лучшие песни высоцкого тексты

Владимир Высоцкий тексты песен

Владимир Высоцкий биография

В качестве автора и исполнителя под гитару песен собственного сочинения завоевал широкую популярность. В 70-е годы XX века граждане СССР покупали магнитофоны (дорогая по тем временам покупка, более месячной зарплаты) специально для того, чтобы слушать песни Владимира Высоцкого. Многие его песни стали народными (то есть их знало практически всё население СССР), а имена героев этих песен стали нарицательными. И это несмотря на то, что ни его песни, ни само его имя в официальных средствах массовой информации СССР практически не упоминались.

С 1953 г. Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. В 1955 г. закончил среднюю школу № 186 и по настоянию родственников поступил в Московский инженерно-строительный институт им. В.Куйбышева. После первого семестра уходит из института.

В 1961 г. на съёмках кинофильма «713-й просит посадку» познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой. В том же году появились его первые песни. Песня «Татуировка», написанная в Ленинграде, считается его первой песней. В дальнейшем песенное творчество стало главным (наряду с актёрством) делом жизни. Проработал менее двух месяцев в Московском театре миниатюр и безуспешно попытался поступить в театр «Современник». В 1964 г. Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни.

В июле 1967 г. познакомился с французской актрисой Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой.

В 1968 г. послал письмо в ЦК КПСС в связи с резкой критикой его ранних песен в центральных газетах. В том же году вышла его первая авторская грампластинка «Песни из кинофильма «Вертикаль»».

В 1975 г. Высоцкий поселился в кооперативную квартиру на ул. Малой Грузинской, 28. В том же году впервые и в последний раз прижизненно опубликовано стихотворение Высоцкого в литературно-художественном сборнике (День поэзии 1975. М., 1975).

В 1978 г. записывается на ТВ ЧИАССР. В 1979 году участвует в издании альманаха «МЕТРОПОЛЬ».

Автор нескольких киносценариев (в том числе «Венские каникулы» в соавторстве с Володарским).

Записал около 10 радиоспектаклей (в том числе «Богатырь монгольских степей», «Каменный гость», «Незнакомка», «За Быстрянским лесом»). Дал больше 1000 концертов в СССР и за рубежом.

22 января 1980 г. записывается на ЦТ в программе «Кинопанорама», фрагменты которой будут впервые показаны в январе 1981 г., а целиком выйдет только в 1986 г.

Последние дни и смерть

14 июля 1980 года исполняется одна из последних песен «Грусть моя, тоска моя. Вариация на цыганские темы» в НИИ Пастера (Москва). Через два дня состоялся последний концерт Владимира Высоцкого в подмосковном Калининграде (ныне г. Королёв).

Похоронен 28 июля 1980 г. на Ваганьковском кладбище.

Высоцкий умер во время проходивших в Москве летних Олимпийских игр. В преддверии Олимпийских игр из Москвы были выселены многие жители, имевшие серьезное криминальное прошлое. Город был закрыт для въезда советских граждан и наводнён милицией. Сообщений о смерти Владимира Высоцкого в советских средствах массовой информации практически не печаталось (появилось лишь сообщение в «Вечерней Москве» 28 июля и, возможно после похорон, статья памяти Высоцкого в «Советской России», для ряда граждан СССР средствами массовой информации были зарубежные радиостанции, оперативно выпустившие в эфир песни Высоцкого, по «Голосу Америки», например, прозвучала «Тот, кто раньше с нею был»). И тем не менее у театра «На Таганке», где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней (в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг Таганской площади).

Эльдар Рязанов снял в 1987 году документальный фильм «Четыре встречи с Владимиром Высоцким». Высоцкий умер в квартире связанным своими друзьями, которые хотели отучить его от наркотиков.

Источник

Тексты песен Владимир Высоцкий

Биография Владимир Высоцкий

В качестве автора и исполнителя под гитару песен собственного сочинения завоевал широкую популярность. В 70-е годы XX века граждане СССР покупали магнитофоны (дорогая по тем временам покупка, более месячной зарплаты) специально для того, чтобы слушать песни Владимира Высоцкого. Многие его песни стали народными (то есть их знало практически всё население СССР), а имена героев этих песен стали нарицательными. И это несмотря на то, что ни его песни, ни само его имя в официальных средствах массовой информации СССР практически не упоминались.

