лучшие исполнители роли отелло

1470845 original

1466683 original

1460254 original 1460652 original 1460961 original 1461178 original 1461386 original 1461732 original

904599 original

В. А. Фаворский. Для каталога собственной выставки.
15 июля 1964 года
Автопортрет

Через полвека, уже будучи признанным мастером, Фаворский скажет:

«Вспоминая мою встречу с Холлоши в дни моей молодости, когда я только-только вступал в искусство, я обращаюсь к его памяти с глубочайшей благодарностью. Конечно, не он один меня учил и воспитывал, но он первый приоткрыл мне дверь в искусство и научил искать в натуре художественную правду, за что я всегда буду ему благодарен».

Умер художник 29 декабря 1964-го года в Москве.

1472601 original

Трагедия «Отелло» ставилась в театрах всего мира много и часто, в том числе в России, а потом и в СССР. Так в 1930-ом году во МХАТе Константином Сергеевичем Станиславским была осуществлена знаменитая постановка трагедии с Леонидом Леонидовым в роли Отелло и Аллой Тарасовой в роли Дездемоны. Эскизы декораций и костюмов к спектаклю нарисовал выдающийся театральный художник Александр Яковлевич Головин.

1022993 original

Ваграм Папазян перед спектаклем «Отелло» так настраивался на роль: он метался за кулисами, как тигр в клетке, и взвинчивал себя тирадами: «Говорите, Папазян плохой артист. Я вам всем докажу!».

1475363 originalЗамечательный советский осетинский артист Владимир Васильевич Тхапсаев (1910-1981) блистал в роли Отелло не только на родной сцене Северо-осетинского театра в Орджоникидзе (теперь Владикавказ), но и на лондонской театральной сцене.

В 1964-ом году, во время празднования 400-летия со дня рождения Уильяма Шекспира в Королевском театре в Лондоне, он был отмечен королевой Елизаветой как лучший в мире исполнитель роли Отелло. Владимир Тхапсаев играл на осетинском языке в составе труппы из актеров ведущих театров мира, специально приглашённых в столицу Великобритании для постановки трагедии Шекспира «Отелло».

Азанбек Джанаев (1919-1989)
Владимир Тхапсаев
в роли Отелло (1960)

1022993 original

Сальвини спокойно ждал, пока в зале утихнет буря. Потом неторопливо вышел на авансцену, оглядел ряды зрителей и начал медленно снимать белые перчатки, руки под которыми были тёмными. На минуту в зале повисла тишина, а затем публика буквально взвыла от восторга.

Сальв ини в роли Отелло

1473950 original

1467070 original

DESDEMONA
Just half an hour!
(Хоть полчаса!)

OTHELLO
While I’m doing this, I can’t pause for a moment.
(Нечто в том роде: «Душить я начал, в раж вошёл и не могу остановиться!»)

DESDEMONA
Just let me say one prayer!
(Позволь прочесть хотя б одну молитву!)

OTHELLO
It’s too late. (he smothers her)
(Слишком поздно! (Душит её))»

и вплоть до реплики Дездемоны с последующей ремаркой:

«DESDEMONA
No one. I did it myself. Give my love to my kind husband. Oh, goodbye!
(Никто. Я это сделала сама. Сообщи о моей любви мужу. О, прощай!)

DESDEMONA dies.
(Дездемона умирает.)»

1462520 original

1022993 original

1471104 original

1472456 original

1472217 original

1471867 original

1022993 original

1460151 original

1459940 original

Классические сюжеты зачастую становятся объектами для пародий, но, пожалуй, ни одно классическое произведение не пародировали так часто, как «Отелло» Шекспира.

1022993 original

1469819 original

Подставка под очки «Отелло»

1469819 original

1022993 original 1022993 original1022993 original

1472966 original

Источник

Тенор или баритон? Дуче или Duce? – две ипостаси «Отелло» в МАМТе

04.06.2019 2 комментария Просмотры: 139

Среди 26 опер Джузеппе Верди «Отелло» занимает особое место.

Абсолютная творческая вершина зрелого мастера, помноженная на вечный сюжет.

Трижды обращался к обожаемому «Папе Шекспиру» итальянский оперный гений. Первенцем стал «Макбет», написанный в 1847-м, в «галерные годы», когда молодой автор выдавал по одной-две новые оперы каждый сезон.

