лучшие пьесы для подростков

8 cпектаклей для детей и подростков по современным пьесам

e41605a5c24a419fb061fbfe19bf

Имя заглавной героини не случайно написано с удвоенной С. Она не Прекрасная и не Премудрая, она лишь подросток, которому предстоит совершить «роуд-муви по русскому фольклору», — так режиссер Филипп Гуревич определил жанр своего спектакля по написанной в 2020 году пьесе Марии Малухиной. Балибошка, Лихо, Летавец, Белояр — персонажи странные, страшные, мрачные, почти забытые в современном мире, но придуманные в спектакле о познании себя и другого смешно, потому что в них легко угадываются современные отнюдь не сказочные типажи.

bc929997ca754bb6b1e7e611dfc4

Драматург Екатерина Северина предложила своей главной героине Ане поменять родителей на идеальных. Возможно, это будут крутые дизайнеры или уверенные домоседы, предпочитающие готовить и угощать. Только бы не скучные зануды, хотя… Авторы спектакля, режиссер Антон Калипанов и композитор Ольга Шайдуллина, в очередной раз соединяют яркий визуальный театр и живую музыку.

7fbffa38512b48a283d1704453d9

Действие происходит не в сказочном королевстве, как можно подумать, а в школьном туалете, где встречаются два ученика 4 «Б», им по 10 лет. Вернее, ученица и ученик, Катарина и Пьер. Важное предлагаемое обстоятельство: туалет оказывается заперт, а на часах — вечер пятницы, а значит, откроют его только в понедельник. Одна из лучших современных немецких пьес авторства Милены Байш говорит не только о гендерных, но и социальных различиях. А еще в подробностях о том, как рождается дружба.

0cc4e85b275e4c0fa712b5d061f9

В оригинале пьеса современного немецкого драматурга Ульриха Хуба называется «У ковчега в восемь». Уставший в суете спасательной операции Ной собирает «каждой твари по паре», упустив из виду одну деталь, — неразлучных пингвинов трое: разлучить их по силам только им самим, и, более того, они умеют плавать. Еще друзей объединяет совместное творчество в ВИА. Кто такой Бог — непростой вопрос, ответ на который можно и нужно расслышать на этом спектакле, несмотря на концертно-легкомысленные сверкающие шары, украшающие сцену, на которую выходят нелепые юные персонажи.

fbedd36f58f3416abb82d6ee883e

Уникальный пример спектакля для подростков, где наряду с художественной составляющей чрезвычайно важна попытка с помощью театра откликнуться на ту или иную социальную проблему. Знаменитый канадский драматург Сюзанн Лебо и молодой греческий режиссер Ио Вулгараки сделали спектакль для тинейджеров и их мам. Анна и ее шестилетний сын, рожденный от брака с людоедом, сознательно уединенно живут в лесу. Первый же день в обычной школе удивляет не по годам рослого мальчика не только наличием в жизни мяса и красного цвета, но и существованием в мире других людей.

cf0b562721734ad29f1aa225913e

Пьеса Константина Федорова, пропитанная петербургской атмосферой, впервые оказалась поставлена в Москве. Куклы в спектакле режиссера и художника Александры Ловянниковой когда-то были обычными перчатками, а теперь стали обитателями Северной столицы. В современном городе живут три мойры, заброшенные сюда еще во время войны и забытые здесь античным начальством. Теперь им приходится работать не с древними греками, а с индивидуальным предпринимателем, его девушкой, маленькими воспитанниками приюта, бомжом и его собакой.

6c164a51bac0413f963f13208d6f

Драматург Жоэль Помра дописывает в зачитанные детские сказки психологические нюансы для подростков, а молодой режиссер Виктория Печерникова попутно всматривается не только в процесс взросления, но и в само состояние средних лет, когда нелегко отпустить дочь из своего домика и трудно дойти до матери, потому что знаешь, что такое настоящий страх, не щекочущий во время игры, а тревожащий в реальности. Все это в стилистике европейской авторской анимации, в монохромном мире со вспышками красных пятен, ожившими тенями и мультяшной пластикой героинь. А что волк? Он здесь появится сначала как плод воображения героини.

