лучше малое праведнику паче богатства грешных многа
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 36:16
Свт. Афанасий Великий
Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа
Лучше малое праведнику, то есть, малая милость Господня выше всякого богатства в мире.
Толкование на псалмы.
Прав. Иоанн Кронштадтский
Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа
Знаешь, как наслаждаться Господом? Размышляй об Нем, об Его совершенствах беспредельных – и ты получишь для себя величайшее наслаждение, ни с чем не сравнимое. Наслаждайся Им, любя Его, и Он исполнит желания, сердца твоего; Он будет слушать тебя как друга и ни в чем не откажет тебе. Нечестивцы быстро преходят и забываются. Праведники, напротив, оставляют после себя вечную память в своих делах и в своем потомстве. Они наслаждаются миром Божиим в своей душе. Праведник и немногим доволен, притом больше, чем богатый грешник множеством богатства своего.
Дневник. Том I. 1856.
Блж. Феодорит Кирский
Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа
Иметь у себя одно необходимое и быть правдивым, говорит Пророк, лучше беззаконнаго богатства и неправеднаго изобилия. Потом, показывая плоды того и другаго, говорит:
Евфимий Зигабен
Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа
Праведнику, говорит, лучшим кажется имущество, состоящее из немногих движимых и недвижимых вещей с правдою, нежели великое богатство, с неправдою и похищением, как приобретают его грешники—любостяжатели. Посему мы не должны ревновать, т. е. побуждаться к подражании грешникам в приобретении великого и неправедного богатства, но—к подражанию праведных в стяжании немногого и праведного богатства.
Слово Божеств. Кирилла: Грешник, говорит, иногда богатеет, и расширяется здешними удовольствиями, не имея более ничего, кроме земных наслаждений: а нищий сердцем и любитель правды от всего подобного удаляется, любя кроткую и целомудренную нищету. Но для него лучше сие, нежели великое богатство грешников. И Феодорита: лучше, говорит, довольство с правдою, нежели беззаконное богатство и неправедное имущество.
Лопухин А.П.
Ст. 16-17 Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа. Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь
Выражение 16 ст. объясняется содержанием 17. Так как нечестивые гибнут, их сила («мышцы») сокрушается Богом, то и приобретенное ими не может быть прочно, в каком бы количестве оно ни было собрано. Наоборот, то малое, что ость у праведных, не только не утрачивается, но постепенно увеличивается, так как Господь «их подкрепляет».
Прот. Григорий Разумовский
Ст. 16–17 Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа. Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь
В 17-м стихе слово мышца значит «сила». Подробное объяснение этого слова смотри в Пс. 9:36. Богатство, которым обладают грешники, многих прельщает и возбуждает зависть во многих: многие сами желали бы сделаться богами. Но так как с обладанием богатством соединяются многие порочные наклонности и страсти, как, например: гордость, расточительность или же скупость и жадность, привычка к широкой, роскошной жизни, самонадеянность и многие другие, то пророк, желая оградить убогого праведника от зависти к богатству, которое угрожает человеку отпадением от добродетельной жизни и уклонением на путь неправды и беззакония, говорит, что гораздо полезнее человеку довольствоваться малым при праведной жизни, нежели обладать многим богатством с неправдою, предаваясь порочной и беззаконной жизни. Опаснее же всего надеяться на силу богатства, в чем повинны бывают все богатые грешники. Потому что сила эта опирается на мышце плотяной, которая изнемогает: мышцы грешных сокрушатся, а потому сила богатства не помогает. А крепость и сила праведных утверждает праведных, и они хотя и колеблются демонами и людьми, но, поддерживаемые Божественною благодатью, стоят и превозмогают встречающиеся с ними напасти (блж. Феодорит [6, с. 169]). Грешник, при всем своем богатстве, не избежит вечной погибели, потому что, умирая, ничего с собою из тленных благ не возьмет, и слава его не сойдет с ним в могилу. Праведный же, во всю свою жизнь надеявшийся не на богатство тленное, но на Бога, спасающего и оживотворяющего всех, жив будет во век.
Объяснение священной книги псалмов.
Толкование на Псалтирь 36:16
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Псалтирь 36:16 / Пс 36:16
Афанасий Великий (
Лучше малое праведнику, то есть, малая милость Господня выше всякого богатства в мире.
Источник: Толкование на псалмы.
Иоанн Кронштадтский (1829−1908)
Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа
Знаешь, как наслаждаться Господом? Размышляй об Нем, об Его совершенствах беспредельных — и ты получишь для себя величайшее наслаждение, ни с чем не сравнимое. Наслаждайся Им, любя Его, и Он исполнит желания, сердца твоего; Он будет слушать тебя как друга и ни в чем не откажет тебе. Нечестивцы быстро преходят и забываются. Праведники, напротив, оставляют после себя вечную память в своих делах и в своем потомстве. Они наслаждаются миром Божиим в своей душе. Праведник и немногим доволен, притом больше, чем богатый грешник множеством богатства своего.
Источник: Дневник. Том I. 1856.
Феодорит Кирский (386/93−
«Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа». Иметь у себя одно необходимое и быть правдивым, говорит Пророк, лучше беззаконнаго богатства и неправеднаго изобилия. Потом, показывая плоды того и другаго, говорит:
Евфимий Зигабен (
Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа.
Праведнику, говорит, лучшим кажется имущество, состоящее из немногих движимых и недвижимых вещей с правдою, нежели великое богатство, с неправдою и похищением, как приобретают его грешники—любостяжатели. Посему мы не должны ревновать, т. е. побуждаться к подражании грешникам в приобретении великого и неправедного богатства, но—к подражанию праведных в стяжании немногого и праведного богатства.
Слово Божеств. Кирилла: Грешник, говорит, иногда богатеет, и расширяется здешними удовольствиями, не имея более ничего, кроме земных наслаждений: а нищий сердцем и любитель правды от всего подобного удаляется, любя кроткую и целомудренную нищету. Но для него лучше сие, нежели великое богатство грешников. И Феодорита: лучше, говорит, довольство с правдою, нежели беззаконное богатство и неправедное имущество.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Ст. 16−17 Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа. Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь.