«Отелло» обдумывался и создавался почти сорок лет спустя прижизненным классиком, разменявшим восьмой десяток, после 16-летнего перерыва, последовавшего за успехом «Аиды». За полтора десятилетия «творческого кризиса» у композитора возникли наброски по другой трагедии Шекспира. Но опере «Король Лир» не суждено было родиться.

Судьбоносной стала встреча Верди с Арриго Бойто. Талантливый поэт и композитор сумел сделать из трагедии Шекспира «Отелло», а впоследствии и его же комедии «Фальстаф», превосходные либретто, вдохновившие строгого к текстам маэстро к написанию лучших поздних опусов.

Несмотря на общепризнанный статус «оперы опер»? вердиевский «Отелло» появляется на афишах значительно реже «Травиаты» или «Риголетто». Причина очевидна – архисложная вокально и затратная физически ничуть не меньше легендарных персонажей Вагнера заглавная партия Венецианского мавра.

Найти харизматичного героического тенора, каковым был первый исполнитель Отелло Франческо Таманьо, всегда непросто. Очередная постановка «Отелло», как правило, отталкивается от наличия главного героя.

Так было в советском ГАБТе, когда Б. А. Покровский поставил шедевр Верди в 1978-м, где блистательно играл и пел Владимир Атлантов. Воспоминания юности о том счастье, что дарил своим появлением на сцене Отелло Атлантова, а спектакль посчастливилось увидеть живьём аж 8 раз, определяют критерий отношения к этой опере.

МАМТ им.Станиславского и Немировича-Данченко обращался к «Отелло» в 1996-м, создав своего рода бенефис для темпераментного Вячеслава Осипова.

Главный герой нынешней премьеры – Арсен Согомонян. Уникальный прецедент успешного баритона, спевшего весь классический репертуар, внезапно для поклонников в расцвете лет обернувшегося драматическим тенором.

Но, повторю банальность: тенор не только голос, а ещё и диагноз! По своей психофизике Согомонян пока остаётся баритоном. Да, верха берутся уверенно, со звонким металлом, голос звучен и красив во всём диапазоне, хоть и лишён индивидуальной узнаваемости тембра. Но общая окраска темная, виолончельная.

И подобно тому, как хороший виолончелист сыграет почти любую скрипичную партию «на ставке», в крайней высокой позиции, вот так же воспринимается голос Арсена Согомоняна: баритон, поющий в теноровом диапазоне. В целом, для характеристики Отелло это убедительней попыток сладко-лирических теноров создавать образ мужественного полководца.

Невольно вспоминалась во время спектакля хрестоматийная запись «Отелло» с Артуро Тосканини. В заглавной партии там Рамон Винай, звучащий тоже сурово баритонально, без теноровых сантиментов. Однако именно это исполнение до сих пор упрямо предлагают студентам на лекциях по Истории зарубежной музыки преподаватели Московской консерватории, не признавая позднейших интерпретаций.

Читайте также:  лучшие недорогие водонагреватели на 50 литров

Не лишне упомянуть и про вдумчивую музыкальность Согомоняна, осмысленное понимание итальянского текста. Что касается актёрского решения – всё было сделано. И трепетная нежность к Дездемоне в начале, и быстрая внушаемость наветам Яго, и гнев, и страсть. И опустошение финала.

Пожалуй, педалировалось «ведь я не молод». Этот Отелло уже в любовном дуэте 1-го акта больше сидит, предлагая жене самой лобзать его. И далее сидячих мизансцен что-то многовато, словно храбрый воин сильно устал от жизни.

Что же, такая концепция допустима. Бархатистый тембр бари-тенора Согомоняна гармонично сочетался с солнечным сопрано Хиблы Герзмавы, Дездемоны. Но вот с Яго контраста не получалось. Хотя у Антона Зараева плотный драматический баритон. Как два оттенка одной краски. Это было здорово в Сцене клятвы в финале 2-го акта, но в интриганских моментах Яго и Отелло словно оба оказывались сразу на «тёмной стороне».

Яго у Антона Зараева молод, напорист и обаятелен. Хотелось бы побольше нюансов и поменьше фортиссимо, хотя голос сам по себе роскошный.

