лучшие пеплумы всех времен

10 лучших фильмов-пеплумов за всю историю кинематографа

Эта подборка точно придется по душе тем, кто тоскует по «Игре престолов». И не только потому, что в конце для них припасен бонус: Джон Сноу в набедренной повязке!

Вы спросите, при чем тут «Игра престолов», ведь это сериал, а не полнометражный фильм, к тому же не исторический, а жанр пеплум отличает эпический сюжет, основанный на более или менее реальных событиях. На это мы ответим так: при желании классические полнометражные пеплумы вполне можно разбить на три-пять серий. Кстати, это один из лайфхаков, который поможет просмотреть ленту до конца. Пеплумы бесчеловечно длинные!

Одна из черт пеплума— наличие массовки и панорамных кадров. «Бен-Гур», 1959 год, фото: Legion-media

Что же касается историчности, тут отсылки к творению Джорджа Мартина тоже не лишены оснований. Его «Песнь льда и пламени» — это некое альтернативное Средневековье, равно как и сюжеты канонических голливудских пеплумов: это всегда определенный компромисс между реальными историческими событиями и жаждой их приукрасить для пущей зрелищности. Именно поэтому в фильмах очень часто возникают проблемы с правдоподобностью сюжета и реалистичностью костюмов. По пеплумам не стоит изучать историю моды, да и историю в принципе. Зато они эпичные, масштабные и нереально красивые. Есть, конечно, совсем несъедобные, но мы вам такие рекомендовать не будем.

Когда использование приемов пеплума бросается в глаза: закос под античность, панорамные кадры, массовка. Ну и баснословный бюджет!, фото: кадр из сериала «Игра престолов»

Кстати, если вы думаете, что пеплум — это всегда античный сюжет, то спешим разубедить. Сегодня к данному жанру относят все исторические драмы, претендующие на эпичность. Даже ленту «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна. Важно, чтобы была задействована массовка и читались панорамные кадры. Но по большому счету вы правы: чистый жанр преимущественно связан с историей Греции и Рима. Чтобы не запутаться, в свой список мы тоже включили лишь те фильмы, в которых наиболее отчетливо читаются признаки чистого жанра.

«Бен-Гур», 1959 год

Режиссер: Уильям Уайлер.

В ролях: Чарлтон Хестон, Джек Хоукинс, Хайя Харарит.

Продолжительность: 3 часа 32 минуты (легко можно разбить на четыре части).

Вообще, первым пеплумом считается итальянская «Кабирия» 1914 года. Но даже если вы каким-то чудом найдете этот фильм в интернете, посмотреть его сможете едва ли. Чтобы данный жанр перестал наводить на зрителя нереальную скуку, Голливуду потребовалось много лет оттачивания мастерства. Пиком расцвета жанра считаются 1950–1960-е годы. Именно тогда был снят легендарный «Бен-Гур», получивший 11 «Оскаров»! Потягаться с ним позже смогли лишь «Титаник» и «Властелин колец». Действие фильма разворачивается в 26 году от Рождества Христова. Начинается все в Палестине, а затем переносится в Римскую империю. Сюжет крутится вокруг противостояния бывших друзей: иудея Бена-Гура и римлянина Мессалы. Разборки, разумеется, проходят на фоне зрелищных битв, гонок на колесницах и т. п.

Кстати

Современную версию «Бен-Гура» снял в 2016 году Тимур Бекмамбетов. Публика восприняла ее не слишком восторженно. Как и положено пеплуму, фильм вышел баснословно дорогим. Критики назвали его одним из самых дорогостоящих кинопровалов 2016 года.

«Последние дни Помпеи», 1959 год

Режиссер: Марио Боннар.

В ролях: Стив Ривз, Кристин Кауфманн, Фернандо Рей.

Продолжительность: 1 час 40 минут (весьма гуманно для пеплума 1950-х).

Этот фильм — прекрасный вариант для тех, кто хочет насладиться именно классическим пеплумом (а не современными облегченными версиями) и не потратить на это слишком много времени. В данной исторической драме все лаконично. На фоне гибели легендарного города рассказывается история центуриона Главка, который вынужден сражаться против несправедливости и за свою любовь. Кстати, Стив Ривз, исполнивший роль, во время съемок получил серьезную травму, что поставило крест на его дальнейшей карьере. Сначала красавцу-мужчине пришлось отказаться от культуризма, а затем и от кино. Так что этот фильм — отличная возможность увидеть обладателя роскошной по меркам того времени фигуры в зените его славы.

«Спартак», 1960 год

Режиссер: Стэнли Кубрик.

В ролях: Кирк Дуглас, Лоуренс Оливье, Джин Симмонс.

Продолжительность: 3 часа 17 минут.

К этому фильму у историков много вопросов. Начинать нужно хотя бы с того, что Стэнли Кубрик очень вольно обошелся с биографией героя. В его версии Спартак — раб с рождения, хотя, если верить официальной истории, родился он свободным человеком, а в рабство попал после дезертирства. Вероятно, режиссер посчитал, что такой поступок для героя совсем не героичен, поэтому решил своего Спартака приукрасить. Но разве это повод не смотреть один из самых кассовых пеплумов 1960-х? Малая историчность — один из признаков жанра, который важно принимать во внимание, но не слишком осуждать. Иначе вы ни один пеплум так и не посмотрите до конца. Гладиатор из Кирка Дугласа вышел эффектный. Его возлюбленная Вариния в исполнении Джин Симмонс тоже хороша. Сюжет довольно динамичен, и даже три часа вполне можно осилить зараз.