С 1953 г. Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. В 1955 г. закончил среднюю школу № 186 и по настоянию родственников поступил в Московский инженерно-строительный институт им. В.Куйбышева. После первого семестра уходит из института.

В 1961 г. на съёмках кинофильма «713-й просит посадку» познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой. В том же году появились его первые песни. Песня «Татуировка», написанная в Ленинграде, считается его первой песней. В дальнейшем песенное творчество стало главным (наряду с актёрством) делом жизни. Проработал менее двух месяцев в Московском театре миниатюр и безуспешно попытался поступить в театр «Современник». В 1964 г. Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни.

В июле 1967 г. познакомился с французской актрисой Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой.

В 1968 г. послал письмо в ЦК КПСС в связи с резкой критикой его ранних песен в центральных газетах. В том же году вышла его первая авторская грампластинка «Песни из кинофильма «Вертикаль»».

В 1975 г. Высоцкий поселился в кооперативную квартиру на ул. Малой Грузинской, 28. В том же году впервые и в последний раз прижизненно опубликовано стихотворение Высоцкого в литературно-художественном сборнике (День поэзии 1975. М., 1975).

В 1978 г. записывается на ТВ ЧИАССР. В 1979 году участвует в издании альманаха «МЕТРОПОЛЬ».

Автор нескольких киносценариев (в том числе «Венские каникулы» в соавторстве с Володарским).

Записал около 10 радиоспектаклей (в том числе «Богатырь монгольских степей», «Каменный гость», «Незнакомка», «За Быстрянским лесом»). Дал больше 1000 концертов в СССР и за рубежом.

22 января 1980 г. записывается на ЦТ в программе «Кинопанорама», фрагменты которой будут впервые показаны в январе 1981 г., а целиком выйдет только в 1986 г.

Читайте также:  коллектив у нас хороший только люди вот

Последние дни и смерть

14 июля 1980 года исполняется одна из последних песен «Грусть моя, тоска моя. Вариация на цыганские темы» в НИИ Пастера (Москва). Через два дня состоялся последний концерт Владимира Высоцкого в подмосковном Калининграде (ныне г. Королёв).

Похоронен 28 июля 1980 г. на Ваганьковском кладбище.

Высоцкий умер во время проходивших в Москве летних Олимпийских игр. В преддверии Олимпийских игр из Москвы были выселены многие жители, имевшие серьезное криминальное прошлое. Город был закрыт для въезда советских граждан и наводнён милицией. Сообщений о смерти Владимира Высоцкого в советских средствах массовой информации практически не печаталось (появилось лишь сообщение в «Вечерней Москве» 28 июля и, возможно после похорон, статья памяти Высоцкого в «Советской России», для ряда граждан СССР средствами массовой информации были зарубежные радиостанции, оперативно выпустившие в эфир песни Высоцкого, по «Голосу Америки», например, прозвучала «Тот, кто раньше с нею был»). И тем не менее у театра «На Таганке», где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней (в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг Таганской площади).

Эльдар Рязанов снял в 1987 году документальный фильм «Четыре встречи с Владимиром Высоцким». Высоцкий умер в квартире связанным своими друзьями, которые хотели отучить его от наркотиков.

Источник

Лучшие песни высоцкого тексты

Я всегда ищу в людях только хорошее. Плохое они сами покажут

Я не люблю, когда на половину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или, когда всё время против шерсти,
Или, когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза!
Досадно мне, что слово»честь»забыто
И что в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломаные крылья,
Нет жалости во мне и неспроста-
… показать весь текст …

Маски

Смеюсь навзрыд среди кривых зеркал,
Меня, должно быть, ловко разыграли:
Крючки носов и до ушей оскал —
Как на венецианском карнавале

Что делать мне? Бежать, да поскорей?
А может, вместе с ними веселиться?
Надеюсь я — под маскою зверей
У многих человеческие лица.

