лучшие исторические романы про россию

10 лучших исторических романов о России

История России не менее захватывающая, важная и интересная, чем мировая. Николай Михайлович Карамзин

Почему мы изучаем историю России? Кто из нас в детстве не задавался этим вопросом. Не найдя ответа, мы продолжали учить историю. Кто-то учил ее с удовольствием, кто-то — из-под палки, кто-то не учил вовсе. Но есть даты и события, о которых должен знать каждый. Например: Октябрьская революция 1917 года или Отечественная война 1812 года…

Знать историю той страны, в которой родился или живешь, жизненно необходимо. И именно этому предмету (истории) наравне с родным языком и литературой нужно уделять как можно больше часов в школьном образовании.

Печальный факт — наши дети сегодня сами решают и выбирают — какие книги читать, и зачастую их выбор падает на хорошо раскрученные бренды — литературу, в основе которой лежат плоды западной фантазии — вымышленные хоббиты, Гарри Поттеры и другие…

Суровая правда — книжки и учебники об истории России не так раскручены, да и тираж не такой огромный. Их обложки скромны, а бюджеты на рекламу, как правило, отсутствуют вообще. Издательства пошли по пути максимальной выгоды от тех, кто еще хоть что-то читает. Так и получается из года в год, что читаем мы то, что навеяно модой. Читать сегодня модно. Это не необходимость, а дань моде. Тренд на чтение с целью познания чего-то нового — явление забытое.

В этом вопросе есть альтернатива — не нравится школьная программа и учебники по истории, читайте художественную литературу, исторические романы. По-настоящему классных, насыщенных и нескучных исторических романов, в большей степени основанных на фактах и достоверных источниках, сегодня не так много. Но они есть.

Выделю 10, на мой взгляд, самых интересных исторических романов о России. Интересно было бы услышать Ваши списки исторических книг — оставляйте комментарии. Итак:

10 ЛУЧШИХ ИСТОРИЧЕСКИХ РОМАНОВ О РОССИИ

1. Николай Михайлович Карамзин

«История государства Российского»

1011423148 e1447593294483

«История государства Российского» — многотомное сочинение Н. М. Карамзина, описывающее российскую историю начиная с древнейших времён до правления Ивана Грозного и Смутного времени. Труд Н. М. Карамзина не был первым описанием истории России, но именно это произведение благодаря высоким литературным достоинствам и научной скрупулёзности автора открыло историю России для широкой образованной публики и наибольшим образом способствовало становлению национального самосознания.

Карамзин писал свою «Историю» до конца жизни, но не успел её закончить. Текст рукописи 12 тома обрывается на главе «Междоцарствие 1611—1612», хотя автор намеревался довести изложение до начала правления дома Романовых.

1024px Pamyatnik Karamzinu v Ostafevo e1447592725217 Памятник в подмосковной усадьбе Остафьево

Карамзин в 1804 году удалился от общества в усадьбу Остафьево, где всецело посвятил себя написанию произведения, которое должно было открыть национальную историю для русского общества…

2. Алексей Николаевич Толстой

«Пётр I»

01741845.cover

«Пётр I» — незаконченный исторический роман А. Н. Толстого, над которым он работал с 1929 года до самой смерти. Две первые книги были опубликованы в 1934 году. Незадолго до своей смерти, в 1943 автор начал работу над третьей книгой, но успел довести роман только до событий 1704 года.

В этой книге такой мощный импульс гордости за страну, такая сила характеров, такое желание идти вперед, не пасуя перед трудностями, не опуская руки перед, казалось, непреодолимыми силами, что поневоле проникаешься его духом, вливаешься в его настрой так, что оторваться невозможно.

По-моему, Толстой не претендовал на лавры историка-хрониста. Роман великолепен, соответствие его исторической действительности — вопрос не первостепенный. Атмосферно, безумно интересно и затягивает. Что еще нужно для хорошей книги?

3. Валентин Саввич Пикуль

«Фаворит»

00144375.cover

«Фаворит» — исторический роман Валентина Пикуля. В нем излагается хроника времен Екатерины II. Роман состоит из двух томов: первый том — «Его императрица», второй — «Его Таврида».

В романе отражены важнейшие события отечественной истории второй половины XVIII века. В центре повествования — образ фаворита императрицы Екатерины II Алексеевны, полководца Григория Потемкина. Немало страниц романа посвящено также другим крупным историческим личностям того времени.

Дворцовые интриги, падение нравов при русском дворе, большие военные победы над Турцией и Швецией, дипломатические победы чуть не над всей Европой… восстание под предводительством Емельяна Пугачёва, основание новых городов на юге (в частности Севастополя и Одессы) — захватывающий и насыщенный сюжет настоящего исторического романа. Очень рекомендую.

4. Александр Дюма

«Учитель фехтования»

Aleksandr Dyuma Uchitel fehtovaniya

Учитель фехтования Грезье передаёт Александру Дюма свои записи, сделанные во время поездки в Россию. В них рассказывается, как он поехал в Санкт-Петербург и начал преподавать уроки фехтования. Все его ученики — будущие декабристы. Один из них — граф Анненков, муж старой знакомой Грезье, Луизы. Вскоре поднимается бунт, но тут же пресекается Николаем I. Все декабристы ссылаются в Сибирь, среди них и граф Анненков. Отчаявшаяся Луиза решается поехать за своим мужем и делить с ним тяготы каторги. Грезье соглашается ей помочь.