«Клеопатра», 1963 год

Режиссер: Джозеф Манкевич.

В ролях: Ричард Бертон, Элизабет Тейлор, Рекс Хэррисон.

Продолжительность: 4 часа 42 минуты (даже не пытаемся посмотреть зараз).

Хотя этот фильм принято считать образцовым пеплумом эпохи расцвета жанра, на деле он ознаменовал его закат. Размах в ленте была настолько велик, что прокат не смог окупить затраты. В итоге «Клеопатра» оказалась убыточной. Это сейчас мы понимаем, что Элизабет Тейлор можно было и не платить таких денег, а количество ее костюмов легко сократилось бы раз в десять, знай продюсеры фильма о грядущих последствиях своей расточительности. С другой стороны, на что бы мы тогда в этом фильме смотрели…

Кстати, критиками картина все-таки была признана. Ей отдали целых четыре «Оскара». Один ушел художнику по костюмам. Здесь нужно понимать, что наряды Клеопатры в этой версии ее биографии на 100% не историчны. Их главная задача — подчеркнуть прелести Тейлор. Однако фильм вполне можно посмотреть и оценить за размах, масштаб и популяризацию истории Египта.

«Гладиатор», 2000 год

Режиссер: Ридли Скотт.

В ролях: Рассел Кроу, Хоакин Феникс, Конни Нильсен.

Продолжительность: 2 часа 35 минут.

Кинокритики до сих пор не сошлись во мнении относительно того, можно ли считать пеплумом что-то достаточно эпичное, но недостаточно продолжительное. Так или иначе, между историческими драмами 1960-х и новым поколением героических лент 2000-х есть определенная взаимосвязь. Когда Ридли Скотт снял своего «Гладиатора» с Расселом Кроу в главной роли, в прессе сразу же заговорили о возрождении давно забытого жанра. Разумеется, с поправкой на время. Современные пеплумы уже не были такими длинными, угрожающе масштабными и дорогостоящими. Но это не помешало «Гладиатору» получить пять «Оскаров». Вполне заслуженно.

«Троя», 2004 год

Режиссер: Вольфганг Петерсен.

В ролях: Брэд Питт, Эрик Банна, Орландо Блум.

Продолжительность: 2 часа 43 минуты.

Вслед за Ридли Скоттом эстафету возрождения пеплумов подхватил немецкий режиссер Вольфганг Петерсен. Его эпическая история охватила еще одну грань жанра. Многие фильмы-пеплумы 1950-х базировались не столько на исторических, сколько на мифологических сюжетах. В «Трое» мы видим схожий реверанс. Ахиллес, Парис, Елена, троянский конь. В общем, мотивы «Илиады» Гомера.

«Александр», 2004 год

Режиссер: Оливер Стоун.

В ролях: Коллин Фаррелл, Анджелина Джоли, Вел Килмер.

Продолжительность: 2 часа 55 минут.

Режиссер Оливер Стоун, решивший продолжить тему пеплумов в версии «лайт», взялся за биографию Александра Македонского, которую, безусловно, безбожно переврал. Однако мы уже знаем, что для данного жанра — это норма. Зато его Македонский получился весьма симпатичным и драматичным персонажем. Также всеобщее восхищение вызвала мать главного героя. Ее, кажется, прописывали специально под исполнительницу главной роли — Анджелину Джоли.

«Агора», 2009 год

Режиссер: Алехандро Аменабар.

В ролях: Рэйчел Вайс, Макс Мингелла, Оскар Айзек.

Продолжительность: 2 часа 6 минут.

Это, пожалуй, самый нетипичный неопеплум. Во-первых, его продолжительность всего два часа. Заскучать точно не успеешь. Во-вторых, он весьма историчен. Режиссер Алехандро Аменабар в деталях воссоздал Александрию IV века н. э., где происходит действие фильма. Вопросы у историков возникли лишь относительно достоверности образа главной героини. Все-таки Рэйчел Вайс уж очень молодо выглядит для 50-летней женщины. Именно такого возраста на тот момент была Гипатия Александрийская — первая женщина-ученый, судьбе которой и посвящен фильм.

«Центурион», 2010 год

Режиссер: Нил Маршалл.

В ролях: Майкл Фассбендер, Ольга Куриленко, Доминик Уэст.

Продолжительность: 1 час 34 минуты.

Если вы думаете, что этот малоизвестный фильм мы включили в список из патриотизма, то сильно ошибаетесь. Да, в нем снимается наша соотечественница Ольга Куриленко. Но разве до патриотизма, когда видишь Майкла Фассбендера в набедренной повязке и римских сандалиях? Если серьезно, то фильм оказался не слишком популярен совершенно незаслуженно. В нем есть и признаки классического пеплума, и довольно динамичный сюжет. Если вкратце, то рассказывает он о о легендарном IX испанском легионе, который отправился на север, чтобы разбить пиктов. Фассбендер играет центуриона Квинта Дия, а Куриленко — девушку-следопыта по имени Этайн.