Выражение 16 ст. объясняется содержанием 17. Так как нечестивые гибнут, их сила («мышцы») сокрушается Богом, то и приобретенное ими не может быть прочно, в каком бы количестве оно ни было собрано. Наоборот, то малое, что ость у праведных, не только не утрачивается, но постепенно увеличивается, так как Господь «их подкрепляет».
Псалтирь 36:16
Толкования:
Блж. Феодорит Кирский
Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа
Иметь у себя одно необходимое и быть правдивым, говорит Пророк, лучше беззаконнаго богатства и неправеднаго изобилия. Потом, показывая плоды того и другаго, говорит:
Евфимий Зигабен
Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа
Праведнику, говорит, лучшим кажется имущество, состоящее из немногих движимых и недвижимых вещей с правдою, нежели великое богатство, с неправдою и похищением, как приобретают его грешники—любостяжатели. Посему мы не должны ревновать, т. е. побуждаться к подражании грешникам в приобретении великого и неправедного богатства, но—к подражанию праведных в стяжании немногого и праведного богатства.
Слово Божеств. Кирилла: Грешник, говорит, иногда богатеет, и расширяется здешними удовольствиями, не имея более ничего, кроме земных наслаждений: а нищий сердцем и любитель правды от всего подобного удаляется, любя кроткую и целомудренную нищету. Но для него лучше сие, нежели великое богатство грешников. И Феодорита: лучше, говорит, довольство с правдою, нежели беззаконное богатство и неправедное имущество.
Лопухин А.П.
Ст. 16-17 Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа. Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь
Выражение 16 ст. объясняется содержанием 17. Так как нечестивые гибнут, их сила («мышцы») сокрушается Богом, то и приобретенное ими не может быть прочно, в каком бы количестве оно ни было собрано. Наоборот, то малое, что ость у праведных, не только не утрачивается, но постепенно увеличивается, так как Господь «их подкрепляет».
Прав. Иоанн Кронштадтский
Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа
Знаешь, как наслаждаться Господом? Размышляй об Нем, об Его совершенствах беспредельных – и ты получишь для себя величайшее наслаждение, ни с чем не сравнимое. Наслаждайся Им, любя Его, и Он исполнит желания, сердца твоего; Он будет слушать тебя как друга и ни в чем не откажет тебе. Нечестивцы быстро преходят и забываются. Праведники, напротив, оставляют после себя вечную память в своих делах и в своем потомстве. Они наслаждаются миром Божиим в своей душе. Праведник и немногим доволен, притом больше, чем богатый грешник множеством богатства своего.
Прот. Григорий Разумовский
Ст. 16–17 Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа. Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь
Свт. Афанасий Великий
Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа
Лучше малое праведнику, то есть, малая милость Господня выше всякого богатства в мире.
Псалом 36
В минуты отчаяния, бессилия и бед у человека остается лишь одна надежда и вера – Господь. В тексте псалма 36 Давида изложена главная мудрость, которую царь познал в жизни — только Господь может принести людям покой и спасение.
Текст молитвы Псалом 36
На церковнославянском языке
Псалом Давиду
1 Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящим беззаконие.
2 Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут.
3 Уповай на Господа и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея.
4 Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца Твоего.
5 Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит:
6 и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне.
7 Повинися Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку, творящему законопреступление.
8 Престани от гнева и остави ярость, не ревнуй еже лукавновати.
9 Зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, тии наследят землю.
10 И еще мало, и не будет грешника, и взыщеши место eго, и не обрящеши.
11 Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира.
12 Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими.
13 Господь же посмеется eму, зане прозирает, яко приидет день eго.
14 Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем.
15 Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся.
16 Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа.
17 Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь.
18 Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет.
19 Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут.
20 Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша.
21 Заемлет грешный и не возвратит, праведный же щедрит и дает.
22 Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся.
23 От Господа стопы человеку исправляются, и пути eго восхощет зело.
24 Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку eго.
25 Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семени eго просяща хлебы.
26 Весь день милует и взаим дает праведный, и семя eго во благословение будет.
27 Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века.
28 Яко Господь любит суд и не оставит преподобных Своих, во век сохранятся. Беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится.
29 Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней.
30 Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык eго возглаголет суд.
31 Закон Бога eго в сердце eго, и не запнутся стопы eго.
32 Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити eго.
33 Господь же не оставит eго в руку eго, ниже осудит eго, егда судит eму.
34 Потерпи Господа и сохрани путь Его, и вознесет тя, еже наследити землю, внегда потреблятися грешником узриши.
35 Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския.
36 И мимо идох, и се не бе, и взысках eго, и не обретеся место eго.
37 Храни незлобие и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну.
38 Беззаконницы же потребятся вкупе: останцы же нечестивых потребятся.
39 Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби.
40 И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на Него.
На русском языке
Псалом Давида
1 Не соревнуйся с творящими зло и не завидуй делающим беззаконие,
2 ибо они, как трава, скоро засохнут, и, как свежая зелень, скоро опадут.
3 Уповай на Господа и делай добро, и поселись на земле, и будешь пастись среди богатства её;
4 насладись Господом, и Он даст тебе по прошениям сердца твоего.
5 Открой пред Господом путь твой и уповай на Него, и Он сотворит,
6 и откроет, как свет, правду Твою и решение о Тебе – как полдень.
7 Покорись Господу и умоли Его, не соревнуйся с преуспевающим на пути своём, с человеком, творящим беззаконие!
8 Удержись от гнева и оставь ярость, не ревнуй до того, чтобы делать зло,
9 ибо делающие зло истребятся, ожидающие же Господа, они унаследуют землю.
10 И ещё немного, и не будет грешника, и поищешь места его и не найдёшь.
11 А кроткие унаследуют землю и насладятся множеством мира.
12 Подстерегать будет грешник праведного и скрежетать на него зубами своими,
13 Господь же посмеётся над ним, ибо предвидит, что наступит день его.
14 Меч извлекли грешники, натянули лук свой, чтобы низвергнуть нищего и бедного, пронзить правых сердцем.