В своих мемуарах Дюма вспоминал, что ему рассказала княгиня Трубецкая, подруга императрицы:

Николай вошёл в комнату, когда я читала императрице книгу. Я быстро спрятала книгу. Император приблизился и спросил императрицу:
— Вы читали?
— Да, государь.
— Хотите, я вам скажу, что вы читали?
Императрица молчала.
— Вы читали роман Дюма «Учитель фехтования».
— Каким образом вы знаете это, государь?
— Ну вот! Об этом нетрудно догадаться. Это последний роман, который я запретил.

Царская цензура особенно внимательно следила за романами Дюма и запрещала их публикацию в России, но, несмотря на это, роман был распространён в России. Роман был впервые опубликован в России на русском языке в 1925 году.

Императорский Петербург глазами иностранцев… — весьма достойное историческое произведение, особенно от такого мастера — рассказчика, как Дюма. Очень понравился роман, легко читается — рекомендую.

5. Семенов Владимир

«Трагедия Цусимы»

10099910.cover

Эта книга написана человеком уникальной судьбы. Капитан второго ранга Владимир Иванович Семёнов был единственным офицером Российского Императорского флота, которому в годы Русско-японской войны довелось служить и на Первой, и на Второй Тихоокеанских эскадрах и участвовать в обоих главных морских сражениях – в Желтом море и при Цусиме.

В трагическом Цусимском бою, находясь на флагмане русской эскадры, Семёнов получил пять ранений и после возвращения из японского плена прожил совсем недолго, но успел дополнить свои дневники, которые вел во время боевых действий, и издать их тремя книгами: «Расплата», «Бой при Цусиме», «Цена крови».

Еще при жизни автора эти книги были переведены на девять языков, их цитировал сам триумфатор Цусимы – адмирал Того. А на родине мемуары Семёнова вызвали громкий скандал – Владимир Иванович первым посмел написать, что броненосец «Петропавловск», на котором погиб адмирал Макаров, подорвался не на японской, а на русской мине, и вопреки общественному мнению очень высоко оценивал деятельность адмирала Рожественского.

После ранней смерти В. И. Семёнова (он скончался в возрасте 43 лет) его книги были незаслуженно забыты и теперь известны лишь специалистам. Этот роман — один из лучших мемуаров о Русско-японской войне.

6. Василий Григорьевич Ян

«Чингиз-хан»

Vasilij Yan Chingishan

«Чтобы стать сильным, надо окружить себя тайной… смело идти по пути великих дерзаний… не делать ошибок… и беспощадно уничтожать своих врагов!» — так говорил Батый и так поступал он, великий предводитель монгольских степей.

Его воины не знали пощады, и мир захлебнулся кровью. Но железный порядок, который принесли монголы, был сильнее ужаса. На долгие века сковал он жизнь покоренных стран. До той поры, пока с силами не собралась Русь…

Роман Василия Яна «Батый» не только дает широкое представление об исторических событиях далекого прошлого, но и захватывает увлекательным повествованием о судьбах разных людей, среди которых и князья, и ханы, и простые кочевники, и русские ратники.

Цикл «Нашествие монголов» Василия Яна для меня — эталон исторической эпопеи. Ну а «Чингиз-хан» — блистательное начало трилогии.

Личность Чингиз-хана невероятно притягательна для исторического романиста. Один из множества монгольских князьков, в юности побывавший рабом, создал мощную империю — от Тихого океана до Каспийского моря… Но можно ли считать великим человека, погубившего сотни тысяч жизней? Сразу надо оговориться, что становление монгольской государственности автора мало интересует. Да и сам Чингиз-хан появляется в романе где-то после 100-й страницы. И он у Яна, безусловно, человек, а не Темный Властелин из фэнтези. По-своему любит свою молодую жену Кулан-Хатун. Как и большинство людей, боится старческой немощи и смерти. Если его и можно назвать великим человеком, то он, конечно же, гений зла и разрушитель.

Но по большому счету Василий Ян писал роман не о великом тиране, а о времени, о людях, которым выпало жить в эпоху великих потрясений. В этой книге немало колоритных персонажей, грандиозные батальные сцены, удивительная атмосфера Востока, напоминающая о сказках «1001 ночи». Здесь хватает кровавых и даже натуралистичных эпизодов, но есть и надежда, вековая мудрость, позволяющая верить в лучшее. Империи строятся на крови, но рано или поздно распадаются. И от смерти не сможет убежать даже тот, кто считает себя владыкой мира…

Читайте также:  лучшая закуска под алкоголь

7. Иван Иванович Лажечников

«Ледяной дом»

12267126.cover

И.И. Лажечников (1792–1869) – один из лучших наших исторических романистов. А.С. Пушкин так сказал о романе «Ледяной дом»: «…поэзия останется всегда поэзией, и многие страницы вашего романа будут жить, доколе не забудется русский язык».