«Помпеи», 2014 год

Режиссер: Пол Уильям Скотт Андерсон.

В ролях: Кит Харингтон, Эмили Браунинг, Кифер Сазерленд.

Продолжительность: 1 час 40 минут.

Интересный подвид пеплумов — это исторический фильм-катастрофа. Из непременных атрибутов жанра — эпичность, трагичность, античность и обилие батальных сцен. Чтобы максимально заинтересовать зрителя, режиссер решил пригласить на главную роль звезду «Игры престолов» Кита Харингтона, который тогда (в 2014 году) был в самом зените своей славы. Это сейчас он лежит по клиникам, пытаясь излечиться от стресса после завершения проекта жизни… А тогда думал, что «Игра престолов» — это только начало, и с удовольствием пробовал другие образы. Кстати, облачение римского легионера ему оказалось к лицу не хуже черного плаща Джона Сноу.

Читайте также:  лучшие прикормы для детей

Источник

10 лучших фильмов-пеплумов за всю историю кинематографа

Это один из самых зрелищных жанров, но есть у него и минусы. Чтобы не потратить время впустую, ловите проверенный список.

Эта подборка точно придется по душе тем, кто тоскует по «Игре престолов». И не только потому, что в конце для них припасен бонус: Джон Сноу в набедренной повязке!

Вы спросите, при чем тут «Игра престолов», ведь это сериал, а не полнометражный фильм, к тому же не исторический, а жанр пеплум отличает эпический сюжет, основанный на более или менее реальных событиях. На это мы ответим так: при желании классические полнометражные пеплумы вполне можно разбить на три-пять серий. Кстати, это один из лайфхаков, который поможет просмотреть ленту до конца. Пеплумы бесчеловечно длинные!

Что же касается историчности, тут отсылки к творению Джорджа Мартина тоже не лишены оснований. Его «Песнь льда и пламени» — это некое альтернативное Средневековье, равно как и сюжеты канонических голливудских пеплумов: это всегда определенный компромисс между реальными историческими событиями и жаждой их приукрасить для пущей зрелищности. Именно поэтому в фильмах очень часто возникают проблемы с правдоподобностью сюжета и реалистичностью костюмов. По пеплумам не стоит изучать историю моды, да и историю в принципе. Зато они эпичные, масштабные и нереально красивые. Есть, конечно, совсем несъедобные, но мы вам такие рекомендовать не будем.

Кстати, если вы думаете, что пеплум — это всегда античный сюжет, то спешим разубедить. Сегодня к данному жанру относят все исторические драмы, претендующие на эпичность. Даже ленту «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна. Важно, чтобы была задействована массовка и читались панорамные кадры. Но по большому счету вы правы: чистый жанр преимущественно связан с историей Греции и Рима. Чтобы не запутаться, в свой список мы тоже включили лишь те фильмы, в которых наиболее отчетливо читаются признаки чистого жанра.

«Бен-Гур», 1959 год

Режиссер: Уильям Уайлер.

В ролях: Чарлтон Хестон, Джек Хоукинс, Хайя Харарит.

Продолжительность: 3 часа 32 минуты (легко можно разбить на четыре части).

Вообще, первым пеплумом считается итальянская «Кабирия» 1914 года. Но даже если вы каким-то чудом найдете этот фильм в интернете, посмотреть его сможете едва ли. Чтобы данный жанр перестал наводить на зрителя нереальную скуку, Голливуду потребовалось много лет оттачивания мастерства. Пиком расцвета жанра считаются 1950–1960-е годы. Именно тогда был снят легендарный «Бен-Гур», получивший 11 «Оскаров»! Потягаться с ним позже смогли лишь «Титаник» и «Властелин колец». Действие фильма разворачивается в 26 году от Рождества Христова. Начинается все в Палестине, а затем переносится в Римскую империю. Сюжет крутится вокруг противостояния бывших друзей: иудея Бена-Гура и римлянина Мессалы. Разборки, разумеется, проходят на фоне зрелищных битв, гонок на колесницах и т. п.

Кстати

Современную версию «Бен-Гура» снял в 2016 году Тимур Бекмамбетов. Публика восприняла ее не слишком восторженно. Как и положено пеплуму, фильм вышел баснословно дорогим. Критики назвали его одним из самых дорогостоящих кинопровалов 2016 года.

Источник

ny hat

a222e663e69eb276fbdcbc6c451c225377e64348

Топ-5 пеплумов: лучшие фильмы об античности

От « Бен-Гура» и « Клеопатры» до « Гладиатора» и « Трои». Какие художественные фильмы о Древнем Риме и Древней Греции самые лучшие? И почему их стоит посмотреть? Сейчас расскажем.

От « Бен-Гура» и « Клеопатры» до « Гладиатора» и « Трои». Какие художественные фильмы о Древнем Риме и Древней Греции самые лучшие? И почему их стоит посмотреть? Сейчас расскажем.

« Пеплум» — незнакомое вам слово? Так называется жанр исторического кино, в котором используются античные либо библейские сюжеты. Мировой кинематограф неоднократно возвращался к ним, снимая и переснимая фильмы.

Первый период формирования жанра пришёлся ещё на эпоху немого кино. Второй был на рубеже 50-60-х годов. Третий — сравнительно недавно, в начале XXI века.