15 Меч их да войдёт в сердца их, и луки их да сокрушатся.
16 Малое лучше для праведного, чем многое богатство грешных,
17 ибо мышцы грешных сокрушатся, а праведных подкрепляет Господь.
18 Знает Господь пути непорочных, и наследие их вовек пребудет,
19 не постыдятся они во время злое и в дни голода будут насыщены. Потому что грешники погибнут,
20 враги же Господни сразу, как прославились они и возвысились, исчезли, как дым, исчезли.
21 Занимает грешник – и не возвращает, а праведник сострадает и даёт,
22 ибо благословляющие его унаследуют землю, а проклинающие его истребятся.
23 От Господа шаги человека направляются, и пути Его возжелает он сильно,
24 когда будет падать, не разобьётся, ибо Господь поддерживает руку его.
25 Я был молод, и вот, состарился и не видел ни праведника оставленным, ни семени его, просящим хлеба, –
26 весь день милует и взаймы даёт праведный, и семя его в благословении будет.
27 Уклонись от зла, и сделай добро, и живи во век века,
28 ибо Господь любит суд, и не оставит святых Своих, они будут вовек под охраной. Беззаконные же будут изгнаны, и семя нечестивых истребится.
29 А праведные унаследуют землю и поселятся во век века на ней.
30 Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд, –
31 закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его.
32 Наблюдает грешный праведного и ищет умертвить его,
33 но Господь не отдаст его в руки его и не осудит его, когда тот будет судим.
34 Положись на Господа и сохрани путь Его, и Он возвысит Тебя, чтобы тебе унаследовать землю; истребление грешников ты увидишь.
35 Видел я нечестивого, превозносящегося и возвышающегося, как кедры ливанские;
36 и мимо прошёл, и вот, нет его, и поискал его, и не нашлось места его.
37 Храни беззлобие и блюди правоту, ибо есть будущность человеку мирному,
38 а беззаконные истребятся вместе, остатки нечестивых истребятся.
39 Спасение же праведных – от Господа, и Он – защитник их во время скорби;
40 и поможет им Господь, и избавит их, и освободит их от грешных, и спасёт их, ибо они уповали на Него.
История написания
Царь Давид жил 3000 лет назад, поэтому песни в Псалтири стали своеобразной летописью его жизни. В псалме 36 Давид говорит о своей старости, что говорит об окончании его правления на момент написания этой песни. В тексте собрана главная мудрость, те наставления, которые царь считает необходимыми для молодого поколения.
Песнь псалма 36 похожа на учение, которое Давид мог бы поведать своему сыну Соломону. Он говорит о том, что лишь Господу известны пути человека, в его руках находится судьба и суд людей, и только в Боге можно найти истинное утешение и покой.
Когда читать псалом 36?
Песни царя Давида, из всех книг Библии, читают чаще всего во время богослужений. Но всё же каждый псалом имеет свой смысл, поэтому читают их лишь в определенное время и в особых случаях. Псалом 36 на русском языке или в других переводах читают при нападках от врагов. Если другие люди затевают зло, без всяких оснований обвиняют и клевещут, то следует обратить к Господу. В руках Господа находятся спасение и процветание праведных и кара для грешников. Не людям судить своих врагов или же мстить им, но они должны передать виновных на суд Божий.
Толкование
Псалом 36 – это наставление, мудрость, которую царь Давид познал за свою жизнь. Каждый стих песни имеет собственный смысл, толкование псалма 36 состоит из понимания отдельных стихов:
Как читать псалом 36?
Песни Псалтири можно читать как дома, так и в храме, в любом переводе: на русском, старославянском и других языках. Рекомендуется использовать текст псалма 36 на старославянском языке, но лишь потому, что на этом языке проводятся церковные службы. Дома читать молитву лучше перед иконами, это позволяет сосредоточиться на обращении к Господу, что крайне важно. Нельзя читать псалом 36 в суете, это будет неуважительно, и такая просьба вряд ли будут услышана.
Псалом 36
Псалом этот составляет поучительную песнь о том, что счастье нечестивого быстро проходит, а невинность и правда, хотя и подвергаются угнетению, в конце концов пребывают торжествующими. Эта основная мысль псалма, с некоторыми, впрочем, отступлениями, развиваемая с разных сторон, может быть выражена в таком виде: если ты видишь, что иногда в этом мире нечестивые благоденствуют, а праведники бедствуют, то не завидуй счастью грешников, не ропщи на управляющий миром Промысл Божественный, не теряй веры и надежды: скоро дело примет другой вид: после кратковременного счастья нечестивцев постигнет погибель, а праведник за свою добродетель и упование на Бога получит богатую награду. Известно, что представления евреев древнейшего времени о земном назначении человека и о будущем воздаянии были довольно неясны, а потому и понятно, если взоры их преимущественно обращены были на земное воздаяние и если они от правды Божией здесь уже ожидали награды за добродетель и наказания за порок. Так и в настоящем псалме: страдающий праведник утешает себя уверенностью в торжестве своей правды уже здесь, на земле, а не теми наградами, какие обещаны и ожидают его в будущем. И Сам Бог в Ветхом Завете для утешения Своих праведников и для устрашения грешников нередко уравнивал уже на земле разности нравственного мироправления и воздаяния, как это мы видим в судьбе праведного Иова. Псалом сей, как показывают и надписание и содержание его, написан Давидом, добродетель коего восторжествовала, между тем как временное счастье Саула, Навала, Ахитофела, Авессалома и других скоро погибло. При ясности общей мысли псалма в нем есть немало таких изречений, которые требуют объяснения.
Пс.36:1–2 Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут.