«Ледяной дом» И. И. Лажечникова по праву считается одним из лучших русских исторических романов. Роман увидел свет в 1835 г. — успех был чрезвычайным. В. Г. Белинский назвал его автора «первым русским романистом».

Обратившись к эпохе правления Анны Иоанновны — точнее, к событиям последнего года ее царствования, — Лажечников оказался первым из романистов, кто рассказал об этом времени своим современникам. В увлекательном повествовании в духе Вальтера Скотта…

8. Юрий Герман

«Россия молодая»

10732662.cover

«Россия молодая» — роман Ю. Германа, повествующая о начале перемен в эпоху Петра Великого. Время, описанное в книге, посвящено борьбе молодой державы за выход в Балтийское море. Роман вышел первым изданием в 1952 г.

Действие романа происходит в Архангельске, Белозерье, Переславле-Залесском, Москве. Автор описывает исторические события через жизнь главных героев — Ивана Рябова и Сильвестра Иевлева, раскрывает отношение между государством и церковью, показывает характер эпохи через подробнейшие описания быта и уклада русского Севера и столицы.

Очень исторический и очень актуальный роман для всех патриотов России.

9. Сергей Петрович Бородин

«Дмитрий Донской»

10760512.cover

Один из лучших романов Сергея Бородина.

«Дмитрий Донской» – первое произведение из серии исторических романов по истории средневековой Москвы о борьбе русских княжеств под предводительством Московского князя Дмитрия Ивановича против ига татарской Золотой орды, конец которой ознаменован решающей битвой на Куликовом поле в 1380 году.

Одна из тех исторических книг, которые в детстве я читал, предвкушая игровые баталии на соответствующие темы. Понятное дело, теперь уже вряд ли удастся узнать, как оно там было на самом деле, история — не точная наука, но, тем не менее, эстетическую и художественную ценность у рассматриваемой книги не отнять. Одна из отличительных черт данного произведения, стилизованный под старорусский, язык повествования и, в особенности, язык диалогов героев. Этот бесхитростный приём помогает автору создать эффект более полного и глубокого погружения читателя в исторический контекст происходящего.

10. Константин Михайлович Симонов

«Живые и мёртвые»

images

Роман К.М.Симонова «Живые и мертвые» — одно из самых известных произведений о Великой Отечественной войне.

Произведение написано в жанре романа-эпопеи, сюжетная линия охватывает временной интервал с июня 1941-го по июль 1944-го года. Одним из главных действующих лиц является генерал Фёдор Фёдорович Серпилин (по роману проживал в Москве по адресу Пироговская ул., д. 16, кв. 4).

С удовольствием прочитал этот шедевр. Книга читается легко, производит неизгладимое впечатление. Это бесспорно гениальное произведение, которое учит быть честным, верить в себя, и любить свою Родину…

Мой список исторической художественной литературы не так велик. Тем не менее, я выбрал одни из самых ярких и запоминающихся произведений, которые понравились лично мне. История всегда будет самым интересным жанром художественной литературы, а исторические романы всегда будут самой интересной книжной полкой в моей библиотеке. Жду Ваши списки в комментариях. Любите историю своей страны, читайте нужные книги.

Источник

Топ-20 книг о России: Имперский взгляд

Книги, которые должен прочитать каждый русский человек, для того чтобы стать сознательным гражданином своей страны

Чувство любви к Родине, ощущение сопричастности к своему Отечеству — одни из лучших качеств человеческой души.

Без любви, любви жертвенной, невозможно никакое человеческое общество, никакое национальное государство. Вся русская история — это история жертвенного патриотизма наших сограждан, без которого величественное здание Русского государства никогда бы не просуществовало вот уже более тысячи лет.

Но живое чувство родственной связи, кровных человеческих отношений, психофизического сходства, одинаковости поведенческих стереотипов ещё недостаточно для крепкого государственного союза.

Для того чтобы быть полноценным, деятельным и убеждённым русским патриотом, необходимо любовь к Отечеству скрепить, пронизать самым разнообразным знанием. Сознательным пониманием, как формировалась наша национальная история, наша вера, наше общество, наша государственность.

К огромному сожалению, наше деидеологизированное образование, как среднее, так и высшее, тяжело травмировано предыдущими временами подражательности и ориентированности на западные мировоззренческие стандарты. Теми методическими установками, которые не дают свободно развиваться русским обществоведческим наукам.

Но это не значит, что при желании нельзя заняться самообразованием. Это не значит, что русская литература не имеет авторов, которые нашли в себе духовные и интеллектуальные силы преодолеть туманы западнических наукообразных шаблонов, заманчивость революционных мечтаний и пойти в познавании Русского мира самобытными русскими путями.

Наиболее значимая часть имперской литературы о России перед вами:

1. Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885). «Россия и Европа» (СПб., 1871). Самая старинная и самая известная русская идеологическая книга о культурно-исторических типах мировых цивилизаций.

DanilevskiН.Я. Данилевский. Фото: www.globallookpress.com

Эту историософскую систему лучше читать, сочетая с несколькими статьями («Россия и франко-германская война» и «Горе победителям»), написанными Н.Я. Данилевским в продолжение своей знаменитой книги и вошедшими в «Сборник политических и экономических статей Н.Я. Данилевского» (СПб., 1890).