Во всех картинах жанра идёт борьба между историчностью и зрелищностью. И все картины — результат определённого компромисса. Впрочем, как и все фильмы на исторические темы. Поэтому мы представим два рейтинга пеплумов, отражающих их историчность и зрелищность.

Историчность

1. Телесериал « Рим» ( Rome, первый сезон, 2004-2005)

Первое место заслуживает телесериал « Рим». В нём показана самая интересная эпоха Древнеримского государства: Галльская война, возвращение Юлия Цезаря и последовавшие затем гражданские войны в Риме. В центре сюжета — приключения двух друзей, легионеров Луция Ворена ( Кевин Маккидд) и Тита Пуллона ( Рэй Стивенсон).

Всего сняли два сезона. Но с точки зрения историчности рекомендуем только первый.

Судьба сериала сложилась трагично. Все декорации погибли во время пожара в 2007 году. Это и поставило точку в проекте.

2. « Александр» ( Alexander, 2004)

Фильм Оливера Стоуна о жизни и смерти Александра Македонского. По сюжету царь Египта и соратник Александра Македонского — Птолемей, — будучи уже очень пожилым человеком, диктует мемуары. Поэтому большинство ляпов фильма можно списать на огрехи памяти полководца. И все претензии к образу Олимпиады, Роксаны и так далее — это, пожалуйста, к престарелому Птолемею!

В фильме рассказано о нескольких эпизодах похода Александра. Главное достоинство этого кино — сцена битвы при Гавгамелах. Фильм заслуживает своё место в рейтинге хотя бы потому, что вполне точно и внятно — согласно дошедшим до нас описаниям — изображает решающее сражение.

Параллельно в Голливуде рассматривался проект ещё одного фильма на ту же тему. Но от него отказались после того, как фильм Стоуна провалился в американском прокате.

« Александр» фактически завершил очередной период пеплумов. « Фабрика Грёз» перешла на съёмки блокбастеров по мотивам греческих мифов.

3. « Агора» ( Ágora, 2009)

Фильм испанского режиссёра Алехандро Аменабара о Гипатии.

Гипатия ( Рэйчел Вайс) — это женщина-учёный, математик, философ и астроном. Она жила в Александрии на рубеже IV–V веков н. э. В этот период там происходили столкновения между язычниками, иудеями и христианами. И женщину растерзала толпа религиозных фанатиков‑христиан.

В фильме её из сострадания душит раб, и уже мёртвую героиню бьют камнями, думая, что она в обмороке.

Кино в целом снято исторически достоверно и аккуратно. Но поскольку в сюжете узрели антихристианский посыл, фильм вызывает неприятие у верующих.

4. « Клеопатра» ( Cleopatra, 1963)

В рейтинг наиболее близких к истории художественных фильмов обязательно попадает и « Клеопатра» режиссёра Джозефа Манкевича.

В центре сюжета — отношения царицы Египта Клеопатры ( Элизабет Тейлор) с Юлием Цезарем ( Рекс Харрисон) и Марком Антонием ( Ричард Бертон). Эпик охватывает период от битвы при Фарсале в 48 г. до н. э. до смерти Антония и Клеопатры в 30 г. до н. э. И в целом вполне достоверно отображает происходившие события.

Фильм лучше смотреть в полной версии, которая длится чуть более четырёх часов.

Но искусство требует жертв! Картина оказалась провальной для киностудии 20th Century Fox. И что самое печальное, с этой лентой — а также « Падением Римской Империи» ( 1964) — завершилась и « золотая эпоха» пеплумов.

5. « 300 спартанцев» ( The 300 Spartans, 1962)
Фильм Рудольфа Мате более-менее исторично рассказывает о битве при Фермопилах. К сожалению, сегодня картина совершенно забыта. Её заслонила нуарная экранизация комиксов на эту же тему.

В съёмках приняло участие пять тысяч военнослужащих греческой армии — немногим меньше, чем было воинов у Леонида в 480 г. до н. э.

Зрелищность

1. « Троя» ( Troy, 2004)

Режиссёр Вольфанг Петерсон не стал экранизировать « Илиаду», он снял кино по её мотивам.

Фильм имеет чёткий сюжет и не перегружен батальными сценами. Динамику и логичность « Трое» придают два любовных треугольника ( вокруг Елены и Брисеиды), которые и являются « двигателем» сюжета. Подобного зачастую не хватает другим историческим фильмам, где любовные линии, как правило, вымучены.

Режиссёр отошёл от исторической правды и пошёл на поводу у зрителей. Наверное, исторически достоверные панцири воинов крито-микенской эпохи вызвали бы некоторое недоумение, а то и оторопь. И раз зрители представляют греческих воинов с круглыми щитами и в шлемах с гребнями — вот, пожалуйста, получите.

А дальше шла игра с образами. Троянская армия своим порядком, дисциплиной и огромными квадратными щитами сильно напоминает древнеримскую. А приплывшие греки — толпу варваров. Ахиллу и его мирмидонянам отвели роль своего рода берсерков.

Минусом является то, что в кадре не показано использование колесниц. А вожди в те времена воевали, стоя на них. Именно колесницы и обеспечили успех таким фильмам, как « Бен-Гур» и « Гладиатор».