Слово лукавнующий значит: «коварный, хитрый, злой». Зелие злака – значит: «зелень травная, мелкая зеленая трава». Пророк Давид, как духовный врач, наученный горьким опытом, преподает верующему наставление, как он должен смотреть на благоденствие нечестивых и злобных людей и как относиться к ним. Видя нечестивых благоденствующими, когда сам находишься в беде и несчастии, не старайся подражать им в беззаконной жизни и не думай роптать на Бога, как бы несправедливо распределяющего земные блага. Потому что кажущееся счастье коварных людей и беззаконников кратковременно и скоропреходяще. Бдящий над судьбами людей и всего мира Промысл Божий не попускает нечестивым надолго благоденствовать и веселиться: они, как трава, скоро будут подкошены, и как зеленеющий злак, скоро завянут и упадут. Не сказал пророк, что благополучие нечестивых скоро погибнет, но что сами нечестивые скоро погибнут, а вместе с ними и все благоденствие и вся слава их уничтожатся. Если же и видим иногда, что нечестивые чрез продолжительное время пользуются счастьем и все коварные и злодейские намерения и планы их исполняются благополучно, то и такое кажущееся продолжительным и прочным благоденствие не должно смущать верующих: благополучие нечестивых, как бы ни было продолжительно, все таки оно временно и потому имеет конец, а благоденствие и благополучие праведных вечно: «В память вечную будет праведник» ( Пс.111:6 ), ибо «праведники во веки живут» ( Прем.5:15 ).
Пс.36:3–4 Уповай на Господа и твори благостыню: и насели землю, и упасешися в богатстве ея. Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего.
После увещания в том, чтобы не завидовать благополучию нечестивых, пророк словами настоящих стихов возбуждает верующего к добродетели, к вере и упованию на Бога, говоря как бы так: если хочешь быть всегда счастлив и благополучен, то знай, Кто виновник всякого благополучия, и от Него одного ожидай всякого блага, на Него надейся: уповай на Господа. А чтобы упование твое было твердо и благонадежно, твори благостыню, делай добро по заповедям Божиим. И насели землю. Что это за земля, о которой пророк говорит здесь и в последующих стихах (9, 11, 22, 29, 34) сего псалма? Это Ханаанская земля, та самая текущая медом и млеком земля, которая обещана была Богом патриархам народа еврейского Аврааму, Исааку и Иакову и досталась в наследие их потомкам, населившим ее по обетованию Божию. Изгнание из этой земли, лишение удела, доставшегося при разделе ее (при Иисусе Навине) или по наследству, было для еврея величайшим несчастьем, знаком отвержения, лишения Богом наследства; спокойное же и счастливое пребывание (население) в этой земле составляет великое счастье, знак особенной Божественной милости. Поэтому выражения: насели землю, и упасешися в богатстве ея – имеют следующий смысл: уповая на Господа и исполняя Его заповеди, ты спокойно будешь жить в наследии земли твоей и будешь пользоваться всем богатством ее: она принесет изобильные плоды, и ты в довольстве будешь извлекать из нее все для тебя потребное. Но это, конечно, не составит полного твоего счастья и благополучия, для которого недостаточно одних вещественных благ и удовольствий. Этим счастьем довольствуются одни нечестивые. Для благочестивых же и праведных есть особые блага – высшие, и особенные удовольствия – духовные, на которые пророк и указывает здесь словами: Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего. Наслаждение Господеви состоит в том, чтобы расположить и предать себя тем духовным занятиям, которыми совершается исполнение заповедей Божиих и уравнивается человеку путь спасения. Так, когда приходим в храм Божий и погружаемся в молитву, мы наслаждаемся Господеви, потому что и сами чувствуем духовное, небесное наслаждение и вместе с тем составляем предмет усладительный для Господа. В таком состоянии находился Давид, когда он говорил: «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем» ( Пс.121:1 ). Равно, когда внимательно слушаем Слово Божие или благоговейно читаем его, в сердце нашем, как в сердцах апостолов, слушавших Самого Господа, возгорается огонь ( Лк.24:32 ), который, конечно, не жжет, а проливает в сердце усладительную теплоту. «Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь», – говорит Давид ( Пс.38:4 ). Эта сладость есть сладость Господеви, потому что она и нам дает ощущать любовь к нам Господа, и в сердце нашем воспламеняет любовь к Господу, тогда и Господь наслаждается человеком. Это и выразил Давид, когда в другом псалме молитвенно воспел: «Да усладится Ему беседа моя» ( Пс.103:34 ). И как благочестивый человек услаждается молитвой и исполнением заповедей Божиих, так и Господь снисходит к нему и услаждает Своею таинственной беседой. Отсюда и понятно, почему наслаждающимся Господеви Бог подает прошения сердца их: милосердый Бог желает утешить их исполнением их желаний, и они не допускают в сердце свое никакого желания, которое было бы оскорбительно для Господа. Правда, трудно дойти до такого состояния, чтобы с услаждением предаваться духовным занятиям, – но что же без труда достается человеку?
Пс.36:5–6 Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит. И изведет яко свет правду твою и судьбу твою яко полудне.
Пс.36:7 Повинися Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку творящему законопреступление.
Повинися – значит: «помолчи, покорись»; не ревнуй спеющему – значит: «не завидуй успевающему». Здесь псалмопевец повторяет почти то же, что сказал в первом стихе, но только здесь мысль его выражена точнее и определеннее. Нередко приходится видеть, что человек успевает во всех делах и начинаниях своих, даже в делах законопреступных, – и это служит немалым искушением для праведных – увлечься примером законопреступника и вступить на его законопреступный путь. Пророк Давид, предостерегая праведника от сего искушения, говорит: повинися Господеви, т.е. будь покорен Богу, исполняй Его святую волю по Его заповедям и умоли Его, т.е. всегда обращайся к Нему с молитвою. Помолчи, не ропщи на Бога, когда не знаешь причин тех или иных действий и проявлений Божественного мироправления, в молчании покорись воле Божией и вместе с тем молись, проси Бога и с терпением ожидай просимого. Не смотри на успехи нечестивого и не думай подражать ему, не завидуй преуспевающему в делах своих человеку беззаконному, который, совершая злые дела, по-видимому благоденствует.
Пс.36:8–9 Престани от гнева и остави ярость: не ревнуй, еже лукавновати, зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, тии наследят землю.