Суть размышлений автора в том, что:

Антагонизм Европы и России не только сохранится по-прежнему, но будет всё возрастать и возрастать — по мере возрастания внутренних сил России, по мере пробуждения и уяснения народного сознания.

И в том, что России как отдельной цивилизации необходимо «выступить из европейской политической системы… не принимать к сердцу европейских политических интересов, смотреть на дело как оно есть… где есть враг — там и видеть врага, а не считать его за друга».

Книга «Россия и Европа» и «Сборник…» неоднократно переиздавались в последнее время. Их тексты обязательны к внимательному прочтению.

2. Тихомиров Лев Александрович (1852–1923). «Религиозно-философские основы истории». Работа написана в 1913–1918 годах, лежала всё советское время в архиве и впервые опубликована (М., 1997).

Пожалуй, ещё более историософски значимое капитальное сочинение о духовной борьбе религиозных идей в мировой истории и их идеологически-цивилизационных преломлениях в политике.

Лев Тихомиров утверждал, что существует три основных устойчивых мировоззрения:

признаёт высшей силой Бога Создателя, Сверхтварную Силу.

Идея теистическая, или Богочеловеческая.

Второе, не признавая Бога,

считает наивысшими силами те, которые заключаются в природе и выражаются наиболее полно в человеке, приобретающем значение владыки вселенной, особенно при допущении идеи о происхождении ангелов от человека.

Идея гуманистическая, или человекобожие.

считает главной силой то существо, которое в христианстве называют сатаной, павшим высшим ангелом, бывшим и остающимся противником Бога.

Идея сатанистическая, или сатанобожие.

Эти религиозно-философские идеи сопутствуют человечеству всю его историю, никогда не смешиваются между собой и являются мировоззренческими базами для формирования человеческих сообществ.

Исследование нужно читать начиная с издания (М., 2007), которое тогда было впервые значительно дополнено архивными материалами, входящими в корпус этого исследования.

Уникальный мыслитель, и уникальная книга абсолютно необходима для усвоения.

3. Тихомиров Лев Александрович (1852–1923). «Монархическая государственность» (М., 1905, в четырёх частях). Столь же значительное исследование автора, являвшегося в молодости крупнейшим теоретиком народовольчества, а затем перешедшего от революционных убеждений к монархическим.

Царская власть, — писал Л.А. Тихомиров, — развивалась вместе с Россией, вместе с Россией решала спор между аристократией и демократией, между православием и инославием, вместе с Россией была унижена татарским игом, вместе с Россией была раздроблена уделами, вместе с Россией объединяла страну, достигла национальной независимости, а затем начала покорять и чужеземные царства, вместе с Россией сознала, что Москва — третий Рим, последнее и окончательное всемирное государство. Царская власть — это как бы воплощенная душа нации, отдавшая свои судьбы Божьей воле. Царь заведует настоящим, исходя из прошлого и имея в виду будущее нации.

TihomirovЛ.А. Тихомиров. Фото: www.globallookpress.com

«Монархическая государственность» — первая теоретическая монография, поставившая изучение монархического принципа власти на основательный научный фундамент. Базовое издание для формирования правильного взгляда на основы русской государственности. В наше время неоднократно переиздавалось.

Требует внимательного и достаточно скрупулёзного изучения. Объём идей, заложенных в книге, не даётся читателю с первого прочтения.

4. Казанский Пётр Евгеньевич (1866–1947). «Власть Всероссийского Императора. Очерки действующего русского права» (Одесса, 1913). Книга одного из крупнейших русских юристов, профессора международного права Императорского Новороссийского университета. По своим политическим взглядам автор — имперский националист.

Аналитическое исследование различных взглядов на феномен власти Русского самодержавия. Всесторонняя энциклопедия русской власти объёмом в тысячу страниц текста.

Суть анализа автора книги:

Власть есть воля, на основании права распоряжающаяся силой. Таким образом, во главе государства Русского стоит воля физического лица. Сила, которой она распоряжается, есть сила русского государства, русская сила, русская мощь. Русское право принимает все возможные меры для того, чтобы Верховная Власть была просвещена всеми данными знания, гения и опыта, которыми обладает русский народ, чтобы она нашла себе организованную поддержку со стороны воль всех русских граждан, была в единении с ними, а равно чтобы она могла действительно опираться на всю русскую мощь, так как только при этих условиях государство может двигаться вперед. Верховная Власть имеет право надправных решений при помощи русской силы.

Очень глубокое и всеохватывающее тему авторское сочинение. Переиздавалось несколько раз в наши дни, но, к сожалению, в значительном сокращении. Лучшее, наиболее полное издание текста книги — «Власть Всероссийского Императора» (М., 2007).

Читайте также:  лучшая электрическая варочная панель на 4 конфорки встраиваемая

5. Солоневич Иван Лукьянович (1891–1953). «Народная Монархия». Буэнос-Айрес (1951–1954, 5 выпусков).