Все в масках, париках — все, как один.
Кто сказочен, а кто — литературен.
Сосед мой справа — грустный арлекин,
Другой палач, а каждый третий — дурень.
… показать весь текст …

Красивых любят чаще и прилежней,
Веселых любят меньше, но быстрей.
И молчаливых любят, только реже,
Зато уж если любят, то сильней.

Нас всегда заменяют другими,
Что-бы мы не мешали вранью.

« При знакомстве я всегда вижу в человеке только хорошее.
Пока сам человек не докажет обратное.»

И вновь отправляю я поезд по миру. Я рук не ломаю, навзрыд не кричу. И мне не навяжут чужих пассажиров — Сажаю в свой поезд кого захочу…

В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится.

Я сразу сузил круг твоих знакомств,
Одел, обул и вытащил из грязи, —
Но за тобой тащился длинный хвост —
Длиннющий хвост твоих коротких связей.

Потом, я помню, бил друзей твоих:
Мне с ними было как-то неприятно, —
Хотя, быть может, были среди них
Наверняка отличные ребята.
… показать весь текст …

Здесь лапы у елей дрожат на весу
Здесь птицы щебечут тревожно,
Живешь в заколдованном диком лесу,
Откуда уйти невозможно,
Пусть черемухи сохнут бельем на ветру,
Пусть дождем опадают сирени,
Все равно я отсюда тебя заберу,
Во дворец, где играют свирели,
Твой мир колдунами на тысячи лет,
Укрыт от меня и от света,
И думаешь ты, что прекраснее нет,
Чем лес заколдованный этот,
Пусть на листьях не будет росы по утру,
Пусть луна с небом пасмурным в ссоре,
… показать весь текст …

Ну, о чём с тобою говорить!
Всё равно ты порешь ахинею.
Лучше я пойду к ребятам пить,
У ребят есть мысли поважнее.
У ребят серьёзный разговор —
Например, о том, кто пьёт сильнее.
У ребят широкий кругозор —
От ларька до нашей бакалеи.

Никогда не суди с первого взгляда ни о собаке, ни о человеке. Потому что, простая дворняга… может иметь добрейшую душу, а человек приятной наружности … может оказаться редкой сволочью…

возвращаются все, кроме лучших друзей,
кроме самых любимых и преданных женщин.
возвращаются все,
кроме тех,
кто нужней. ©

Подумаешь — с женой не очень ладно,
Подумаешь — неважно с головой,
Подумаешь — ограбили в парадном, —
Скажи еще спасибо, что — живой!

Ну что ж такого — мучает саркома,
Ну что ж такого — начался запой,
Ну что ж такого — выгнали из дома, —
Скажи еще спасибо, что — живой!

Плевать — партнер по покеру дал дуба,
Плевать, что снится ночью домовой,
Плевать — в «Софии» выбили два зуба, —
Скажи еще спасибо, что — живой!
… показать весь текст …

Если отвернутся, значит недостаточно любили.

Не покупают никакой еды —
Все экономят вынужденно деньги:
Холера косит стройные ряды,
Но люди вновь смыкаются в шеренги.

Закрыт Кавказ, «горит» Аэрофлот,
И в Астрахани лихо жгут арбузы.
Но от станка рабочий не уйдёт,
И крепнут всё равно здоровья узы.

— Что бы ты подарил любимому человеку, если бы был всемогущ?!
— Ещё одну жизнь.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ.

..
Все зависит в мире оном
От тебя от самого:
Хочешь — можешь стать Буденным,
Хочешь — лошадью его!
.

КОГДА ТЕБЕ БОЛЬНО.

…когда люди причиняют тебе боль снова и снова, то думай о них как о наждачной бумаге. они могут задевать тебя и немного ранить, но в конце концов ты будешь отполирован до идеального состояния, а от них не будет никакого толку.

Жаль, что в моем окружении нет сумасшедших людей, которые поедут в 5 утра пить кофе или позвонят и скажут выходи я под домом, зато дерьма полно.