Дездемона для Хиблы Герзмавы – давно любимая роль, уже спетая на лучших оперных сценах, включая Метрополитен опера в Нью-Йорке. А финальная «Песня об иве» и «Аве Мария» входят в золотой концертный репертуар артистки. И в этот раз горестный плач покинутой Барбары и молитва прозвучали вокально безупречно, с истаивающими пиано.

Хорош был и объект ревности, беспечный Кассио. Ясный тенор Владимира Дмитрука легко справился с небольшой, но эффектной партией. Его военная простоватость выглядела искренней.

Похвалы заслуживают все компримарные персонажи: Родриго – Кирилл Золочевский, Лодовико – Роман Улыбин, Монтано – Максим Осокин. Герольд – Вячеслав Кирилюк.

Породистой статью запомнилась Эмилия Ларисы Андреевой.

Как всегда, на высоте оказался хор Музыкального театра под руководством Станислава Лыкова. Трогательно и нежно приветствовал Дездемону детский хор.

Отдельно об оркестре. Феликс Коробов подаёт партитуру ярко, броско. Темпы местами непривычно бодры (как практически весь первый акт до Любовного дуэта). Иногда, напротив, декларативно замирают.

Например, вступительный лейтмотив к монологу Яго – и вдруг замечаешь перевёрнутое Dies irae в этой теме. Но ведь интересно!

Несколько раз заметны были расхождения с хором и в ансамблях, впрочем, не критические. Свежо подан выход Отелло в финале, знаменитое соло группы контрабасов. Сыграно было не идеально, но достойно. После мучительно вязкой темы тревожное остинато альтов прошелестело в два раза быстрее обычного.

Жаль, что в программке не указали солиста на английском рожке. Тему Ивы он сыграл замечательно.

Ещё комплимент квартету виолончелей в 1-м акте, вступлению к Любовному дуэту, и перекличке труб за сценой в момент приезда послов в 3-м действии.

И поначалу «картинка» радовала и вдохновляла. Пёстрая толпа, в волнении следящая за бурей и терпящим бедствие кораблём Отелло, пенящиеся волны на проекции задника, в точности совпадающие с раскатами оркестра.

Золотой доспех Отелло-победителя, его же красочное мавританское одеяние (Художник по костюмам Дмитрий Андреев). Органичный танец празднующих киприотов (Хореограф Рамуна Ходоркайте). Лихая пьяная драка, спровоцированная Яго (отличная работа миманса).

А уж когда во 2-м действии тёмные панели задника повернулись мозаикой с плодами и цветами граната, открыв сидящих в апельсиновом саду прекрасных Дездемону и Эмилию, и в дальнем далеке узнаваемо обозначился силуэт невысоких зелёных гор, захотелось аплодировать художнику Мэтту Дили. Похоже и он любовался «запретной» с печальных событий 1974 года Фамагустой, где недолго правил исторический Отелло дель Моро.

Но не зря режиссёр Кончаловский просил не выкладывать фото из финала спектакля до премьеры и намекал на внезапное решение. Хотя «машина времени» в опере – приём банальный. Даже когда она срабатывает не сразу. Так и на сей раз.

С известием о приезде венецианских послов Отелло и Яго скинули широкие камзолы, под ними обнаружились галифе и сапоги, и облачились в серые френчи 20-го века. Затем и хор появился в чёрных рубашках мужчины и белых блузках и коротких чёрных юбках женщины. Ещё и руки представители «народа» вскидывали синхронно в нацистском приветствии!

У посла Лодовико кроме мундира на голове красовалась чёрная феска с золотыми кистями и петушиными перьями, в такой же форме вышли следом Кассио и Родриго. Импозантные в средневековых одеждах Отелло, Яго и прочие в галифе, которое в принципе на сцене ужасно, сразу стали грузными, неуклюжими.

Как апофеоз фашистской Италии в момент оскорбления Дездемоны из глубины выплыла огромная голова, похожая на посмертный памятник Муссолини в его родовом склепе. И лишь Дездемона, заблудившаяся во времени, страдала на авансцене в том же багряно-зелёном платье по моде кватроченто.

Объяснений от режиссёра не было. Намёк из интервью Хиблы Герзмавы:

«…когда Отелло теряет веру в любовь Дездемоны, мир вокруг него рушится».