Взгляд на монархию человека, являвшегося свидетелем трёх российских революций, сбежавшего за границу из советского концлагеря, наблюдавшего национал-социалистический режим Германии и всевозможные варианты западных демократий.

Народ, в его целом, — писал И.Л. Солоневич, — править не может — как не может «весь народ» писать картины, лечить зубы, командовать армиями, проектировать мосты. Здесь нужен «специалист», которому народ будет доверять. В наших русских условиях таким «специалистом» был Царь.

«Вопросы о жизни и смерти предоставляют компетенции Самодержавия. И вопросы канализации — компетенции самоуправления».

Стиль автора книги соединяет яркость суворинской школы «нововременской» публицистики (младший современник В.В. Розанова и М.О. Меньшикова) и наработки тихомировской аналитики.

Блестящая попытка продолжить «Монархическую государственность» другим языком, но с не меньшей убеждённостью в своей правоте. Неоднократно переиздавалась в наше время. Легче обычного прочитывается современным читателем. Книга очень хороша для вхождения в круг имперской литературы.

imperФото: www.globallookpress.com

6. Болдырев Николай Васильевич (1882–1929). «Правда большевистской России. Голос из гроба» (окончена в 1929 году). Работа впервые опубликована в книге Н.В. Болдырева, Д.Н. Болдырева «Смысл истории и революция» (М., 2001). Автор — монархист, блестящий юрист и тонкий политический мыслитель, оставшийся в советской стране.

Теперь, — писал Н.В. Болдырев, — великодержавность России понятна для нас как патриотический моральный постулат, как необходимый оттенок нашего сознания России. С идеей России неразрывно связан империализм России, потому что империализм означает мировое, космическое призвание государства. Великие государства не просто фрагменты мира, как средние и малые державы. Мировые империи сознают себя призванными в известный момент всемирной истории вместить весь мировой смысл. Большие проигрыши бывают у тех, кто ведёт большую игру; Россия всегда была крупнейшим игроком истории.

Гениальный имперский взгляд (в стиле «империализм есть великий и ответственный долг подлинной и великой культуры») изнутри советской системы. Пожалуй, лучшее историософское и политологическое объяснение русской революции и большевистской власти. Можно читать по изданию: «Тупики марксизма, социализма и коммунизма» (М., 2017).

7. Солоневич Иван Лукьянович (1891–1953). «Россия в концлагере» (София, 1936). Уникальная книга, выдержавшая десятки изданий на десятках языках многотысячными тиражами.

По сути, наиболее образное, осмысленное свидетельство о советской тоталитарной системе убежавшего в 1934 году из советского концлагеря русского политического писателя. Впечатление производит яркое и, главное, более оптимистичное, чем солженицынский «Архипелаг ГУЛАГ». Неоднократно переиздавалась. Можно читать по изданию (М., 1999).

В жизни каждого человека бывают минуты великого унижения… Я стоял перед нею пришибленный и растерянный, полный великого отвращения ко всему в мире, в том числе и к себе самому. Как это мы, взрослые люди России, тридцать миллионов взрослых мужчин, могли допустить до этого детей нашей страны? Как это мы не додрались до конца? Мы, русские интеллигенты, зная ведь, чем была «великая французская революция», могли бы себе представить, чем будет столь же великая революция у нас. Как это мы не додрались? Как это все мы, все поголовно, не взялись за винтовки? В какой-то очень короткий миг вся проблема гражданской войны и революции осветилась с беспощадной яркостью… вот на костях этого маленького скелетика — миллионов таких скелетиков — будет строиться социалистический рай. Нет, ежели бы им и удалось построить этот рай — на этих скелетиках, — я такого рая не хочу. Вспомнилась и фотография Ленина в позе Христа, окружённого детьми: «Не мешайте детям приходить ко мне. » Какая подлость. Какая лицемерная подлость!»…

SolonevichИ.Л. Солоневич. Фото: www.globallookpress.com

Всем коммунистам и современным уличным революционерам читал бы насильно с требованием заучивания наизусть, вплоть до полного нравственного и умственного выздоровления. Остальных хорошо ограждает от всевозможных «христианских» социализмов и «православных» сталинизмов.

8. Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885). «Дарвинизм. Критическое исследование». Т. 1–2 (СПб., 1885–1889). Грандиозный критический разбор интеллектуальных неправд дарвинизма, выполненные рукой мастера «России и Европы» и одновременно крупным профессиональным биологом.

Книга была плодом двадцатилетних размышлений.

К этому учению приковывала меня именно та, казавшаяся мне вначале неразрешимою, дилемма… С одной стороны, невозможно, чтобы масса случайностей, не соображённых между собою, могла произвести порядок, гармонию и удивительнейшую целесообразность; с другой — талантливый учёный, вооружённый всеми данными науки и обширного личного опыта, ясным и очевидным образом показывает вам, как просто, однако же, это могло сделаться… Только после долгого изучения и ещё более долгого размышления увидел я первый выход из этой дилеммы, и это было для меня большой радостию. Затем открылось таких выходов множество, так что всё здание теории изрешетилось, а наконец и развалилось в моих глазах в бессвязную кучу мусора.