3a7a3c4009204cc18559c4d90009

Первая школьная влюбленность, робкие прогулки, откровенный чат в «ВКонтакте». И вот молодой человек просит прислать девушку фото топлес, которое сразу же попадает в сеть. Пьеса Натальи Блок стала лауреатом нескольких драматургических конкурсов и говорит не только о буллинге, а, что важно, о вариантах выхода из подобных ситуаций, — а на такие решения способен не каждый подросток. Знаток современной драматургии, режиссер Олег Липовецкий, поставил этот текст с молодыми актерами в Черной комнате РАМТа, чтобы поговорить со зрителями буквально с глазу на глаз, и не только с помощью слов, но и с помощью музыки, которая звучит в минуты одиночества в наушниках персонажей.

Источник

Лучшие пьесы для подростков

8 1

Документальные свидетельства, воспоминания людей, переживших Холокост, читает рассказчик — Андрей Чулков. Это напоминание о мире за пределами чердака. И героиню Анны Щетининой (за эту роль актрису номинировали на «Прорыв») в программке зовут не иначе как «Анна, которой не будет». Но рефреном действия становится строчка: «Влюбиться, стремиться, добиваться, превозмогать и жить, жить, жить». В полтора часа укладывается взросление 13-летней девочки, ее мечты и надежды.

«Анну Франк» в «Цехе» покажут 8 марта в 16:00, возрастная рекомендация: 13+.

Большая классика в «Мастерской»

Многие постановки «Мастерской» можно было бы включить в этот список. Худрук театра Григорий Козлов работает в основном с большой русской прозой, владеет особым искусством приводить литературу на подмостки. Самый яркий пример восьмичасовая сценическая эпопея «Тихий Дон», выпущенная в 2013 году. Один из критиков справедливо назвал эту постановку примером «большого драматического театра» так внимательно и подробно разработана каждая из ролей (неслучайно молодой актерский ансамбль отметила премия «Прорыв»).

Новому поколению учеников Козлова достался другой роман два вечера подряд по четыре часа они играют «Мастера и Маргариту», где снова сделана ставка именно на актерскую работу. Режиссер выводит на сцену, кажется, всех героев романа Булгакова почти сотню.

Читайте также:  команда на топовые вещи в майнкрафте

Ближайший день «Тихого Дона» — 4 марта в 14:00, «Мастера и Маргариту» будут играть 13 и 14 марта, начало в 18:00.

ZLO в Социально-Художественном Театре (СХТ)

Источник

Антидепрессанты, селфи и одиночество: проблемы подростков в современных пьесах

В этом году в издательстве «Самокат» вышел сборник пьес российских драматургов, посвящённый подросткам. Девять пьес десяти драматургов разделены на два сборника по возрастным категориям — «Хочу по правде» (12+) и «Всем, кого касается» (18+). Литературный критик и куратор Сергей Сдобнов коротко рассказывает о каждой.

1. «Март и Слива», Екатерина Бизяева

Мальчик Слива в 14 лет всегда говорит о себе в третьем лице и прошедшем времени. Когда ему совсем плохо, то приходит Mr BLOOD и намекает, что всегда можно покончить с собой и своими проблемами. Мальчик говорит о том, что его волнует, только с этим выдуманным персонажем.

Одновременно три поколения героев этой пьесы постоянно не понимают друг друга. Бабушка погружена в советскую вечную юность, папа называет сына недоумком, а мама критикует ребёнка за то, что он не соответствует её представлениям о хорошем сыне.

2. «Никаких сомнений», Дарья Варденбург

Невероятно добрая пьеса. Ане и Яне — двенадцать, они остались в квартире без взрослых. Яна решила устроить вечеринку и позвала всех друзей Ани из соцсетей. Сначала Аня, хозяйка квартиры, воспринимала всех гостей (а многие пришли) в штыки, даже хотела прогнать. Но потом смирилась с неожиданной вечеринкой. Оказалось, что ребята совсем не похожи на свои аккаунты в соцсетях: кто-то накрутил себе лет, хотел выглядеть старше, кто-то и вовсе пришёл от друзей друзей. Но всем им остро не хватает жизни офлайн.