Ещё можно домыслить: когда облечённый властью человек перестаёт критически оценивать свои и чужие слова и поступки, то неизбежно превращается в жестокого тирана. Допустим. Но тогда зачем эпоха и тиран даны не обобщённо, а так конкретно? Навеяло игрой слов: Дуче – как титул Муссолини и «nostro Duce”(вождь, правитель) – обращение к Отелло в итальянском оригинале? Маловато!

Вот уж кто не отмечен историками в числе ревнивцев, так Дуче Муссолини. Две жены, шестеро законных детей, куча национал-патриоток, прыгавших в объятия по первому зову. И, наконец, последняя любовь, Клара Петаччи, моложе диктатора почти на 30 лет, добровольно разделившая его участь, вцепившись в рукав Бенито в момент расстрела партизанами.

Читайте также:  лучшие подушки для сна рейтинг 2021 года

Плюс в голове недоуменно всплывает: а ведь Кипр в годы правления Муссолини уже сто лет как был британским и ни в каких разборках не участвовал.

В общем, запутал всё Андрей Сергеевич Кончаловский, хотя уж его в незнании исторического контекста трудно упрекнуть. Обещал, что режиссура не станет мешать восприятию музыки. Так и было до финала 3 акта. Но фашистские мундиры, признаюсь, настолько обескуражили, что серьёзно помешали внимательно услышать грандиозный ансамбль солистов и хора.

Финал уже не так шокировал. Ну кровать модерновая, ну Эмилия в узкой юбке по колено. Спасибо, Дездемона молилась в серо-перламутровом длинном пеньюаре, словно вне времени.

Трагедия ревности не привязана к историческим датам. Она существовала с античности и, увы, не изжита по сей день. Имя Отелло за четыреста лет существования трагедии Шекспира стало нарицательным ревнивца. Но именно Верди, на излёте века романтизма, поднявшего «на щит» эпоху Ренессанса, подчеркнул интеллект, благородство души и одновременно доверчивость Венецианского мавра. Противоречие, свойственное многим личностям Возрождения.

Жестоко поиграв со смещением во времени финала, постановщик обеднил целостность восприятия спектакля. Сцена раскаяния и смерти венецианского кондотьера Отелло вызывает сочувствие вплоть до слёз катарсиса.

Самоубийство душевно больного фашистского генерала, отворачивающийся от него истукан Дуче, воспринимается холодным рассудком лишь как финальная точка в сумбурной попытке патриарха отечественной режиссуры не прослыть ретроградом.

telegram cmn site tatiana elagina

Татьяна Елагина

Публиковаться начала в 1999 году в специализированных журналах: «Звукорежисёр», «Шоу-мастер», Install Pro, «Технология праздника». С 2011 стала постоянным автором интернет-порталов «OperaNews.ru» и «Belcanto.ru», а также электронной и бумажной версии журнала
«Музыкальная жизнь» и портала «Музыкальные сезоны».
Специализируется на интервью с оперными певцами, дирижёрами, музыкантами-струнниками и др. В 2017 принимала участие в
работе экспертной комиссии оперной премии «Онегин».

С 2019 сотрудничает как автор статей об оперных певцах с электронной версией БРЭ. По основной специальности – музыкальный архивист, звукорежиссёр-редактор Электронной базы МГК им. Чайковского и участник проекта «Электронный архив Большого театра».

Источник

«Венеция» в Химках, мавр-Бондарчук и шекспировская драма в Крыму: как снимали фильм «Отелло»

25 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения признанного мэтра отечественного кино – Сергея Бондарчука. В честь юбилея режиссера и актера телеканал «МИР» покажет художественный фильм «Отелло» (1955 г.). Роль мавра Отелло в этой картине Сергея Юткевича принесла Бондарчуку не только мировую известность, но и судьбоносную встречу с будущей супругой – исполнительницей роли Дездемоны, молодой актрисой Ириной Скобцевой. Съемки фильма проходили в красивейших местах Крыма, и за кадром, на фоне ослепительного моря и стен средневековой крепости, кипели страсти похлеще шекспировских.

В этой статье мы расскажем, как снималась картина, отмеченная наградами нескольких международных фестивалей.