На огромном материале естественных наук автор показывает, в чём ошибался теоретик естественного отбора и борьбы за существование, на умозаключениях которого как на «неопровержимых научных» основаниях покоится всё новейшее секулярное сознание. На материалистической базе которого выросли такие разрушительные политические системы, как: социализм, коммунизм, анархизм, национал-социализм, либерал-глобализм и т.д.

Переиздано в наши дни в одном большом томе (М., 2015). Необходимо приложить определённые интеллектуальные усилия и затратить немало времени (под тысячу страниц текста). Но это важное чтение.

9. Ильин Иван Александрович (1883–1954). «Наши задачи. Статьи 1948–1954». Т. 1–2 (Париж, 1956). Сборник аналитических статей известного русского философа, первоначально обращённых к членам Русского общевоинского союза (РОВС). Классические тексты на широкие политические темы.

Идеологический посыл автора:

Революция есть катастрофа в истории России, величайшее государственно-политическое и национально-духовное крушение, по сравнению с которым Смута бледнеет и меркнет. Смута была брожением; народ перебродил и опомнился. Революция использовала новую смуту и брожение и не дала народу ни опомниться, ни восстановить своё органическое развитие.

Неоднократно переиздавались в последние годы. Некоторые идеи и смыслы вошли в официальный обиход современной власти. Цитируется на президентском уровне.

Хороший имперский ликбез на высоком интеллектуальном уровне.

10. Солоневич Иван Лукьянович (1891–1953). «Социализм, его пророчества и их реализация» (Ч. I. Диктатура импотентов. Буэнос-Айрес, 1949; Ч. II. Диктатура слоя. Буэнос-Айрес, 1956). Все части книги опубликованы (М., 2019).

Работа посвящена трагедии христианской Европы и православной России. То, что произошло с христианским миром в XX столетии, по словам Ивана Солоневича, «станет материалом для новой легенды об изгнании из рая». Революция в России, Первая и Вторая мировые войны привели традиционную романо-германскую и православную русскую цивилизации к краю гибели. Христианскую традицию в нашем мире потеснила революционная философия.

Книга обращена ко всем русским людям с величайшим предостережением о гибельности революций, «научных» философий, партий, социальных учений и физических извращений, всего того набора ложных знаний, которые ведут доверчивое человечество к гибели.

tsarФото: www.globallookpress.com

11. Захаров Николай Александрович (1883 — после 1928). «Система русского государственного права» (Новочеркасск, 1912). Столь же малоизвестный для неспециалистов автор, как и Н.В. Болдырев (под номером 6), но политический аналитик глубочайших знаний. Крупный специалист по международному праву, возможно — ученик профессора П.Е. Казанского. Также остался в России после революции. Как сложилась жизнь после 1928 года, пока неизвестно.

Власть, — писал Н.А. Захаров, — стоящая выше каких бы то ни было классовых, сословных и фанатично религиозных интересов, власть, руководимая в своих движениях целесообразностью и моральным чувством, не может не существовать в разноплемённом государстве как охранительница целости политического общества.

«Понятие о верховном главенстве царской власти росло веками, вот почему самодержавие можно вычеркнуть из основных законов, самодержец может от него отречься сам, но это будет актом односторонним; — чтобы это понятие исчезло, необходимо изгладить ещё его и из сознания народного, так как сознание народное в своём правообразующем движении всегда может восстановить пропущенное в тексте законов понятие».

Книга переиздана в наши дни (М., 2002). Тончайший анализ основ русской государственности.

12. Катков Василий Данилович (1867–1919). «Христианство и государственность» (М., 2013). Не путать с известным русским публицистом М.Н. Катковым.

Читайте также:  лучшие игры на андроид 2021 шутеры

Такой книги под названием «Христианство и государственность» никогда не писалось В.Д. Катковым. Это сборник его великолепных политико-философских эссе, выходивших в предреволюционные годы как апологетическая защита русских государственных традиций.

По убеждениям автора:

Идеалом русского человека всегда будет Царь, который «всё может», и «душа народа не сохраняется без особого учреждения, обязанного по призванию хранить ее. Императорская власть и династия — лучший институт для этой цели.

В.Д. Катков считал автократический принцип универсальным: «В то время как в одних странах автократия есть начало спящее, в других — начало постоянно бодрствующее… Мало того, самодержавие, как полновластие, есть заветная мечта в груди всякой борющейся за власть политической партии, что бы ни было написано на её знамени».

Сам автор был профессором Императорского Новороссийского университета, преподававшим на юридическом факультете, где деканом был профессор П.Е. Казанский. Был убит в Одессе грабителями-экспроприаторами.

Сборник — очень яркое и не тривиальное изложение монархической доктрины.

orelФото: www.globallookpress.com

13. Дусинский Иван Иванович (1879–1919). «Основные вопросы внешней политики России в связи с программой нашей военно-морской политики» (Одесса, 1910). Писал под псевдонимом Арктур. Служил библиотекарем научной библиотеки Императорского Новороссийского университета. Книга переиздана (М., 2003) под названием «Геополитика России».