2. « Гладиатор» ( Gladiator, 2000)

Рецепт Ридли Скотта был прост: взять наиболее эффектные сцены из знаменитых пеплумов прошлого ( «Спартак», « Бен-Гур» и « Падение Римской империи») и использовать их вместе сюжетной матрицей полицейского боевика ( месть за убитую семью). Зрелищность обеспечили кадры битвы в первые минуты фильма, а также гладиаторские бои.

Читайте также:  кондиционеры на кухню какой лучше

Режиссёрам исторических фильмов приходится оглядываться на исторические реалии, которые связывают их по рукам и ногам. Но Ридли Скотт любит создавать « новые миры».

Представленная в картине Римская Империя — совершенно фэнтезийна ( за ляпы « Гладиатора» не пинал только ленивый). Некоторые ошибки обидны: их легко можно было исправить, пригласив консультанта. Так в начале фильма говорится, что накануне решающей битвы под командованием полководца было всего пять тысяч солдат. Получается, речь идёт не об армии, а о каком-то не очень большом отряде, сильно потрёпанном легионе. И далее нас ждёт всего лишь незначительная по масштабам Маркоманской войны стычка, а вовсе не решающее сражение, каким оно представлено.

Но мы любим « Гладиатор» не за это. Этот фильм реанимировал в начале XXI века жанр пеплумов. И все снова бросились их снимать.

3. « Александр» ( Alexander, 2004)

В число наиболее зрелищных фильмов попадает и уже упомянутый « Александр». Благодаря двум битвам — при Гавгамелах и при Гидаспе.

В первом случае зритель — как пролетающая над войсками птица — получает возможность увидеть всю панораму боя. Да и само сражение снято красиво.

Во втором « кассу» сделало применение боевых слонов, которые являются не самым частым зверем в кинематографе.

4. « Клеопатра» ( Cleopatra, 1963)

И вновь, второй раз в нашем рейтинге, « Клеопатра». Зрелищность фильму обеспечивает морская битва при мысе Акций в 31 г. до н. э.

Так красиво древние морские баталии раньше никто не снимал. Корабли обстреливают друг друга метательными снарядами, таранят и берут на абордаж. Восторг и красота. Посмотрев, можно стать флотофилом. Или пойти в историки.

5. « Бен-Гур» ( Ben-Hur, 1959)

Фильм режиссёра Уильяма Уайлера получил рекордное на тот момент количество Оскаров — 11. Лишь « Титаник» и « Властелин колец. Возвращение короля» смогли его догнать… да и то спустя несколько десятилетий.

Навмахия ( Навмахия — гладиаторское морское сражение в Древнем Риме или любое зрелище с имитацией морского боя. — Прим.ред.) в « Бен-Гуре» не впечатляет. Она вымучена, ибо в начале I в. н. э. римлянам уже было не с кем воевать на Средиземном море.

Так почему же фильм стоит посмотреть? Из-за смертельного противоборства двух « заклятых» друзей во время гонок на колесницах. При этом стоит помнить: компьютерной графики тогда не было, и всё это — работа каскадёров.

Это не первая экранизация одноименного романа Лью Уоллеса, и не последняя. В 2010 году фильм пересняли в Канаде, а в 2016 году ремейк сделал Тимур Бекмамбетов.

Но дважды нельзя войти в одну реку: успех знаменитого « Бен-Гура» 1959 года выпуска никто повторить не смог.

А есть ли польза от пеплумов, если они далеко не всегда достоверны? Разумеется! Пеплумы дают краткое и яркое изложение событий. И если просмотр художественной ленты пробудил интерес к эпохе, то можно и научно-популярные фильмы посмотреть. Или даже книги почитать.

Источник

Песнь меча и сандалий: краткая история пеплума — самого масштабного жанра кино

История Голливуда в античных масштабах

Тысячи актеров массовки, масштабные баталии и колоссальные декорации древних городов. Долгие задушевные разговоры сменяются размашистым действием. На экране то и дело появляются не люди, но настоящие легенды прошлого: фараоны, прокураторы, философы и пророки. За их деяниями следит христианский крест, посылающий казни и награды. Должно быть, никогда больше в истории зритель и Бог не оказывались настолько близко друг к другу, точно наблюдали всё из одного кинотеатра.

В начале двадцатого века появился пеплум. Его название, произошедшее от древнегреческого городского одеяния, отлично передает суть. Это кино очень обширное, консервативное и вызывающе дорогое. Жанр, который сопровождает кино по сей день. С ним связаны самые известные победы и провалы индустрии, гениальные для своего времени инженерные решения и труд нескольких поколений кинопроизводителей. Пеплум был и остается лакмусовой бумажкой кино. Через него можно изучить всю историю главного из искусств: от пионера Дэвида Гриффита до клипмейкера Тимура Бекмамбетова.

Начало двадцатого века, экзотичное состояние модерна. Фотография, кинематограф, телеграф и телефон уже перестали быть предметом магической роскоши. При этом общество по большей части остается консервативным в своих привычках, словно на дворе не новый технологичный век, а старая-добрая Викторианская Англия. В начале века цивилизация столкнулась с очевидным курьезом: пока ученые и инженеры вовсю генерировали новую эру человечества, общество из последних сил пыталось сохранить комфортную для себя атмосферу романтизма, выезжая на старомодные балы на новеньких автомобилях. В результате, столкнувшись с чуждым прогрессом, оно максимально отстранилось от него и закрепило за этим временем моду на повальный мистицизм и религиозность.