3. «Воин», Мария Огнева

4. «Хочу по правде», Серафима Орлова

5. «Бог ездит на велосипеде», Ирина Васьковская, Дарья Уткина

Кириллу снится темнота. В гостях он сидит в углу, он не социофоб, просто может впасть в неконтролируемую ярость. А ещё он любит минимал-техно — «странная музыка, которую ставят на репит инопланетяне на вечеринках». Так говорит Наташа, она мрачная и разговаривает с мёртвым братом. У неё клёвые очки, она берёт на вечеринки перцовый баллончик, наедается конфет с коньяком, чтобы было не страшно. Они встретились и говорят обо всём на свете.

96

Три новых подростковых романа, на которые стоит обратить внимание

В 14 лет герои этой пьесы уже начинают принимать антидепрессанты. Родители спрашивают детей: «Что вас тревожит?» Наташу тревожит философ Шопенгауэр, который писал: «Жизнь большинства людей печальна и кратковременна». Дети хотят понять, что с ними происходит, почему они оказались в этом мире и что делать со своей и чужой жизнью. Но родители готовы только к нормальным детям, чтобы они заняли первое место в жизни, всех победили, были успешнее родителей.

6. «Всем, кого касается», Дана Сидерос

Иногда в школах создают идеальные классы. Учительница в них всегда говорит с тобой на равных, не повышает голос, всегда на стороне учеников — выстраивает горизонтальный диалог. В один такой элитный класс, где за стихи Есенина могут игнорировать (всем подавай Гребенщикова и Бродского), приходят два брата-сироты.

Они общаются на языке жестов. Новичков принимают в штыки, они слишком странные, даже с дурной репутацией. Смогут ли умные, избалованные успешностью родителей дети понять тех, кого жизнь обделила на старте? Школу человечности вряд ли можно окончить, но вдруг получится хотя бы не прогуливать уроки.

7. «Это всё она», Андрей Иванов

Самая сильная пьеса в сборнике. Мать, она же Тоффи, знакомится во «ВКонтакте» с Тауэровским вороном, собственным сыном. В двухкомнатной квартире они не могут понять друг друга. Читателям этой тревожной пьесы предлагают четыре версии любой ситуации.

Мама хочет стать ближе с сыном: изучает мемы, словарь юного школьника, находит ребёнка в соцсетях, притворяясь юной готкой. А сын так привязывается к этому персонажу, что уже не может без придуманной с благими намерениями переписки. Невозможно закончить эту историю без потерь. Ворон хочет встретиться с Тоффи, потому что она его понимает, но свидание разрушит всё. Мама с сыном ищут спасение в сети, потому что для офлайн-общения надо поговорить по-настоящему, но сил на это нет.

96

«Все книги про то, как говорить с подростками, — ерунда. Просто уважайте в нас равных»

Например, мальчик находит фаллоимитатор у мамы в кровати и засовывает его в клетку. В ней мама недавно принесла домой птичку, но та улетела. Для мамы такой поступок сына — предел непонимания её личного пространства, её сложной жизни после смерти мужа. Для ребёнка — шалость одиночки, которому никто не рассказал, что такое личное пространство.

8. «Фото топлес», Наталья Блок

Никто больше не звонит по телефону. Все пишут друг другу сообщения. Артём позвал Киру на свидание на крышу в мессенджере. Слова закончились через пару минут, подростки стали переписываться друг с другом, хотя стояли в касании друг от друга. Для понимания того, что произошло, поцеловались и сделали селфи.

На следующий день Артём попросил Киру прислать ему фотки её груди. Рядом его приятели. Они тоже ждут откровенных фоток одноклассницы. И она присылает. А в ответ Артём с друзьями публикуют фото и делают репосты. Личное становится один из многих постов в соцсетях. В пьесе все чувства выражаются в интернете. Все важные вопросы теперь надо решать сначала там, а уже потом в офлайне.