«Политика, — писал И.И. Дусинский, — это творчество народа, его великая неписаная поэма, бросаемая в труде и поте, в творческих порывах и в упоении побед на страницы истории, это поэзия дел, из которой потом вырастают роскошными цветами народной поэзии и песни художников слова. В политике сказывается не только трезвый и расчётливый ум, взвешивающий события и оценивающий людей: в ней, быть может, еще большую роль играет творческое воображение, увлекаемое высокими идеалами и любовью к Родине и почти стихийно жаждущее воплотиться в видимую оболочку великих дел».

Талантливый продолжатель панславистских геополитических идей Н.Я. Данилевского. Расстрелян Одесской ЧК.

14. Черняев Николай Иванович (1853–1910). «О русском Самодержавии» (М., 1895). Читать надо с несколькими другими текстами, связанными между собой: «Необходимость Самодержавия для России» (Харьков, 1901), «Из записной книжки русского монархиста» (Харьков, 1907). Они впервые переизданы под одной обложкой в книге «Мистика, идеалы и поэзия русского Самодержавия» (М., 1998).

Профессиональный юрист Н.И. Черняев в своей научной деятельности претерпевал сложнейшие проблемы, связанные со здоровьем. В молодости он был поражён параличом и одно время полностью был обездвижен. Впоследствии подвижность вернулась только рукам.

Особое внимание он уделял внутреннему смыслу Самодержавной власти: «Беспрекословное повиновение миллионов одному человеку и их преданность монарху представляет явление настолько поразительное, что его нельзя объяснить никакою «хитрою механикою». Неограниченная монархия, и русское Самодержавие в частности, не может не казаться делом сверхъестественным, которое удовлетворительно объясняется только участием Провидения в судьбах народов. Историк и мыслитель, старающийся найти последовательность между событиями и указать связь, существующую между учреждениями и тою почвою, на которой они возникают, не вправе отрицать Бога в истории. ».

Сложный материал автору удаётся подать в весьма доходчивой форме.

tsar 1Фото: Irina Borsuchenko/ Shutterstock.com

15. Тихомиров Лев Александрович (1852–1923). «Демократия либеральная и социальная» (М., 1896). Одна из лучших книг, посвящённых критике демократии в различных её вариантах.

Нет ни одной формы правления, — говорил Л.А. Тихомиров, резюмируя свой взгляд на демократию, — в которой воздействие народных деланий на текущие дела было бы так безнадежно пресечено, как в этом создании теории, пытавшейся всё построить на народной воле.

Неоднократно переиздавалась в последнее время. Можно читать по книге Л.А. Тихомиров «Критика демократии» (1997).

16. Леонтьев Константин Николаевич (1831–1891). «Восток, Россия и Славянство». Т. 1–2 (М., 1885–1886). Плюс более поздние примыкающие к этому корпусу произведения.

Классические тексты, развивающие консервативное сознание читателей.

Государство, — утверждает К.Н. Леонтьев, — есть, с одной стороны, как бы дерево, которое достигает своего полного роста, цвета и плодоношения, повинуясь некоторому таинственному, не зависящему от нас, деспотическому повелению внутренней вложенной в него идеи. С другой стороны, оно есть машина, сделанная людьми полусознательно и содержащая людей как части, как колеса, рычаги, винты и атомы, и, наконец, машина, вырабатывающая людей.

«Форма вообще есть выражение идеи, заключённой в материи, в содержании. Форма есть деспотизм внутренней идеи, не дающей материи разбегаться. Разрывая узы этого естественного деспотизма, явление гибнет».

Яркий и смелый христианский консерватор, в конце жизни постригшийся в монахи под именем Климент.

17. Башмаков Александр Александрович (1858–1943). «Народовластие и Государева Воля» (СПб., 1908). Плюс некоторые другие сочинения автора: «За смутные годы» (1906) и другие.

Убеждённый имперский националист, панславист и этнограф. Ближайший сотрудник П.А. Столыпина. Редактор газеты «Правительственный вестник». Эмигрант.

Образование русской территории, — писал А.А. Башмаков, — из разных областей, из коих многие суть или поглощённые нации, или обломки национальных организаций, — вот факт, который надо всегда иметь в виду при определении принципов русской политики. Мы часто слышим якобы научные разглагольствования, которые стремятся к тому, чтобы заставить нас смотреть на нашу страну как на нечто отвлечённое и однородное, долженствующее идти по указке умозрительных рецептов, выработанных вне условий места и пространства.

Великолепный русский язык и интересные государственнические идеи.

18. Билимович Александр Дмитриевич (1876–1963). «Марксизм (Изложение и критика)» (Сан-Франциско, 1954).

Был профессором политэкономии в Императорском университете святого Владимира в Киеве. Затем, после революции, эмигрировал и преподавал в разных университетах.

К. Маркс. Фото: www.globallookpress.com

Один из самых умных научных критиков марксизма: «Государство Маркса должно быть деспотическим, посягающим на все права граждан. Поэтому и тот деспотизм большевиков, который многие марксисты считают «извращением» марксизма, на самом деле уже ясно формулирован в Манифесте Маркса и Энгельса. И что особенно показательно, победа этого деспотизма называется ими, так же как и большевиками, «победой демократии».