Средневековые крепости и «Венеция» в Химках

Идея экранизировать «Отелло» посетила Сергея Юткевича во время просмотра постановки пьесы в одном из театров. Уже тогда у него было свое четкое видение того, как нужно показывать Шекспира на экране. Юткевич был убежден в том, что все попытки превратить творения английского драматурга в «костюмированную мелодраму или фантазию», делая акцент лишь на сюжете, заранее обречены на провал. Он считал, что сила произведений Шекспира «не в сюжетных хитросплетениях, а в том, что он прибавлял к ним, в том цельном и могучем мировоззрении…». И взгляд на «Отелло» у Юткевича тоже был свой, особый: он был убежден, что кульминацией трагедии главного героя стало не убийство Дездемоны, а миг, когда он узнает о предательстве самого близкого друга. По мнению режиссера, эта пьеса не столько о любви, ревности и мести, сколько о вере в человека – именно утратив эту веру (а это случилось именно тогда, когда Отелло узнал о вероломстве Яго), герой окончательно «ломается» и сводит счеты с жизнью.

В работе над фильмом Юткевич большое внимание уделял деталям. Внимательный зритель обратит внимание на то, как мастерски режиссер использует цвета (красный – цвет любви и вместе с тем трагедии, надвигающейся беды, крови – в течение всего фильма сопровождает Отелло, а в финале переходит на Дездемону, белый – цвет невинности и чистоты – сопровождает Дездемону и т.д.), отдельные объекты, показанные крупным планом (платок Дездемоны, черные руки Отелло и т.д.). Но главная роль, безусловно, была отведена природе, которая и в произведениях Шекспира служит важным дополнением сюжета и становится как бы соучастником происходящего.

Съемки картины происходили в нескольких локациях. Основная часть сцен была снята в Крыму и в Одесской области. Режиссер хотел использовать в кадре как можно больше аутентичной архитектуры, поэтому все крепости, которые мы видим на экране – это настоящие средневековые сооружения. Так, в фильме можно увидеть Аккерманскую крепость XVI века, расположенную в устье Днестра, в городе Белгороде-Днестровском (Одесская область, Украина). А в некоторых кадрах действие разворачивается на развалинах генуэзской крепости в Судаке.

16aa44629dea512e50ef72c5e48fb5da244287744be3700f7bad89170c2ce9ed кадр из фильма «Отелло». 1955 год. Режиссер Сергей Юткевич. Производство Мосфильм

Бюджет фильма не позволял соорудить величественную Лестницу Гигантов, где должны были разворачиваться некоторые ключевые сцены фильма. Но и здесь Юткевич и главный оператор картины Евгений Андриканис проявили смекалку.

«Сложнее обстояло дело с Венецией, мне нужна была Лестница Гигантов, как известно, находящаяся возле Дворца дожей. Мне эту декорацию из сметы исключили, так как она стоила 80 тысяч рублей, а снять в ней можно было по сценарию только 80 полезных метров. Неожиданно Венеция «нашлась» в Химкинском речном порту. Тот же зоркий Андриканис высмотрел удачную верхнюю точку, откуда широкоугольным объективом можно было снять сквозь арку речного вокзала ступени лестницы и воду канала. Осталось только нанести узор на каменную площадку набережной, расставить по кадру несколько типичных венецианских причалов и спустить на воду гондолу. Так действительно оказалось, что 80 тысяч тратить не нужно, и хотя это не было похоже на Лестницу Гигантов на площади святого Марка, но образ Венеции сохранился и никому потом, даже в Италии, не пришлось упрекать нас в неправдоподобии», – писал Юткевич в своей книге «Кино – это правда 24 кадра в секунду».

Лауреат и девочка-студентка: любовь на всю жизнь

К подбору актеров режиссер также подошел со всей ответственностью. С самого начала у Юткевича не было никаких сомнений в том, что Сергей Бондарчук блестяще справится с ролью Отелло. Бондарчук к тому моменту уже имел за плечами солидный багаж ролей и звание Народного артиста СССР. Воплотив образ чеховского доктора Дымова в фильме Самсона Самсонова «Попрыгунья», актер мастерски быстро и легко переключился на романтический образ Отелло в экранизации Юткевича. Именно после этого фильма о Бондарчуке заговорили как о выдающемся актере трагического плана. Его тандем с Андреем Поповым в роли Яго критики признали исключительно талантливым.