Читайте также:  легкие и хорошо оплачиваемые профессии

9. «Хлебзавод», Алексей Олейников

Сюрреалистическая пьеса в стихах. В начале подростки создают YouTube-канал, но количество просмотров и дизлайков их не устраивает. Один из подростков находит у отца камеру GoPro с записью самоубийства. Может, хайповое видео спасёт канал?

В этой пьесе в столбик не стоит ждать логичного развития сюжета. Поворот — исповедь школьника, который всю начальную школу просидел под партой. Другой поворот — и дети идут на экскурсию на хлебозавод. За мелькающим сюжетом в этой пьесе важно не упустить тоску детей по ненормальности, в которой взрослый мир им постоянно и пока успешно отказывает.

Иллюстрация: Shutterstock (Virinaflora)

Источник

Лучшие пьесы для подростков

Прекрасно ведь, что в нашей жизни – реалистичной, эгоистичной и все больше виртульной — есть место романтизму. И не беда, что только в театре. Постановка по одной из самых лучших книг в жанре «плаща и шпаги» французского классика Теофиля Готье – большая удача. Скорее всего, современный подросток в лучшем случае имеет представление об этом направлении в искусстве по фильму о «Трех Мушкетерах». Роман же Готье не так популярен — и это обидно! Ведь именно он и представляет собой жемчужину приключенческо-романтического стиля.

frakass2Здесь есть все: интриги, бандиты, поединки, переодевания, похищения, злодеи и влюбленные. Согласитесь, что такой набор способен привлечь даже скептически настроенного зрителя в непростом переходном возрасте. Но главным действующим лицом в спектакле Мастерской становится все-таки театр : театр по Шекспиру, который, как известно, – весь мир, а люди в нем актеры.

Иногда надо не бояться «покинуть комнату», отправиться в путь и найти себя, примерив на себя другую роль. Именно такой поступок и совершает главный герой – молодой, бедный барон де Сигоньяк, отправившись вместе в труппой бродячих артистов в путешествие. В след за своей возлюбленной — актрисой театра — он становится маской: Капитаном Фракассом.

Роли все яркие, характерные. Особенно прекрасен главный злодей – соперник барона. Будете умирать со смеху. В романе у Готье, он после того, как был на волосок от смерти, вдруг (по всем законам жанра) осознает свои злодеяния и становится благородным героем. В спектакле же он словно немного трогается умом и вытворяет страшно забавные вещи.

ruslan i lyudmila
Спектакль «Руслан и Людмила» придуман в ироничном, колком стиле. Ведь сама поэма изначально задумывалась с элементами пародии (на балладу Жуковского «Двенадцать спящих дев»). Пушкин намеренно иронически принижал благородные образы Жуковского, вставлял в повествование шуточные, гротескные детали. В спектакле образ Пушкина – балагурный, хулиганистый, насмешливый, но очень чувственный.

Здесь бесстрашные богатыри и Руслан седлают швабры и метлы вместо коней, на головы надевают помятые ведра и сражаются игрушечными мечами. Упитанный же Фарлаф с большими рыжими усами страшно напоминает не то Бармалея, не то Жерара Депардье в роли Обеликса. Борода Черномора больше похожа на длинную новогоднюю гирлянду, а «заветное кольцо» для Людмилы хранится в киндер — сюрпризе.

Спектакль играется на малой сцене в новом здании Мастерской, которая, как известно, имеет секрет. Зрителям в зале открывается перспектива нижнего театрального фойе с его объемной геометрической архитектурой: ступеньками, балконом, колоннами, проемами, перекрытиями. Кроме архитектуры фойе, на сцене растет дерево-колонна с цепью – «дуб зеленый» и сучками-ступеньками, а также деревянный наклонный помост, выполняющий роль своеобразного укрытия. И это все! Остальное – игра воображения. Если это встреча Руслана со старым Финном, то надо просто прислушаться, а легкое эхо и звук капающей воды перенесут вас в глухую пещеру старца. Если это владения Черномора с прекрасными водопадами и садами, то это — струящиеся ткани и настоящие апельсины, россыпью по сцене. А если это княжество Владимира, то это — обыкновенный длинный пиршественный стол, который при желании делится на две половинки (обещанное «полцарства прадедов»).