Читайте также:  лучшие объективы для canon 650d

Mы живём в мире, где улыбка уже не значит хорошее отношение к тебе. Где поцелуи совсем не значат чувства. Где признания не значат любовь. Где каждый одинок и никто не старается это изменить. Где слова теряют всякий смысл, потому что несут ложь.

красивых любят чаще и прилежней, веселых любят меньше, но быстрей, — и молчаливых любят, только реже, зато уж если любят, то сильней.

БАЛЛАДА О БОРЬБЕ
.
Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от детских своих катастроф.
.
Детям вечно досаден
Их возраст и быт —
И дрались мы до ссадин,
До смертных обид.
Но одежды латали
Нам матери в срок,
Мы же книги глотали,
… показать весь текст …

Источник

10 главных песен Владимира Высоцкого

Музы­ка Вла­ди­ми­ра Высоц­ко­го — слов­но отдель­ная все­лен­ная. По самым скром­ным под­счё­там, чис­ло его песен пере­ва­ли­ва­ет за четы­ре сот­ни, и это все­го за два­дцать лет твор­че­ства. Иссле­до­ва­те­ли даже гово­рят о «высоц­ко­ве­де­нии» — фено­мен само­го куль­то­во­го бар­да в нашей исто­рии настоль­ко богат и сло­жен, что на его осно­ве мож­но писать науч­ные дис­сер­та­ции и устра­и­вать фило­ло­ги­че­ские дискуссии.

Любой спи­сок луч­ших, глав­ных или самых извест­ных песен Вла­ди­ми­ра Семё­но­ви­ча обре­чён на то, что­бы быть субъ­ек­тив­ным. Выде­лить глав­ное под­час труд­но и пото­му, что у Высоц­ко­го не было стан­дарт­ной музы­каль­ной карье­ры. Несмот­ря на нали­чие семи офи­ци­аль­но издан­ных грам­пла­сти­нок и уча­стие в сбор­ни­ках и радио­спек­так­лях, подав­ля­ю­щее боль­шин­ство песен ушло в народ через неофи­ци­аль­ные маг­ни­то­фон­ные запи­си — «маг­ни­то­из­дат» — и бла­го­да­ря кон­цер­там. Так что высчи­тать попу­ляр­ность по местам в хит-пара­дах у нас бы всё рав­но не получилось.

VATNIKSTAN соста­вил свою под­бор­ку деся­ти глав­ных песен Вла­ди­ми­ра Высоц­ко­го, выстро­ив их в хро­но­ло­ги­че­ском поряд­ке. Не сомне­ва­ем­ся, что у вас, воз­мож­но, эта десят­ка ока­жет­ся дру­гой. Как пел сам Высоцкий…

О вку­сах не спо­рят: есть тыся­ча мне­ний —
Я этот закон на себе испы­тал, —
Ведь даже Эйн­штейн, физи­че­ский гений,
Весь­ма отно­си­тель­но всё понимал.

1. Большой Каретный (1962)

Мно­гие ран­ние пес­ни Высоц­ко­го счи­та­ют­ся чуть ли не блат­ня­ком. Но чисто уго­лов­ная роман­ти­ка не была для него опре­де­ля­ю­щей — гораз­до боль­шее зна­че­ние име­ли ощу­ще­ние дво­ро­во­го това­ри­ще­ства, вос­по­ми­на­ния лихо­го голод­но­го после­во­ен­но­го дет­ства. Сам Высоц­кий гово­рил следующее:

«Когда я начи­нал писать свои пес­ни, я пред­по­ла­гал их писать для очень малень­кой груп­пы сво­их близ­ких дру­зей. Мы жили в Москве мно­го лет тому назад, в квар­ти­ре в Боль­шом Карет­ном пере­ул­ке, у мое­го дру­га, у Лёвы Коча­ря­на, в тече­ние полу­то­ра лет. Там хоро­шая ком­па­ния соби­ра­лась, там бывал часто и с нами вме­сте про­вёл эти годы Вася Шук­шин, Тар­ков­ский Андрей; и мно­гие дру­гие. Тогда выра­бо­та­лась такая мане­ра дру­же­ствен­ная, рас­ко­ван­ная, непри­нуж­дён­ная, я чув­ство­вал себя сво­бод­но, пото­му что это были мои близ­кие дру­зья — я знал, что всё, что я им буду петь и рас­ска­зы­вать, им интересно».