В конечном результате осуществлённый марксизм, провозглашённый его творцом как радикальное уничтожение капитализма, привёл в жизни неумолимой логикой вещей к самому грубому диктаторскому и эксплуататорскому государственному капитализму. С таким издевательством кучки деспотов над рабочим пролетариатом и пролетаризованным крестьянством, какое и не снилось самым жадным и самым тупым капиталистам.

Книга очень важная, так как марксизм является мировоззренческой базой для многих не только левых, но и современных неолиберальных идей.

19. Керсновский Антон Антонович (1907–1944). «Философия войны» (Белград, 1939). Автор знаменитой эмигрантской «Истории русской армии». Военный теоретик и военный историк. Белоэмигрант.

«Философия войны» пер­во­на­чаль­но пе­ча­талась с кон­ца 1932 го­да в со­кра­щён­ном ви­де в га­зе­те «Цар­ский вест­ник». Это был опыт на­пи­са­ния «Нау­ки по­бе­ж­дать» XX ве­ка, опыт удавшийся, без­ус­лов­но. Книга — бли­ста­тель­ное рас­су­ж­де­ни­е о вой­не как о на­уч­ной «па­то­ло­ги­че­ской со­цио­ло­гии», без ма­лей­ше­го мод­но­го то­гда и сей­час па­ци­физ­ма.

Керсновский счи­тал вой­ну не­из­беж­ным след­ст­ви­ем че­ло­ве­че­ской жиз­ни, а ра­зо­ру­же­ние на­ро­дов — не­воз­мож­ным, так как для дос­ти­же­ния это­го «на­до пре­ж­де все­го этим на­ро­дам за­пре­тить ис­точ­ник кон­флик­тов — по­ли­ти­че­скую дея­тель­ность. А для то­го, что­бы за­претить по­ли­ти­ку, на­до за­пре­тить при­чи­ну, ее по­ро­ж­даю­щую, — не­пре­рыв­ное раз­ви­тие че­лове­че­ско­го об­ще­ст­ва, в пер­вую оче­редь раз­ви­тие ду­хов­ное, за­тем ин­тел­лек­ту­аль­ное и, на­ко­нец, ма­те­ри­аль­ное и фи­зи­че­ское. Прак­ти­че­ски это вы­ра­зит­ся в за­пре­ще­нии кни­го­пе­ча­та­ния и во­об­ще гра­мот­но­сти (яв­ле­ние со­вер­шен­но то­го же ло­ги­че­ско­го по­ряд­ка, что за­пре­ще­ние уду­шаю­щих га­зов и вве­де­ние при­ну­ди­тель­ной трез­во­сти), обя­за­тель­ном ос­ко­п­ле­нии всех ро­ж­даю­щих­ся мла­ден­цев и то­му по­доб­ны­ми ме­ро­прия­тия­ми, по про­ве­де­нии ко­то­рых «мо­раль­ное ра­зо­ру­же­ние» бу­дет осу­ще­ст­в­ле­но в пол­ном объ­е­ме, ис­чез­нут кон­флик­ты, но ис­чез­нет и при­чи­на, их по­ро­ж­даю­щая, — жизнь. Есть од­на ка­те­го­рия лю­дей, на­все­гда за­стра­хо­ван­ных от бо­лез­ней, — это мёрт­вые. Вы­мер­шее че­ло­ве­че­ст­во бу­дет из­бав­ле­но от сво­ей бо­лез­ни — вой­ны».

Вой­на, в его глазах, была не са­мым боль­шим бед­ст­ви­ем для че­ло­ве­че­ст­ва, «идео­ло­ги» обош­лись че­ло­ве­че­ст­ву до­ро­же за­вое­ва­те­лей», «по­сле­до­ва­те­ля­ми Рус­со про­ли­то боль­ше кро­ви, чем ор­да­ми Та­мер­ла­на».

Чтение книги — большое интеллектуальное наслаждение, плюсом к которому идёт образный русский язык автора.

SerafimСвятитель Серафим (Соболев). Фото: www.globallookpress.com

20. Святитель Серафим (Соболев) (1881–1950). «Русская идеология» (София, 1934). Надо читать совместно с продолжением — «Об истинном монархическом созерцании» (София, 1941).

Крупный православный богослов XX столетия, вскрывший многие фальшивые религиозные идеи русской интеллигенции, влиявшие и на политику (См.: «Новое учение о Софии, Премудрости Божией» (София, 1935), «Искажение православной истины в русской богословской мысли» (София, 1943). Последовательный антиэкуменист.

Характеризовал свою работу так: «Русская идеология… была весьма сильно извращена, вследствие отступления русского народа от православной веры. Но ныне народ наш возвращается к ней своими великими страданиями. А вернувшись к православной вере, он вернётся и к царской самодержавной власти, как основанной на этой вере… Вот в чём состоит русская идеология».

В 2016 году прославлен в лике святых в Русской и Болгарской Православных церквях.

Составитель этого имперского рейтинга понимает субъективность своего перечня, но считает эти книги объективно важными для становления правильного мировоззрения у каждого русского человека.

Источник

Adblock
detector