Здесь всё словно не всерьёз. Это своеобразный комикс на классическую тему, который абсолютно точно придется по вкусу капризному подростку: и с бессмертным сюжетом познакомится, и школьную программу по литературе усвоит, и удовольствие получит.

lyudoedik
«Людоедик» поставлен по одноименной пьесе современного канадского драматурга Сюзанн Лебо. Сюжет не уступает триллеру: здесь и странная тайна, и возрастающее напряжение, и неожиданная развязка. Вдалеке от людей, в лесу живут мать с сыном. Он – огромного роста в свои 6 лет, и откликается на необычное, домашнее прозвище — Людоедик. Она — растворившаяся в любви к единственному ребенку, запуганная агрессивным миром, но гордая женщина с загадочным прошлым.

Вот в такой истории спрятаны смыслы, адресованные сегодняшнему подрастающему поколению и их родителям. Здесь и гиперопека над ребенком – страхи, которые пожирают взрослых; и борьба со страстями и желаниями у внезапно повзрослевших детей. Спектакль играется на малой сцене театра: все очень близко (действие разворачивается на расстоянии вытянутой руки) и очень правдиво, местами до кома в горле, до слез. Почти всегда темно и немного страшно.

pingviny
Спектакль поставлен по пьесе «У ковчега в восемь» известного немецкого драматурга, режиссера и актера Ульриха Хуба. Хуб написал ее в 2006 году после того, как одно из немецких издательств предложило нескольким театрам затронуть вопрос религии в детских спектаклях. Согласитесь, что тема очень щекотливая, непростая для театра, но, мне кажется, безусловно, важная и нужная для разговора с подростком. И это тот редкий случай, когда автор сумел удачно соединить уместный здесь пафос с легкостью повествования и доброй иронией.

Читайте также:  лучше один раз увидеть чем сто раз прочитать

Сюжет прост: Бог разгневался на людей и зверей за их жесткость, неблагодарность, безверие и устраивает всемирный потоп. Как известно, в Ноевом ковчеге могут спастись только «твари по паре». Но пингвинов оказывается трое. Одному из них (по воле друзей) приходится плыть на ковчеге «зайцем». Как научиться жертвовать собой ради другого? Как видеть и уметь признавать свои ошибки? Как прощать ближнему и не роптать на Бога? На эти «неподъемные» вопросы просто, а главное — с тонким юмором и любовью за полтора часа рождаются очевидные ответы. Пингвины в спектакле – это трое смешных горе-музыкантов.

Никаких клювов, хвостов и других глупостей. Пингвины тоже люди. Они ссорятся, мирятся, боятся, радуются, грустят, много поют и играют: то на гигантской балалайке, то на унылой гармошке, то на барабанах. Кстати, для пап и мам есть в спектакле «взрослые» приветы от режиссера спектакля: пингвины время от времени начинают говорить фразами Чеховских персонажей или стихами Бродского. Очень забавно и до удивления точно.

mama menya lyubit
Мои дети всегда с удовольствием слушают истории из моего детства. Мне кажется, что все дети это любят. Спектакль в театре «А-Я» – это живые картинки из прошлого: смешные до слез, отчаянно грустные, знакомые до щемящей боли в области солнечного сплетения и все без исключения музыкальные. Это постановка, которая способна подарить взрослым кусочек безвозвратно ушедшего, ничем незамутненного счастья, а повзрослевшим детям приоткрыть заветную дверцу в такое странное советское детство родителей, бабушек и дедушек.