Ярость означает высшую степень гнева. Завистливое воззрение, как бы так говорит пророк, на успехи нечестивого в делах его может поселить в сердце твоем гнев и возбудить ярость, – ты не предавайся этим пагубным страстям: престани от гнева и остави ярость. Если хочешь быть благополучным и счастливым, то поревнуй людям праведным, делающим добро и правду и уповающим на Господа, но никак не ревнуй злым, чтобы делать зло. Помни, что делающие зло погибнут, лукавнующии потребятся. Не будь же сообщником им в том, еже лукавновати, не подражай неправедным делам тех, благополучие коих тебе завидно. Знай, что только те спокойно поживут на своей земле, которые с терпением ждут награды от Господа, терпеливо и спокойно ожидают исполнения обетований Его, потому что «верен Господь во всех словесех Своих» ( Пс.144:13 ) и силен исполнить то, что обещал; они наследят землю, по обетованию Его.
Пс.36:10–11 И еще мало, и не будет грешника: и взыщеши место его и не обрящеши. Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира.
В сих изречениях другими словами повторяются те же самые мысли, которые выражены в первых трех стихах. Там сказано, что лукавнующие, или, что то же, грешники, как полевая трава скоро высыхает или как зелие травное пропадает, так и они скоро погибнут, истребятся (ст. 9), а здесь пророк говорит, что еще не много времени пройдет, и не будет грешника (умрет он лютою смертью – Пс.33:22 ), посмотришь на его место, а его уже и нет. Так кратковременно его счастье и благоденствие! Но не такова судьба праведных и кротких, которые не предаются ропоту и гневу и не допускают в сердце свое преступного чувства зависти и ярости, а с упованием на Господа терпеливо переносят свою участь и ожидают милости от Бога: им уготована награда не на земле только, но и на небе, не временное только благоденствие, но и вечное блаженство. Кротцыи наследят землю. Согласно Божественным обетованиям ( Втор.12:1, 9–12 ), высшая награда за верность Богу, за кротость и другие добродетели пророкам и вообще ветхозаветным праведникам представлялась в виде наследия земли обетованной, спокойного пребывания в этой земле, мирного пользования сокровищами и богатствами ее (см. объяснения ст. 3 и 4). Господь Бог, изрекший здесь устами пророка о наследии кроткими земли обетования, указал как бы неясным намеком на будущее блаженство в наслаждении изобильным миром (множеством мира). В Новом Завете Господь Иисус Христос, возвышая понятия ветхозаветных праведников о будущем вечном воздаянии, назвал кротких блаженными и повторил буквально изречение псалмопевца, сказав: «блажени кротцыи: яко тии наследят землю» ( Мф.5:5 ), причем под землею разумел, конечно, не Палестину, или обетованную землю, и не Иерусалим, город этой земли, а тот небесный Иерусалим (евр. «жилище мира»), в котором будут вечно блаженствовать все праведники ( Евр.12:22 ), наслаждаясь о множестве мира (еп. Порфирий: «преизбытком мира»), того мира, данного Самим Господом ( Ин.14:27 ), «который превыше всякого ума» ( Флп.4:7 ).
Пс.36:12–13 Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими. Господь же посмеется ему, зане прозирает, яко приидет день его.
Назирает – значит: «наблюдает, усматривает», прозирает – «видит, предвидит, предусматривает». Здесь, желая утвердить праведника на избранном пути веры и благочестия, пророк увещевает его быть твердым и постоянным в уповании на Бога, в кротости и других добродетелях и не опасаться тайных злоумышлений и наблюдений со стороны грешника, как бы так говоря: хотя грешник, не терпя добродетели праведника, почитая ее обличением своей порочности, наблюдает скрытно за праведником, как бы уловить его, и даже, подобно свирепому зверю, скрежещет зубами своими, как бы желая растерзать его, и хотя праведник и не знает о таких злоумышлениях против него со стороны беззаконника, но он не должен забывать, что есть Всевидящий Бог, Который посмеется суетным умышлениям грешника, потому что как Всевидящий, Он видит день падения и погибели его. И хотя Бог и попускает иногда нечестивому убивать праведника или причинить ему какой-либо вред, однако прежде чем успеет он умертвить тело (а не душу) праведника, сам убивает душу свою, уготовляет душу свою «на день гнева и откровения праведного суда Божия» ( Рим.2:5 ) и подвергает себя вечной погибели. И потому не достоин ли посмеяния, а вместе и горького сожаления тот, кто, устрояя погибель другому, сам своей близкой погибели не видит?!
Пс.36:14–15 Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем. Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся.
Пс.36:16–17 Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа. Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь.
Пс.36:18–19 Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет. Не постыдятся во время лютое и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут.
Время лютое – значит: «злое, лукавое, бедственное время». Пророк дополняет и подтверждает здесь о праведниках то же, что говорил о них выше, называя их непорочными и говоря, что Господь не оставляет без внимания жизнь праведных. Пути жизни их Ему вполне известны. Так как Господь и Себя Самого называет путем, по которому должны идти все верующие в Него: Аз есмь путь, – говорит Он ( Ин.14:6 ), то, конечно, Он знает и тех, которые идут по сему пути. «Позна Господь сущыя Своя» ( 2Тим.2:19 ). Зная пути непорочных, Он благоволит к ним и благословляет дни их. Достояние праведных есть Царство Небесное, которое они наследуют по непреложному обетованию Его: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие» ( Мф.25:34 ), – и сему «Царству Его не будет конца» ( Лк.1:33 ), и потому достояние праведных в век будет. Не постыдятся во время лютое, т.е. когда наступит бедственное время голода, они не будут нуждаться: Господь Бог чрез благотворительных людей напитает их: во днех глада насытятся, как Илия-пророк в пустыне питаем был чрез ворона, и как многие другие праведники чудесным образом насыщаемы были от Бога. После недолговременного притеснения со стороны грешников для праведных наступает счастливая жизнь, потому что притеснители их погибнут, т.е. не только потеряют счастье сей жизни, но и лишатся вечного спасения: яко грешницы погибнут. Время лютое и дни глада некоторыми отцами Церкви понимаются и толкуются в духовном смысле, именно: под первым разумеют время искушений и гонений за веру или время будущего Суда, которое будет горько и бедственно для грешников, для непорочных же – непостыдно, потому что им будет вспомоществовать благодать Божия. А под днями глада – последние дни кончины мира, когда не будет ни сеяния, ни жатвы, и когда праведники, все алчущие и жаждущие правды насытятся оправданием и прославлением от Бога ( Мф.5:6 ), – когда настанет время «явитися славе Божией» ( Пс.16:15 ).