Пес­ня и была посвя­ще­на актё­ру Лево­ну Коча­ря­ну, стар­ше­му това­ри­щу Высоцкого.

Весь­ма орга­нич­но «Боль­шой Карет­ный» слу­ша­ет­ся в испол­не­нии блат­ных музы­кан­тов (смот­ри­те с 2:15):

2. На братских могилах (1963−1965)

Носталь­гия по дво­ро­вой моло­до­сти про­шла, и Высоц­ко­го ста­ли инте­ре­со­вать дру­гие сюже­ты. Так уже в пер­вые годы твор­че­ства он при­шёл к воен­ной тема­ти­ке. По неко­то­рым сви­де­тель­ствам, пес­ня «На брат­ских моги­лах» была испол­не­на в июне 1963 года на дне рож­де­ния отца музы­кан­та, Семё­на Высоцкого.

Сам Высоц­кий гово­рил, что напи­сал её для спек­так­ля Теат­ра на Таган­ке «Пав­шие и живые» (1965) вме­сте с дру­ги­ми воен­ны­ми про­из­ве­де­ни­я­ми: «Пес­ней о звёз­дах» («Мне этот бой не забыть нипо­чём…»), «Мы вра­ща­ем зем­лю» («От гра­ни­цы мы Зем­лю вер­те­ли назад…»), «Сол­да­ты груп­пы „Центр“» («Сол­дат все­гда здо­ров, сол­дат на всё готов…»). В спек­такль пес­ня не вошла и впер­вые про­зву­ча­ла в филь­ме «Я родом из дет­ства» (1966) в испол­не­нии Мар­ка Бернеса.

Слу­шай­те ком­мен­та­рий Высоц­ко­го на эту тему и запись пес­ни из фильма:

В испол­не­нии само­го Высоцкого:

С долж­ным вни­ма­ни­ем к ори­ги­на­лу воен­ные пес­ни Высоц­ко­го любит испол­нять груп­па ЛЮБЭ:

3. Песня о друге (1966)

Фильм «Вер­ти­каль» (1967) при­нёс Высоц­ко­му все­со­юз­ную извест­ность и в каче­стве актё­ра, и в каче­стве музы­кан­та. Один из режис­сё­ров лен­ты Ста­ни­слав Гово­ру­хин при­зна­вал, что это было вза­и­мо­вы­год­ным сотрудничеством:

«Зри­тель­ским успе­хом фильм обя­зан преж­де все­го Высоц­ко­му — и его пес­ням, и появ­ле­нию на экране».

«Пес­ня о дру­ге» появи­лась пря­мо во вре­мя съё­мок. Аль­пи­нист Лео­нид Ели­се­ев рас­ска­зал музы­кан­ту о дав­нем слу­чае в горах, когда он был «в связ­ке одной», пря­мо как в песне, вме­сте с дру­ги­ми ска­ло­ла­за­ми. Слу­чай едва не закон­чил­ся тра­ге­ди­ей: почти вся груп­па сорва­лась вниз, но все оста­лись живы. Вот что, по вос­по­ми­на­ни­ям само­го Ели­се­е­ва, про­изо­шло после это­го рассказа:

«На сле­ду­ю­щее утро ко мне в номер вле­тел радост­но-воз­буж­дён­ный Володя:

— Ну, как спа­лось? — и, не дожи­да­ясь отве­та, доба­вил: давай быст­рей спус­кай­ся ко мне.

Я быст­ро одел­ся и спу­стил­ся. Воло­дя был по-преж­не­му воз­буж­дён, но, как мне пока­за­лось, к это­му доба­ви­лось и нетер­пе­ние. Его настро­е­ние пере­да­лось мне. Я сел в крес­ло, в кото­ром сидел обыч­но, Воло­дя на кро­вать. Нас раз­де­лял жур­наль­ный сто­лик, на кото­ром, бли­же к Воло­де, лежал мел­ко испи­сан­ный листок со сти­ха­ми. Он сидел и смот­рел на меня, слег­ка при­гнув­шись к гитаре.