Навряд ли Лью Уоллас, генерал северян и знатный политикан эпохи Дикого Запада, вообще представлял себе, что напишет одну из главных книг для мирового кино. Его книга «Бен-Гур: история Христа» была всего лишь одной из многих христианских методичек, выполненных на волне бульварных романов. Но удачный сценарий и знаменитая фамилия на обложке смогли сделать из нее популярное чтиво. По сути, Уоллас написал еще одно Евангелие, действие которого разворачивается параллельно истории Христа. Сын Божий и появляется в истории только мельком — в остальное время на литературной сцене присутствует его своеобразное альтер-эго, Иуда Бен-Гур. Потерявший свои корни Бен-Гур оказывается вовлечен в конфликт евреев и Римской власти — ему и вовсе нет дела до Христа, который ходит с ними по одним улицам. Остросюжетная книга протащит Бен-Гура по всем архетипам античной цивилизации, бросит его в рабские кандалы и освободит богачом — ни дать ни взять Дюма. И Бога он обретет совершенно случайно — ровно в тот момент, когда умирающий богочеловек искупит все человеческие грехи.

«Бен-Гур: история Христа», и тогда, и сегодня, остается невероятно удачной книгой с точки зрения коммерции. В ней приключение сочетается с моральным выбором, красота древности удачно перефразируется с христианством — плодородная почва для экранизации, которая станет для зрителя обязательной к просмотру. Первой попыткой реализовать «Бен-Гура» на экране стала версия Сиднея Олкотта — маленького режиссера с маленькой студии Kalem, в первую очередь известной своим наплевательским отношением к авторским правам.

Кабирия, дочь патриция Сицилии, потерявшая отца и свое прошлое из-за извержения вулкана, оказывается вовлечена в военные игры Карфагена и Рима. Преодолевая страдания и драматичные потери, она обретет свое маленькое женское счастье на фоне большой войны. Сюжет о нелегкой женской доле тут, конечно, не делает и половины удовольствия — главная сила «Кабирии» в гигантизме и умении им управлять. Под руководством Пастроне были изготовлены декорации, призванные демонстрировать античную роскошь: храмы, дворцы и крепостные стены из дерева и гипса. На таком фоне любая история будет казаться крошечной и неважной, однако зритель остался под глубочайшим впечатлением. Такого в эпоху условных декораций попросту было невозможно представить.

Однако, самым главным подражателем «Кабирии» оказался легендарный американский режиссер Дэвид Гриффит, который буквально на руках внес пеплум в Голливуд. И подтвердил максиму: хорошие художники копируют, великие — воруют. В идеале это нужно делать так, чтобы никто не уличил творца в краже, а если и уличил, то не стал бы разыгрывать из этого сцену.

Фильм Гриффита «Нетерпимость» считается одним из важнейших в мировой истории. Он буквально переломил восприятие кино как искусства, зародив то, что принято называть сейчас киноязыком — сводом приемов психологического диалога со зрителем.

Говорить о «Нетерпимости» и ее вкладе в кино можно бесконечно долго, но главный ее элемент — мегаломанская пышность пеплума — проявился больше всего в Вавилонском сценарии. Это была самая большая статья расходов киностудии Triangle: более миллиона додепрессивных долларов. Для съемок этой части были выстроены неоправданно гигантские декорации: один только зал дворца Валтасара занимал сто пятьдесят тысяч кубометров земного пространства — неплохой артистический аквариум. Чтобы выхватить всю перспективу происходящего, оператору «Нетерпимости» Билли Битцеру пришлось привязывать камеру к воздушному шару. Для кульминационной ветхозаветной сцены в зал было согнано шестнадцать тысяч актеров массовки в исторических костюмах — с такой дивизией Гриффит мог бы захватить Лос-Анджелес. Столь неадекватная пышность была призвана не только огорошить зрителя, но и продемонстрировать колоссальность Вавилона — тяжелого шкафа, которому вот-вот суждено упасть.

После Первой Мировой войны изменилось решительно всё, и девятнадцатый век, с его вычурным мистицизмом, наконец-то ушел в прошлое. В кино и жизни окончательно установился новый эталон мировосприятия — модерн. А модерн очень не любит консервативную скуку.

Нибло строил декорации за сотни тысяч долларов, устраивал настоящие морские сражения и натурально губил людей — в знаменитой сцене гонки на колесницах (именно отсюда она потом перекочует и в следующего «Бена-Гура», и в первый эпизод «Звездных войн») мы и сегодня может наблюдать сцену реальной гибели одного из гонщиков. Чтобы актеры знаменитой сцены не жалели себя, режиссер предложил возницам приз в сотню тысяч долларов — за такие деньги было бы и не грех разбиться.

Три года съемок вылились для студии MGM в серьезный кассовый провал. Все те деньги, которые вбрасывались к котел «Бен-Гура», пропали. Не потому что бедный Фред Нибло не умел ими распоряжаться (в довоенной истории Голливуда ими не умел распоряжаться вообще никто) — просто за три года срыва планов и бесконечных пересъемок интересы зрителя успели измениться.