Читайте также:  лучшая дебетовая карта с бесплатным обслуживанием 2021 кэшбэком

Актрису на роль Дездемоны Юткевич подбирал с особой тщательностью. Примерить на себя эту роль согласились бы десятки опытных и востребованных кинодив, но свой выбор режиссер остановил на совсем юной студентке. Ирина Скобцева училась на последнем курсе школы-студии МХАТ, когда неожиданно получила приглашение на кинопробы. Узнав, что на роль ее партнера в картине утвержден Сергей Бондарчук, девушка не на шутку разволновалась.

«Он был уже тогда очень знаменит. Народный артист, лауреат. А кто была я? Девчонка, студентка, еще не определившаяся в жизни», – вспоминала Ирина Скобцева.

Однако между ними сразу возникла симпатия, переросшая в пылкую страсть. Впрочем, этот роман отнюдь не был безоблачным, ведь ни Сергей, ни Ирина в тот момент не были свободны. Бондарчук состоял во втором браке с актрисой Инной Макаровой, а Скобцева была замужем за студентом МГУ Алексеем Аджубеем.

Но чувства оказались сильнее обстоятельств, и очень скоро актеры поняли, что не могут жить друг без друга. Когда они открыто объявили о своих отношениях и намерении пожениться, их браку пытались помешать все – от друзей и коллег до чиновников самого высокого ранга. По словам Скобцевой, пожениться им разрешили «лишь через несколько лет». Свадьба состоялась в 1959 году. При этом непосредственно перед росписью жених поставил невесте два условия: никогда не расставаться и иногда давать ему возможность помолчать хотя бы пару дней. Этот брак оказался на редкость крепким и счастливым: Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева шли по жизни рука об руку 35 лет.

fe708749ebffae6144e7e38975dbffd098f542195049acbf24afd16fdbf73f5d кадр из фильма «Отелло». 1955 год. Режиссер Сергей Юткевич. Производство Мосфильм

Чудеса гримера и международное признание

Перед тем как приступить к съемкам актеры в течение шести недель репетировали, уделяя особое внимание кульминационным эпизодам. Режиссер старался не прыгать «с места в карьер»: он давал актерам время вжиться в роль, лучше почувствовать своих персонажей, привыкнуть к ним. Такая возможность была, поскольку работа над сценами шла последовательно, то есть в том же порядке, что и у Шекспира. Только финальная сцена, в которой Отелло несет тело Дездемоны на башню, была снята раньше сцены убийства в спальне.

Возможно, если бы не реальная страсть, связывавшая их в жизни, образы Отелло и Дездемоны не получились бы такими искренними и выразительными. Но, конечно, свою роль вкупе с чувствами и актерским даром сыграли блистательные костюмы и грим. Изысканные одежды героев переносят зрителя в эпоху Венеции XV века, заставляя проникнуться атмосферой того времени, людей и нравов. Безусловно, насыщенный черный грим Бондарчука, который каждый день наносили по несколько часов, не сделал его похожим на представителя негроидной расы, и сегодня его европейские черты в сочетании с антроцитовой кожей выглядят скорее нелепо. Тем не менее, внешнее сходство с Отелло – явно не главное, что принесло успех его игре и картине в целом. Неспроста в фильме так много планов, где крупно показаны глаза актера – дикие, страстные, исполненные то гнева, то неизбывной боли, то жажды мести.

Фильм «Отелло» по достоинству оценили не только в Советском Союзе (у него было даже больше просмотров, чем у легендарного «Гамлета» Григория Козинцева (1964 г.)), но и за рубежом. Картина получила Золотую ветвь Каннского фестиваля за лучшую режиссуру, а также Золотую медаль Международного кинофестиваля в Дамаске. Исполнившая роль Дездемоны Ирина Скобцева была удостоена звания «Мисс шарм Каннского кинофестиваля».

Сегодня этот фильм, возможно, выглядит немного театральным по своей стилистике, а в игре актеров в какие-то моменты чувствуется излишний пафос. Однако, невзирая на это, лента сделана с большим вкусом и размахом, цветные съемки для того времени выполнены превосходно, а работа костюмеров и декораторов заслуживает высших похвал. И пусть в актерской карьере Сергея Бондарчука этот фильм не стал центральным, он сыграл очень важную роль в восприятии его как актера трагического плана.

Источник

Adblock
detector