Пс.36:20 Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша.
В переводе с греческого еп. Порфирия слова эти читаются так: «Враги же Господа, во время славы их и превознесения, исчезая, как дым исчезли». А в соответствии и в связи с предыщущими двумя стихами изречения сего стиха имеют такой смысл: непорочные люди как други Божии будут иметь вечное наследие в Царстве Отца Небесного и в бедственное время гонений или Страшного Суда Христова не постыдятся; врази же Господни, все грешные и нечестивые, скоро после своего возвышения и прославления будут исчезать наподобие дыма, который вскоре после того как поднимется кверху, исчезает и совсем пропадает, так что не остается и следа его. Славянское купно – то же, что русское «совокупно, вместе, все заодно». Под именем врагов Господних некоторые толковники (Зигабен [7, с. 228] и др.) разумеют в пророческом смысле врагов Господа Иисуса Христа, которые в то время, как осудили и распяли Христа и тем самым думали прославляться и превозноситься, вместе с тем (купно) уже начинали исчезать и приближаться к своей погибели, которая, будучи предсказана Спасителем ( Лк.21:6, 20–24 ), вскоре постигла их: спустя 38 лет по вознесении Иисуса Христа Иерусалим разрушен, иудейская земля разорена римлянами и весь народ сей земли исчез и рассеялся как дым.
Пс.36:21–22 Заемлет грешный и не возвратит: праведный же щедрит и дает. Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся.
В изречениях этих стихов заключается разъяснение и подтверждение того, что сказано выше, в стихах 16 и 17. Обладая часто и великим богатством, грешник не бывает доволен, а в постоянных стремлениях за приобретением еще большего старается захватить чужую собственность, иногда и не по праву, захватывает под видом займа, с тем чтобы потом не возвратить: заемлет грешный и не возвратит. К такой неправде побуждает его жадность, любостяжание, ненасытное стремление к большему обогащению и привычка к роскоши, по которой он ведет расходы свои с превышением доходов. Праведный же, наоборот, довольствуясь малым своим достатком, не расширяет и не увеличивает жизненных своих потребностей, а, удовлетворяя самые необходимые и существенные свои нужды, находит возможным уделять ближним и из малого и, являя свою щедрость, уподобляется тем Щедродателю всех Богу: праведный же щедрит и дает. За такую свою доброту и щедрость праведный сподобляется милости и благословения от Господа. По переводу с еврейского 22-й стих читается так: «ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся». Праведный, на котором почиет благословение Господне, наследует землю, т.е. получит в награду от Господа Царство Небесное, а грешники, которые беззаконной и неправедной жизнью раздражали Господа и тем низводили на себя проклятие Его, истребятся, погибнут.
Пс.36:23–24 От Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело. Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку его.
В сих изречениях пророк продолжает описание действий благоволения Божия и промышления в отношении к праведному человеку, говоря, что все намерения, предприятия и действия (стопы) праведника направляются к добру и управляются к благому предназначению по воле Божией. Все поступки, все поведение и вся жизнь праведного, направляемые по воле Божией и сообразные с этой волей, становятся богоугодными: доброго пути его Господь восхощет зело, т.е. Он с особенным благоволением взирает на добрую жизнь праведного и в случае преткновения или падения его не допустит его разбиться и погибнуть: егда падет, не разбиется. Падение человека бывает двоякого рода: физическое и нравственное. Здесь нужно разуметь и то и другое: т.е. если человек впадет в какое-либо несчастье, если приключится ему какая беда, то в праведном уповании на Господа, Который поддерживает, подкрепляет руку его, человек сей избавится от беды и под тяжким бременем скорби и несчастья не изнеможет, не впадет в отчаяние и не погибнет. Равным образом, если человека верующего обуревают страсти и он подвергнется тяжкому искушению грехопадения, и тогда он не разбиется, не потеряет страха Божия, вера и надежда на Бога удержат его на пути истины и правды: благодать Божия укрепит его слабую волю, и помощь Божия не допустит его до совершенного падения.
Пс.36:25–26 Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы. Весь день милует и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет.
Здесь псалмопевец из собственного опыта и наблюдения представляет свидетельство особенного промышления Божия о праведнике, и не только о нем самом, но и о потомстве его. Милость и помощь Божия никогда не оставляют праведного человека, и благословение Господне почиет не только на нем, но и на семени его, т.е. на детях и внуках его. Юнейший бых – так говорит о себе псалмопевец, т.е.: я был еще очень молод, и с той самой юности моей, с тех пор как стал сознавать себя и людей, с того самого времени как стал понимать житейские отношения людей между собой и их отношения к Богу, и до сей поры, до самой старости моей (ибо состарехся), во всю жизнь мою я нe видел ни одного верующего и праведного человека, который был бы оставлен Богом и угнетаем бедностью в такой степени, что нуждался бы в куске хлеба. Я не видел даже семени его, т.е. потомков его, до такой степени обедневших, чтобы они своею крайней бедностью вынуждались просить хлеба, или милостыни. Напротив, я, говорит, видел, что праведник всегда имеет возможность другим оказывать милость, сам подает милостыню и уделяет другим взаимообразно. А потому и семя его бывает благословенно от Бога (во благословение будет), т.е. потомки его не только не нищенствуют, не выпрашивают у других хлеба, но и благословляются от Бога всяким довольством и обилием даров земных и духовных.
Пс.36:27–28 Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века. Яко Господь любит суд и не оставит преподобных Своих: во век сохранятся: беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится.