Читайте также:  кредитный рейтинг 300 баллов кто может дать займ

«Бен-Гур» вышел в 1925-ом году и был немым. В нем просто не было звука, и это полностью нивелировало старание сотен тысяч людей. Звук принес в кино не только чуть больше реализма и осмысленности — он навсегда сломал представление о кинематографе как об искусстве, не говоря уже о том, что отправил на биржу труда целую армию высококлассных тапёров. Зритель новой эпохи так гнался за техническими новинками, что просто отказался воспринимать фильм из прошлого. Будущее определилось, что ему интереснее: живой диалог или театральные ужимки. Разумеется, не в пользу последнего.

Демилль — это кинофлюгер, режиссер, который всегда своевременно реагировал на интересы толпы. Учитель из богобоязненной Старой Англии, театрал и любитель салонной живописи, он обладал завидным чувством читать зрителя. Никак иначе его успех нельзя назвать — каждый раз он выискивал для своих картин темы, который были наиболее прибыльны.

Европа, переживавшая войну особенно болезненно, подарила нам Новую волну: глубоко личные истории, запоминающихся антигероев и новую школу авторской постановки. Глубокое историческое потрясение и дефицит бюджета потребовали от европейского кино обратиться к простым жизненным историям об обаятельных лентяях и украденных велосипедах.

Голливуд, напротив, вступил в период, которой заслуженно называют «Золотым веком». В пятидесятые годы американский кинематограф — обособленный тоталитарный мир с огромными бюджетами и почти всемогущими студиями. MGM, Paramount, Fox, триада монополистов рынка, ревностно оберегала свою территорию и не допускала проникновения европейского кино на экраны. Они выкупали маленькие студии и заключали жесткие контракты со звездами, отчетливо поделив шоу-бизнес на воинствующие лагеря. У такой вопиющей несвободы рынка было важное достоинство: большие студии никого не боялись и могли позволить себе беспрецедентный по масштабу съемочный процесс. Например, взять в аренду половину Иордании для съемок монументального «Лоуренса Аравийского». Вопрос финансирования таких проектов, скорее имиджевых, нежели реально экономически безопасных, для студий не стоял. Ежегодно большие конкуренты соревновались в гонке за премию «Оскар», обретшую после войны необычайную силу — за статуэтки платились миллионы долларов, за них сражались настоящими кинематографическими армиями.

Осенью 1959-го года вышел, должно быть, самый главный эталон пеплума. Киностудия Metro-Goldwyn-Meyer и режиссер Уильям Уайлер выпустили третьего по счету «Бен-Гура». Символично, но третья экранизация книги о Христе (Отец, Сын и Дух Святой американского кино) не просто перекрыла успех всей прошлой эпопеи пеплума, но буквально пересоздала его для всех последующих поколений. Зритель может не знать «Кабирии» и «Знака креста», не находить в них интереса кроме исторического, но «Бен-Гур» известен всем и каждому. Даже те, кто его не смотрели, все равно ознакомлены посредством десятков и сотен осмысленных отсылок, которые появляются и в сегодняшних премьерах.

«Бен-Гур» стал одним из самых дорогих проектов своего времени — студия MGM пожертвовала Уайлеру больше пятнадцати миллионов долларов. За такой бюджет можно было снять пять «Мостов через реку Квай» или две с половиной «Вестсайдской истории». Студия пошла ва-банк: если бы «Бен-Гур» провалился, то долги производителя мгновенно уронили бы одного из трех слонов Голливуда.

Итогом нескольких лет работы Уайлера стал беспроигрышный фильм — настоящий христианский аттракцион с головокружительными погонями и нравоучениями. В плане кинематографии и бизнеса это был первостепенный блокбастер. Киноакадемия и зритель встретили «Бен-Гура» единением мнений, и в копилку MGM отправилось 11 престижных «Оскаров», заряженных баснословным кассовым сбором. Возрождение пеплума на мощностях Голливуда более откладывать было нельзя, и конкуренты спешно приготовились к ответу.

В «Золотом веке» Голливуда реакция на «Бен-Гур» была равносильна разве что появлению на экранах знаменитого поезда братьев Люмьер. Подражание успеху MGM перекроило проектные планы киностудий, и в течение следующих нескольких лет пеплумы стали основой традиционалистского кино и главной кадровой фабрикой. С пеплумов начали свои большие карьеры Серджо Леоне («Колосс Родосский») и Стэнли Кубрик («Спартак»). На них же были опробованы новые технологии в области специальных эффектов.

На целое десятилетия пеплум становится самым модным и востребованным жанром Голливуда, но в то же время — он мгновенно бронзовеет. В 66-ом году Джон Хьюстон, бесконечно уверенный в своем успехе, ставит картину, которая незатейливо называется «Библия». Неслыханная кинематографическая наглость — экранизировать в лоб главную книгу цивилизации и сейчас кажется чем-то рискованным и почти безумным.