В этот момент мне пока­за­лось, что он внут­ренне гото­вит­ся к прыж­ку. И нако­нец, уда­рив по стру­нам, он запел…»

Для при­ме­ра кавер-вер­сии пред­ла­гаю послу­шать испол­не­ние Алек­сандра Розен­ба­у­ма (не пугай­тесь, в видео есть Михал­ков в шляпе!):

4. Моя цыганская (1967−1968)

Одна из самых узна­ва­е­мых песен Высоц­ко­го — воз­мож­но, бла­го­да­ря исполь­зо­ва­нию попу­ляр­ных моти­вов цыган­ской пляс­ки. Вооб­ще цыган­ская тема появ­ля­лась ещё в самых пер­вых пес­нях Вла­ди­ми­ра Семё­но­ви­ча, когда он во вре­мя учё­бы в шко­ле-сту­дии МХАТ сочи­нил для сту­ден­че­ско­го спек­так­ля паро­дий­ную цыган­скую пес­ню «На сте­пи мол­да­ван­ские». Потом в раз­ные годы цыган­ские моти­вы встре­ча­лись и в десят­ке-дру­гом песен, но самой извест­ной ста­ла «В сон мне — жёл­тые огни…».

Если вслу­шать­ся в текст, то ста­но­вит­ся ясно, что «цыган­ская» фор­ма скры­ва­ет за собой самое «рус­ское» содер­жа­ние. Безыс­ход­ность, мае­та и рус­ская тос­ка на про­сто­рах, где «ниче­го не свя­то», сде­ла­ли «Мою цыган­скую» насто­я­щей народ­ной песней.

Читайте также:  лучше быстрый конец чем бесконечное

Высоц­кий любил это про­из­ве­де­ние и несколь­ко раз делал сту­дий­ные запи­си, в том чис­ле во Фран­ции… на фран­цуз­ском язы­ке! Так что може­те озна­ко­мить­ся с кавер-вер­си­ей Высоц­ко­го на само­го себя:

Так­же бла­го­да­ря филь­му Лео­нид Гай­дая «Иван Васи­лье­вич меня­ет про­фес­сию» попу­ляр­ной «цыган­ской» пес­ней Высоц­ко­го ста­ла вари­а­ция сти­хо­тво­ре­ния поэта Апол­ло­на Гри­го­рье­ва «О, гово­ри хоть ты со мной…». Но путать её с «Моей цыган­ской» не стоит.

5. Охота на волков (1968)

Эта пес­ня может счи­тать­ся одной из самых кра­моль­ных в твор­че­стве Высоц­ко­го. Она была напи­са­на им во вре­мя съё­мок филь­ма «Хозя­ин тай­ги», хотя для само­го филь­ма не пред­на­зна­ча­лась. Тем не менее, атмо­сфе­ра сибир­ской тай­ги и потен­ци­аль­ной пого­ни вдох­но­ви­ла музы­кан­та. На идею загнан­но­сти в угол так­же повли­я­ли недав­ние газет­ные пуб­ли­ка­ции, в кото­рых Высоц­кий попал под суро­вый огонь критиков.

Режис­сёр Теат­ра на Таган­ке Юрий Люби­мов пред­ло­жил исполь­зо­вать пес­ню в спек­так­ле «Бере­ги­те ваши лица» по сти­хам Андрея Воз­не­сен­ско­го. Пес­ня Высоц­ко­го была един­ствен­ным «ино­род­ным» эле­мен­том сре­ди тек­стов Воз­не­сен­ско­го (кста­ти, сам поэт был не про­тив тако­го твор­че­ско­го под­хо­да), но имен­но она при­ве­ла к недо­воль­ству цен­зо­ров. После пре­мьер­но­го пока­за спек­такль запретили.

