так же будут по улицам в золотых колесницах ездить. И нас тобой заведут. Только других. Своих. Даже если это правда и не гипноз, то тем более надо это задавить в зародыше.
ЕЩЕ ДРУГОЙ ГОЛОС: Это ты про того, который с неба слетел? Хорош зародыш! Иди задави.
ДРУГОЙ ГОЛОС: На каждого ангела найдется своя порция греческого огня. Понял? Или золота. Я тут почитал ихние писюльки — у них там тоже не все гладко, на небе. Хватает оппозиции. За Люцифера слышал? То-то. Везде, говорю тебе, одно и то же. Везде. Так что я — за стабильность. Вот так.
«Боженька»
Автор: Валерий Печейкин, Москва
Жанр: сказка для взрослых, сатира, детектив
О чем: Зверятки в лесу строят идеальное общество, где никто не делает бяку, каку и делишки. Руководит всем Мышонок, он придумал обозначить кустик, за которым есть ямка, возле которой всем нужно молиться Боженьке; а если кто ослушается, попадает в клеточку. Главный герой — пришлый черный Котенок. Он удивлен, что все делают вполне естественную бяку, но никто не признается в этом. Так начинается революция.
Цитата
МЫШОНОК: Здравствуйте, любезные друзья.
ЛИСИЧКА: Здравствуйте, сладенькие.
КОТЕНОК: Этот сладенький сделал бяку!
МЫШОНОК: Сочувствуем вам, но во время недуга такое случается. Не волнуйтесь, это пройдет.
КОТЕНОК: Когда же, скажи-ка мне.
МЫШОНОК: Когда у вас исчезнет попка и сзади станет ровно.
ЛИСИЧКА: Станет ровно.
МЫШОНОК: А ровно станет, когда в голове будет гладко и спокойно.
ЛИСИЧКА: Гладко и спокойно.
КОТЕНОК: Ты, Лисичка, вижу, нужна, чтобы слова повторять как эхо.
МЫШОНОК: Лисичка здесь, чтобы вести запись нашей дружелюбной беседы. Повторяя слова, она демонстрирует свою память. (Лисичка вынимает блокнотик.)
КОТЕНОК: Ну да, как же! Потом выяснится, что я сразу признался, что во всем виноват.
ЛИСИЧКА (пишет): «Я во всем виноват», — сказал Котенок».
КОТЕНОК: Чего? Это я не про себя, а про…
МЫШОНОК: А про кого?
КОТЕНОК: Да я не в том смысле, что я виноват, а в том смысле, что…
ЛИСИЧКА (пишет): «Я виноват», — повторял Котенок».
КОТЕНОК: Да ну вас! Не буду больше ничего говорить.
ЛИСИЧКА: «Я во всем признался и затыкаюсь», — сказал Котенок, опустив лапки».
Котенок трясет клеточку.
КОТЕНОК: Про лапки ты это брось! Я их никогда не опускаю! Только если меня с крыши бросить — и то, чтобы на эти лапки встать, рыжая!
ЛИСИЧКА (Мышонку): Записать хамство и угрозы?