Простой парень Брайан (не БЕН-Гур, но определенно человек похожей судьбы) совершенно неспециально рождается под Вифлеемской звездой, неподалеку от Христа, и на протяжение всей своей жизни вынужден пожинать плоды неудачного соседства. Его принимают за Мессию, у него просят совета и чуда, хотя бедолага больше всего хочет, чтобы его просто оставили в покое и не сильно донимали. В сюжете «Жития Брайана», кажется, шутят даже не над пышным кино, а над всей христологией в целом, доводя главную книгу христианства до диковатого анекдота, пересказываемого в угаре вечеринки. Появление настолько смелой и независимой шутки над дорогими проектами подводит черту пеплуму — после осмеяния он должен либо переродиться в новом качестве, либо снова пропасть до лучших времен. К тому же Золотая эпоха Голливуда не могла продолжаться вечно. К восьмидесятому году в Голливуд уже прорвалось новое поколение режиссеров и сценаристов. Снимать форматное заскорузлое кино им было малоинтересно. Да и зрителю уже окончательно надоело нести на него деньги.

С конца шестидесятых эпоха Золотого Голливуда, бесстрашного и дорогого, все чаще заявляет о своей несостоятельности. На американский рынок в достаточном количестве прорывается европейское кино, захватывающее зрителя дешевой и сердитой простотой человеческих взаимоотношений. Новая волна голливудских мастеров с восторгом повторяет европейский опыт. Теперь вовсе и не нужно снимать кино под пристальным вниманием киностудии — бюджет фильма мечты можно собрать чуть ли не самостоятельно.

Крест на Том Голливуде в 1975 году поставил Стивен Спилберг. Его триллер «Челюсти» наиболее доходчиво объясняет новую экономическую теорию Голливуда: кассовые сборы прямо пропорциональны не бюджету, а условному коэффициенту таланта и стараниям маркетологов. За довольно средние по меркам киноиндустрии семь миллионов долларов, Спилберг снял фильм-сенсацию, перегнавшую по сборам тяжеловесные пеплумы. С него начинается эпоха подлинных блокбастеров — новая система кино, предполагающая сокращение затрат на производство при сохранении конечной прибыли.

Все, что можно удешевить будет удешевлено. В киноискусстве заметно сокращается количество массовки и увеличивается доля специальных эффектов. Для вау-эффекта больше не нужно строить города-государства посреди пустыни — точно такую же картинку может получить павильонная группа и хороший компьютер. Результат бума блокбастеров — полное отстранение от пеплумов. Они невыгодны никому. Студии боятся финансировать такие проекты, а зрители находят их устаревшими, долгими и скучными. В новом мире снять пеплум себе может позволить только имиджевый режиссер, стремящийся в классики.

Нео-пеплум в теории мог подарить режиссеру доселе непредставляемый уровень свободы. Старые каноны, воспринятые скорее как пожелания, нежели чем правила, начинают деконструироваться под интересы блокбастера. Наиболее интересным нео-пеплумом с точки зрения жанровости остается «Троя» Вольфганга Петерсена («Подводная лодка», «Бесконечная история»). В ней совмещение и отказ от догматов был возведен в настоящий абсолют.

Свое основное высказывание Петерсен помещает в образ Троянского коня, вызвавший у зрителя и критиков полное недоумение. В традиции пеплума всегда сохранялся возвышенный лоск — красота и несказанное богатство цивилизации. Маленькие судьбы на фоне нечеловеческой роскоши — так строился жанр на протяжение сотни лет. Но в «Трое» древняя красота почти незаметна. Она грязна, по-варварски пошла, и символ древней хитрости и красоты — дареный конь — собран практически из мусора.

Странная неудача — награды, которых мало, прибыль, которой недостаточно. Амбициозность студийных планов сыграла злую шутку, и пеплум на десяток лет превратился в диалоговые сериалы и пародии на самого себя — «300» или претенциозно-чистый «Ной» Даррена Аронофски. Неоднократные старания вернуть пеплум в массовое кино либо приводят к насмешкам, либо проходят незамеченными.

Последняя громкая попытка пеплума вернуть себе популярность обернулась разгромом его постулатов. 2016 год — последняя на данный момент экранизация «Бен-Гура», выполненная под руководством Тимура Бекмамбетова. Ее полномасштабный провал закономерен, Бекмамбетов может быть оригинальным визионером, но он оказался совершенно не встроен в философию Голливуда. Пеплум — это священная корова западной массовой культуры, открыто глумиться над которой запретно.

Пеплум был и остается овеществленной христологией кино — Библией искусства, поэтому отношение к нему почти религиозное. В разное время этому жанру, почти как и христианству, пришлось пережить период зарождения, раскола, инквизиции и даже своеобразную Реформацию.

Сегодня, когда мультиплекс рядом с домом еженедельно предлагает выбор из десятка дорогостоящих фильмов, опыт пеплума уже не кажется нам чем-то колоссальным. Подумаешь, тысяча человек на экране — финальная битва в «Возвращении короля» все равно смотрится намного эффектнее. Пеплум — это осколок кино из аналоговой эпохи, когда за каждой сценой стояло много больше, чем простая вычислительная мощность. Сегодня монументальность окончательно свелась к высокоэффективному рендеру, и тем интереснее взглянуть в дремучее прошлое кино. Ведь действительно было время, когда единственным способом показать древность было ее собственноручно построить и заселить живыми людьми. Сыграть в Бога.

Источник

Adblock
detector