Поче­му? Оста­ёт­ся лишь дога­ды­вать­ся, с какой выда­ю­щей­ся само­от­да­чей Высоц­кий испол­нил свой шедевр, что­бы его доста­точ­но абстракт­ный текст о бун­тар­ском стрем­ле­нии к сво­бо­де вызвал столь рез­кое непри­я­тие свер­ху. Зато кра­моль­ная пес­ня полу­чи­ла мно­же­ство поклон­ни­ков: Евге­ний Евту­шен­ко писал Высоц­ко­му, что «вста­ёт перед ним на коле­ни» за это про­из­ве­де­ние, а Юрий Нику­лин назы­вал «Охо­ту на вол­ков» одной из сво­их самых люби­мых песен.

Что­бы раз­но­об­ра­зить кавер-вер­сии мало­из­вест­ны­ми испол­ни­те­ля­ми, смот­ри­те кон­церт­ную запись рок-груп­пы «Пере­учёт»:

6. Я не люблю (1968−1969)

«Я не люб­лю фаталь­но­го исхо­да…» была созда­на для при­клю­чен­че­ско­го филь­ма «Опас­ные гастро­ли» (1969), где Высоц­кий играл одну из глав­ных ролей. В фильм пес­ня не вошла и про­зву­ча­ла в ито­ге в спек­так­ле теат­ра «Совре­мен­ник» «Свой остров».

Как это и быва­ло со мно­ги­ми тек­ста­ми Высоц­ко­го, он напи­сан для кон­крет­ных сюже­тов от лица кон­крет­ных лири­че­ских геро­ев, но потом пустил­ся в сво­бод­ное пла­ва­ние. Теперь мы вос­при­ни­ма­ем пес­ню «Я не люб­лю» как автор­ское выска­зы­ва­ние само­го Высоц­ко­го, посколь­ку он с удо­воль­стви­ем под­пи­сал­ся бы под каж­дой стро­кой. Непри­я­тие холод­но­го циниз­ма, выстре­лов в спи­ну, спле­тен и тру­со­сти — без сомне­ния, это его соб­ствен­ная позиция.

Пред­ла­гаю так­же послу­шать сти­хо­твор­ное испол­не­ние «Я не люб­лю» Иго­рем Скляром:

7. Он не вернулся из боя (1969)

Воен­ные пес­ни Высоц­ко­го мог­ли бы занять отдель­ный топ-10, посколь­ку Вла­ди­мир Семё­но­вич про­дол­жал обра­щать­ся к сюже­там Вели­кой Оте­че­ствен­ной вплоть до послед­них лет сво­ей жиз­ни. Сло­во музыканту:

«Все­гда труд­но понять, что чув­ству­ет чело­век, теряя того, с кем бок о бок про­жил несколь­ко лет. А если это несколь­ко воен­ных лет?! Когда кажет­ся, что их не два, а один, когда делит­ся всё поров­ну — поров­ну еды, сна, боёв, опас­но­сти. И когда вдруг одно­го нет! Может быть, пес­ня полу­чи­лась слиш­ком груст­ная, но ведь это вовсе не весё­лое дело — война».

Текст Высоц­ко­го в каче­стве сти­хо­тво­ре­ния стал одним из самых извест­ных его про­из­ве­де­ний за рубе­жом. Он был пере­ве­дён на англий­ский, ита­льян­ский, поль­ский, румын­ский, япон­ский язы­ки, иврит и дру­гие. «Он не вер­нул­ся из боя» была напи­са­на для филь­ма «Сыно­вья ухо­дят в бой» и из-за ошиб­ки мон­та­жа в тит­рах Высоц­кий был ука­зан толь­ко как автор тек­ста. Тем не менее, музы­ка пес­ни так же при­над­ле­жит ему.

Вер­сия Юрия Стоянова:

8. Лирическая (1969)

Поэт чаще все­го не может обой­ти сто­ро­ной любов­ную лири­ку. Высоц­кий не был исклю­че­ни­ем. Его пес­ня «Здесь лапы у елей дро­жат на весу…» посвя­ще­на фран­цуз­ской актри­се Марине Вла­ди, с кото­рой в 1970 году они поженились.