В изречениях сих заключаются повторения или подтверждения и разъяснения того, что сказано было выше, в сем же и в других псалмах. Уклонися от зла и сотвори благо – слова эти буквально содержатся в 15-м стихе 33-го псалма, где они и объяснены. Здесь же, в связи с предыдущим, этими словами пророк желает утвердить праведника на пути правды и добродетельной жизни и тем самым укрепить его в надежде не только на долголетие временной земной жизни, но и на нескончаемое блаженство вечного бытия. Праведник, говорит он, всегда пребывает в милости у Бога, и благословение Божие почиет над ним и его потомством, посему и ты (всякий человек) уклоняйся от зла, не делай ничего греховного и сотвори благо, будь добродетелен, и ты будешь не только долголетен, но и наследуешь вечное блаженство в будущем нескончаемом веке (вселися в век века). Потому что Господь любит суд, т.е. Он правосуден, воздает каждому по правде и потому добродетель и праведность не оставляет без награды, – и не оставит преподобных (то же, что – «праведных») Своих, как и выше сказал (ст. 25). Праведные отличаются милостью, весь день милуют, и Господь всегда к ним милостив: «Блажени милостивии, – говорит Христос Спаситель наш, – яко тии помиловани будут» ( Мф.5:7 ), получат вечное спасение: во век сохранятся. Беззаконницы же, т.е. все нечестивые и законопреступники будут изгнаны (изженутся), т.е. не только лишатся всех благ, уготованных праведным, но отошлются Вечным и Праведным Судией в муку вечную, изгонятся «во огнь Вечный; уготованный диаволу и ангелом его» ( Мф.25:41, 46 ). И не только сами нечестивые и беззаконники будут изгнаны «во тму кромешную» ( Мф.25:30 ), но и все потомство их, и семя нечестивых потребится. Как семя праведника, говорит, пребудет в благословении Божием, так семя нечестивых потребится, и таким образом исполнится слово Господне, изреченное чрез законодавца Моисея: «Аз есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертого рода ненавидящим Мене, и творяй милость в тысящах любящим Мя и хранящим повеления Моя» ( Исх.20:5–6 ; Втор.5:9, 10 ).
Пс.36:29–31 Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней. Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его.
В словах 29-го стиха псалмопевец повторяет то, что уже раньше сказал в стихах 9, 11 и 18, именно, что все праведники, с терпением ожидающие милости Божией, не только будут пользоваться благами земли, обетованной и дарованной им от Бога, но и вселятся на новой земле вечного Царства Божия, будут наслаждаться вечным блаженством в той земле. В последующих изречениях (ст. 30 и 31) изложена характеристика праведника: в них говорится о том, чем заняты уста праведного, о чем он любит больше всего говорить, что главным образом служит предметом его помышлений, чувств и желаний сердечных и какова его деятельность. Премудрость Божия, проявляющаяся в творении мира и промышлении о нем, настолько высочайшая и всеобъемлющая ( Дан.2:21–22 ; 1Кор.2:16 ), настолько беспредельная и неизмеримая ( Пс.146:5 ; Рим.11:33 ), что превышает всякое понятие человеческое ( Ис.55:9 ), – эта премудрость Божественная служит любимым предметом поучений для праведника, уста его поучатся премудрости, так что благотворное влияние этой премудрости обнаруживается и вовне: «Уста праведнаго каплют премудрость» ( Притч.10:31 ). Поучаясь в премудрости Божией, праведник и языком своим говорит о Суде Божием, понятие и ведение которого не сокрыто было от праведных ( 1Пар.16:33 ; Еккл.3:17 ). Всякий человек любит говорить о том, что всегда имеет и постоянно носит в сердце своем ( Мф.12:34–35 ). А так как у праведного всегда закон Бога его в сердце его, то он и говорит о сем законе, а вместе с тем и о Суде, который определен для исполнителей и нарушителей закона. И блажен тот человек, воля которого направлена по закону Господню ( Пс.1:2 ), которому весьма любезны заповеди Божии ( Пс.111:1 ) и который день и ночь поучается в сем законе: не запнутся стопы его, т.е. все дела его, все его поведение, направленное по закону Божию, будет твердо и безукоризненно, его слова будут тверды на Суде, и он «во век не поколеблется» ( Пс.111:5–6 ).
Пс.36:32–33 Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити его: Господь же не оставит его в руку его, ниже осудит его, егда судит ему.
Другими словами, здесь повторяется то же самое, что сказано в стихах 12 и 13. Праведный, имея закон Божий в сердце и исполняя его, делается противным грешнику, нарушающему закон и пренебрегающему им; потому что любящие и исполняющие закон тем самым являются обличителями беззаконной жизни грешников, которые прилагают особенное внимание к тому, чтобы уловить праведника если не в деле, то хотя в слове, прилежно наблюдают (сматряют), что делает и что говорит праведный, чтобы запнуть стопы его, чтобы нанести ему вред, всячески домогаются, ищут того, чтобы, если можно, умертвить его. Так поступали в отношении к Господу Иисусу Христу злобные и нечестивые враги Его, иудейские книжники и фарисеи, искавшие повода и основания к тому, «како Его погубят» ( Мк.3:2, 6 ). Но Господь не оставляет праведника без Своей помощи и не предаст его в руки врагов его, не попустит Господь, чтобы праведный остался во власти грешника. «Такого промысла удостоился Авраам, когда дважды похищена была Сарра, и Исаак, подвергшийся тому же, также и Иаков, когда подпал зависти брата и тестя, подобной же милость удостоился и Иосиф, когда вооружились против него завистью и клеветою» (блж. Феодорит [6, с. 172]). И как в настоящей жизни Бог не оставляет праведника, так и во время будущего Суда не осудит, когда грешник будет судиться с праведником, против которого он злоумышлял.
Пс.36:34 Потерпи Господа и сохрани путь Его, и вознесет тя, еже наследити землю: внегда потреблятися грешником узриши.