Спектакль построен на воспоминаниях реальных людей, чье детство приходилось на 40-80 годы прошлого столетия. Хронологии нет – все вперемешку. Здесь и война с эвакуацией, и истории про пионеров с хулиганами, и житье-бытье в коммуналке. Музыкальные пластинки, вожделенные велосипеды, первый телевизор, черный хлеб с зубной пастой вместо пирожных…Ты внимаешь каждой примете времени, прикидываешь, когда торт мог стоить 25 рублей и потихоньку шепчешь на ухо сыну о том, что картавит этот замечательный актер специально: он — Володя Ульянов.
Все актеры, занятые в спектакле запросто перевоплощаются в музыкантов: саксофон, электрогитары, ударные. Музыка – барометр времени: Хиль, Зыкина, Цой, Бутусов.

Каждое воспоминание уникально. И оно не просто сыграно, оно прожито: здесь и сейчас. С огромной любовью, без пафоса и псевдоностальгии по прошлому. И вы не представляете, какое количество вопросов рождается в голове у подростка после просмотра спектакля. Не это ли самое прекрасное: поговорить по душам после совместно увиденного в театре?

nedorosl
Еще одно произведение из школьной программы по литературе, которое почему-то негласно принято смотреть в Малом театре. Не умаляя достоинств этой постановки, хотела бы посоветовать «Недоросля» в Чихачевке (так поклонники театра ласково называют этот театр.) Пьесу Фонвизина здесь удачно превратили в опперету-водевиль. Музыку написал известный композитор Андрей Журбин, автор не одного десятка опер, балетов и сочинивший сотни музыкальных хитов для эстрады и кино (чего только стоят песни из кинофильма «Эскадрон гусар летучих»).

И «Недоросль» не исключение: музыкой в спектакле проникнутся не только истинные ценители музыкального театра, но даже те, кто с этим жанром столкнется впервые. Впрочем, здесь все на высоте: и оригинальные костюмы, и прекрасные голоса артистов. Есть и небольшое отступление от классического сюжета, которое, становится пружиной всего действия: в спектакле одним из главных действующих лиц является сама императрица Екатерина II. Именно при ее правлении состоялась в театре премьера комедии Фонвизина. Ее образ создает исторический контекст, расширяет границы пьесы, что, безусловно, только на пользу современному подростку. Два в одном: и урок литературы, и урок истории.

sherlok
Рассказы про Шерлока Холмса словно созданы для того, чтобы воплотиться в теневом театре. Где, как не здесь, создается неповторимая атмосфера загадочности: для детективных историй точнее места не найти.
Мы уже писали о том, что театр задумал интереснейший проект: театральный сериал по знаменитым историям Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Первые два спектакля были по рассказам «Собака Баскервилей» и «Вампир из Сассекса». И вот следующая серия! На этот раз — один из самых популярных сюжетов об английском сыщике: «Пестрая лента». Мы смотрели все серии и после каждой дети только выдыхали: «Вау!»

Каждый спектакль – это удивительно гармоничный синтез драматического, кукольного и теневого театра: все приемы сочетаются и переплетаются между собой. Вот за ширмой, в полной темноте возникают тени экзотических животных –павиана и гепарда, разгуливающих по поместью жестокого Ройлотта; а вот на сцене появляются изящные тростевые куклы сестер-близнецов, а на руках актеров вдруг оказываются перчаточные куклы – смешные уменьшенные копии знаменитого сыщика и его помощника.

Дуэт двух драматических актеров, исполняющих роли Холмса и Ватсона (и это при бешенной конкуренции с кинематографом, где в разное время были созданы культовые образы Конан Дойла), безусловно, успех постановки. Шерлок – молодой, импульсивный и ироничный. Ватсон – забавный, неуклюжий, но страшно обаятельный. Главной фишкой в их общении становится (выражаясь понятным для сегодняшних подростков языком) добрый троллинг друг друга. И вообще вся постановка выдержана по сути в этом ключе. Чего только стоит Цыганочка под живую скрипку в исполнении Ватсона на русско-английском языке: one, one, да еще one ( помните, в поместье Ройлотта жили цыгане?). Скучать точно не придется.

***
Светлана Бердичевская

Источник

Adblock
detector