Есть, прав­да, вер­сия, что пес­ня обра­ще­на к преды­ду­щей люб­ви Высоц­ко­го — актри­се Теат­ра на Таган­ке Татьяне Ива­нен­ко. Впро­чем, име­ет ли это зна­че­ние? Какой бы ни была предыс­то­рия пес­ни, при­зна­ние в люб­ви от лица лири­че­ско­го героя зву­чит про­ник­но­вен­но и искренно.

Вари­ант от Андрея Макаревича:

9. Кони привередливые (1972)

Глав­ной фило­соф­ской пес­ней Высоц­ко­го ста­ли «Кони при­ве­ред­ли­вые». Опять же, пона­ча­лу это был про­сто саунд­трек к филь­му «Зем­ля Сан­ни­ко­ва», но в фильм пес­ня не попа­ла. Зато она орга­нич­но соче­та­ет­ся с гам­ле­тов­ски­ми моти­ва­ми, кото­рые Высоц­кий вопло­щал в эти годы на сцене Теат­ра на Таган­ке, играя дат­ско­го прин­ца. Тема жиз­ни и смер­ти нашла отра­же­ние во мно­гих пес­нях пер­вой поло­ви­ны 1970‑х годов. В одной из них («О фаталь­ных датах и циф­рах») Вла­ди­мир Семё­но­вич раз­мыш­лял о том, в каком воз­расте ухо­дят из жиз­ни извест­ные поэты, слов­но пытал­ся вычис­лить соб­ствен­ную кончину.

Образ коней, кото­рые несут героя куда-то в неиз­вест­ность, пере­кли­кал­ся с судь­бой само­го музы­кан­та — он как буд­то бы не успел дожить и не успел допеть. На его моги­ле на Вагань­ков­ском клад­би­ще в Москве в скульп­тур­ной ком­по­зи­ции мож­но най­ти тех самых при­ве­ред­ли­вых коней.

Мно­гие рус­ские роке­ры с удо­воль­стви­ем пере­кла­ды­ва­ют пес­ни Высоц­ко­го под жёст­кий инстру­мен­таль­ный ритм:

10. Баллада о борьбе (1975)

В сере­дине 1970‑х годов Вла­ди­мир Высоц­кий напи­сал несколь­ко «бал­лад» для филь­ма «Стре­лы Робин Гуда». Пона­ча­лу пред­по­ла­га­лось, что он сыг­ра­ет в нём роль шута. Но по раз­ным обсто­я­тель­ствам это­го не слу­чи­лось, а цен­зу­ра впо­след­ствии выре­за­ла и его пес­ни. Вряд ли в этом были поли­ти­че­ские моти­вы: ско­рее все­го, яркие автор­ские пес­ни про­сто пока­за­лись неумест­ны­ми и нефор­мат­ны­ми в при­клю­чен­че­ском филь­ме о Средневековье.

Мно­гие из них мож­но слу­шать и сей­час, не обра­щая вни­ма­ния не исто­рию о Робин Гуде. «Бал­ла­да о люб­ви», «Бал­ла­да о нена­ви­сти», «Бал­ла­да о воль­ных стрел­ках» образ­но опи­сы­ва­ют про­стые чело­ве­че­ские чув­ства, кото­рые могут про­ис­хо­дить в любое исто­ри­че­ское вре­мя. Так и «Бал­ла­да о борь­бе», в кото­рой мож­но уви­деть отго­лос­ки воен­ной темы Высоц­ко­го, обрыв­ки его дет­ских вос­по­ми­на­ний ран­не­го пери­о­да твор­че­ства, а так­же частые моти­вы ска­зоч­ной фольк­лор­ной лирики.

Впо­след­ствии часть бал­лад для «Стрел Робин Гуда» вошли в фильм «Бал­ла­да о доб­лест­ном рыца­ре Айвен­го» (1982). Смот­ри­те фраг­мент филь­ма с испол­не­ни­ем «Бал­ла­ды о борьбе»:

Фольк­лор­ные инто­на­ции пес­ни суме­ла под­черк­нуть Хела­ви­са в сво­ей кавер-версии:

Читай­те дру­гие ста­тьи из мини-цик­ла о глав­ных пес­нях рус­ских музыкантов:

Источник

Adblock
detector