Здесь Давид опять обращает речь свою в наставление и увещание праведнику, говоря как бы так: но как бы ни злоумышлял и что бы ни делал нечестивый в отношении к праведнику, ты все-таки не теряйся, не падай духом, надейся на Господа и терпением ожидай (потерпи) Его помощи, твердо иди путем заповедей Божиих, и Господь вознесет тя, защитит и прославит тебя в глазах грешников, ты получишь ту награду, которая уготована всем праведным, унаследуешь новую землю в Царстве Христа Бога ( Мф.5:5 ; 2Пет.3:13 ). А грешники, искавшие твоего падения и погибели, сами погибнут, и ты увидишь (узриши), когда настанет время их истребления, сам будешь очевидцем их погибели.
Пс.36:35–36 Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры ливанския: и мимоидох, и се, не бе, и взысках его, и не обретеся место его.
Здесь кедрами ливанскими названы деревья, растущие на горах Ливанских и отличающиеся необычайной высотой и многоветвистостью. Горы Ливанские (Белые горы) лежат на севере от Палестины и служат границей между Иудейской землей и Сирией. Сказав в предыдущем стихе, что праведник сам увидит, когда настанет время истребления нечестивых, теперь говорит: и я видел нечестивого, который превозносился и возвышался наподобие кедров ливанских, т.е. стоял на высочайшей степени власти и чести, славился богатством и роскошной обстановкой, так что все его благополучие казалось крепким и вечным, но вот, спустя некоторое время, довелось проходить мне мимо того места, где он возвышался, – и его как бы не было, поискал его, не осталось ли хоть каких-нибудь следов от его величия, и не обретеся место его, т.е. его как бы и совсем там никогда не было. Не назвал пророк по имени того нечестивого, падение которого так живо он изобразил здесь, но очевидно, что он разумел или Голиафа, или Саула, или других, им подобных, горделиво возносящихся нечестивцев. Велик и силен был Голиаф, но настолько страшно было поражение его, что повлекло за собою не только его погибель, но и бегство всего войска филистимского. Могуч и славен был Саул, но, отверженный Богом, он не только подвергся жестокому поражению от врагов, но и весь род его, все потомство его было истреблено на глазах самого гонимого им Давида. Так исчезают, как дым, и самые следы величайшего могущества земного по допущению Божию! Так гордость человеческая ослепляет глаза смертным, что они не видят своей зависимости от верховного Существа и не могут усмотреть находящейся у ног их опасности!
Пс.36:37–38 Храни незлобие и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну. Беззаконицы же потребятся вкупе: останцы же нечестивых потребятся.
Здесь слово незлобие означает «невинность, непорочность», правота – «правда, справедливость, праведность», останок – «остаток, конец, будущность». О каком это останке говорит пророк, и кого он разумеет под именем человека мирна? Под именем человека мирного св. пророк разумеет человека нелицемерно благочестивого. Истинно благочестивый, сохраняя непорочность (незлобие) и стремясь к праведности, находится в мире с Богом. В нем исполнилось усиленное желание проповедников мира, говорящих: молил вас, братие, от имени Христова – «примиритеся с Богом» ( 2Кор.5:20 ). Мирно живет он и с ближними. Он не допускает причин, которые бы заставили его нарушить мир. Мир нарушается неправдою, злобою, притеснением. Но все это противно истинному благочестию. Часто искание земных выгод или приобретений изгоняет мир и сеет враждебные чувства, а благочестивый ничего не ищет не только на земле, но и на небе, кроме Господа. «Что ми есть на небеси; и от Тебе что восхотех на земли. часть моя, Боже, во век» ( Пс.72:25–26 ). «Все вменяет он за уметы (навоз, сор. – Ред.), да Христа приобрящет» ( Флп.3:8 ). Иногда неосторожность в слове, любовь к спорам и словопрениям гонят мир из среды людей. А отчего эти споры? От тщеславия и самолюбия. Но до того ли праведнику или благочестивому, чтобы искать тщетной славы? Он знает, что Богу угоден сокровенный сердца человек, который усовершается «в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» ( 1Пет.3:4 ). До того ли ему, чтобы клеветать, порицать и осуждать? Он всегда погружен в самоосуждение, занят строгим препиранием с внутренними помыслами и чувствами. Для него всего дороже мир: «Мир Твой даждь нам, Господи, вся бо воздал еси нам» ( Ис.26:12 ), потому что только мирное сердце способно к любви, только в мире возможно богомыслие и созерцание Господа. Сему-то мирному человеку есть останок на земле. Во времена Ветхого Завета, когда ожидали Благословенного Семени, почитали особенным милосердием Божиим потомственное продолжение рода. Это продолжение рода и во все времена принимается как благословение Божие. С продолжением потомства дома хранится и соединенная с благословением память мирного и благочестивого человека, который, пользуясь миром, может много сделать полезного для ближних. Память праведных с похвалами, – говорит Премудрый ( Притч.10:7 ); но не такова участь нечестивых: имя их угасает, и скоро погибает память их. Блж. Феодорит, Иероним и другие под именем «останцы» разумеют вечную жизнь и будущее воздаяние [6, с. 173]. Беззаконники, все нечестивые обречены на погибель, после них ничего не остается: останцы их потребятся.
Пс.36:39–40 Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби: и поможет им Господь и избавит их, и измет их от грешник и спасет их, яко уповаша на Него.
Какая бы ни приключилась скорбь праведным, они не должны забывать, что у них есть сильный Защитник и Помощник Господь, спасение Которого не подлежит сомнению. В самых затруднительных обстоятельствах Он поможет им. Если отяготеют над ними и продолжатся тяжелые бедствия и искушения, и тогда не должны падать духом и отчаиваться, помня, что есть Кому избавить их от искушений и бед. Козни и нападения со стороны грешник и беззаконников также не должны устрашать праведных, потому что Господь есть Бог вечный и всемогущий Правитель всего мира, Который силен изъяти праведных из руки грешных. «Надеющиися на Господа, – по словам Премудрого, – уразумеют истину, и вернии (праведные) в любви пребудут Ему, яко благодать и милость в преподобных Его» ( Прем.3:9 ), и Он спасет их, ибо они надеялись на Него.
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8